21 февраля день родного языка в библиотеке мероприятия

Содержание

21 февраля день родного языка в библиотеке мероприятия

Россия – многонациональная страна, в которой звучат разные языки, уживаются разные культуры. Объединяющим началом в многоязычном пространстве нашей страны является язык большинства населения – русский. Познание языка приводит к пониманию духовных родовых корней, эмоционально-нравственных основ всей культуры. День родного языка – хороший повод, чтобы вспомнить о его значении.

Библиотекарем Кукуйского СБФ совместно с работниками СДК проведён турнир знатоков русского языка «Родной язык – язык души», посвящённый Международному дню родного языка.

Ведущие говорили с ребятами о том, что каждый язык красив и богат. Великий русский писатель И.С. Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…».

Для того чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Вот мы и провели турнир знатоков. Вначале «Шуточная разминка» подняла всем настроение и окунула в мир языка, а затем ребята проявили смекалку и находчивость, выполняя задания по журналам, отгадывая кроссворды, вспомнили «Пословицы и поговорки» и «Старинные русские слова». Интересно и необычно прочитали с помощью зеркала записку школьника.

Библиотекарь провела обзор литературы, представленной на книжной выставке, познакомила с имеющимися энциклопедиями и словарями по языкознанию.

Библиотекарь Метростроевского СБФ совместно с работниками СДК провели с учащимися начальных классов беседу к Международному дню родного языка «Родной язык, как ты прекрасен».

Детям было рассказано о том, что мало любить свой, родной язык, надо ещё и хорошо его знать, чтобы успешно пользоваться им в устной и письменной речи. Зачитали и разобрали высказывания знаменитых писателей и классиков о русском языке. Дети приняли участие в различных конкурсах: «Подбери антонимы», «Найди синонимы», «Расставь фрукты по алфавиту», «Составь предложение» и «Определи одушевлённые слова».

Библиотекарь Бельковского СБФ провела линговечер общения «Мой родной язык», посвященный Международному дню родного языка.

Библиотекарь рассказала о величии и богатстве русского языка, необходимости беречь его чистоту от искажения, обеднения и засорения жаргонными, нецензурными словами, сленга, о том, что речь человека отражает уровень его развития. В ходе лингвовечера звучали цитаты и стихотворения о русском языке выдающихся деятелей (А.С. Пушкина, В.И. Даля, И.С. Тургенева). Ребята приняли участие в викторине «Знатоки русского языка».

В Межпоселенческой центральной библиотеке действует книжно-иллюстративная выставка «21 февраля — День родного языка».

В Веневской детской библиотеке-филиале к Международному дню родного языка прошла лингвистическая игра «Моя речь – мое зеркало».

Сотрудники библиотеки рассказали ребятам об истории, о величии и богатстве русского языка, о необходимости беречь его чистоту от искажения, объединения и засорения путем распространения жаргонных, нецензурных слов. Дети принимали участие в играх «Противоположное значение», «Продолжи пословицу», «Найди пару», «Найди другие слова», «Назови одним словом», «Сравнение», «Заблудившиеся буквы», «Составь новые слова», «Подбери словосочетание», отгадывали загадки.

В ходе мероприятия ребята показали свои способности, смекалку, сообразительность в знании родного языка. Дети сделали вывод, что необходимо как можно больше читать книг, чтобы иметь большой словарный запас.

В читальном зале оформлена книжная выставка – обзор «Жив язык – жив народ».

Библиотекарь Кабанова Е.В.

В Студенецком СБФ оформлена тематическая книжная выставка «Язык — твой щит, твое общение», приуроченная к Международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО с целью сохранения и развития исчезающих языков, изучения языковых и культурных традиций. В России русский язык является родным для 130 млн.человек и служит средством общения людей между собой. Русский язык — важнейшая частью национального богатства России и поэтому должен находиться под постоянной защитой государства. Он также является средством для сохранения и передачи последующим поколениям истории и культуры России.

Библиотекарь Сытникова Галина Владимировна.

Источник

Централизованная библиотечная система города Ельца

22.01.2017

В Международный день родного языка, который мы отмечаем 21 февраля, прошли мероприятия в детской библиотеке №3, библиотеках-филиалах №7, №9.

“Родной язык, как ты прекрасен!”

21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка. В этот день в детской библиотеке-филиале №3 состоялся час словесности «Родной язык, как ты прекрасен!». В течение всего дня ребята знакомились со словарями русского языка, нормами речевого этикета, исправляли грамматические ошибки, отвечали на вопросы викторины, подготовленные заранее на листах, пытались закончить известные пословицы и афоризмы о книге, объясняли значение фразеологических оборотов. Из рассказа библиотекаря ребята узнали о многообразии языков на планете, о том, что родной язык – это характер народа, его память, история, духовное могущество. Язык – это не только инструмент для общения между разными людьми. Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное. Об этом и многом другом шла речь на мероприятии.

“Русской речи государь…”

В библиотеке-филиале №7 с учащимися 5-6-х классов провели библиотечный урок «Русской речи государь по прозванию Словарь», посвященный Международному дню родного языка. Эпиграфом к уроку стали слова К.Г.Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Ведущая Гришина Г.И.рассказала ребятам, как восхищённо и уважительно относились к русскому языку знаменитые писатели и философы не только в России, но и за рубежом, привела примеры их высказываний. Затем ребята узнали об известных составителях словарей русского языка – В.И. Дале и С.И. Ожегове, об их неоценимом вкладе в развитие языкознания и речевой культуры нашего родного языка.

Читайте также:  Как определить свой уровень итальянского языка

Прослушав отрывки стихотворений В. Солоухина и В. Шефнера о значимости и силе языка, ребята сделали вывод о том, что надо умело пользоваться богатством языка в устной и письменной речи, беречь его.

Ребята приняли участие в небольшой викторине «Я и словари», в которой им пришлось ответить на вопросы о назначении различных словарей, о словарном запасе человека и о том, как его пополнять. В ходе мероприятия ребята познакомились с различными видами словарей.

Вторая часть библиотечного урока была практической. Ребятам были предложены задания: с помощью толкового словаря найти значения некоторых слов, с помощью этимологического словаря узнать происхождение заданных слов, вставить пропущенные буквы в словах, проверяя себя по орфографическому словарю.

Очень интересными оказались задания на карточках. В первом надо было к иностранному слову подобрать его русский эквивалент, а в другом – к карточкам с фразеологическими оборотами подобрать соответствующую расшифровку. Все ребята справились на “отлично”.

Все читатели, посетившие в этот день библиотеку, познакомились с выставкой «Язык есть исповедь народа», посвященной нашему родному русскому языку.

“Я голову пред ним склоняю снова…”

21 февраля, в Международный день родного языка, в актовом зале гимназии № 11 для обучающихся 7А и 7Б классов (56 чел.) коллектив библиотеки-филиала №9 провёл литературный лингвовечер «Я голову пред ним склоняю снова – Его Величество, родное наше слово!». Целью праздника стало сохранение и поддержка русского языка как национального достояния России.
Библиотекари рассказали детям о величии и богатстве русского языка, необходимости беречь его чистоту от искажения, обеднения и засорения жаргонными, нецензурными словами, сленга, о том, что речь человека отражает уровень его развития.
Мероприятие содержало различного вида задания, игры, конкурсы, освещающие многие разделы языка. Например, «Загадки о знаках препинания», блиц-турниры: «Синонимы», «Антонимы», «Архаизмы»; конкурсы: «Знатоки пословиц», «Доскажи фразеологизм», «Говори правильно!» и др.
В ходе лингвовечера звучали цитаты, высказывания и стихотворения о русском языке выдающихся деятелей (А.С. Пушкина, Э. Роттердамского, В.И. Даля, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева), а учащиеся показали отличные знания и неподдельную заинтересованность в области родного языка.
Сопровождалось мероприятие мультимедийной презентацией.

Источник

Открытое внеклассное мероприятие

«21 февраль-Международный день родного языка»

«Он с детства мне знаком»

Цель: познакомить ребят с праздником – Международным днем родного языка, со значением родного языка в жизни общества формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ведущий 1 : Международный день родного языка отмечается ежегодно 21 февраля. Он был учрежден в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Празднуется с 2000 года.

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная и актуальная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

День родного языка – праздник, который начали отмечать не так давно. В этот день каждый должен задуматься об отношении к своему родному языку, не засоряем ли мы его не нужными словами, грамотно ли говорим. А ещё в этот день мы должны вспомнить, как много языков есть на земле, и каждый надо ценить. Ведь язык – это культура народа. Знакомство с другими языками помогает понять, как интересен и разнообразен мир.

И если завтра мой язык исчезнет,

Так выразил свою любовь к родному языку замечательный аварский поэт Расул Гамзатов. Ведь в языке, как в зеркале, отражается вся жизнь народа.

Для выживания языка необходимо, чтобы на нем говорило, по меньшей мере, 100 000 человек. Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро. Объединение «племен» в государство достигалось в ущерб языкам. Для единства страны было необходимо заставить людей говорить на одном языке.

С возникновением новых технологий национальным меньшинствам стало еще труднее добиться признания своих языков. Ведь язык, не представленный в Интернете для современного мира «не существует». Итак, 81% страниц в Интернете на английском. Далее с большим отставанием следуют немецкий и японский языки, каждый по 2 %, затем французский, испанский и скандинавские языки, каждый по 1 %. Все остальные языки, вместе взятые, едва ли представляют 8 % веб-страниц.

Ведущий1 : Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок ещё не научился говорить, а его чистый слух уже ловит ласковое журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки.

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Он дорог мне, он мой.

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной.

Читайте также:  Как в watch dogs поменять язык

Ведущий 2: Каждый язык-это целый мир. Язык-это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕТЕЙ – СТИХИ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ.

Но как родной люблю язык я русский:

Он нужен мне, как небо, каждый миг.

На нем живые трепетные чувства открылись мне,

И мир открылся в них.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой.

Забыв родной язык, я онемею.

Утратив русский – стану я глухой.

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Ведущий 1. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Люби и храни свой родной язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее.

Источник

К Международному дню родного языка открытое мероприятие «Квест-игра «Путешествие в мир родного языка»»

Презентация к уроку

Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днём родного языка. Формировать интерес к русскому языку посредством лингвистических игр.

Задачи:

Ожидаемые результаты:

Ход мероприятия

Ведущий 1

В Детском отделении на лечении находятся дети разных национальностей. Мы предлагаем вам поздороваться друг с другом на своём родном языке.

Дети приветствуют гостей праздника на родном языке, мы слышим приветствия на:

Ведущий 2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.

Ведущий 1

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Ведущий 2

Слайд 3. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции, в Киргизии киргизский, в Грузии грузинский, а в России государственным является один язык – русский.

Алина Шатрова, 8 класс

Он так могуч и так прекрасен
Суровый РУССКИЙ наш язык!
Мир покорен одной лишь фразой,
С которой дрался наш мужик,
Когда громил фашистов клятых,
И шел в атаку на врага.

И пели РУССКИЕ солдаты,
Когда до смерти три шага,
На РУССКОМ РУССКУЮ «Катюшу»,
И было легче во сто крат.
И враг коварный песню слушал,
В руках сжимая автомат.

Ульяна Петренко, 6 класс

Есенин наш под звуки танго,
Или танцуя вальс, фокстрот,
Любил прекрасной иностранке
Шепнуть на РУССКОМ пару строк.

Григорий Ротарь, 5 класс

Когда ворвались в космос бурей
Мы на железном рысаке,
Услышал мир: Гагарин Юрий
Дал старт на РУССКОМ языке.

Севинч Хомракулова, 6 класс

Мы речь родную с детства слышим,
На РУССКОМ пишем, говорим.
Олимпиады РУССКИЙ Миша
Все страны мира покорил.

Руслан кызы Элизат, 8 класс

Наш РУССКИЙ так многообразен,
Изящен, скромен и силен:
Он для врага настоль опасен,
В любви насколько ласков он.
Оставь, мой друг, свои сомненья,
И честь родного языка
Неси достойно поколеньям
На все грядущие века.

Расулова Марьям, 6 класс

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

Шарипова Сабрина, 8 класс

Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

Ведущий 2. Ребята из ближнего зарубежья на поэтическом русском языке рассказали нам, как много исторических событий произошло в нашей стране – России.

Ведущий 1.

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают.

Патимам Патимат, 6 класс

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.

Балачёв Солтав, 4 класс

В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Худоакумов Мухамедали, 5 класс

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Ведущий 2. Учащиеся 2-3 классов из ансамбля «Сударушка» исполнят песню «У моей России», а мы посмотрим красивый видеоклип, где показаны бескрайние просторы России.

Ведущий 1

Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.

Ребята, вашему вниманию мы предлагаем квест-игру «Путешествие в мир родного языка», в которой принимают участие все дети. За правильные ответы участники получают фишки.

Конкурс № 1. «Аз да буки, потом все науки»

Слайд 5. Когда мы приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку, а знаете ли вы как произошло это название? (Слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки»)

Ведущий 1

Слайд 6. На слайде на древней иконе слева изображены славянские просветители святые преподобные Кирилл и Мефодий. Древнерусскую азбуку вы видите справа.

Слайд 7. На уроках «Родного языка» учащиеся 5-6 классов, выполняя занимательные лингвистические задания, познакомились с буквами древнерусской азбуки, выполняли проект «Заглавная буквица». Слайд 8

Слайд 9 и передавали полученные знания учащимся начальной школы и вместе выполнили проект «Оживи букву».

Слайд 10 (слова) – 11 (ответы) и теперь я вам предлагаю стать переводчиком и сделать перевод слов с древнерусского языка на современный русский язык.

Читайте также:  Английский язык методические указания к практическим занятиям

Съдъсъ (здесь), бъчела (пчела), съдоровъ (здоров), двашьды (дважды), дъстоканъ (стакан)

Помимо трудных названий букв, сложность учёбы была в том, что при чтении требовалось сначала называть буквы первого слога, а затем второго, з третьего и так далее. В итоге слоги складывались в слово.

Слайд 12. Например (на слайде), слова Школа и Человек. Слайд 13

Если прочитать все буквы по алфавиту, то мы узнаем какое послание оставили потомкам святые Кирилл и Мефодий.

Запомните дети: Я знаю буквы. Письмо – это достояние.

Ведущий 2 продолжение конкурса

Слайд 14. Одним из самых главных богов у древних славян считался РОД. Именно он указал людям, что их главная задача на земле – продолжение рода. Принято, что именно в нашем языке от слова «РОД» образовано такое количество РОДственных слов.

Слайд 15. Правильные ответы.

Ведущий 1.

Конкурс №2 «Разминка»

Конкурс № 3 «Русские синонимы»

Слайд 18. Очень часто мы употребляем иностранные слова, хотя в русском языке есть слова с таким же значением. Подберите русские синонимы к словам:

Ведущий 2.

Игра «Нужно не только знание, но и внимание»

Если я называю имя существительное в единственном числе, вы хлопаете в ладоши. Если во множественном числе – поднимаете руки вверх.

Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры, слова, кенгуру, мука, молоко, сани.

Источник

План мероприятий, посвященных Международному дню родного языка – 21 февраля

План мероприятий, посвященных

Международному дню родного языка – 21 февраля

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка».

Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.

Развивать у детей любознательность и интерес к языкам.

Пробудить желание общаться на родном языке.

Воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Общение с родителями в процессе познания ими истории и культуры родного края.

Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

ООД «Путешествие по России»

Викторина «Знатоки родного языка»

ООД-игра «Угощение Чак-чак- для Ляйсян.»

Беседы: « Международный день родного языка»,

Игровая ситуация « Кто-кто в теремочке живет?»

Музыкальная игра «Шурале»

Игра-драматизация по сказке «Колобок»

Татарская народная игра «Дустым бар», «Попади в горшок», «Капкалы»

Подв. игры: «Гуси-лебеди», «Воротца», «Гори, солнце ярче»

Национальные игрушки: рассматривание, беседа, игры

Пальчиковая игра «Этот пальчик…» (на тат.яз.)

Знакомство и разучивание «Татарские и русские народные пословицы и поговорки на русском и татарском языках»

Чтение потешек, поговорок, песенок

Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Наше Отечество», стихотворения А.Прокофьева«Родина»,З.Александровой «Родина»

Лепка из соленого теста «Баурсак»

Рисование «Укрась костюм», «Украсим татарским орнаментом фартук»,

«Куклы в национальных костюмах»

Конкурс рисунков по татарским и русским народным сказкам

Рисование по мотивам стихотворений М.Джалиля

Рассматривание иллюстраций к татарским и русским народным сказкам

Вечер загадок: «Угадай, из какой сказки?»

Русская народная сказка «Репка» (настольный театр)

Слушание песен и стихов на татарском и русском языках

Слушание аудио песен на татарском языке

Прослушивание в аудиозаписи русской народной сказки

Просмотр м/ф на татарском языке:

Г.Тукай шигыре буенча “Туган тел” мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча “Кырлай” мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча “Иртә” мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча “Кышкы кич” мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча “Шаян Песи” мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча “Яңгыр илә Кояш” мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча “Кышкы кич” мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча “Бала белән Күбәләк” мультфильмы

«Шалкан», «Йомры кумач»

Экскурсия в детскую библиотеку

Экскурсия в ТОЦ(Татарский Общественный Центр)

Рассматривание альбома «Мой край родной»

Посещение мини-музея «Татарская изба»

Рассматривание иллюстраций книги о М.Джалиле

Презентация ко Дню рождения поэта М.Джалиля

Стенд: «Нормативно-правовые акты и законы РТ»:

-Приказ Министерство Образования и науки РТ от 29.06.2001 г. № 463 «О мерах по улучшению изучения родного, татарского русского языков ДОУ»

– Постановление кабинета Министров РТ от 30.12.2010г. №1174 «Об утвержден Стратегии развития образования в РТ» на 2010-2015 годы «Киләчәк»-«Будущее»

-Приказ Министерства Образования и науки РТ от 31.01.2012г. № 527\12

– Закон Республики Татарстан 03.03.2012 г. №16 «О государственных языках Республики Татарстан и других языках республики Татарстан».

Беседа: «Родной язык – наше богатство», «Эти мудрые, русские сказки»

Консультация«Роль родного языка в формировании личности ребенка», «Родной язык – моё богатство», «Говорим дома»

Памятка « Авторитет – основа воспитания»

Папка-передвижка « Что такое фольклор?», « Знакомство с творчеством Г. Тукая, Х.Такташа», «Край родной, край любимый», «Национальные игры»,

«Страна моя большая»

Выставка для родителей художественной и методической литературы по билингвальному обучению.

Выставка детской литературы на русском и татарском языках

Концерт: «Я, ТЫ, ОН, ОНА – ВМЕСТЕ МЫ ОДНА СЕМЬЯ»

Номер материала: ДБ-196907

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Интересные факты из жизни