21 февраля международный день родного языка тест

Проверьте свою грамотность в Международный день родного языка 2021!

21 февраля – Международный день родного языка

Проверьте свою грамотность!

Язык есть главное чуть ли не единстве…ое выр…жение и отр…жение народности и всей народной жизни так писал И.А. Гончаров. И был абсолютно прав ведь язык это история и культура народа его национальное достояние которое нужно беречь. И.С. Тургенев писал Берегите наш язык наш прекрасный русский язык этот клад это достояние переда…ое нам нашими предшестве…иками. Обращайтесь почтительно с этим могуществе…ым орудием в руках умелых оно в состояни… совершать чудеса! Изучение русского языка и владение им эффективный путь культурного воспитания человека что особе…о важно в условиях современного общества.

А. Лежачему верблюду перекати-поле в рот не вкатится (тувинская).

Б. За золотом обнаруживается бронза (бурятская).

В. Всякую работу хорошо делать в свое время (удмуртская).

Г. Бежал от дыма, да попал в огонь (татарская).

Д. Как лягушка ни прыгает, а все в своей луже (калмыцкая).

Е. Не лезь своим куском в чужую похлебку (осетинская).

Д. Толчёнка _________________________________________________________

Россия – многонациональная страна. Этническое многообразие сопряжено с языковым многообразием; языки на территории России специалисты делят на несколько языковых семей. Самой многочисленной является индоевропейская языковая семья, к которой относят (русские)________, (украинцы)______________, (белорусы)__________, (болгары)__________, (молдаване)______________, (румыны)___________, (армяне)______________, (осетины)________________ и др.

А. Международный день родного языка был учрежден решением 30___________ сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 17___________ ноября 1999_________________________________ года. Б. Для того чтобы приблизиться к среднему уровню словарного запаса носителя английского, потребуется знать от 12___________ до 20__________ тысяч слов. Знание от 1500__________ до 2000____________________ слов поможет сносно объясняться с людьми. В. Буква «о» есть в 65_______________________ языках мира. Г. Живший с 1774___________________________________ по 1849__________________________________________ годы кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти говорил на 60____________ языках. Причем на 50____________ он мог писать стихи и эпиграммы, а переводы делал на 114____________________ языках и 72___________________ наречиях.

Посмотреть ответы и комментарии

Комментарии

Орфография

Выражение, отражение – словарные слова, написание которых нужно запомнить.

Единственное, могущественным – прилагательные, образованные от существительного с помощью суффикса –енн.

Переданное – в суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н.

Предшественниками – существительное с суффиксом –енник.

В состоянии – данное слово 2 склонения, поэтому в предложном падеже имеет окончание –И.

Пунктуация:

1 – знаки препинания при цитате («Ц», – а);

2 – запятая при использовании смысловой градации;

3 – запятая перед присоединительной конструкции с союзом «ведь»;

4 – тире между подлежащим и сказуемым, где оба главных члена выражены существительными в именительном падеже;

5 – запятая при перечислении;

6 – запятая перед подчинительным союзом «которое»;

7 – знаки препинания при цитате (А: «Ц»);

8 – запятая перед повторяющимся словом для усиления смысла;

9 и 10 – запятые перед однородными определениями;

11 – запятая перед причастным оборотом;

12 – точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

13 – тире между подлежащим и сказуемым, где оба главных члена выражены существительными в именительном падеже;

14 – запятая перед подчинительным союзом «что».

Названия некоторых национальностей, главным образом с основой на Н и Р имеют в родительном падеже множественного числа нулевое окончание: (жить среди) англичан, армян, балкар, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, мордвин, осетин, румын, сарацин, туркмен, турок, хазар, цыган, последний из могикан; но: бедуинов, берберов, бушменов, негров, сванов, калмыков, киргизов, мегрелов, монголов, ойротов, таджиков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, якутов; колебания: сарматов – сармат и некоторые другие. [См.: Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2010.]

[См.: Русский орфографический словарь / РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; О.Е. Иванова, В.В. Лопатин. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 960 с; Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка : В 3 т. — М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2006.]

При склонении сложных количественных числительных 50-80, 200-900 изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они как одно слово. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.

Новосибирск – 2021

В рамках проекта «Уроки русского» Новосибирского областного фонда сохранения и развития русского языка «Родное слово».

Источник

Проверьте свою грамотность в Международный день родного языка 2021! (5-7 кл.)

Тест для учащихся 5-7 классов

21 февраля – Международный день родного языка

Проверьте свою грамотность!

Тушь, плющ, прочь, вещь, вскачь, щёлочь, товарищ, камыш, навзничь, наотмашь, меч, ёж, мощь, молодёжь, сплошь.

Добавьте пропущенные буквы так, чтобы получились разные слова.

А. …очка, …очка, …очка, …очка.

А. Бороться за мир________________________________

Б. Обида на товарища______________________________

В. Уход за больным________________________________

Г. Призывать к борьбе______________________________

Это собрание его мелких стихотворений ряд самых ослепительных картин. Это тот ясный мир который так дыш…т чертами знакомыми одним древним в котором природа выражается так же живо как в струе какой-нибудь серебря…ой реки. Тут всё и насл…ждение и простота и мгнове…ая высокость мысли вдруг об…емлющая св…ще…ым холодом вдохновения читателя.

(«Несколько слов о Пушкине», Н.В. Гоголь)

А. Бабушка надвое сказала ___________________________________________

Б. Ждать у моря погоды______________________________________________

В. Ломиться в открытую дверь________________________________________

Г. С корабля на бал_________________________________________________

А. Зыбка _____________________

Посмотреть ответы и комментарии

Логогриф – загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога.

А. Слова III скл.: тушь, вещь, щёлочь, мощь, молодёжь.

Б. Слова II скл.: плющ, товарищ, камыш, меч, ёж.

В. Наречия: наотмашь, прочь, навзничь, вскачь, сплошь.

А. Кочка, бочка, почка, точка.

Б. Том, сом, ком, лом, дом.

В. День, пень, тень, лень.

Орфография

Дышит – глагол второго спряжения. Относится к исключениям, которые необходимо запомнить, поэтому в третьем лице единственного числа в окончании будет писаться буква И.

Наслаждение – образовано от «насладить». Словообразовательная цепочка: наслаждение – насладить – сладить – сладкий.

Мгновенная – прилагательное, образованное от существительного с помощью суффикса –енн.

Объемлющая – разделительный твёрдый знак нужно писать на стыке приставки и корня, где приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается на Е.

Священным – прилагательное, образованное от существительного с помощью суффикса –енн. Образовано от слова «святить» (от «святости»), поэтому в корне пишется Я.

[См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопаткиной. – М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009; Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. (около 145 000 слов). – М., 1985.]

Пунктуация:

1 – тире между подлежащим и сказуемым, где оба главных члена выражены существительными в именительном падеже;

2 и 4 – запятые при однородном подчинении;

3 – запятая перед причастным оборотом;

5 – запятая перед сравнительным оборотом;

6 – двоеточие после обобщающего слова;

7 и 8 – запятые при однородных членах предложения, соединённых повторяющимся союзом;

9 – запятая перед причастным оборотом.

[См. подробнее о пунктуации: Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке. – М.: Книга, 1988]

Читайте также:  Как можно проглотить язык во сне

Источник

Проверьте свою грамотность в Международный день родного языка! 2019

21 февраля – Международный день родного языка

Год языков коренных народов России

Проверьте свою грамотность!

1. Расставьте недостающие знаки препинания.

На территории России распространено свыше 100 относящихся к нескольким языковым семьям языков русский осетинский цыганский татарский чувашский хакасский бурятский эвенкийский и другие. Большинство языков народов России имеет письменность и алфавиты на русской графической основе созданные в 30-х гг. XXв.

В 90-х гг. XXв. проявлялась устойчивая тенденция к национальному возрождению многие языки получили статус государственных языков республик в составе Российской Федерации наряду с русским.

2.Вставьте имена существительные, данные в скобках, в соответствующей падежной форме.

В XXIв. в Российской Федерации сложилось устойчивое национально-русское двуязычие: русским языком хорошо владеют в целом около 27 млн человек.

Более 95% хорошо знающих русский язык зафиксировано, например, у (адыгейцы)________, (армяне)________, (буряты)_____, (грузины)________, (казахи)_______, (калмыки)_______, (коми)______, (марийцы)____________, (мордва)__________, (осетины)____________, (удмурты)_________________, (хакасы)_____________, (цыгане)_________, (чуваши)_______, у народностей Севера; более 90% – у (агулы)_________, (алтайцы)_________, (татары)__________.

3. Не или ни?

А. Жил парень с рождения приметный, с появления на свет одинокий. Н… помнил он н… отца, н… матери. Н… было у него н…чего, кроме войлочной юрты, саврасого коня и восьмидесятипудового стального кнута. Бурятская сказка.

Б. Богатый говорил: «Котел мой, наполнись, еда из котла, выложись». И выкладывается, и наполняется. Сколько бы бедняк н… твердил – ничего н… наполняется, н…чего н… выкладывается. Сказка манси.

В. В нём, оказывается, слышалось что-то, что речью н… назовешь – один вой. Н… начала, н… конца разговора – н…чего нельзя было понять, страшный шум. То ли плачут, то ли хохочут, то ли пляшут, то ли поют – этих огенга* человеку н… понять, оказывается. Эвенкийские сказания.

4. Объясните значение выражений.

А. Кипом кипеть. ____________________________________________

Б. Зубы мыть. _______________________________________________

В. Ляскать языком. ___________________________________________

Г. Сбросить глаза. ____________________________________________

5. Напишите числительные, поставив их в нужную падежную форму.

2575__________________________________________________________________ языков из 64___________________________________ языковых семей распределены в Австралии и Океании. В Африке говорят на 2334________________________________ ____________________________________________________________________ языках, менее 800_____________ языков в Северной и Южной Америке. В Евразии мы можем услышать 1954 ___________________________________________________ языка.

6. О каких животных идёт речь? Названия даны на диалектах Новосибирской области.

А. Курчат, если бог сохранит, с нас хватит. ________________________________

Б. У нас бегунец был высокий ростом. _____________________________________

В. Ребята в школе кормушки для жулавчиков делают. _______________________

Г. Бечка в ямку ввалилась. ______________________________________________

Д. Скакуны совсем собаку заели. _________________________________________

Е. В катухе было штук пятьдесят хрюков. __________________________________

7. Вставьте Н или НН и глаголы одеть / надеть.

А. Охотник видит, девушка _________стари…ую тувинскую одежду, коса у неё была дли…ая, толстая, чёрная, чавага** из белого серебра украшена. Мифы тувинцев.

Б. Амыр-Санаа, об этом узнав, своему верблюду на шею раскалё…ый таган*** ________, а сам через скалу ночью молотком пробил ход, в страну русских уехал. С тех пор эта гора Алага-Тайга называется. Легенды и предания тувинцев.

В. Родители и родстве…ики девушки, чтобы зимой доставить невесту, __________ её в шёлковый халат, посадили на иноходца с новым седлом и серебря…ой уздечкой и поскакали.Легенды и предания тувинцев.

чавага**накосное узорчатое украшение

таган***обруч-подставка для котла

В рамках проекта «Уроки русского» фонда «Родное слово»

Посмотреть ответы

Правильные ответы:

Ответы.1. Двоеточие после слов языков, возрождению. Запятая после слов: русский, осетинский, цыганский, татарский, чувашский, хакасский, бурятский, основе. 2. У адыгейцев, армян, бурят, грузин, казахов, калмыков, коми, марийцев, мордвы, осетин, удмуртов, хакасов, цыган, чувашей, агулов, алтайцев, татар. 3. А. Не, ни, ни, не, ничего. Б. Ни, ничего, не, ничего, не. В. Не, ни, ни, ничего, не. 4. А. Существовать в большом количестве. Б. Смеяться. Сплетничать. В. Заниматься пустословием. Г. Резко посмотреть вниз. 5. Две тысячи пятьсот семьдесят пять, шестидесяти четырёх, двух тысячах трёхстах тридцати четырёх, восьмисот, одну тысячу девятьсот пятьдесят четыре. 6. А. Цыплята. Б. Беговой конь. В. Синица. Г. Овца. Д. Блоха. Е. Свинья.
7. А.Старинную, длинная. Надела. Б. Раскалённый. Надел. В. Родственники, серебряной. Одели.

Комментарии к ответам

1. После обобщающего слова языков ставится двоеточие. См.: Д.Э. Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Челябинск, 1994. С. 132. Между связанными только интонационно однородными членами ставится запятая: русский, осетинский, цыганский, татарский, чувашский, хакасский, бурятский, эвенкийский. См.: Д.Э. Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Челябинск, 1994. С. 115. Обособляются распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависящими от них словами, стоящие после определяемого существительного или субстантивированного слова: алфавиты…,созданные в 30-х гг. XXв. См.: Д.Э. Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Челябинск, 1994. С. 140. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится, если вторая часть раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова «а именно»). См.: Д.Э. Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Челябинск, 1994. С. 288.

2.Окончания родительного падежа множественного числа. Названия некоторых национальностей, главным образом с основой на н и р имеют в родительном падеже множественного числа форму без окончания (так называемое нулевое окончание): (жить среди) англичан, армян, балкар, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, мордвин, осетин, румын, сарацин, туркмен, турок, хазар, цыган, последний из могикан; но: бедуинов, берберов, бушменов, негров, сванов, калмыков, киргизов, мегрелов, монголов, ойротов, таджиков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, якутов; колебания: сарматов – сармат и некоторые другие. См.: Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2010. С. 214.

3.Правописание частиц не и ни. Основная функция частицы не – отрицание, ни – усиление отрицания. Повторяющаяся частица ни соответствует повторяющемуся союзу и утвердительного предложения.См.: Правила русской орфографии и пунктуации. М., 2009. С.73–77.

4. Кипом кипеть.Экспрес. Водиться, существовать в большом количестве (о комарах, гнусе); кишмя кишеть. См.: Словарь русских говоров Сибири. Новосибирск, 2001. Т. 2. С. 61.

Зубы мыть.Экспресс. а) Смеяться…б) неодобр. Сплетничать, судачить, злословить о ком-либо. См.: Словарь русских говоров Сибири. Новосибирск, 2001. Т. 2. С. 308.

Ляскать языком.Заниматься пустословием. См.: Словарь русских говоров Сибири. Новосибирск, 2001. Т. 2. С. 246.

Сбросить глаза.Резко посмотреть вниз. См.: Словарь русских говоров Сибири. Новосибирск, 2005. Т. 4. С. 239.

5.Склонение количественных числительных. В составных количественных числительных при склонении изменяется каждый из компонентов числительного. Числительное один (одна, одно) склоняется как местоимение этот (эта, это). Два, три, четыре имеют своеобразные окончания им. и твор. падежах и подобные окончаниям числительного одни в род., дат., предл. падежах. От пяти до двадцати и тридцать склоняются как имена сущ. 3 скл. Сорок, девяносто, сто имеют только две падежные формы. Числительные пятьдесят – восемьдесят изменяют при склонении обе части. Двести, триста, четыреста в косвенных падежах принимают формы мн. ч. и изменяются в обеих частях. Числительные пятьсот – девятьсот: первая часть склоняется как сущ. 3 скл., а вторая отличается своеобразными окончаниями. Тысяча, миллион, миллиард склоняются как соответствующие существительные. См.: Н.С. Валгина. Современный русский язык. М., 2001. С.212–213.

Читайте также:  Как переводится на русский язык vegetables

6. Курчёнок,-нка, м. Цыплёнок.См.: Словарь русских говоров Новосибирской области. Новосибирск, 1979. С. 263.

Жулавчик,-а, м. Синица с оперением жёлтого цвета.См.: Словарь русских говоров Новосибирской области. Новосибирск, 1979. С. 156.

7. Глаголы надеть – одеть: первый обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету, второй глагол обозначает действие, обращённое на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением. См.: Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2010. С. 182.

Раскалённый – в суффиксах страдательных причастий пишется два н. См.: Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2010. С. 59.

Источник

21 февраля международный день родного языка тест

Никто не может ответить больше чем на 7 из 10 вопросов в этом тесте на IQ

Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10

Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?

Какое имя подходит вам по знаку зодиака

Элементарный тест на логику и интеллект, который заваливает большинство взрослых. А вы наберете 15 из 15?

Тест, который проверит вашу эрудицию: где вы на шкале от 0 до 12?

Вас можно назвать ходячей энциклопедией, если сможете набрать восемь правильных ответов

Тест на эрудицию: Ваш IQ высок, как Эверест, если вы сможете набрать 80%!

Цветовой тест на возраст

Если закончите цитаты из советских фильмов на 14/14, то вы наверняка родились в СССР

Ваша эрудиция на высоте, если осилите наш тест хотя бы на 8/11 — ТЕСТ

Насколько уникальна ваша личность?

Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?

Тест из одного вопроса, ответить на который правильно не может почти никто. Попробуете себя?

Насколько Ваш мозг пошлый?

Тест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?

Простейший тест на IQ из нескольких вопросов

Тест по фильмам СССР: Сможете пройти его на все 10/10? (Часть 2)

Пройдете ли вы тест на психопата?

Если ответите на все вопросы нашего теста без ошибок, то можете считать себя уникумом с высоким IQ

Подписывайтесь на наши странички! Обязательно делитесь с друзьями! Впереди много новых интересных тестов! Ежедневные добавления! Страницы: Яндекс Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook

Популярные тесты

Никто не может ответить больше чем на 7 из 10 вопросов в этом тесте на IQ

Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10

Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?

Какое имя подходит вам по знаку зодиака

Элементарный тест на логику и интеллект, который заваливает большинство взрослых. А вы наберете 15 из 15?

Тест, который проверит вашу эрудицию: где вы на шкале от 0 до 12?

Вас можно назвать ходячей энциклопедией, если сможете набрать восемь правильных ответов

Тест на эрудицию: Ваш IQ высок, как Эверест, если вы сможете набрать 80%!

Цветовой тест на возраст

Если закончите цитаты из советских фильмов на 14/14, то вы наверняка родились в СССР

Ваша эрудиция на высоте, если осилите наш тест хотя бы на 8/11 — ТЕСТ

Насколько уникальна ваша личность?

Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?

Тест из одного вопроса, ответить на который правильно не может почти никто. Попробуете себя?

Насколько Ваш мозг пошлый?

Тест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?

Простейший тест на IQ из нескольких вопросов

Тест по фильмам СССР: Сможете пройти его на все 10/10? (Часть 2)

Пройдете ли вы тест на психопата?

Если ответите на все вопросы нашего теста без ошибок, то можете считать себя уникумом с высоким IQ

Преимущества

Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный («вирусный») трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!

Пользователям

Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?

Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!

Источник

Классный час на тему: «21 февраля Международный день родного языка» 6а-7а кл.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа – интернат№2 г. Оренбурга.

Классный час на тему:

Международный день родного языка»

Провела: воспитатель Жижина А.В.

Тема: Международный день родного языка

Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».

Продолжать развивать устную связную речь воспитанников, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.

Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

Форма проведения: Кл. час «Знатоки родного языка».

Предварительная работа: заранее раздаются стихотворения по теме.

Сообщение темы занятия

Андрей1-й ведущий(слайд 1 ) Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000языках. А всегда ли это было так?

Лера 2-й ведущий(слайд 2 ) Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочествия его и его семейства) сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. (слайд 3) Господу не понравилось это дело. (слайд 4) В наказание за такое суетное и гордое предприятие ин смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». (слайд 5) Вот эти события и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках

Андрей 1-й ведущий(слайд 6) В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

Читайте также:  Как влияет пирсинг языка на зубы

Андрей 1-й ведущий(слайды 7-11) Мы можем услышать украинский язык, язык армян, греков, адыгов и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

(Стихотворение «Родной язык» читает Семен В.)

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Ты говоришь всегда, индус,

Китаец, турок, серб иль чех,

Конечно, вам дороже всех

А ясудьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже тринадцать лет.

Спокоен, весел и певуч,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

Бессмертный Пушкин сочинял

Законы Менделеев дал

На земном шаре очень много разных стран и везде люди говорят на своём родном языке! А как вы думаете, какое слово самое популярное в каждой стране? (Ответы детей)

Привет – самое популярное слово в каждой стране. Да и самое простое, поэтому будет совсем не лишним знать, как сказать привет на разных языках мира. Интересно отметить, что не всегда приветствие с другого языка дословно переводится на русский как «привет», часто оно будет означать «добрый день» или «здравствуйте», а порой и вовсе – «мир вам». Послушайте, как звучит приветствие на разных языках:

Слайд « Привет на разных языках»

А сейчас послушаем песни на разных языках. ( Семен В.-поет песню на итальянском языке, Марат К. поет песню на английском языке.)

Лера 2-й ведущий(слайд 12) Мой родной язык – русский. Константин Георгиевич Паустовский говорил «Наш язык –наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».

Андрей 1-й ведущий(слайд 12 ) А Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей». Знать свой язык обязан каждый.

Лера 2-й ведущий Наш родной язык богат пословицами. –Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

-Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

Пословицы не даром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни новые друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Воспитатель: слайд 13 ) Объявляется 1-й конкурс «Дополни пословицу»

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:

Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Поспешишь … (людей насмешишь).

Семеро одного … (не ждут).

Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).

Делу время … (потехе час).

Друзья познаются в …(беде).

Конкурс для зрителей

— Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)

— Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)

— Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)

— Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)

— Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)

— Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)

— Что произойдет 31 февраля? (31 февраля не бывает)

— За чем во рту язык? ( За зубами)

— Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают)

— Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)

— Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки)

— У кого есть шляпа без головы, а нога без сапог? (У гриба)

— Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком)

— Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Буква б)

Итоги конкурса. Чтение пословиц.

– А сейчас мы с вами попробуем выучить несколько слов на коми языке (учим слова: рот, глаза, нос, уши). Показываем на себе часть лица, о которой идет речь, и произносим это слово по коми. голова– ЮР, рот – ВОМ, нос – НЫР, ухо – ПЕЛЬ, глаз – ЩИН

Конкурс 2. «Крылатых выражений»

— Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения- попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

Воспитатель: Раскроите смысл этих выражений.

(раздать детям листочки с выражениями и объяснить смысл)

Во весь дух. (быстро)

Сесть в лужу. (быть обманутым)

Прикусить язык. (замолчать)

Знать на зубок. (выучить)

Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

В час по чайной ложке. (медленно)

Водить за нос.(обманывать)

Зарубить на носу. (запомнить)

Чесать языком. (болтать)

Делать из мухи слона. (преувеличивать)

(Стихотворение Галины Пурга «О родном языке» читает Андрей Д.)

Уму и сердцу язык твой проводник,

Без него попадёшь ты в тупик.

Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,

Ты без него уже не ты.

Язык твой как родная мать,

Которую не унижать нельзя, не оскорблять.

Его ты должен, друг, благодарить

За то, что правильно умеешь говорить.

Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,

Люби его за то, что он могуч.

Язык твой – щит, твоё общенье

Не допусти к нему пренебреженья.

Наследие твоё – твоя земля и твой язык

И искажать его невеждам не давай,

Об этом, ты, дружок не забывай.

Лера 2-й ведущийЧто нужно делать чтобы наша речь была грамотной, вежливой?(слайд 19)

Заповеди речевого этикета

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

3. Уважай собеседника, не перебивай его.

4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

5. Говори просто, четко, понятно.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

(Стихотворение «В день родного языка» читает ученик Васильев Г.)

Вдень родного языка

Мы станем ценить каждое слово,

Участь его была не легка,

Но мы сохраним наследие живое!

Прадеды наши и наши отцы

Нам передали красу неземную

Русского слова из русской души,

Что задевает всех нас за живое.

С праздником Вас, весь российский народ

Мы поздравляем и смело желаем

Освободиться от бренных забот.

И пусть страна зацветёт, процветает!

Андрей 1-й ведущий Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка.

Лера 2-й ведущий Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.

Список используемой литературы

Давыдова Т.: Дружок: Пословицы, поговорки, крылатые выражения; издательство Стрекоза,2009

Клюхина И.В. Пословицы, поговорки и крылатые выражения; издательство ФГОС, 2008

Сапожников, В. Золотов :Священой истории Ветхого Завета; Букинистическое издание, Внеклассные мероприятия в игровой форме; издательство ГЛОБУС, 2005.

Источник

Мастерица