21 февраля международный день родного языка внеклассное мероприятие

«ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? – ЭТО ВЕСЬ НАРОД. ЭТО ЕГО КУЛЬТУРА, ЕГО ЯЗЫК» (А.Н.ТОЛСТОЙ).

Скачать:

Предварительный просмотр:

«ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? – ЭТО ВЕСЬ НАРОД. ЭТО ЕГО КУЛЬТУРА, ЕГО ЯЗЫК» (А.Н.ТОЛСТОЙ).

Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

Зайцева Наталья Викторовна

Дата проведения: 21.02.2019г.

Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Мы будем помнить каждый миг,

Наш лучший друг – родной язык!

Невозможно стать культурным,

Без родной литературы!

Международный год языков коренных народов
2019 год

Видео о величии России.

Ежегодно 21 февраля отмечается Международный День родного языка. И это неслучайно.

Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. Одни учёные считают, что на свете 2,5 тысяч языков, другие – 4 тысячи.

Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) сперва жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. В наказание за такое суетное и гордое мероприятие Господь смешал их язык так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (отрывок взят из «Священной истории Ветхого Завета»).

А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесёмся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговоры двух людей: Ксандра и его слуги – первого баснописца Эзопа.

«- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?

— Вот, мой господин. Это – язык!

— Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?

— Да, мой господин, разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребёнка: «мама», «солнце», «цветок». Язык даёт нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.

— Ну хорошо! Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире.

— Вот она, мой господин!

— Да. Язык – самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы».

Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества», а статья 29 гласит: « Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства ».

Ведущий 1: Из истории праздника:

Междунаро́дный день родно́го языка́ — учреждён решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается 21 февраля с 2000 года ежегодно с целью защиты языкового и культурного многообразия.

Генеральная Ассамблея ООН поддержала решение об объявлении Международного дня родного языка (Резолюция № Α/RES/56/262) и призвала государства-членов ООН и Секретариат ООН способствовать защите и сохранению всех языков народов мира.

Россия – многонациональная страна, в которой звучат разные языки, уживаются разные культуры.

Язык и культура, быт и уклад жизни народов соседей, проживающих на территории России, постоянно взаимодействуют, обогащая друг друга: по телевидению и радио звучат национальные мелодии на языках народов России, создаются книги. Государство активно развивает и бережно поддерживает традиционные культуры всех проживающих народов.

Один из самых ярких и образных языков – русский язык. Лучшие его качества – изумительная меткость, гибкость и выразительность.

«Между прочим». История происхождения языка русского (видео).

Известно много высказываний великих людей о русском языке.

Чтец 1: М.В. Ломоносов «Карл Пятый, римский император, говаривал…»

Чтец 2: Тургенев И.С. «О великий могучий русский язык…»

Вся жизнь человека, с младших лет и до глубокой старости, связана с родным языком. Ещё не научившись говорить, ребёнок приобщается к родной речи. Засыпая под нежные материнские колыбельные, забавляясь весёлыми потешками, внимая добрым бабушкиным сказкам, малыш постигает красоту родного слова.

Ребёнок приходит в школу. Познавательные рассказы учителей, сотни страниц умных книг – целое море слов уносит человека в необъятную Вселенную. И огромное счастье познать этот удивительный мир и себя в нем на родном языке.

День 21 февраля объявлен Международным Днем родного языка. Он отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью сохранения и развития языков, своего культурного наследия.

В России родной язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения. Кроме того, он является средством сохранения и передачи следующим поколениям истории и культуры России. Русский язык – важнейшая часть национального богатства России и поэтому находится под особой защитой государства.

Отмечая 21 февраля Международный День родного языка, для сохранения нашего языка и культуры мы должны:

— изучать русский язык;

— историю народа, культуру и традиции;

— не засорять язык плохими словами;

— хранить культуру нашего народа;

-любить родной язык и свою Родину.

Мы с вами пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции.

ВИДЕО (стихи Пушкина на разных языках)

Чтение учащимися заранее подготовленных высказываний о языке и его величии великих русских писателей, мыслителей, учёных.

« Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков… »

Иван Тургенев — Русский язык (Стихотворение в прозе): Стих

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к линейке, посвящённому Международному дню родного языка. Бзэ зимы1эж лъэпкъыр лъэпкъыжкъым. Зи бзэр зэзымыпэсыжам и лъэпкъри игъэпэжыркъым. Анадэлъхубзэр 1умпэм зыщ1ым къэзылъх.

Читайте также:  Htc one как поменять язык на русский

21 февраля отмечается день родного языка.

Внеклассное мероприятие для обучающихся 7 «А» класса «21 февраля – Международный день родного языка»Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка в жизни общества.Задачи:1.

Информация о проведении праздника в школе.

Цели и задачи: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа; развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать.

Источник

Сценарий мероприятия «Международный День родного языка»

« Язык – живая душа народа», посвящённое Международному дню родного языка.

познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня родного языка, рассмотреть проблемы языков на современном этапе;

сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по данному вопросу; повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе;

владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).

сформировать любовь и интерес к родному языку, поэзии;

научиться уважать язык и культуру других народов;

работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.

« Язык – живая душа народа»

Ведущий (учитель ): Сегодняшнее мероприятие, посвященное Международному дню родного языка, хочется начать с высказывания П. А. Вяземского о языке: Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

и продолжить фразой генерального директора ЮНЕСКО Контиро Мацуура:

«Языки, по существу, имеют важнейшее значение для самобытности групп населения и отдельных людей и для их мирного сосуществования».

Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты — участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Звучит музыка (голоса мира)

Сегодня в мире существует около 7000 языков, и более половины из них могут исчезнуть на протяжении жизни нескольких поколений, а на 96% этих языков говорят всего лишь 4% населения планеты. Только несколько сотен языков играют видную роль в системах образования и в государственной сфере, и менее ста языков используются в мире цифровых технологий.

Проведение Международного года языков пришлось на такое время, когда языки все больше оказываются под угрозой. Язык открывает путь к изменению и развитию человеческого общества. Использование — или отказ от использования языков может открыть или преградить дорогу в будущее многим представителям общества в мире.

ЮНЕСКО посчитало исчезающие языки в России. 136 языков в России находятся в опасности, и 20 из них уже признаны мертвыми. Такие цифры приводятся в интерактивном Атласе исчезающих языков мира, опубликованном на сайте ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО определяет жизнь языков по 9 критериям, в том числе по числу нх носителей, передаче языка от поколения к поколению, доступности учебных материалов, отношению к языку внутри общества. Далее все языки делятся на 6 категорий: «находится в безопасности», «положение вызывает опасение», «язык находится под угрозой исчезновения», «язык находится в серьезной опасности», «язык находится в критическом состоянии», «язык исчез».

Звучит музыка (северных народов)

Если рассмотреть карту российских языков, то помимо 20 исчезнувших языков

Всего атлас ЮНЕСКО признает исчезающими 2,5 тысячи языков из 7 тысяч, существующих в мире. Насчитывается 199 языков, на которых говорят не более чем по десять человек. В последние несколько десятков лет полностью исчезли 200 языков.

Читает отрывок из стихотворения Леонида Корнилова (под русскую музыку)

… Немота перейдёт все границы.
И полмира забудет слова.
И минута молчанья продлится
Может, год, может, век, может, два.

Мне последнего слова не надо.
И когда хлынет кровь под кадык.
Не иконы, а книги, как лики,
Остаются на полках высот.

Древним словом мы с будущим слиты.
Человечество – наш ученик.
Наш круг чтенья – земная орбита.
Наша Родина – русский язык

Ведущий ( под музыку народов мира)

Человеческий язык необычайно многообразен. Чтобы оценить это многообразие, необходимо изучать больше разных языков. За последнее десятилетие XX века отмечено, что в мире говорят более чем на 6000 языках. Но если спросить обычных людей, сколько языков существует в настоящий момент в мире, то они назовут гораздо меньшее количество (от нескольких десятков до нескольких сотен).

Как животный или растительный мир, многообразие языков находится в опасности. В недалеком будущем ни профессиональные лингвисты, ни простые люди больше не встретят носителей некоторых языков…

Все языки, близкие к исчезновению, можно разделить на три группы. В первую группу войдут мертвые языки – это когда исконных носителей языка нет ( например, латынь или шумерский язык); умирающим считается язык, носители которого еще остались, но которому уже не учат детей; живым языком является тот, которому продолжают учить детей.

Умирающий язык обычно исчезает через одно-два поколения, когда дети, родители которых уже не знают родного языка, учат его от своих бабушек и дедушек.

Подсчитано, что из всех языков, существующих на сегодняшний день в мире, через сто лет 90 процентов либо совершенно исчезнут с лица земли, либо будут находиться на грани исчезновения.

Языки умирают во всех точках земного шара, начиная с кэрнских джунглей с языка дьирбал, заканчивая островом Мен в Ирландском море, где в 1974 году умер последний носитель местного кельтского языка.

Языки вымирали на протяжении всей известной нам истории: шумерский язык, на котором говорили в самой первой великой цивилизации Месопотамии (современный Ирак), вымер приблизительно во 2 тысячелетии до н.э., тогда как его преемник, аккадский (язык Вавилонии и Ассирии) исчез в середине первого тысячелетия до н.э.

В современном мире процесс умирания языков происходит быстрее. До сегодняшнего дня малочисленные языковые группы смогли выжить, сохранив свой родной язык и овладев общим языком региона. Однако из-за роста централизации в 20 веке такое редко можно встретить

Чтение стихотворения Ивана Бунина под музыку русских классиков

Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Почему исчезают в наше время языки? Потому что правительствам стран экономически не выгодно обслуживать население на всех языках. Растущая популярность средств массовой информации, спутниковая связь, средства массовой коммуникации упрощают языковое общение, а такие языки, как английский, приобретают доминирующее значение.

Если человек или группа людей решили отказаться от своего родного языка, унаследованного от предков, уже мало что можно сделать, чтобы спасти его…

Однако языковые сообщества хотят сохранить свой родной язык, как и свою культуру. Ценную помощь в сохранении языка могут оказать лингвисты: разработать для него систему письма; документально зафиксировать исчезающие языки, составить словарь, подобрать тексты для иллюстрации различных правил (это могут быть как народные легенды, так и образцы повседневной разговорной речи).

Читайте также:  Как будет брат на азербайджанском языке

Как можно сохранять и возрождать отдельные виды растений и животных при помощи их ДНК, так же можно записывать на пленку или диск фонетику, грамматику и лексику для последующих поколений, восстановив по ним весь язык. Сохранение и восстановление языков возможно и необходимо.

Самым известным примером возрождения языка служит иврит (древнееврейский). На нем была написана большая часть Ветхого Завета. В течение многих веков язык не использовался в повседневном общении, но выжил, благодаря стараниям ученых и тому, что все это время он продолжал использоваться в качестве языка культа. С девятнадцатого века на иврите снова стали говорить…

(Звучит еврейская мелодия)

Чтобы не возрождать языки, нужно направить все силы на их сохранение. Язык каждого народа-творца – это дар Божий. Сейчас в мире появляется все больше языковых обществ, которые твердо намерены сохранить свой родной язык, как и прочие аспекты культуры. Каждый национальный язык прекрасен и неповторим. Давайте вслушаемся в звучание русского, армянского, татарского…Сколько прелести и содержания, сколько вековой мудрости скрыто в их недрах…

Чтение стихотворения армянской поэтессы 20 века Сильвы Капутикян (отрывок)

Звучит армянская музыка

Едва забормотал ручей,

Едва над зеленью долин

Заговорил и ты, мой сын.

Ты слово первое сказал

На древнем нашем языке,

Губами детскими припал

К бессмертным струям в роднике.

Мой сын, тебе я отдаю

Наследство. Обещай беречь,

Как ценный клад, как жизнь свою,

Армянскую родную речь.

Гремел в пустынях наш язык,

Звенел у края горных троп,

Стрелою Гайка* в мир проник,

Ему учил народ Месроп*.

На свитках письменами стал,

Стал нашим знаменем в веках

И вел народ меж диких скал

Под небом в хмурых облаках…

Чтение стихотворения татарского поэта Габдулы Тукая (в переводе: А.Чепурова)

Звучит татарская народная музыка

О, как хорош родной язык, отца и матери язык,

Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!

Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,

Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет,

И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет.

Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог:

«Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!»

Чтение стихотворения русской поэтессы Серебряного века Анны Ахматовой

Звучит русская музыка

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Ведущий: Прослушав удивительные творения русских, армянских и татарских поэтов, давайте обратимся к истории языка и литературы. Проявим знания и свою эрудицию, ответив на вопросы викторины.

Учитель задает вопросы:

1. Какая организация учредила празднование «Международного дня родного языка» 21 февраля и «Международного дня русского языка» 6 июня? (ЮНЕСКО)

2. Сколько языков насчитывается в мире? (более 6 тысяч)

3. Сколько языков мира находится под угрозой исчезновения? (400, в Европе – 50), в России?(136)

4. Кто создал славянскую азбуку? ( Кирилл и Мефодий)

5. В каком веке началось формирование русского национального литературного языка? (в 17в.)

7. Назовите государственный язык Российской Федерации? (русский язык)

9. Какие пословицы и поговорки о родном языке вы знаете?

Выскажите свою точку зрения по данной теме. Как вы понимаете фразу?

«Живым языком является тот, по которому продолжают учить детей…»

«Язык – живая летопись народа»

«Мой личный вклад в сохранение родного языка»

« Что хотите вы мне говорите…
Как в пространстве царит высота,
Так числом русских букв в алфавите
Измеряется возраст Христа».

Ведущий: Сегодняшнее выступление хочется закончить словами английского лексикографа и эссеиста 18 века: «Мне всегда очень жаль, когда еще один язык исчезает с лица земли, ведь язык – это родословная народа» и от себя добавлю: «Берегите родной язык, не засоряйте его».

Источник

тематический урок «21 февраля-международный день родного языка»

Цель: познакомить детей с праздником родного языка. Задачи:прививать любовь и интерес к родному языку, помочь детя увидеть неисчерпаемые возможности родного языка

Скачать:

Предварительный просмотр:

Международный день родного языка»

учитель русского языка и литературы

Тема: Международный день родного языка

Цель : познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».

Развитие и коррекция устной связной речи воспитанников, мыслительной деятельности, памяти, воображения, внимания; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.

Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

Оборубование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов «Дополни пословицу»; орфографические словари.

Вступление. Сообщение темы занятия

Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. Международный день родного языка, учрежден в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. И это не случайно.

Каждый народ — это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности — очень важная задача.

Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках.

— А всегда ли это было так?

Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. (слайд 3)

Господу не понравилось это дело.

В наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение».

Вот эти события и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)

В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

— Какие языки мы можем услышать в нашем крае?

Мы можем услышать украинский язык, язык армян, греков, адыгов и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

Стихотворение Н.Банко «Родной язык» (читает уч-ся)

На свете много стран больших,

Читайте также:  Идиомы английского языка о правильном питании

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Ты говоришь всегда, индус,

Китаец, турок, серб иль чех,

Конечно, вам дороже всех

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже тринадцать лет.

Спокоен, весел и певуч,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

Бессмертный Пушкин сочинял

Законы Менделеев дал

Константин Георгиевич Паустовский говорил «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».

А Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей».

Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка», в котором принимают участие представители каждого класса ……. (представление участников конкурса)

Этапы конкурсной программы.

1-й конкурс «Дополни пословицу» (слайды 12 – 14)

Наш родной язык богат пословицами.

–Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

-Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

Пословицы не даром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни новые друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:

Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Нет друга – ищи, … (а нашёл, береги).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Семеро одного … (не ждут).

Делу время … (потехе час).

2 конкурс «Вспомним правила и определения в русском языке»

— Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что?

— Сколько падежей в русском языке?

— Какие вопросы имеет родительный падеж?

— Какие вопросы имеет винительный падеж?

— Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др.

— Из чего состоит наша речь?

— Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

— В каком времени может находиться глагол?

— Назовите местоимения 1 (2,3) лица?

3 конкурс «Крылатых выражений»

Раскроите смысл этих выражений.

Во весь дух. (быстро)

Сесть в лужу. (быть обманутым)

Прикусить язык. (замолчать)

Знать на зубок. (выучить)

Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

В час по чайной ложке. (медленно)

Водить за нос.(обманывать)

Зарубить на носу. (запомнить)

Чесать языком. (болтать)

Делать из мухи слона. (преувеличивать)

Белая ворона. (о лишнем человеке)

За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)

Стихотворение Галины Пурга «О родном языке» (читает ученик)

Уму и сердцу язык твой проводник,

Без него попадёшь ты в тупик.

Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,

Ты без него уже не ты.

Язык твой как родная мать,

Которую не унижать нельзя, не оскорблять.

Его ты должен, друг, благодарить

За то, что правильно умеешь говорить.

Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,

Люби его за то, что он могуч.

Язык твой – щит, твоё общенье

Не допусти к нему пренебреженья.

Наследие твоё – твоя земля и твой язык

И искажать его невеждам не давай,

Об этом, ты, дружок не забывай.

4 конкурс «Игра на внимание»

Самолет, ножницы, сапог, туфли, линейка, доска, люди, ученик, карандаши, плоскогубцы, взгляд, любовь.

Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов. Слово – это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Но сколько их? На этот вопрос не может утвердительно ответить не один специалист. Богатая разнообразная лексика русского языка собрана в словарях. Словари – это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке.

(показать виды словарей)

Стихотворение Сергея Баруздина «Стихи о человеке и его словах» (читает уч-ся )

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Слова бывают смелые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Много слов на свете,

Много дел на свете,

5 конкурс «Богатый словарный запас»

Задание: найди “спрятанные” слова в каждой строчке. Всего здесь спрятано 11 слов.

(кот, мяч, рак, мыло, шуба, мама, буран, палка, метла, уж, автобус)

Стихотворение Александра Яшина «Русский язык» (читает уч-ся )

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Он – язык луны и планеты,

Наших спутников и ракет,

В школе, дома и на совете

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Стихотворение И.С. Тургенева «Русский язык»

6 конкурс «Весёлые вопросы»

— Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)

— Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)

— Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)

— Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)

— Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)

— Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)

— Что произойдет 31 февраля? (31 февраля не бывает)

— За чем во рту язык? ( За зубами)

— Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают)

— Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)

— Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки)

— У кого есть шляпа без головы, а нога без сапог? (У гриба)

— Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком)

— Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Буква б)

— Что нужно делать, чтобы наша речь была грамотной, вежливой?

Заповеди речевого этикета

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

3. Уважай собеседника, не перебивай его.

4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

5. Говори просто, четко, понятно.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

Стихотворение «В день родного языка»

В день родного языка

Мы станем ценить каждое слово,

Участь его была не легка,

Но мы сохраним наследие живое!

Прадеды наши и наши отцы

Нам передали красу неземную

Русского слова из русской души,

Что задевает всех нас за живое.

С праздником Вас, весь российский народ

Мы поздравляем и смело желаем

Освободиться от бренных забот.

И пусть страна зацветёт, процветает!

Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка.

Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

Будем беречь, любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.

Источник

Мастерица
Adblock
detector