25 тестов по лексике русского языка

Тест с ответами: “Лексикология”

1. Лексикология – это раздел лингвистики, который изучает:
а) синтаксические особенности языка
б) словарный состав языка +
в) способы образования слов
г) способы произнесения слов

2. Лексическое значение слова – это:
а) смысл слова, отражение в слове представлений о явлениях действительности +
б) стилистическая окраска слов
в) особенности образования и изменения слова
г) совокупность признаков слова как элемента класса слов или элемента синтаксиса

3. Лексикология делится на:
а) два раздела
б) три раздела
в) четыре раздела
г) пять разделов +

4. Какую из перечисленных проблем не изучает лексикология:
а) структуру (стратификацию) словарного состава языка
б) лексическое значение слова
в) функционирование слов
г) морфология слов +

5. Какой раздел не включает лексикология:
а) лексическая семантика
б) лексическая грамматика +
в) лексическая система
г) лексикография

6. Имена собственные изучает:
а) семантика
б) этимология
в) лексикография
г) ономастика +

7. Омонимы – это:
а) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но различающие по
значению +
б) слова, разные по своему звукобуквенному составу, но близкие или
одинаковые по значению
в) слова, разные по своему звукобуквенному составу и противоположные
по значению
г) слова, близкие или одинаковые по звукобуквенному составу, но разные
по значению

8. Раздел лексикологии, изучающий составление словарей:
а) семантика
б) этимология
в) лексикография +
г) ономастика

9. Неологизмы – это:
а) новые слова, недавно появившиеся в русском языке +
б) заимствованные слова
в) слова, появившиеся в русском языке в последнее столетие
г) исконно русские слова

10. Синонимы – это:
а) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но различающие по
значению
б) слова, разные по своему звукобуквенному составу, но близкие или
одинаковые по значению +
в) слова, разные по своему звукобуквенному составу и противоположные
по значению
г) слова, близкие или одинаковые по звукобуквенному составу, но разные
по значению

11. Антонимы – это:
а) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но различающие по
значению
б) слова, разные по своему звукобуквенному составу, но близкие или
одинаковые по значению
в) слова, разные по своему звукобуквенному составу и противоположные
по значению +
г) слова, близкие или одинаковые по звукобуквенному составу, но разные
по значению

12. Лексика – это:
а) словарный запас человека
б) словарный состав языка с фразеологией включительно +
в) словарный состав слов
г) грамматически правильное написание слов

13. В какой из строк приведены синонимы:
а) погода, климат, температура
б) лебедь, ворона, скворец
в) родина, отчизна, отечество +
г) часы, пояс, гребень

14. В какой строке приведены антонимы:
а) чистый, свежий
б) высокий, низкий +
в) адресат, адресант
г) умный, мудрый

15. В какой строке приведены омонимы:
а) кран, перо, лук +
б) город, село, поселок
в) подозрительно, неспроста, недаром
г) листья, яблоня, мята

16. Сколько слов содержит современный словарь русского языка:
а) более 120 тысяч слов +
б) более 100 тысяч слов
в) более 92 тысяч слов
г) более 87 тысяч слов

17. В каком предложении одно из слов употреблено в переносном значении:
а) желтые листья медленно падали на землю
б) яркое солнце быстро съело тонкий ледок +
в) и редкий солнца луч, и первые морозы
г) утром бухта наполнилась плавучим льдом

18. В каком из примеров слово «свежий» употреблено в прямом смысле:
а) свежий вид
б) свежая рубашка
в) свежий хлеб +
г) свежий взгляд

19. Какие из перечисленных слов устарели:
а) суффикс, сокол, лазурь, рейтинг
б) лексика, модальность, мрамор, раковина
в) лето, комедиант, форель, фонетика
г) писарь, пахарь, свичода, рекрут +

20. Какое из перечисленных слов является диалектным:
а) какаду
б) телефон
в) комедия
г) петух +

21. В какой из фраз слово «золотой» употреблено в переносном значении:
а) золотая осень +
б) золотое кольцо
в) золотая корона
г) золотой слиток

22. В каком словаре необходимо смотреть значения слов:
а) орфографическом
б) словообразовательном
в) толковом +
г) энциклопедическом

23. Какой из фразеологизмов имеет значение «очень быстро»:
а) во весь опор +
б) задать жару
в) нога за ногу
г) душа в душу

24. Какие из слов не являются антонимами:
а) типичный – уникальный
б) альянс – союз +
в) сытый – голодный
г) хитрый – простодушный

25. В каком словаре необходимо смотреть правильное написание слов:
а) орфографическом +
б) словообразовательном
в) толковом
г) энциклопедическом

26. Что из перечисленного означает «халатно, кое-как»:
а) по щучьему велению
б) не всё коту масленица
в) спустя рукава +
г) сматывать удочки

27. Слова «планировка» и «планирование» являются:
а) омонимами
б) паронимами +
в) антонимами
г) синонимами

28. Какие из приведенных слов являются лишними:
а) великан – карлик
б) мягкий – жесткий
в) враг – друг
г) луна – месяц +

29. Что из приведенного является фразеологизмом:
а) лапти
б) кот наплакал +
в) лазер
г) дизайнер

30. Какое слово является однозначным:
а) аппарат
б) мотоцикл +
в) земля
г) кисть

Читайте также:  Буквы звуки английского языка для детей

Источник

Тест по теме «Лексика. Культура речи » (5 класс)
тест по русскому языку (5 класс) на тему

Тест по теме «Лексика. Культура речи » (5 класс) проверяет умение учащихся определять значение слова (прямое\переносное, однозначное\многозначное), находить синонимы, антонимы, омонимы, находить олицетворения. Состоит из 12 вопросов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: русский язык

Учитель: Овчинникова В.В.

Вид работы: контрольное тестирование по теме «Лексика. Культура речи».

А1. Какое слово является однозначным?

а) чудесная история, деревянный стол

б) серебряная ложка, ласковый ветерок

в) холодный взгляд, черствое сердце

3. В каком предложении есть антонимы?

1) Рана заживает, а рубец остаётся.

2) Пришлось долго, терпеливо ждать.

3) Метель метёт, и вьюга плачет.

4) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

а) красный – желтый б) дом – сад в) избушка – домик г) красивый – уродливый

1) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

2) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

3) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.

4) Яблоки не кислые, а сладкие.

а) скучно б) уныло в) тоскливо г) бесполезно

8. Продолжите ряд синонимов : бежать, …

б) (песчаная) коса – (девичья) коса

в) далекий – дальний

Говядину можно тушить с овощами.

11. Определите, многозначные или однозначные записанные слова.

Язык, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, колонка, мышь.

а) сосулька плачет, ребенок рыдает

б) время бежит, сердце поёт

в) ель машет лапой, костер горит

1. Какое слово является однозначным?

2. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?

а) хвойное дерево, еловые шишки

б) лазурный берег, ласковый ветер

в) безоблачное небо, тупой карандаш

1) Хлеб мягкий, свежий.

2) Ищи не дом, а соседей.

3) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

4) Корень учения горек, а плод его сладок.

а) телефон – телеграф б) движение – покой в) голова – нога г) невежа – неряха

1) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.

2) Сова спит днём, а охотится ночью.

3) В поэтической речи глаза часто называют очами.

4) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

а) нужный б) важный в) необходимый г) недолговечный

8. Продолжите ряд синонимов : маленький, …

9. В каком ряду приведены омонимы?

а) телевизор – телефон

б) ножка (стола) – ножка (ребенка)

в) тушить (свет) – тушить (курицу)

10. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Рысь — осторожное и ловкое животное.

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.

11. Определите, многозначные или однозначные записанные слова.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, колонка, мышь.

Источник

Тест на тему Лексика

Представлены тестовые задания по русскому языку для проверки знаний учащихся по теме лексика

Просмотр содержимого документа
«Тест на тему Лексика»

Тест на тему лексика

А) словарный состав языка с фразеологией включительно.

Б) словарный разбор слов.

В) словарный запас человека.

Г) словарный состав слов.

2. Слово свежий принято в прямом смысле в строке.

3. Слово чистый принято в прямом смысле в строке.

4. Слово танцевать принято в прямом смысле в предложении.

А) В весеннем рощи, на пенечку, танцевала танец Мавка свой.

В) Танцевала душа под дождем.

Г) Где-то в душе танцевала осень — дождь из слез, ноябрь из мыслей.

5. Слово золотой принято в переносном смысле в строке.

6. Слово лисий принято в переносном смысле в строке.

7. В предложении « Львов был … Даниилом Галицким » пропущено слово.

8. В предложении «Софию охватила … печаль »пропущено слово.

9. К эмоционально окрашенной лексике относятся все слова строки.

А) водичка, чернявенький, палач, кот

Б) белочка, рыбка, сердечко, хорошенький

В) бабушка, дед, сестренка, дядя

Г) рученька, девушка, парень, зелененький

10. Омонимы использованы в предложении.

Б) Полевые клены, тополя и березы уже выбросили клейкие листочки,

вспыхнули живым огнем.

В) Спеют яблоки, и зреет виноград, зреют сливы золотистые.

Г) Она здесь только и делала, что всем думала, гадала, могущих в деле

11. Синонимический ряд образуют слова.

А) ограждение, забор, частокол, плетень, плот

Б) мужественный, героический, величавый, торжественный

В) хороший, злой, добрый, плохой

Г) снег, иней, град, дождь

12. Синонимы использованы в строке.

А) белокурая девочка — беленькая девочка •

Б) говорить громко — говорить громко

В) тихая погода — ветреная погода

Г) сходить на гору — спускаться с горы

13. Из представленных в скобках синонимов оба варианта возможны в предложении.

А) (Пошел, направился) казак куда глаза глядят.

Б) (Обычный, рядовой) речной причал приютился в камышах.

Г) Каждая ночь приближала его к страшному дня, нельзя было (предпочел-

палачи, чесаться), оттягивать.

14. Нельзя заменить поданным в скобках вариантом выделенное слово в предложении.

А) Мировой рынок (базар) сложился на почве международного разделения труда

в период зарождения и развития капиталистических отношений.

Читайте также:  Варка говяжьего языка в кастрюле когда солить

Б) По дальним пожарище искра братства (братства) тлела.

В) Тридцать лет они отработали (отработали) в цехе.

Г) Необходимо укреплять семью, семейные отношения (отношения), отвод-

ты родителей, обратиться к традициям рода.

15. Выделенное слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении.

А) Водитель притормозил мотоцикла.

Б) Шоферы такси начали сигналить.

В) Мы целились в прорези пулемета, таким же образом «охотились» и на во-

действие танка — он через щель смотрел за движением машины.

Г) Сила Тамара в трамвай,, но ей кажется, что шофер слишком медленно едет.

16. Антонимами есть слова.

А) военный — военный

В) мокрый — холодный

17. Антонимы приняты в предложении.

А) Долго не ссоры, потому хвалить будет некогда.

Б) В сердцах отвага соколиная, и гнев, и ярость к хищным стай.

В) То есть слово всем давало то развлечение, то совет.

Г) Мы с вами знаем, что значит кричать, что значит шуметь, ле-

18. Фразеологический оборот принят в предложении.

А) В Сечи был такой обычай, что каждый должен повиноваться воле старшего,

жить в братстве друг с другом и вести себя благочинно.

В) Листья с сумму желтеет, а некоторое стесненного кровавится.

Г) Поступает рассвет яркий, и звездная ранний сев росой бросается на травы.

19. Значение «начало и конец чего-либо» имеет фразеологизм.

В) прокрустово ложе

20. Неправильно определено значение фразеологического оборота.

21. Не совпадает по значению с другими фразеологизм.

А) ободрать как липку

В) обобрать до нитки

Г) подвести под монастырь

22. Значение фразеологизма « варить воду »

А) строить свои рассуждения, основываясь на ненадежных, ложных отра

моста или на выдумках; придумывать что-то

Б) постоянно, без причин проявлять недовольство кем-то, ставить непо

последовательно, противоречивые требования

В) работать без общения с другими, не используя чужого

23. Фразеологизм — синоним слова дремать.

В) играть на нервах

24. Фразеологические обороты являются синонимами в строке.

А) крутиться на скользком — крутиться как белка в колесе

Б) между молотом и наковальней — между небом и землей

В) чертики пускать — глазами играть

Г) нанести поражение — нанести бане

25. Антоним к фразеологизма «снимать стружку» есть в предложении.

А) Хотя из бедного богатый последнюю рубашку снимет, никто не посмеет при-

Б) За эту газету тебе голову снимут.

В) Рабы и подножки всякой власти курение фимиам земским начальникам.

Г) Подвяжите языка, женщина, ибо не сносить тебе головы.

Источник

25 тестов по лексике русского языка

Тестовые задания по русскому языку для 6 класса по теме: «Лексика»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Выберите правильное утверждение:

+ А) Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.

Б) Лексикология – это раздел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения.

В) Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Г) Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей.

2. Что такое лексика?

А) Речь какой-нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы.

Б) Слова или словосочетания, являющиеся названиями определённых понятий какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства.

+ В) Словарный состав языка

Г) Раздел науки о языке, который изучает виды морфем и морфемный строй слова.

3. Какой раздел лексикологии изучает устойчивые речевые обороты?

4. Что означает термин «неологизмы»?

А) Это слова одной и той же части речи с противоположным значением.

Б) Это слова, одинаковые по написанию или произношению, но различные по значению.

В) Это иноязычные слова, пополнившие словарный состав русского языка.

+ Г) Это новые слова, которые появились в языке в результате развития культуры, общества, создания новой техники и орудий труда.

5. Слова, различные по написанию и звучанию, но одинаковые или близкие по значению – это: А) Антонимы

6. Какой можно употребить синоним к слову «диалект»?

7. Какое слово относится к устаревшей лексике?

8. Какой ряд синонимов устаревших и современных слов неправильный?

9. Определите слово по его лексическому значению «Заранее намеченный путь следования»:

тест 10. В каком ряду все слова заимствованные?

А) Соловей, сыр, итог, ткань

Б) Экзамен, лес, максимум, гитара

В) Диалог, компьютер, шуба, лист

+ Г) Абсурд, прогресс, алфавит, мираж

11. Укажите верное значение фразеологизма «Как в воду глядел»:

А) Остаться безнаказанным, без плохих последствий

Б) Занимался пустыми, бессмысленными рассуждениями

+ В) Предвидел, точно предсказал события, как будто знал заранее

Г) Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём-либо разбираться, чувствовать себя уверенно

12. Какие слова относятся к профессионализмам?

13. Соедините правильно профессионализм и сферу деятельности, к которой он относится:

Источник

Тест по русскому языку на тему «Лексика»

По предмету: «Русский язык и культура речи»

1. Укажите, какие 2 из приведенных утверждений верны:

А. Лексикология изучает слово с точки зрения возможности его употребления в разных видах речевой деятельности человека: в устной, письменной, разговорной, официальной и т.д.

Б. Лексикология изучает слово с точки зрения его современности, выделяя в словарном составе языка историзмы, архаизмы и неологизмы.

В.Лексикология изучает слово как ограниченную паузами последовательность звуков.

Г. Лексикология изучает слово как часть речи с определенными грамматическими признаками.

Читайте также:  Von предлог в немецком языке падеж

2.Выберите термины, имеющие непосредственное отношение к лексикологии:

А. суффикс Г. обстоятельство Ж. наречие

Б. слог Д. неологизм

В. диалектизм Е. ударение

3. Выберите понятия, непосредственно связанные с лексическим значением слова:

А. суффикс Г. антонимы Ж. прямое значение

Б. числительное Д. наречие

В. основа слова Е. корень

4. Установите соответствие:

1) фразеологизмы А) слова, употребляющиеся в разговорной речи среди групп

населения, проживающих в определенных районах России

2) неологизмы Б) устойчивые сочетания слов

3) диалектизмы В) слова, обозначающие названия орудий и предметов труда,

трудовых действий и т.д., известные узкому кругу людей,

занятых данным производством или ремеслом

4) профессионализмы Г) слова, созданные для обозначения нового предмета или

5. Выберите утверждения, которые вы считаете верными:

А.Примером жаргонизма может стать слово сказуемое.

Б. Примером жаргонизма может стать слово халява.

В. Жаргонизмы не входят в словарный состав языка.

Г. Жаргонизмы – это экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначают понятия в узком, социально ограниченном кругу людей. Примером жаргонизма может быть слово стукач (доносчик).

6.Выберите утверждение, которое вы считаете верным:

А. Диалектная лексика употребляется только в разговорной речи и никогда не используется в художественной литературе.

Б. Примером жаргонизма может стать слово редиска (нехороший человек).

В. Примером молодежного сленга может стать слово реально (отлично).

Г. Примером молодежного сленга может стать слово шакал (попрошайка).

7. Установите лексическое значение следующих диалектизмов:

8. Выберите утверждение, которое вы считаете верным:

А. Примером семантического архаизма может стать слово вотще (напрасно).

Б. Слово может стать архаизмом в результате изменения его словообразовательной структуры. Примером является слово рыбарь.

В. Слово может стать архаизмом в результате изменения его морфологического оформления. Примером является слово феатр (театр).

Г. Архаизмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного использования.

9. Выберите утверждения, которые вы считаете верными:

А. Языковой неологизм всегда представляет собой новое, не существовавшее ранее слово языка, например, файл.

Б. Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных людей.

В. Неологизмы – это новые слова, новизна которых ощущается носителями языка.

Г. Авторский неологизм может быть потенциальным словом, т.е. иметь реальную возможность войти в литературный язык, если автор известен широкой публике.

10.Выберите утверждения, которые вы считаете верными:

А. Исконное слово – это основное слово данного языка, вошедшее в его первоначальный словарный состав или образовавшееся впоследствии на основе лексического материала языка.

Б. Исконное слово – это основное слово данного языка, вошедшее в его первоначальный словарный состав; все слова, образовавшиеся впоследствии на основе лексического материала языка, не являются исконными.

В. Собственно русский пласт включает слова, возникшие после XVII века.

Г. К исконно русской лексике относят все слова, пришедшие в современный русский язык из языков предков.

11. Выберите утверждение, которое вы считаете ложным:

А. В далеком прошлом в русский язык вошли первые заимствованные слова из индоевропейского и праславянского языков.

Б. Одними из самых распространенных и органично вошедших в русский язык заимствований являются старославянизмы, потому что они вошли в наш язык из близкого славянского языка.

В. В эпоху правления Петра I активно заимствовались слова из голландского, немецкого языков, связанные с мореходством, судостроением, военным делом: штурм, орден, верфь, гавань и др.

Г. Слова, заимствованные из других языков в результате языковых контактов, составляют меньшую часть всего словарного состава русского языка.

12. Выберите утверждение, которое вы считаете верным:

А. Старославянский был устным языком славянских народов.

Б. Примером старославянизма может служить слово дерево.

В. Старославянизмы закрепились в русском языке и вытеснили исконно русские слова с тем же значением.

Г. Примером старославянизма может служить слово врата.

13. Определите, какой тип омонимов служит для создания комического эффекта в следующем отрывке:

А. лексические омонимы

14. Определите, какой тип омонимов служит для создания комического эффекта в следующем отрывке:

Режиссер Н. новаторски подошел к постановке «Отелло»: в последнем действии ревнивый муж душит Дездемону духами местной парфюмерной фабрики.

А. лексические омонимы

15. Определите, какой тип омонимов служит для создания комического эффекта в следующем отрывке:

А. лексические омонимы

16. Определите, какой тип омонимов служит для создания комического эффекта в следующем отрывке:

А. лексические омонимы

17. Определите, какой тип омонимов служит для создания комического эффекта в следующем отрывке:

А. лексические омонимы

18. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

А. всадник Г. верховой

Б. наездник Д. конный

19. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

А. бездушный Г. холодный (перен.)

Б. черствый (перен.) Д. беспечный

20. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

А. отзывчивый Г. наблюдательный

Б. душевный Д. чуткий

21. Выберите слова, которые не имеют антонимов:

А. читать Г. толстый

22. Выберите слова, которые не имеют антонимов:

А. счастье Г. бронзовый

23. Укажите, в каком случае антоним подобран неверно:

А. реформатор – консерватор

Б. дилетант – специалист

В. созидать – отказать

Г. грустный – веселый

24. Укажите, в каком случае антоним подобран неверно:

А. доминировать – разубеждать

Б. духовный – физический

25. Сгруппируйте представленные слова в антонимические пары:

Источник

Мастерица