21 февраля день родного языка буклеты

Содержание

Из опыта организации и проведения Дня родного языка в школе

Как организовать празднование Дня родного языка в школе?

Язык – это не только инструмент для общения между разными людьми. Он является носителем культуры, менталитета, традиций и истории каждого народа. В мире насчитывается более 6 тысяч разных языков.

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка. На 96% всех языков говорят лишь 3% населения мира, что составляет в среднем 30 тысяч человек на язык (если исключить 4% самых распространенных языков). А из шести тысяч существующих в мире языков сегодня более двухсот считаются вымершими, они не имеют ни одного живого носителя. Также есть неблагополучная языковая категория исчезающих и вымирающих видов речи (почти без потомков, говорящих на них). И нестабильные языки, которые не пользуются успехом, поскольку не имеют официального статуса, а территория их распространения настолько мала, что перспективы их дальнейшего существования оставляют желать лучшего. В России около 140 языков находится на грани ухода из употребления, и двадцать уже признаны безжизненными.

Исчезновение любого языка означает потерю частицы общечеловеческого наследия. Родной язык – это выражение самосознания и связи поколений, которое необходимо для развития каждому человеку. Он тесно связан с историей этноса, обеспечивает его единство и становится залогом его оригинальности: он формирует неразрывную связь между его носителями и служит основой для народа.

Языки содержат в себе совокупность приобретенных знаний, свои особенности и культуру, что отличает нации, заставляет людей ценить и уважать свой коренной стиль речи, передавать его из поколения в поколение. Поэтому день родного языка в образовательных учреждениях должен стать поводом для разговора о том, что каждый язык по-своему богат, красив, самобытен, оригинален, и поэтому нужно не забывать его, изучать, беречь и любить, говорить на нем, гордиться им!

Как же в школе можно организовать День родного языка, чтоб пробудить в обучающихся интерес к языку как к общественному явлению, показать разнообразие языков в республике и в мире, важность изучения родных языков и значимость Международного дня родных языков?

Во-вторых, литературные, информационные часы о языках народов мира, об истории возникновения праздника, о древних, мертвых и исчезающих, современных, искусственных языках.

Промоакция «Родной язык.ру»

21 февраля входящих в школу встречает группа учащихся, одетая в национальные костюмы. Она приветствует всех на родных языках обучающихся, держа в руках плакаты с этими словами приветствия.

Второе направление – образовательное. Цель: углубить знания о родном и русском языках. Этому поспособствуют такие формы работы, как тематические уроки, пятиминутки поэзии или беседы о красоте родного языка на других уроках (географии, истории, природоведения и т.д.) «Час занимательных наук», переменные марафоны разной тематики, языковые игры («Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Ума палата»), «Живая газета», утренники, викторины, час вопросов и ответов, уроки внеклассного чтения, акции «Читаем на родном языке», лингвистические конференции, чтения, семинары, конкурсы по защите проектов, дебаты, круглые столы («Как спасти родные языки от вымирания» «Можно ли защитить родной язык от засорения иностранщиной» и т.д.), олимпиады, диктанты «Кто самый грамотный», «Знаток родного языка» (этнодиктант), просмотр мультфильмов по сказкам народов мира ( цикл «Гора самоцветов»), сказок на родном языке, проведение спортивного мероприятия «Игры нардов мира», встреча с поэтами и писателями края.

Третье направление – творческое. Оно предполагает проведение различных конкурсов: иллюстраторов, дизайнеров открыток, плакатов, создателей буклетов, составителей кроссвордов, викторин, сочинений, стихотворений, сказок, чтецов (стихотворений о родном языке, на родном языке, «Живая классика»), переводчиков любимых поэтов-классиков на родной язык или произведений писателей, поэтов, пишущих на родном языке, на русский; проведение конкурсов на лучшую инсценировку отрывков из произведений писателя-юбиляра, народных сказок на языках народов мира, а также решение интересных заданий в переменном марафоне, посвященных языку, фото-эстафета «Гордость народа– родной язык» в социальной сети «Instagram», «Мост дружбы», видеоэстафеты.

Интернет– голосование. Видеоэстафета «Читаем на родном языке»

Цель: воспитание любви к родному языку и поэтическому слову, популяризация языка, на котором говорит участник, среди интернет активной части села, района, республики.

Участникам эстафеты предлагается рассказать стихотворение на родном языке любимого автора с переводом на русский язык (по возможности) и выложить в любую социальную сеть. К участию приглашаются все желающие.

В течение двух дней после проведения Акции, по результатам интернет голосования (количество «лайков»), организаторы акции определят трёх победителей видео-эстафеты.

Четвертое направление – агитационно-пропагандистское. Это уже когда тема наша выходит за пределы школы, и учащиеся проводят акции и флэш-мобы для жителей населенного пункта.

Промоакция (Промоакция — это вид рекламной активности компании (предприятия, учреждения, организации), путём которой узнают о товаре (услуге) не из зарегистрированных средств информации (телевизора, радио, страниц печатных изданий)

«Родной язык.Ру»

Акция Флэш-моб (с англ. flash mob-«мгновенная толпа»).

«Родной язык, как ты прекрасен!»

Участники флэш-моба с символикой появляются неожиданно в многолюдных местах населенного пункта (на площади ДК, в магазине, на почте и т.д.), встают в круг, одновременно все открывают принесенные с собой стихотворения поэтов о родном языке читают их вслух по очереди в течение нескольких минут и так же неожиданно расходятся.

Утверждаю:
Директор школы_________/А.Салимьянов/
Приказ № от февраля 2015 г.

Положение о проведении “Дня родного языка”

Дата проведения — 21 февраля 2015 года.

I.Общее положение

«Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия в его материальных и нематериальных формах. Любая деятельность по содействию распространению родного языка поможет не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире, а также солидарности на основе понимания, терпимости и диалога» (ЮНЕСКО).

Читайте также:  Диалектизмы что это в русском языке

Изучение и сохранение родного языка помогает учащемуся осознать свое место в социуме, культуру и традиции своего народа.

II.Цели и задачи проведения Дня родного языка:

Мероприятия Дня включают в себя учебные и внеучебные виды деятельности, отражающие его тематику.

III.Участники дня.

Участниками Дня родного языка являются все обучающиеся и работники школы.

Программа дня:

При подготовке и проведении Дня учащимся предоставляется возможность определять (выбирать) степень своего участия:

Источник

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

21 февраля – международный день родного языка Отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию, признанию и использованию родных языков во всем мире. Эта дата была выбрана не случайно: 21 февраля 1952 года в Дакке, столице Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты – участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны

Девиз Совершенствование русской речи – путь к жизненному и профессиональному успеху

«Дополните слово», прибавляя одну букву от слова «колобок», и получите новое слово. Проба, тара, кубок, прок, кора, лень, рот.

проба – проб К а тара – О тара кубок – к Л убок лень – О лень кора – ко Б ра прок – п О рок рот – К рот

3 Конкурс «Исправленное меню» Злополучное меню: Бул..н кур..ый с фрик..дельками. Ра..ольник с к..лбасой. Котлеты сви..ые. П..льмени. Шамп..ньоны в яич..но..масл..ом соусе. Компот груш..во..алыч..вый. К..сель клюкве..ый. Коври..ка ржа..ая. П..рожное б..сквитное. Пиро..ки с печ..нкой.

Бул ЬО н куриный с фр И кадельками. Ра СС ольник с к О лбасой. Котлеты сви Н ые. П Е льмени. Шамп И ньоны в яично-масл ЯН ом соусе. Компот груш Е во-алыч О вый. К И сель клюкве НН ый. Коври Ж ка ржа Н ая. П И рожное б И сквитное. Пиро Ж ки с печ Ё нкой.

«Мороз» женского рода – «Кредит» женского рода – «Мираж» женского рода – «Аркан» среднего рода – «Страна» среднего рода – «Глаз» среднего рода – «Век» среднего рода – «Вокал» среднего рода – «Ребенок» среднего рода – «Удача» мужского рода – «Фотография» мужского рода – «Болезнь» мужского рода – «Обоняние» мужского рода – «Ткань» мужского рода – «Аксиома» мужского рода – «Веник» женского рода – «Спор» женского рода – «Лес» женского рода –

Необходимо придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов. Например, слово «СОВОК» состоит из пяти предлогов. Предлоги: В, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у 5 Конкурс «Есть предлог подумать о предлогах»

Русское слово душу раскроет. Много еще будет встреч. Мы сохраним тебя, Ваше Высочество, Добрая русская речь.

Всего вам доброго, до свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к линейке, посвящённому Международному дню родного языка. Бзэ зимы1эж лъэпкъыр лъэпкъыжкъым. Зи бзэр зэзымыпэсыжам и лъэпкъри игъэпэжыркъым. Анадэлъхубзэр 1умпэм зыщ1ым къэзылъх.

21 февраля отмечается день родного языка.

Внеклассное мероприятие для обучающихся 7 «А» класса «21 февраля – Международный день родного языка»Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка в жизни общества.Задачи:1.

Информация о проведении праздника в школе.

Цели и задачи: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа; развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать.

Источник

Консультация для родителей и педагогов «21 февраля — Международный день родного языка»

Ксения Чернега
Консультация для родителей и педагогов «21 февраля — Международный день родного языка»

Родной язык –

твоя душа, твой мир, твой луч,

Люби его за то, что он могуч.

Язык твой – щит, твоё общенье.

Не допусти к нему пренебреженья.

Каждый народ – это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык.

В мире насчитывается огромное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый из народов имеет свой уникальный и неповторимый язык, который отвечает предназначению человека и несёт в себе целое наследие. У жителей того или иного государства есть свои характерные черты, традиции, культура, а язык является их непосредственным отражением. В нём передаётся вся самобытность народа, поэтому родной язык – это предмет для настоящей гордости.

Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности – очень важная задача.

По инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире с 2000 года ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. Он направлен на защиту исчезающих языков, для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

И задача эта важная и актуальная, потому что и сейчас, по статистике, каждый месяц в мире исчезают примерно два языка.

В революционной России 1917 года насчитывалось 193 языка, а на момент подписания соглашения о распаде СССР в декабре 1991 года – только 40. Ежегодно исчезало в среднем два языка. В настоящее время в России 136 языков находятся в опасности исчезновения, а 20 уже признаны мёртвыми.

21 февраля 2003 года по случаю Международного дня родного языка Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура отметил: «Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей.

Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками. Изучение иностранного языка — это способ познакомиться с другим видением мира, с другими подходами».

ИНТЕРЕСНОЕ О РУССКОМ

Сколько есть существительных русского происхождения, начинающихся с буквы «а»?

Какое слово в русском языке самое длинное?

Какое значение имеет слово мир в «Войне и мире»?

В названии романа Льва Толстого «Война и мир» слово мир употреблено как антоним войне (дореволюционное «миръ», а не в значении «окружающий мир» (дореволюционное «мiръ»). Все прижизненные издания романа выходили именно под названием «Война и миръ», и сам Толстой писал название романа по-французски как «La guerre et la paix». Однако из-за опечаток в разных изданиях в разное время, где слово написали как «мiръ», до сих пор не утихают споры об истинном значении названия романа.

Читайте также:  Группы наречий в русском языке таблица

Глагол «быть» не используется в настоящем времени. А вот в будущем и прошедшем – используется.

«Высказывания о языке»

«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык» (Максим Горький)

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» (А. Н. Толстой)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (И. С. Тургенев)

«Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит» (А. С. Пушкин)

Спросят меня: что похоже на море?

-Русский язык,- не замедлю с ответом.

Он словно море, согреет зимою,

Свежесть подарит засушливым летом.

Русский язык – безграничное море!

В глуби морской я дождался улова,

Выловил ключ, открывающий радость,-

Этим ключом было русское слово…

Сценарий мероприятия «День родного языка» Ход мероприятия: Ведущий: Шумбратадо, кельгома ялгат! Шумбрачи, вечкевикс оят! Исяннармесез, дуслар! Добрый день, дорогие друзья! Мы.

Грамматический строй родного языка и значение его усвоения для речевого развития детей Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование,.

Сценарий праздника «21 февраля — праздник родного языка» Праздник родного языка – 21 февраля. Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём? В каком городе? На каком языке мы с вами говорим? А.

Консультация для родителей «Фонетический и слоговой анализ слов как основа подготовки ребёнка к усвоению структуры языка» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление.

Консультация для родителей по теме: «Влияние изучения иностранного языка на детей дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме: «ВЛИЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Автор: Ильясова Элиза Гадживагабовна,.

Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края» Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края» Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает.

Презентация к проекту «День родного языка» Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством.

Видеоотчет по проектной деятельности «День родного языка» ФГОС ДО в качестве одних из основных принципов дошкольного образования рассматривает «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям.

Источник

К Международному дню родного языка открытое мероприятие «Квест-игра «Путешествие в мир родного языка»»

Презентация к уроку

Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днём родного языка. Формировать интерес к русскому языку посредством лингвистических игр.

Задачи:

Ожидаемые результаты:

Ход мероприятия

Ведущий 1

В Детском отделении на лечении находятся дети разных национальностей. Мы предлагаем вам поздороваться друг с другом на своём родном языке.

Дети приветствуют гостей праздника на родном языке, мы слышим приветствия на:

Ведущий 2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.

Ведущий 1

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Ведущий 2

Слайд 3. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции, в Киргизии киргизский, в Грузии грузинский, а в России государственным является один язык – русский.

Алина Шатрова, 8 класс

Он так могуч и так прекрасен
Суровый РУССКИЙ наш язык!
Мир покорен одной лишь фразой,
С которой дрался наш мужик,
Когда громил фашистов клятых,
И шел в атаку на врага.

И пели РУССКИЕ солдаты,
Когда до смерти три шага,
На РУССКОМ РУССКУЮ «Катюшу»,
И было легче во сто крат.
И враг коварный песню слушал,
В руках сжимая автомат.

Ульяна Петренко, 6 класс

Есенин наш под звуки танго,
Или танцуя вальс, фокстрот,
Любил прекрасной иностранке
Шепнуть на РУССКОМ пару строк.

Григорий Ротарь, 5 класс

Когда ворвались в космос бурей
Мы на железном рысаке,
Услышал мир: Гагарин Юрий
Дал старт на РУССКОМ языке.

Севинч Хомракулова, 6 класс

Мы речь родную с детства слышим,
На РУССКОМ пишем, говорим.
Олимпиады РУССКИЙ Миша
Все страны мира покорил.

Руслан кызы Элизат, 8 класс

Наш РУССКИЙ так многообразен,
Изящен, скромен и силен:
Он для врага настоль опасен,
В любви насколько ласков он.
Оставь, мой друг, свои сомненья,
И честь родного языка
Неси достойно поколеньям
На все грядущие века.

Расулова Марьям, 6 класс

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

Шарипова Сабрина, 8 класс

Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

Ведущий 2. Ребята из ближнего зарубежья на поэтическом русском языке рассказали нам, как много исторических событий произошло в нашей стране – России.

Ведущий 1.

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают.

Патимам Патимат, 6 класс

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.

Балачёв Солтав, 4 класс

В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Худоакумов Мухамедали, 5 класс

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Ведущий 2. Учащиеся 2-3 классов из ансамбля «Сударушка» исполнят песню «У моей России», а мы посмотрим красивый видеоклип, где показаны бескрайние просторы России.

Ведущий 1

Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.

Ребята, вашему вниманию мы предлагаем квест-игру «Путешествие в мир родного языка», в которой принимают участие все дети. За правильные ответы участники получают фишки.

Конкурс № 1. «Аз да буки, потом все науки»

Слайд 5. Когда мы приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку, а знаете ли вы как произошло это название? (Слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки»)

Читайте также:  Грибанова коршунова сборник упражнений по грамматике английского языка

Ведущий 1

Слайд 6. На слайде на древней иконе слева изображены славянские просветители святые преподобные Кирилл и Мефодий. Древнерусскую азбуку вы видите справа.

Слайд 7. На уроках «Родного языка» учащиеся 5-6 классов, выполняя занимательные лингвистические задания, познакомились с буквами древнерусской азбуки, выполняли проект «Заглавная буквица». Слайд 8

Слайд 9 и передавали полученные знания учащимся начальной школы и вместе выполнили проект «Оживи букву».

Слайд 10 (слова) – 11 (ответы) и теперь я вам предлагаю стать переводчиком и сделать перевод слов с древнерусского языка на современный русский язык.

Съдъсъ (здесь), бъчела (пчела), съдоровъ (здоров), двашьды (дважды), дъстоканъ (стакан)

Помимо трудных названий букв, сложность учёбы была в том, что при чтении требовалось сначала называть буквы первого слога, а затем второго, з третьего и так далее. В итоге слоги складывались в слово.

Слайд 12. Например (на слайде), слова Школа и Человек. Слайд 13

Если прочитать все буквы по алфавиту, то мы узнаем какое послание оставили потомкам святые Кирилл и Мефодий.

Запомните дети: Я знаю буквы. Письмо – это достояние.

Ведущий 2 продолжение конкурса

Слайд 14. Одним из самых главных богов у древних славян считался РОД. Именно он указал людям, что их главная задача на земле – продолжение рода. Принято, что именно в нашем языке от слова «РОД» образовано такое количество РОДственных слов.

Слайд 15. Правильные ответы.

Ведущий 1.

Конкурс №2 «Разминка»

Конкурс № 3 «Русские синонимы»

Слайд 18. Очень часто мы употребляем иностранные слова, хотя в русском языке есть слова с таким же значением. Подберите русские синонимы к словам:

Ведущий 2.

Игра «Нужно не только знание, но и внимание»

Если я называю имя существительное в единственном числе, вы хлопаете в ладоши. Если во множественном числе – поднимаете руки вверх.

Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры, слова, кенгуру, мука, молоко, сани.

Источник

Сложно себе представить, как общались люди, когда средством коммуникации был не язык, а, к примеру, жесты или мимика. Наверняка, без языка сегодня мы бы не сумели передать настолько образно и ярко все наши эмоции, переживания и мысли, воплощая их в песни, стихи или прозу.

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.

Если скажешь “ароматно”, ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты “красиво”,
Пред тобою – сразу вся Россия!

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Духовное сокровище любой нации – это язык

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

История возникновения праздника родного языка

Впоследствии, по инициативе страны Бангладеш, (признанной в 1971 году независимым государством), организация ЮНЕСКО провозгласила дату 21 февраля как Международный день родного языка, который ежегодно празднуют во всем мире уже 14 лет.

День родного языка в России

В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.В России государственным является один язык – русский. В нашей стране любовь к родному языку можно сравнить с чувством истинного патриотизма, который пронизывает всё и каждого из нас. Особенно если речь идет об исконно славянских ценностях, к коим мы с уверенностью можем отнести и русский язык.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч!

20 занимательных и неожиданных фактов о русском языке, которые вы наверняка не знали:

Большинство слов с буквой «Ф» в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» — флот.

В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы «Й». Но большинство из нас помнит лишь «йод, йог» и город «Йошкар-Ола». В русском языке есть слова на «Ы». Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.

Единственное односложное прилагательное в русском языке — это «злой».

В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и-, — итог и итого и а- — авось (устар. а вось «а вось не повезёт»), образовавшимися от союзов «и» и «а».

Слова «бык» и «пчела» — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово «пчела» писалось как «бъчела». Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.

Даль предлагал заменить иностранное слово «атмосфера» на русские «колоземица» или «мироколица».

До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».

В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо «рентгеноэлектрокардиографического», в издании 2003 года «превысокомногорассмотрительствующий».

В Грамматическом словаре русского языка А.А. Зализняка издания 2003 самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме — это прилагательное «частнопредпринимательский». Состоит из 25 букв.

Самое длинное междометие, включённое в Грамматический словарь — «физкульт-привет» (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).

Слово «соответственно» является самым длинным предлогом и самым длинным союзом одновременно. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица «исключительно» на букву короче.

В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: «победить». Он победит, ты победишь, я… победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.

Англичане для успешного усвоения трудной фразы «Я люблю вас» пользуются мнемоникой «Yellow-blue bus».

Могуч и прекрасен наш родной русский язык

Существует много разных достойных высказываний о русском слове, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему.

Источник

Интересные факты из жизни