Сценарий лингвистической викторины «Международный день родного языка»
Сценарий лингвистической викторины, посвященной Всемирному Дню родного языка
Аудитория: 5-6 классы
Цели: привитие любви к родному (русскому) языку, к родному слову; воспитание патриотизма; развитие коммуникативных навыков школьников, умения работать в команде; развитие интеллектуальных возможностей обучающихся, умения применять полученные знания.
Оборудование : столы команд, карточки с заданиями, проектор, экран, грамоты.
Участники: ведущий, секунданты команд.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Наша игра будет состоять из пяти туров, в каждом из которых вы, дорогие ребята, сможете не только похвастаться своими знаниями в области лингвистики, но и проявить смекалку, находчивость и сообразительность.
Помогать мне сегодня будут наши старшеклассники. Они сегодня секунданты. Ребята будут следить за соблюдением правил конкурсов, а также подсчитывать полученные вами баллы.
Ну что же! Пора в путь, в интересный путь по стране русского языка. Желаем удачи.
ТУР ПЕРВЫЙ. РАЗМИНКА.
ТУР ВТОРОЙ. НАЙДИ ПАРУ.
В этом туре вам нужно собрать лингвистический пазл. Перед вами будут разрозненные фразы, из которых необходимо восстановить всем известные крылатые выражения и фразеологизмы. Будьте внимательны, некоторые части пазлов окажутся лишними.
ТУР ТРЕТИЙ. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ. В этом туре участникам команд необходимо дать развернутые ответы на вопросы. Время на обдумывание – 30 секунд.
ТУР ЧЕТВЕРТЫЙ. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Необходимо составить связный рассказ не менее чем из 10 предложений, в котором бы все слова начинались с одной буквы. Время выполнения задания – 5 минут.
Из лишних пазлов зрителям и болельщикам нужно собрать фразы и объяснить их значение и происхождение. Победивший в этой игре может отдать свой балл одной из команд.
ТУР ПЯТЫЙ. КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Болельщикам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, в которых бы содержались числа или цифры. Балл получает последний назвавший пословицу или поговорку. Победивший в этой игре может отдать свой балл одной из команд.
ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ производят секунданты.
1. Как звали греческих братьев-монахов, которые принесли грамоту на Русь? (Кирилл и Мефодий)
2. Какими бывают гласные звуки в русском языке? (ударные и безударные)
3. Какие буквы никогда не обозначают звуков? (Ь и Ъ)
4. Что значит просклонять имя существительное? (изменить его по падежам)
5. Назовите именные части речи. (ИС, ИП, ИЧ, М)
6. Что значит проспрягать глагол? (изменить по лицам и числам)
7. Назовите слова исключения с корнями РАСТ-РАЩ-РОС. (Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль)
8. Назовите слова-исключения из правила правописания Н-НН в прилагательных. (оловянный, деревянный, стеклянный)
9. Назовите слова исключения из правила правописания И после Ц. (Цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка цыц)
10.У какой части речи никогда не будет окончания и почему? (наречие)
11. Как называется вид работы на уроках русского языка, когда нужно письменно пересказать текст? (изложение)
12. Как называется начальная форма глагола? (инфинитив)
13. Назовите русскоязычный вариант слова лингвистика. (языкознание)
14. Какая часть речи может соединять и однородные члены предложения, и части сложного предложения? (союз)
15. Какой знак препинания ставится после обобщающего слова? (двоеточие)
16. Перечислите все падежи русского языка.
17. Назовите русскоязычный вариант термина морфемы. (части слова)
18. Как звали великого русского писателя, который открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и написал для них «Азбуку»? (Лев Толстой)
19. Назовите жанр русского фольклора, к которому относится «Царевна-лягушка». (сказка)
20. Как называются в русском языке слова, близкие по лексическому значению? (синонимы)
21. Как называются в русском языке слова, противоположные по значению? (антонимы)
22. Как называются в русском языке слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению? (омонимы)
23. Как называется художественный прием, основанный на перенесении качеств живого существа на неживые предметы или явления? (олицетворение)
24. Как называется в русском языке художественный прием, основанный на употреблении прилагательного в переносном значении? (эпитет)
25. Поставьте слово ТОРТ во множественное число и правильно его произнесите. (тОрты)
26. Назовите случаи, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
27. Сколько букв в русском языке? (33)
28. Сколько личных местоимений в слове «семья» (7-Я).
29. В каком наречии 5 «О»? (О-пять)
30. Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)
31. В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)
32. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы)
33. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)
34. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я)
ТРЕТИЙ ТУР. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ.
1. Что нужно сделать с существительным «жаркóе», чтобы оно стало прилагательным? (надо изменить ударение)
2. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)
3. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)
4. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число)
5. Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? ( Язык )
6. Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? ( Слово )
9. Язык гренландских эскимосов очень выразителен. Так, слово «окалуффик» означает «дом, где много говорят и где только один говорящий». А как мы называет такой дом? (Школа)
10. 8 июля 1999 года в британских магазинах появилась книга «Гарри Поттер и узник Азкабана». Однако продажа началась не с утра, а только в 15:45. А почему не с утра, а в 15:45? (Чтобы школьники не прогуливали занятия, отправившись в магазины)
11. Писатель-фантаст Борис Штерн говорил, что первой прочитанной им книгой был фантастический детектив с тремя неудавшимися покушениями на убийство и одним удавшимся. Как называлась эта книга? ( «Колобок»)
12. В этом известном вам с детства произведении слово «за» повторяется 2, потом 3, потом 4, потом 5, потом 6 раз. А что это за произведение? («Репка»)
13. Как звали существо, в имени которого нашел отражение весь словарный запас его хозяина? (Му-Му)
14. Это популярное растение родом из Южной Америки. В Европе не знали о его съедобных качествах и сажали это растение на клумбах для красоты. Итальянцы дали ему звучное название, что в переводе означает «золотое яблоко». Португальцы, попробовав «золотое яблоко», переселили это растение в огород. (помидор)
15. Полицейские из города Филадельфия по вечерам в основном ловят преступников. А по утрам они обычно ловят тех, кто виновен в проступке, который наверняка хотя бы раз в жизни совершал каждый из вас. Что же это за проступок? (Прогул уроков)
16. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, употребляющееся как спортивный термин? (Ничья)
Источник
Викторина в подготовительной к школе группе «Международный день родного языка»
Ирина Крамер
Викторина в подготовительной к школе группе «Международный день родного языка»
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать любовь к родному языку, а также уважение и к другим языкам.
Задачи:
1. Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам.
2. Упражнять детей в умении обобщать, а также в продолжении ряда понятий, соответствующих одному обобщению.
3. Обогащать речь детей пословицами, поговорками, сказками.
4. Учить разгадывать ребусы различного характера, связанные со словом
5. Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.
Методы и приемы проведения мероприятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, практическая работа, ребусы, игры, пословицы, инсценировка сказок.
Ход викторины.
Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим.
Сложно себе представить, как общались люди, когда средством коммуникации был не язык, а, к примеру, жесты или мимика. Наверняка, без языка сегодня мы бы не сумели передать настолько образно и ярко все наши эмоции, переживания и мысли, воплощая их в песни, стихи или прозу.
У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.
В какой Республике мы с вами живем?. (в Чувашии). Это многонациональная республика, в которой на сегодняшний день проживают представители разных национальностей. Какие языки мы можем услышать в нашем крае?. (ответы детей). Русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, грузинский и другие языки.
Есть у каждого язык, что родной навеки, без родного языка нету человека!
Мы поем им, говорим, с самого рожденья, и к родному языку
Есть большое рвенье! С днем родного языка мы вас поздравляем,
Констатируем тот факт, что язык мы знаем!
— У нас в детском саду воспитываются дети разных национальностей и каждому свой родной язык дорог и интересен. Одно и то же слово звучит по-разному на разных языках.
— Кто знает. Как здороваются на родном языке чуваши? …(Мелле хэлзэм)
Люди мордовской национальности? (здоровьте, чумбра)
Татары? (Исэнмесез) Англичане? (Хелло)
— Давайте послушаем, как звучит слово «мама» на разных языках?
Италия – мадрэ Франция – маман
Грузинский – дэда Украинский – мати, мамо
Киргизия – апа Литовский – мамитэ
Башкирский – эсей Турецкий – ана
Шведский – мур Татарский – энкей
Казахский – шэшэ Азербайджанский – ана
Я предлагаю поиграть вам в игру «Переводчики»
Давайте вспомним, какие слова вы знаете на чувашском языке.
Как будет по-чувашски: папа, бабушка, дедушка, девочка, мальчик, дом, собака, кошка, медведь… (ответы детей).
Татьяна Владиславовна прочтет стихотворение на своем родном чувашском языке.
Асанне с кукамай. Килтем асанне патне
С рождения ребенок слышит звуки родного языка. Бабушка рассказывает сказки, мать поет колыбельные песни.
Кто знает чувашскую песню? …. (Предложить спеть)
А я могу спеть украинскую песню, моя подруга была украинкой и научила меня.
«Несе Галя воду, коромисло гнеться…»
Несе Галя воду, коромисло гнеться, за нею Іванко, як барвінок в’ється,
За нею Іванко, як барвінок в’ється.
Галю, ж, моя Галю, дай води напиться, ти ж така хороша, дай хоч подивиться,
Ти ж така хороша, дай хоч подивиться.
Мы живем в России, ходим в русскоязычные детские сады, школы и для нас, Россиян, русский язык является родным языком. Русский язык в школе — очень важный предмет, это показатель грамотности и культуры человека.
Но и в детском саду дети тоже изучают родную речь и язык, и я предлагаю вам сегодня устроить викторину по родному языку.
Для этого нам с вами надо разделиться на команды и выбрать капитанов. За правильно выполненные задания будут раздаваться фишки. В конце викторины мы подведем итоги.
Дети делятся на две команды.
1. Итак, разминка для команд.
Я буду вам по очереди говорить слова, а вы должны быстро, называть слова, противоположные по значению.
2. Русские пословицы
Я говорю начало пословицы, а вы ее продолжаете
• Поспешишь — …. людей насмешишь.
• Что посеешь, … то и пожнешь.
• Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.
• Семь раз отмерь, … один отрежь.
• Глаза боятся, … а руки делают.
• С кем поведешься … от того и наберешься.
3. Игровое упражнение «Назови, одним словом».
— Чуковский, Маршак, Барто, Пушкин
— Карлсон, Шапокляк, Баба – Яга, Винни-пух
Продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению.
Стол, стул, диван – …. Корабль, лодка, яхта –….
Яблоко, груша, банан –…. Сосна, береза, дуб –…
Картошка, помидор, лук –…. Подберезовик, мухомор, лисичка – ….
Курица, индюк, гусыня – … Синичка, ворона, сова – ….
4. Игра «Слова рассыпались…»
На ковре, две команды собирают из отдельных букв слова «Родина», «Россия».
5. Час ребусов.
Б. «Спрятанное слово».
В. «Запиши слово по первым буквам картинок».
6. Состязания для капитанов «Объясни выражение»
Поясните, что значит выражение (с опорой на картинку):
водить за нос, …. не в своей тарелке…. делать из мухи слона….
чесать язык…. строить глаза… прикусить язык…
клевать носом…. точить зубы…. развешивать уши….
7. Инсценировка сказки по желанию команды.
(взять персонажей, атрибуты к сказкам, распределить роли и разыграть сказку).
8. «Сказочная перестрелка».
Будут задаваться вопросы, и 3 предполагаемых ответа. Вы должны будете выбрать правильный ответ.
Почему уснула Спящая Красавица? Она поцеловала жабу… Она съела отравленный фрукт…. Она уколола пальчик о веретено….
Что продал Буратино, чтобы попасть в театр?
Азбуку…. Нарисованный очаг…. Артемона….
Во что превратилась карета Золушки в полночь?
В аквариум…. В спортивную машину…. В тыкву….
Как мышка разбила золотое яичко?
Ударив лапой…. Махнув хвостом…. Использовала прием кун-фу…
Что попросил старик у золотой рыбки?
Квартиру…. Корыто…. Моторную лодку….
Кто пришел в дом к трём медведям?
Четвертый медведь Управдом Машенька
Кем на самом деле был гадкий утенок? Курицей… Лебедем…. Орлом….
Что нашла лиса по дороге? Скакалочку…. Салочку…. Мочалочку….
Подводим итог, подсчитываем фишки, выявляем победителя.
Вывод. На нашей планете живут люди с разным цветом кожи, с разной историей, разными обычаями и традициями, и говорят они на разных языках. Каждый народ бережёт свой язык, свою речь – это его культура. Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!
Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей!
Дети разных наций весело живут, друг друга очень любят, в обиду не дают.
Ведь, правда, друзья, хорошо на планете, когда на планете дружат все дети?
Давайте за руки друг друга возьмем, и потанцуем на шаре земном!
Общий танец Барбариков про дружбу.
День родного языка. Сценарий праздника для детей старшей группы «День родного языка» Сценарий для детей старших групп. Цель: Познакомить детей с праздником «Международный день родного языка». Воспитывать.
Сценарий досуга «Международный День Левшей» для детей подготовительной к школе группы Цель: развлечение в летний период. Задачи: познакомить детей с праздником «Международный день левшей» показать преимущества, и сложности,.
Фотоотчет «Международный день родного языка» Сберечь язык – очень важная задача. Международный день родного языка отмечается каждый год 21 февраля. Этот день привязан показать равенство.
НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Знатоки родного края» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Основная школа № 12».
План-конспект досуга по английскому языку в подготовительной группе «Международный день защиты детей» Педагог дополнительного образования: Логинова Маргарита Сергеевна Цели: познакомить с культурой и традициями страны изучаемого языка. Международным.
Сценарии развлечения по развитию речи в старшей группе «Праздник родного языка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 284 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА» 400079, г. Волгоград, ул. 64-й Армии,.
Сценарий праздника «Международный день родного языка» Сценарий праздника «Международный день родного языка» Цель: Создание условий для знакомства с международным днем родного языка Задачи:.
Викторина для детей подготовительной к школе группы «День защитника Отечества» Викторина для детей подготовительной к школе группы «День защитника Отечества». Цель: Закрепить и уточнить знания детей о Российской Армии.
Викторина «Моя Удмуртия» в подготовительной к школе группе Викторина «Моя Удмуртия» ВЕДУЩАЯ. Много собралось сегодня у нас гостей, здравствуйте, ребята! У нашей маленькой Удмуртии день рождения.
Источник
Викторина «Умники и умницы»
Цель: познакомить детей с нелёгкой судьбой двух букв родного языка, с их значимостью для русского алфавита, с их историей.
Читается стихотворение про Ъ знак.
Читается стихотворение про букву Ё .(А.Гусаров. «Вздыхает, плачет
Днём рождения буквы Ё, которой раньше не было совсем, принято считать 18 ноября 1783 год, на заседании словесности княгиня Екатерина Романовна Дашкова впервые заговорила о внесении в алфавит новой буквы Ё.
12 лет буква изредка появлялась в рукописных трудах Г.Р.Державина. А по- настоящему прославили её наши земляки. Первое печатное издание с буквой Ё,- книга басен И.И.Дмитриева «И мои безделки». ( первые слова были всё, огонёк, василёчек).Известной буква Ё стала благодаря Н.М. Карамзину в первой книге стихов «Аонид»,вышедшим большим тиражом. Знаменитый
Писатель Л.Н.Толстой ссорился с типографией из –за того что его героя романа «Война и мир» Лёвина(от своего имени Лёва),в результате выпустили с не русской фамилией Левин.
В 2005 году в нашем городе Ульяновске по решению мэрии букве Ё установлен памятник.
В Москве открылся музей одной буквы Ё-писателя Виктора Чумакова. Над его входом висит лозунг-«Даёшь Ёфикации всей страны!».
В ноябре в Санкт –Петербурге отмечается день рождения буквы Ё, потому что она там родилась. Почти 230 лет назад.
Инсценировка сказки Дарьи Луч «Волшебные точечки»..
Проводиться викторина «Умники и умницы».
1.Представление участников. Участвуют по 6-10 человек.
Каждого игрока ведущий называет по имени и фамилии даёт краткое описание его талантам и увлечениям.
Условия игры. После произнесённого ответа, тот игрок, который готов отвечать делает шаг вперёд, если ответ правильный он остаётся на месте, если же неверный возвращается или делает шаг назад. Задача игрока постараться ответить правильно на все вопросы и продвинуться как можно дальше. С победителем проводится суперигра.
1.(Раздаются карточки) Прочитайте слова без буквы Ё, поставьте волшебные точки там где они не обходимы. Что вы заметили? (Слова меняют своё значение, смысл).
2.Кто впервые заговорил о букве Ё?
3.Благодаря кому стала известна буква Ё? Найди его портрет на слайде?
4.Какая буква долгое время считалась буквой –паразитом?
5.Назовите как можно больше слов где встречается буква Ё и определить где она находится (в середине слова, в начале или в конце)
Источник
Викторина «День родного языка»
методическая разработка по русскому языку (6, 7, 8 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку,
посвященное Дню родного языка
Викторина «Сильное звено».
Цели: воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность
1. Вступительное слово.
Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки. Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил: «Что, хорош квас?»
— Вкусный, холодный, с эрфиксом.
— С чем? – насторожился Даль.
— Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.
— Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.
— Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.
— Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).
Любите ли вы русский язык, как любил его Даль?
Знаете ли вы русский язык, как знал его Даль? Сегодня мы это выясним.
Наша сегодняшняя викторина «Сильное звено» посвящена знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности:
«Сперва аз да буки, а потом другие науки»
«Грамоте учиться всегда пригодиться».
Здесь сегодня собрались самые смелые, и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это «умы». Помните, как говорится: «Один ум хорошо, а два лучше». В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние.
Для участия в викторине проводится 1 тур – «Отборочный».
Вопросы всем ученикам: отвечать нужно быстро, времени на раздумье не дается. За правильный ответ – жетон. По результатам 6 участников, набравших наибольшее количество очков, будут продолжать соревнование.
В каждом последующем туре один участник, набравший наименьшее количество баллов выбывает как слабое звено. Победителем будет тот участник, который останется до последнего тура. Ответы оценивает жюри.
1) Кто написал стихотворение «Бородино»? Пушкин, Лермонтов, Некрасов.
2) Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
3) Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
4) Какой писатель родился 31 февраля 1940г? (никакой)
5) В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)
6) Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
7) Герой, подаривший свое сердце людям? (Данко).
8) Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
9) Сколько падежей в русском языке? (6)
10) На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
11) Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
12) Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).
13) Сколько спряжений у глагола? (2)
14) Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
16) К какому жанру относится «Евгений Онегин»? повесть, роман, поэма.
17) Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья)
18) Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)
19) Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).
20) В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)
21) Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
23) Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)
24) Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
25) Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума»
26) Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир? Аллегория, антитеза, гипербола.
27) Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест)
28) Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
29) На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)
30) Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)
31) Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)
32) Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)
33) Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)
34) С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.
35) Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )
37) Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский )
38) Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)
39) Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?( сравнение)
40) Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
42) Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками: бок о бок, чуть –чуть, точь – в- точь
44) Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)
46) Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
47) Сколько –н- пишется в слове серебряный? ( одно)
49) К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)
50) Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
2 тур. (6 участников)
«Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов.
С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У.Н.Т. Сейчас мы проверим, как вы знаете такие жанры УНТ, как пословицы, поговорки и загадки.
1) Продолжите пословицу: (каждому участнику задается по две пословицы)
— Не спеши языком, … (торопись делом)
— Одежда лучше новая, …. (а друзья старые)
— Под лежачий камень … (вода не течет)
— Волков бояться, … (так и в лес не ходить)
— Делу время, … (а потехе час)
— Дерево смотри в плодах, а …. (человека в делах)
— Человек без друзей, что … (дерево без корней)
— Маленькое дело, … (лучше большого безделья)
— Терпение и труд, …. (всё перетрут)
— Родина-мать, … (сумей за нее постоять)
— Труд человека кормит, … (а лень портит)
— Не надобен клад, … (коли в семье лад)
2) Объясните смысл поговорки (каждый участник должен объяснить две поговорки)
— Как кошка с собакой.
— Съесть вместе пуд соли.
— Набрать в рот воды.
— Переливать из пустого в порожнее.
— В час по чайной ложке.
— Лететь на всех парусах.
— За словом в карман не полезет
— Как снег на голову
3) Я буду загадывать загадки, а вы их разгадываете (за каждую загадку начисляется один балл)
Отвечает тот, кто первый поднимает руку.
Бредут вразвалку по тропинке
К воде подушки и перинки.
Они пловцы прекрасные,
На лапках – ласты красные. (гуси)
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь во 100 раз умней. (книга)
Что за цифра – акробатка?
Если на голову станет
Ровно на три меньше станет. (девять)
Тридцать три родных сестрицы –
На одной живут странице,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи – нет. (двойка)
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Всех кормит, а сама не ест. (ложка)
Ушком не слышит, носиком не дышит,
Где побывает – хвост потеряет (иголка с ниткой)
А повсюду славятся! ( буквы)
Жюри подводит итоги. Один участник покидает игру.
3 тур (5 участников )
— Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы.
– Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится?
Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».
Фразеологизмы имеют переносное значение. А теперь давайте посмотрим, что можно представить себе, если понимать фразеологизм в буквальном смысле.
А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим.
Объяснить значение фразеологизмов.
1.в час по чайной ложке (мало)
2.кривить душой (лгать)
3.себе на уме (хитрить)
4.кожа да кости( худой)
5.раз, два и обчелся (мало)
6. вставлять палки в колеса (мешать)
8.в двух словах ( коротко)
9.куры не клюют (много)
10.зарубить на носу (запомнить)
11.ушки на макушке (внимательно)
12.язык проглотить (молчать)
13.повесить голову (печалиться)
14. клевать носом (дремать)
15.рукой подать (близко)
16.гонять лодыря (бездельничать)
17.во все лопатки (быстро)
18.мастер на все руки (умелец)
19. витать в облаках (мечтать)
20. водить за нос (обманывать)
21. играть первую скрипку(быть главным)
22. идти в ногу (действовать согласованно)
23. стреляный воробей(опытный чел.)
24. бросать слова на ветер( говорить зря)
25. делать из мухи слона(преувеличивать)
26. говорить сквозь зубы (неохотно)
27. избушка на курьих ножках(старое что-то)
28. одна нога здесь, другая там (быстро)
29. спустя рукава (плохо)
30. засучив рукава (хорошо)
Жюри подводит итоги. Один участник покидает игру.
4 тур. (4 участника) Конкурс «Синонимы»
подобрать как можно больше синонимов:
идти (шагать, ползти, топать);
трусливый (боязливый, несмелый, пугливый);
говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить);
красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный);
жилище (дом, хата, общежитие);
смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).
Слова из молодежной лексики вы должны заменить обычными словами – синонимами.
Жюри подводит итоги. Один участник покидает игру.
5 тур. (3 участника) «Разбор слов по составу».
Я выдам каждому карточки со словами, жюри проверяет.
1 карточка – про-беж-к-а, сер-ыми, ноч-ева-ть, верн-о, за-рос-ш-ий;
2 карточка – птич-к-а, молод-ых, брос-а-ет-ся, горяч-о, перед-ов-ая;
3 карточка – снеж-к-ом, ран-н-ий, стуч-а-ть-ся, умн-о, за-дум-а-вш-ая-ся;
Задание 1. « Плач предложения » ( исправьте речевые ошибки в предложении)
Онегину нравился Байрон, поэтому он повесил его над головой.
Писатель нам в своих произведениях показывает простой язык.
Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.
Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.
Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
В музее природы есть рысь, бобёр, олень и другие товарищи.
В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.
Прочитайте предложение: Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пришёл туда. Кто старше: дочь инженера или сын врача? Обоснуйте свой ответ. Найдите главные члены данного предложения.
Ответ: Дочь инженера старше сына врача, потому что слово дочь входит в состав подлежащего и является равноправным членом, участником действия, а сын врача ещё маленький, отец привёл его на каток.
2. По-древнегречески толпа – « охлос ». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы? (охламон)
3. Название какого парфюмерного средства переводится с французского как « вода из Кёльна »? (одеколон)
4. Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по названию? (простоквашу)
5. «Ветеринар» по-чукотски – « кора-доктор ». Что означает чукотское слово « кора »? (олень)
Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.
Источник