21 февраля день родного языка мероприятия в школе

«ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? – ЭТО ВЕСЬ НАРОД. ЭТО ЕГО КУЛЬТУРА, ЕГО ЯЗЫК» (А.Н.ТОЛСТОЙ).

Скачать:

Предварительный просмотр:

«ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? – ЭТО ВЕСЬ НАРОД. ЭТО ЕГО КУЛЬТУРА, ЕГО ЯЗЫК» (А.Н.ТОЛСТОЙ).

Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

Зайцева Наталья Викторовна

Дата проведения: 21.02.2019г.

Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Мы будем помнить каждый миг,

Наш лучший друг – родной язык!

Невозможно стать культурным,

Без родной литературы!

Международный год языков коренных народов
2019 год

Видео о величии России.

Ежегодно 21 февраля отмечается Международный День родного языка. И это неслучайно.

Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. Одни учёные считают, что на свете 2,5 тысяч языков, другие – 4 тысячи.

Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) сперва жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. В наказание за такое суетное и гордое мероприятие Господь смешал их язык так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (отрывок взят из «Священной истории Ветхого Завета»).

А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесёмся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговоры двух людей: Ксандра и его слуги – первого баснописца Эзопа.

«- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?

– Вот, мой господин. Это – язык!

– Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?

– Да, мой господин, разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребёнка: «мама», «солнце», «цветок». Язык даёт нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.

– Ну хорошо! Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире.

– Вот она, мой господин!

– Да. Язык – самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы».

Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества», а статья 29 гласит: « Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства ».

Ведущий 1: Из истории праздника:

Междунаро́дный день родно́го языка́ — учреждён решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается 21 февраля с 2000 года ежегодно с целью защиты языкового и культурного многообразия.

Генеральная Ассамблея ООН поддержала решение об объявлении Международного дня родного языка (Резолюция № Α/RES/56/262) и призвала государства-членов ООН и Секретариат ООН способствовать защите и сохранению всех языков народов мира.

Россия – многонациональная страна, в которой звучат разные языки, уживаются разные культуры.

Язык и культура, быт и уклад жизни народов соседей, проживающих на территории России, постоянно взаимодействуют, обогащая друг друга: по телевидению и радио звучат национальные мелодии на языках народов России, создаются книги. Государство активно развивает и бережно поддерживает традиционные культуры всех проживающих народов.

Один из самых ярких и образных языков – русский язык. Лучшие его качества – изумительная меткость, гибкость и выразительность.

«Между прочим». История происхождения языка русского (видео).

Известно много высказываний великих людей о русском языке.

Чтец 1: М.В. Ломоносов «Карл Пятый, римский император, говаривал…»

Чтец 2: Тургенев И.С. «О великий могучий русский язык…»

Вся жизнь человека, с младших лет и до глубокой старости, связана с родным языком. Ещё не научившись говорить, ребёнок приобщается к родной речи. Засыпая под нежные материнские колыбельные, забавляясь весёлыми потешками, внимая добрым бабушкиным сказкам, малыш постигает красоту родного слова.

Ребёнок приходит в школу. Познавательные рассказы учителей, сотни страниц умных книг – целое море слов уносит человека в необъятную Вселенную. И огромное счастье познать этот удивительный мир и себя в нем на родном языке.

День 21 февраля объявлен Международным Днем родного языка. Он отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью сохранения и развития языков, своего культурного наследия.

В России родной язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения. Кроме того, он является средством сохранения и передачи следующим поколениям истории и культуры России. Русский язык – важнейшая часть национального богатства России и поэтому находится под особой защитой государства.

Отмечая 21 февраля Международный День родного языка, для сохранения нашего языка и культуры мы должны:

– изучать русский язык;

– историю народа, культуру и традиции;

– не засорять язык плохими словами;

– хранить культуру нашего народа;

-любить родной язык и свою Родину.

Мы с вами пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции.

ВИДЕО (стихи Пушкина на разных языках)

Чтение учащимися заранее подготовленных высказываний о языке и его величии великих русских писателей, мыслителей, учёных.

« Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков… »

Читайте также:  Как корел перевести на русский язык

Иван Тургенев — Русский язык (Стихотворение в прозе): Стих

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к линейке, посвящённому Международному дню родного языка. Бзэ зимы1эж лъэпкъыр лъэпкъыжкъым. Зи бзэр зэзымыпэсыжам и лъэпкъри игъэпэжыркъым. Анадэлъхубзэр 1умпэм зыщ1ым къэзылъх.

21 февраля отмечается день родного языка.

Внеклассное мероприятие для обучающихся 7 «А» класса «21 февраля – Международный день родного языка»Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка в жизни общества.Задачи:1.

Информация о проведении праздника в школе.

Цели и задачи: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа; развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать.

Источник

План мероприятий, посвященных Международному дню родного языка – 21 февраля

План мероприятий, посвященных

Международному дню родного языка – 21 февраля

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка».

Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.

Развивать у детей любознательность и интерес к языкам.

Пробудить желание общаться на родном языке.

Воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Общение с родителями в процессе познания ими истории и культуры родного края.

Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

ООД «Путешествие по России»

Викторина «Знатоки родного языка»

ООД-игра «Угощение Чак-чак- для Ляйсян.»

Беседы: « Международный день родного языка»,

Игровая ситуация « Кто-кто в теремочке живет?»

Музыкальная игра «Шурале»

Игра-драматизация по сказке «Колобок»

Татарская народная игра «Дустым бар», «Попади в горшок», «Капкалы»

Подв. игры: «Гуси-лебеди», «Воротца», «Гори, солнце ярче»

Национальные игрушки: рассматривание, беседа, игры

Пальчиковая игра «Этот пальчик…» (на тат.яз.)

Знакомство и разучивание «Татарские и русские народные пословицы и поговорки на русском и татарском языках»

Чтение потешек, поговорок, песенок

Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Наше Отечество», стихотворения А.Прокофьева«Родина»,З.Александровой «Родина»

Лепка из соленого теста «Баурсак»

Рисование «Укрась костюм», «Украсим татарским орнаментом фартук»,

«Куклы в национальных костюмах»

Конкурс рисунков по татарским и русским народным сказкам

Рисование по мотивам стихотворений М.Джалиля

Рассматривание иллюстраций к татарским и русским народным сказкам

Вечер загадок: «Угадай, из какой сказки?»

Русская народная сказка «Репка» (настольный театр)

Слушание песен и стихов на татарском и русском языках

Слушание аудио песен на татарском языке

Прослушивание в аудиозаписи русской народной сказки

Просмотр м/ф на татарском языке:

Г.Тукай шигыре буенча “Туган тел” мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча “Кырлай” мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча “Иртә” мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча “Кышкы кич” мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча “Шаян Песи” мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча “Яңгыр илә Кояш” мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча “Кышкы кич” мультфильмы

Г.Тукай шигыре буенча “Бала белән Күбәләк” мультфильмы

«Шалкан», «Йомры кумач»

Экскурсия в детскую библиотеку

Экскурсия в ТОЦ(Татарский Общественный Центр)

Рассматривание альбома «Мой край родной»

Посещение мини-музея «Татарская изба»

Рассматривание иллюстраций книги о М.Джалиле

Презентация ко Дню рождения поэта М.Джалиля

Стенд: «Нормативно-правовые акты и законы РТ»:

-Приказ Министерство Образования и науки РТ от 29.06.2001 г. № 463 «О мерах по улучшению изучения родного, татарского русского языков ДОУ»

– Постановление кабинета Министров РТ от 30.12.2010г. №1174 «Об утвержден Стратегии развития образования в РТ» на 2010-2015 годы «Киләчәк»-«Будущее»

-Приказ Министерства Образования и науки РТ от 31.01.2012г. № 527\12

– Закон Республики Татарстан 03.03.2012 г. №16 «О государственных языках Республики Татарстан и других языках республики Татарстан».

Беседа: «Родной язык – наше богатство», «Эти мудрые, русские сказки»

Консультация«Роль родного языка в формировании личности ребенка», «Родной язык – моё богатство», «Говорим дома»

Памятка « Авторитет – основа воспитания»

Папка-передвижка « Что такое фольклор?», « Знакомство с творчеством Г. Тукая, Х.Такташа», «Край родной, край любимый», «Национальные игры»,

«Страна моя большая»

Выставка для родителей художественной и методической литературы по билингвальному обучению.

Выставка детской литературы на русском и татарском языках

Концерт: «Я, ТЫ, ОН, ОНА – ВМЕСТЕ МЫ ОДНА СЕМЬЯ»

Номер материала: ДБ-196907

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Министерство образования и науки РД

МБОУ Гимназия культуры мира (г.Дербент)

(с участием средне-общеобразовательных школ г.Дербент)

Подготовила и провела учит.лезгинского языка: Адаева Г.А.

1.Включить ролик чтения стихотворения Расула Гамзатова.

2.Приветствие. Ведущая и несколько детей выходят на сцену и здороваются на разных языках.

3.Ведущая: Уважаемые гости, учителя и учащиеся. Мы сегодня собрались здесь в теплой атмосфере, чтоб отметить Международный день родного языка. Это очень молодой праздник, ему всего лишь 19 лет, отмечают его с 21 февраля 2000 года. Провозглашен этот праздник Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Этот праздник очень важный и нужный. Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И конечно же, язык. Сберечь его – очень важная задача. Долг каждого из нас – беречь и защищать свой язык, свою культуру. Родной язык не мене ценный, чем разные полезные ископаемые, его нельзя купить или продать, им нужно гордиться и восхищаться. С праздником вас, дорогие друзья.

Танец (открытие праздника). Исполняют учащиеся 11 школы.

4.Ведущая: Дагестан – это не только «страна гор», но и «страна языков». Расул Гамзатов писал: «Человеку, родившемуся в маленьком краю моих отцов, языки достались в изобилии. Людей, которые духом, сердцем, нравами, обычаями, образом жизни так близки, веками разделяли, разъединяли языки. В каждом селе, ауле журчит, как ручеёк, родной говор дагестанцев. В дагестанских языках отразилась богатая и славная история нашего народа.

Стихотворение «Дагестан» прочитает нам ученик 7 класса ГКМ Осипов Денис.

Читайте также:  Амонг ас рисунки предатель с языком

Песня «Дагестан». Исполнит ученица СОШ №8.

5.Ведущая: Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние. Много интересного вы узнаете о языке, если будете внимательны к словам, к речи, если будете вдумчивыми слушателями.

Язык наш драгоценный табасаранский –

То мощный и страстный,

Песня на табасаранском языке.

В нём есть и усмешка,

И меткость и ласка.

И рассказы и сказки –

Стихотворение на азербайджанском языке прочитает ученица 7 класса ГКМ

Песня на азербайджанском языке (Муз.училище)

Ведущая: Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. Самой большой ценностью, которой должен гордиться каждый народ, является родной язык. Ведь именно слова на родном языке слышит малыш сразу после рождения, впитывая вместе с молоком матери, культуру, обычаи и традиции своего народа.

Ты создаёшь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Лезгинский мой язык, проникший в нашу кровь

Стихотворения (Учащиеся 3, 8, 20, 18 СОШ.) и песня на лезгинском языке (муз.училище)

Ведущая: Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением окружающего мира.

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так сбережём даргинский свой язык,

Как самое на свете дорогое

Стихотворение и песня на даргинском языке (исполняют учащиеся 17 СОШ)

Ведущая: Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, ребята, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!

Ведущая: Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нём – словно крупица чистого золота.

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная. Ведь в наши дни

Все языки, близкие к исчезновению, можно разделить на три группы. В первую группу войдут мертвые языки – это когда исконных носителей языка нет; умирающим считается язык, носители которого ещё остались, но которому уже не учат детей; живым языком является тот, которому продолжают учить детей. Умирающий язык обычно исчезает через одно-два поколения, когда дети, родители которых уже не знают родного языка, учат его от своих бабушек и дедушек.

Сегодняшнее выступление хочется закончить словами английского лексикографа и эссеиста 18 века: «Мне всегда очень жаль, когда еще один язык исчезает с лица земли, ведь язык – это родословная народа» и хочется добавить от себя : «Берегите родной язык, не засоряйте его. В нём наше прошлое, настоящее и будущее. Живите дружно в мире и согласии с людьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты

Сценарий к мероприятию, посвященному дню родного языка.

Международный день родного языка появился в 1999 году по учреждению Генеральной конференции ЮНЕСКО и вошел в календарную жизнь нашей планеты в 2000 году. Провозглашая этот праздник, была поставлена первостепенная задача – сохранить «вымирающие» языки, а также сблизить культурное и языковое множество народов мира.

Датой проведения Дня языка был выбран памятный день. В Дакке в 1952 году 21 февраля, во время демонстрации в поддержку родного языка, студенты, которые предлагали поднять праздник до уровня официального, были убиты сотрудниками полиции.

Каждый год этот праздник приобретает определенную тематику, привлекая внимания к различным проблемам лингвистической области. Поднимаются и рассматриваются следующие вопросы:

Сотрудниками ЮНЕСКО было определено, что на нашей планете населением использовалось огромное количество языков, 200 из которых исчезли совсем, и более 2-х тысяч находится на грани исчезновения, а используется всего около 6 тысяч языков.

В каждой стране существуют языки, которые могут исчезнуть со смертью их последних носителей. Странами с самым высоким количеством умирающих языков сейчас являются Индонезия, Индия, Китай, Бразилия, Мексика, США.

Причины исчезновения языка самые разнообразные:

В современном мире к этим факторам добавляется также появление доминантных языков, знание которых является более выгодным.

Исчезновение языков опасно не только с лингвистической точки зрения. Могут исчезать целые культурные пласты из-за утраты традиций и народного творчества, которые напрямую связаны с историей языка.

Традиции

В этот день сотрудниками всех филиалов ЮНЕСКО организовываются языковые мероприятия, во всех странах проходят различные конференции, семинары, выставки, концерты.

В России во многих школах проходят уроки, которые знакомят детей с языковой историей нашей планеты и темой исчезновения языков. Педагоги рассказывают, почему некоторые языки «стираются с лица Земли», учат ребят любить и уважать как родной язык, так и иностранные.

Источник

Урок «21 февраля – Международный день родного языка»
план-конспект по русскому языку

Цели и задачи: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа; развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся; воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят. Формировать бережное отношение к родному языку, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок «21 февраля – Международный день родного языка»

Цели и задачи: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка,

воспитать уважение к культуре и традициям своего народа; развивать стремления быть

терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию

устной речи учащихся; воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей,

память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят. Формировать

бережное отношение к родному языку, чувство принадлежности к своим предкам,

Ресурсы: выставка книг, презентация, раздаточный материал.

Он так могуч и так прекрасен
Суровый РУССКИЙ наш язык!
Мир покорен одной лишь фразой,
С которой дрался наш мужик,
Когда громил фашистов клятых,
И шел в атаку на врага.
И пели РУССКИЕ солдаты,
Когда до смерти три шага,
На РУССКОМ РУССКУЮ «Катюшу»,
И было легче во сто крат.
И враг коварный песню слушал,
В руках сжимая автомат.

Есенин наш под звуки танго,
Или танцуя вальс, фокстрот,
Любил прекрасной иностранке
Шепнуть на РУССКОМ пару строк.

Когда ворвались в космос бурей
Мы на железном рысаке,
Услышал мир: Гагарин Юрий
Дал старт на РУССКОМ языке.

Мы речь родную с детства слышим,
На РУССКОМ пишем, говорим.
Олимпиады РУССКИЙ Миша
Все страны мира покорил.

Наш РУССКИЙ так многообразен,
Изящен, скромен и силен:
Он для врага настоль опасен,
В любви насколько ласков он.

Оставь, мой друг, свои сомненья,
И честь родного языка
Неси достойно поколеньям
На все грядущие века.

– О чём пойдёт речь на нашем занятии?

3. Обобщающее слово учителя.

– Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения. Сложно себе представить, как общались люди, когда средством коммуникации был не язык, а, к примеру, жесты или мимика. Наверняка, без языка сегодня мы бы не сумели передать настолько образно и ярко все наши эмоции, переживания и мысли, воплощая их в песни, стихи или прозу.

Читайте также:  Dulcea si tandra mea fiara язык

– Существует много разных достойных высказываний о русском слове, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему.

Вы обратили внимание, что с самого утра в нашем классе висят высказывания великих людей о русском языке. И это не случайно. Сегодня, 21 февраля – Международный день родного языка. Наше мероприятие посвящено именно этому дню. И сегодня мы с вами

Продолжим работу над

Воспитывать в себе

– Международный день родного языка- это хороший повод задуматься над истинной красотой родного языка, над его глубиной и внутренней силой.

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

2. Сообщение ученика об истории праздника.

– Родной язык – это богатство, к которому необходимо относиться бережно и с уважением, не засорять речь грубыми и бессмысленными словами. Чтобы научиться хорошо и красиво говорить, необходимо читать книги. Чтение книг – самый верный путь к постижению великого русского языка. Обратите внимание на нашу выставку «Хранители русского языка». Здесь представлена не только классическая литература, но и научная. Ведь нам невозможно обойтись без словарей, так много непонятного и загадочного в нашем языке.

– Язык – средство человеческого общения и одно из самых удивительных чудес!

– Существует много занимательных игр, которые помогают лучше узнать свой язык. Посмотрим, как вы сумеете разгадать мудрые языковые загадки и насколько окажитесь находчивыми и остроумными.

Может ли страус назвать себя птицей? (Он не разговаривает)

Был ли в XX столетии такой год, который не изменился, когда его, написав цифрами, перевернули вверх ногами? (1961 год)

Врач выписал вам три таблетки. Их нужно принимать каждые полчаса. За сколько времени вы их выпьете? (За один час)

За чем вода в бутылке? (За стеклом)

Если из стакана вылить воду, что в нем останется? (Воздух)

Горело 5 электрических лампочек, три лампочки выключили. Сколько лампочек осталось? (Пять)

Водоплавающее мужское имя. (Карп)

Какие ноты растут в огороде? (Фа-соль)

Какой цветок имеет и женское, и мужское имя? (Иван-да-марья)

За чем во рту язык? (За зубами)

Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и в третий ряд. Сколько их было всего? (Три)

За чем мы едим? (За столом)

Из какого полотна не сошьешь рубашку? (Железнодорожного)

Какая птица из яйца родится, а яйца не несет? (Петух)

Какая птица из сорока букв? (Сорока)

Каким гребешком не причешешься? (Петушиным)

Какое колесо не крутится у машины? (Запасное)

Какой ключ не бьет и не отмыкает? (Музыкальный)

Какой слон без хобота? (Шахматный)

Когда мы смотрим на цифру два, а говорим десять? (На часах)

Когда петух бывает курицей? (В супе)

Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку)

«Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов.

С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У.Н.Т. Сейчас мы проверим, как вы знаете такие жанры УНТ, как пословицы и загадки.

Не зря говорят: “Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится”

– Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы.

– Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится?

Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».

Фразеологизмы имеют переносное значение. А теперь давайте посмотрим, что можно представить себе, если понимать фразеологизм в буквальном смысле.

А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим.

Объяснить значение фразеологизмов.

1.в час по чайной ложке (мало)

2.кривить душой (лгать)

3.себе на уме (хитрить)

4.кожа да кости( худой)

5.раз, два и обчелся (мало)

6. вставлять палки в колеса (мешать)

8.в двух словах ( коротко)

9.куры не клюют (много)

10.зарубить на носу (запомнить)

11.ушки на макушке (внимательно)

12.язык проглотить (молчать)

13.повесить голову (печалиться)

14. клевать носом (дремать)

15.рукой подать (близко)

16.гонять лодыря (бездельничать)

17.во все лопатки (быстро)

«Плач предложения» (исправьте речевые ошибки в предложении)

Онегину нравился Байрон, поэтому он повесил его над головой.

Писатель нам в своих произведениях показывает простой язык.

Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.

С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.

Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.

Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.

В музее природы есть рысь, бобёр, олень и другие товарищи.

В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.

Прочитайте предложение: Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пришёл туда.

Кто старше: дочь инженера или сын врача? Обоснуйте свой ответ. Найдите главные члены данного предложения.

Ответ: Дочь инженера старше сына врача, потому что слово дочь входит в состав подлежащего и является равноправным членом, участником действия, а сын врача ещё маленький, отец привёл его на каток.

2. По-древнегречески толпа – « охлос ». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы? (охламон)

3. Название какого парфюмерного средства переводится с французского как « вода из Кёльна »? (одеколон)

4. Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по названию? (простоквашу)

– Составьте газету «Родной язык, как ты прекрасен!»

III. Заключительная часть.

Источник

admin
Интересные факты из жизни