21 чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных

Разница между мышлением человека животных

Существует ли непреодолимая граница между мышлением человека и элементами рассудочной деятельности животных? Действительно ли наш вид абсолютно уникален в этом отношении? И насколько эти различия являются качественными, или, может быть, они только количественные? И можем ли мы утверждать, что все наши способности, такие как разум, сознание, память, речь, способность к обобщению, к абстрагированию, — так уж уникальны? Или, может быть, все это есть прямое продолжение тех тенденций эволюции высшей нервной деятельности, которые наблюдаются в животном мире?

На эти вопросы отвечает руководитель лаборатории физиологии и генетики поведения биологического факультета МГУ доктор биологических наук Зоя Александровна Зорина : «Уникальные способности человека, его мышления действительно имеют биологические предпосылки. И между психикой человека и психикой животных нет той непроходимой пропасти, которую долгое время как-то по умолчанию приписывали и подразумевали. Причем еще в середине XIX века Дарвин об этом говорил, что разница между психикой человека и животных, как бы она ни была велика, это разница в степени, а не в качестве».

— Следовательно, Дарвину в какой-то момент перестали верить.

— Может быть, не поверили или оставили в стороне. Потом эта мысль была слишком провидческой. И это вопрос не веры, а фактов и доказательств. Экспериментальное изучение психики животных началось в XX веке, в самом начале XX века. И весь XX век — это история открытий, история приближения к признанию того положения, что мышление человека четко имеет биологические предпосылки, включая самые сложные его формы, такие как человеческая речь. И доказательство последнего положения были достигнуты только в конце XX века, последняя треть. И сейчас эти исследования продолжают бурно и блистательно развиваться. То, что приматы приближаются к человеку, особенно антропоиды — это как-то можно себе представить. А вот более такой неожиданный и не так укладывающийся в сознание факт — это то, что зачатки мышления в общем-то появлялись на более ранних стадиях филогенетического развития у более примитивных животных. Мышление человека имеет далекие и глубокие корни.

— Существует ли вообще определение мышления? Как провести формально грань между инстинктивным, бессмысленным поведением и именно мышлением?

— Давайте отталкиваться от определения мышления, которое дают психологи, что мышление прежде всего обобщенное опосредованное отражение действительности. Есть это у животных? Есть. В разных степенях изучается и показано, в какой мере оно обобщенное и у кого и в какой мере оно опосредовано. Далее: мышление основано на произвольном оперировании образами. И эта сторона психики животных тоже изучена и показано, что это есть. Удачным ключом может служить определение Александра Луриа, который говорил, что акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта есть мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым и когда у субъекта нет готового решения. Что значит готового? Когда нет инстинктивной, запаянной программы, алгоритма, инстинкта.

— Алгоритм может быть записан, а вот решение задачи добыть значительно труднее.

— Когда животное не имеет этого алгоритма наследственного, когда нет возможности этому научиться, нет времени и условий совершать пробы и ошибки, которые лежат в основе приобретенного поведения, а когда решение нужно создавать экстренным путем, вот сейчас, на основе некоторой экспресс-информации. Мышление — это решение задач, с одной стороны, с другой стороны, параллельный процесс — это постоянная переработка информации, ее обобщение, абстрагирование. У человека это формирование вербальных понятий, а у животных раз слов нет, значит обобщений быть вроде бы не должно. Современные исследования — это одна из сторон развития науки о мышлении животных, изучение их способности к обобщению, то есть к мысленному объединению предметов, явлений, событий по общим для них существенным свойствам. Вот оказывается, что животные способны не только к такому примитивному эмпирическому обобщению по цвету, по форме, но они способны выделять довольно отвлеченные признаки, когда информация в результате обобщения приобретает высоко абстрактную форму, хотя и не связана со словом. Я приведу пример из наших исследований – это обобщение признака сходства. Вот вороны, на которых мы работаем, способны научиться сортировать предъявляемые им для выбора пары стимулов, выбирать из них тот стимул, который похож на предлагаемый им образец. Сначала показывают птице черную карточку, перед ней стоят две кормушки, накрытые черной крышкой и белой крышкой. Она долго и упорно учится выбирать черную, если образец черный, выбирать белую, если образец белый. Это требует большого времени и труда и от нас, и от птицы. А затем мы предъявляем ей цифры. И вот она видит цифру два, выбирает два, а не три и не пять. Цифра три — выбирает три, а не четыре и не пять. Выбирает такое же. Когда мы предлагаем ей выбирать, допустим, карточки с разными типами штриховки, она учится уже побыстрее. Потом мы предлагаем ей множество: выбирай на образце три точки, выбирай тогда любой стимул, где три элемента, пусть это крестики, нолики, все, что угодно, но три, а на других карточках четыре, два, один. И последовательными шагами каждый раз ей надо учиться все меньше времени, хотя порядочно. Но наступает момент, мы называем это тестом на перенос, когда мы предлагаем совершенно новые стимулы, например, вместо цифр от 1 до 4 — цифры от 5 до 8. За правильный выбор каждый раз она получает свое подкрепление. Хорошо уже обученной вороне мы предъявляем стимулы другой категории, новые, незнакомые ей. Новый набор закорючек, с первого же раза они четко совершенно выбирают по принципу — такой же, сходный. А дальше мы предлагали им фигуры разной формы и предлагали выбирать: на образце маленькая фигура, а для выбора предлагаются две другие геометрические фигурки — одна маленькая, другая большая, больше никакого сходства нет, только размер. И ворона, увидев маленький квадратик, выбирает маленький квадратик, если на образце маленькая пирамидка. И это признак другой категории — это сходство по размеру, ничего похожего, общего с исходным моментом, выбирай черное, если черное, уже нет. Это высоко абстрактный признак: выбирай любой стимул, соответствующий образцу. В данном случае, сходный по размеру, независимо от формы. Таким образом нашим классиком Леонидом Александровичем Фирсовым, ленинградским приматологом, были сформулированы представления о довербальных понятиях, когда животные достигают такого уровня абстрагирования, что формируют понятия, довербальные понятия о сходстве вообще. И у Фирсова была даже такая работа «Довербальный язык обезьян». Потому что масса информации, судя по всему, хранится в такой форме абстрактной, но не вербализованной. А вот работы конца 20 века преимущественно наших американских коллег, работы на человекообразных обезьянах показывают, что в определенных условиях обезьяны могут довербальные представления, довербальные понятия связывать и с некими знаками, не с устными словами, они просто не могут ничего произносить, но они связывают это с жестами языка глухонемых или со значками определенного искусственного языка.

Читайте также:  Белки выполняют множество важных функций в организме человека и животных обеспечивают организм сыр

— Зоя Александровна, скажите несколько слов об эволюционном развитии мышления. Можно сказать, есть ли какая-то связь между сложностью строения нервной системы и сложностью поведения? Как это развивалось в эволюции?

— Если говорить с самых общих позиций, то ключом здесь, наверное, может служить давняя работа Алексея Николаевича Северцева, который говорил о том, что эволюция психики шла не только в направлении выработки конкретных программ, типа инстинктов, но в направлении повышения потенциальной способности к решению разного рода задач, повышения некоей общей пластичности. Он говорил о том, что у животных, высокоорганизованных животных благодаря этому создается некая потенциальная психика или запасной ум. Вот чем выше организовано животное, мы и видим, собственно, это и в эксперименте, то именно эти потенциальные способности и проявляются, выявляются экспериментом и иногда проявляются в реальной жизни. Когда стали наблюдать за поведением горилл в природе, то, читая дневники Шалера, можно было подумать, что он за стадом коров наблюдает, потому что: покормились там, поспали, поели, перешли, такие деревья, другие деревья. Но при этом те же гориллы, те же шимпанзе и все антропоиды способны к решению кучи задачи, вплоть до освоения человеческого языка, которые совершенно отсутствуют, не говоря о коровах, извиняюсь, а просто не востребованы в их реальном поведении. И запас когнитивных способностей у высокоорганизованных животных огромен. Но чем ниже мы спускаемся, переходим к не столь высокоорганизованным животным, вот этот запас, эта потенциальная психика становится все меньше. И одна из задач биологических предпосылок мышления человека не только понять, где верхняя планка и как они приближаются к человеку, но и нащупать простейшие вещи, какие-то универсалии, откуда, из чего все берет начало.

Источник

21 чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных

Подробное решение параграф § 57 по биологии для учащихся 8 класса, авторов Любимова З.В., Маринова К.В. 2014

Стр.222. Проверь себя

1. Можно ли объяснить поведение животных только условными рефлексами?

В самом начале нашего столетия И.П. Павлов и В.М. Бехтерев установили, что закономерности образования и торможения условных рефлексов в основных чертах одинаковы у животных и человека.

В то же время И.П. Павлов не раз указывал, что все явления высшей нервной деятельности не укладываются только в понятие условного рефлекса. Анализируя опыты на человекообразных обезьянах. он писал: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это условным рефлексом назвать нельзя. Это есть случай образования знания, улавливания нормальной связи вещей». Способность животных и человека улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях была названа рассудочной деятельностью.

2. Что такое рассудочная деятельность? Приведите примеры.

Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но может предвидеть эти изменения и учитывать их в своем поведении.

Например, шимпанзе достает подвешенные бананы, поставив один на другой несколько ящиков.

3. Как изучают элементарную рассудочную деятельность животных?

Читайте также:  Человек в отличие от животного использует подсобные средства направляется инстинктами

В наши дни разработаны специальные методики, с помощью которых изучают элементарную (простую) рассудочную деятельность животных разных видов в лабораторных и естественных условиях. Л.B. Крушинский обнаружил, что с развитием нервной системы связан уровень рассудочной деятельности. Высшего развития она достигает у человека и проявляется в виде мышления.

4. Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных?

Как утверждают ведущие российские психологи, критериями наличия у животных зачатков мышления могут быть следующие признаки:

«экстренное появление ответа в отсутствии готового решения» (Лурия);

«познавательное выделение объективных условий, существенных для действия» (Рубинштейн);

«обобщенный, опосредованный характер отражения действительности; отыскание и открытие существенно нового» (Брушлинский);

«наличие и выполнение промежуточных целей» (Леонтьев).

В процессе познания человеком действительности психологи отмечают три основные функции интеллекта:

— способность к обучению;

— способность к активному овладению закономерностями окружающей среды.

Психологи выделяют следующие формы мышления человека:

— наглядно-действенное, базирующееся на непосредственном восприятии предметов в процессе действий с ними;

— образное, опирающееся на представления и образы;

— индуктивное, опирающееся на логический вывод «от частного к общему» (построение аналогий);

— дедуктивное, опирающееся на логический вывод «от общего к частному» или «от частного к частному», сделанный в соответствии с правилами логики;

— абстрактно-логическое, или вербальное, мышление, представляющее собой наиболее сложную форму.

5. Какова роль устной и письменной речи в жизни человека?

Для речи человека характерна очень высокая степень обобщения. Человек обобщает не только понятия о предметах (их свойствах и признаках), явлениях природы, но и свои ощущения, чувства, переживания. Человек думает словами. Словесное мышление позволяет ему отвлечься от конкретных обстоятельств действительности. Речь человека становится аппаратом абстрактного мышления.

Устная и письменная речь позволяет человеку знакомиться с опытом других людей и с социально-историческим опытом человечества Это обеспечивает преемственность поколений и непрерывность развития науки, техники и культуры.

6. Может ли ребенок обучиться речи, находясь вне человеческого общества?

Способностью к обучению речи человек наделен от рождения. Но если ребенок изолирован от человеческого общества, способность к обучению речи не реализуется. Дети не изобретают язык и не выбирают его. Будет ребенок говорить по-русски, по-английски или по-китайски, зависит от того, на каком языке говорят окружающие его люди. Ребенок обучается говорить до 5–6 лет. Если до этого возраста ребенок не овладеет речью, его умственное развитие задерживается.

Источник

12.3. Мышление человека и рассудочная деятельность животных

Как утверждают ведущие российские психологи, критериями наличия у животных зачатков мышления могут быть следующие признаки:

«экстренное появление ответа в отсутствии готового решения» (Лурия);

«познавательное выделение объективных условий, существенных для действия» (Рубинштейн);

«обобщенный, опосредованный характер отражения действительности; отыскание и открытие существенно нового» (Брушлинский);

«наличие и выполнение промежуточных целей» (Леонтьев).

Мышление человека имеет целый ряд синонимов, как то: «разум», «интеллект», «рассудок» и т.п. Однако при употреблении этих терминов для описания мышления животных необходимо иметь в виду, что, как бы сложно ни было их поведение, речь может идти лишь об элементах и зачатках соответствующих мыслительных функций человека.

12.4. Экспериментальное изучение рассудочной деятельности

С самых первых этапов изучения разума животных перед исследователями вставали два одинаково важных и тесно связанных друг с другом вопроса:

1. Каковы высшие формы мышления, доступные животным, и какой степени сходства с мышлением человека они могут достигать?

2. На каких этапах филогенеза возникли первые, наиболее простые зачатки мышления и насколько широко они представлены у современных животных?

Ответ на первый вопрос могут дать комплексные исследования психики антропоидов, включая их способность к овладению языками-посредниками. Для решения второго вопроса необходимы широкие сравнительные исследования позвоночных разных уровней филогенетического развития. К настоящему моменту, благодаря исследованиям, проведенным многими как иностранными, так и российскими исследователями, накоплен обширный экспериментальный материал, позволяющий дать достаточно обстоятельные ответы на оба данных вопроса. Основные представления о мышлении животных изложены З.И. Зориной и И.И. Полетаевой в монографии «Элементарное мышление животных» (М. 2001). С точки зрения этих авторов:

Элементы мышления проявляются у животных в разных формах. Они могут выражаться в выполнении многих операций, таких как обобщение, абстрагирование, сравнение, логический вывод, экстренное принятие решения за счет оперирования эмпирическими законами и др.

В некоторых случаях, главным образом для приматов, могут быть использованы тесты, применяющиеся в психологии человека. В настоящее время для изучения рассудочной деятельности используется целый ряд тестов, применимых для животных разных видов. В случае адекватного решения теста необходимо тщательно проанализировать, является данное поведение результатом проявления рассудочной деятельности или использования более простого механизма, например ассоциативного обучения. В процессе анализа поведения животных при решении логических задач необходимо придерживаться «канона Ллойда-Моргана»(«то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале»).

К настоящему времени в разных лабораториях, с помощью разнообразных тестов накоплены весьма многочисленные, но довольно разрозненные данные о мышлении животных. Достаточно подробная классификация таких тестов, основанная на особенностях разных аспектов мышления животных, проведена З.А. Зориной.

Источник

ПОМОГИТЕ. Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных?!

Углеводы не смогут заменить белки и жиры

Читайте также:  Какие животные в тульской области занесены в красную книгу россии

Белки выполняют структурную, транспортную, регуляторную, защитную и каталитическую функцию в организме. Нехватка белков в организме сопровождается анемией, мышечной слабостью, отеками, ухудшением работоспособности и сопротивляемости ослаблению иммунитета.

Жиры формируют основу биологических мембран клеток и липопротеинов крови, кроме того, являются основным источником энергии в организме человека. Несбалансированность рациона по жирным кислотам, с преобладанием насыщенных, приводит к атерогенным изменениям липидного спектра крови.

Углеводы очень важны при СБАЛАНСИРОВАННОМ питании. Избыток углеводов может привести к ожирению, сахарному диабету,тромбозу, разрушению (кариес) зубов

К одноклеточным, или простейшим, относятся животные, тело которых морфологически соответствует одной клетке, будучи вместе с тем самостоятельным целостным организмом со всеми присущими ему функциями. Общее число видов простейших превышает 30 тыс.Строение
План строения простейших соответствует общим чертам организации эукариотической клетки. Генетический алпарат одноклеточных представлен одним или несколькими ядрами. Если есть два ядра, то, как правило, одно из них, диплоидное, — генеративное, а другое, полиплоидное, — вегетативное. Генеративное ядро выполняет функции, связанные с размножением. Вегетативное ядро обеспечивает все процессы жизнедеятельности организма.
Цитоплазма состоит из светлой наружной части, лишенной органоидов, — эктоплазмы и более темной внутренней части, содержащей основные органоиды, — эндоплазмы. В эндоплазме имеются органоиды общего назначения.
В отличие от клеток Многоклеточного Организма у одноклеточных есть органоиды специального назначения. Это органоиды движения— ложноножки — псевдоподии; жгутики, реснички. Имеются и органоиды осморегуляции — сократительные вакуоли. Есть специализированные органоиды, обеспечивающие раздражимость.
Одноклеточные с постоянной формой тела обладают постоянными пищеварительными органоидами: клеточной воронкой, клеточным ртом, глоткой, а также органоидом выделения непереваренных остатков — порошицей.
В неблагоприятных условиях существования ядро с небольшим объемом цитоплазмы, содержащим необходимые органоиды, окружается толстой многослойной капсулой •— цистой и переходит от активного состояния к покою. При попадании в благоприятные условия цисты “раскрываются”, и из них выходят простейшие в виде активных и подвижных особей.
Размножение. Основная форма размножения’ простейших — бесполое размножение путем митотического деления клетки. Однако часто встречается половой процесс.
Среда обитания простейших чрезвычайно разнообразна. Многие из них, живут в морях. Некоторые входят в состав бентоса — организмов, обитающих в толще воды, на различных глубинах. Многочисленные виды жгутиковых и инфузорий — компоненты морского планктона —придонных обитателей. Много видов простейших образуют и пресноводный бентос, а также являются компонентами пресных водоемов. Некоторые виды одноклеточных, живущие в почве, участвуют в почвообразовании; широкое распространение среди всех классов простейших получил паразитизм. Многие виды вызывают тяжелые заболевания у человека и животных; некоторые простейшие паразитируют на растениях

Источник

Чем отличается мышление от рассудочной деятельности?

Существует классическое определение для рассудочной деятельности.

тело насекомых состоит из 3 отделов

Ворон. Хотя носят чёрную бороду и глухарь, и бородач-ягнятник, и эквадорская зонтичная птица.

Кишечнополостные, как и губки обитают в водной среде. Тело кишечнополостных, как и у губок, состоит из двух слоев клеток, между которыми находится студенистое вещество. Почему кишечнополостные получили такое название? Название этого типа связано с тем, что тело животных образует кишечную полость, где происходит переваривание пищи. К типу кишечнополостных относятся многоклеточные животные, имеющие лучевую симметрию тела.

Мхи обычно распространены преимущественно в хорошо влажных местах, а также изредка и в засушливых областях (просто, когда на улице сухо они как бы замирают и начинают свой усиленный рост при наступлении благоприятных условий).

Тело мхов разделено на листья и стебель, ну, а размножаются мхи спорами, поэтому относят их к высшим споровым растениям.

Различают мхи: листостебельные и печёночные.

Живым организмам свойственна цикличность. И все мы знакомы с такими примерами. Еще с детства мы знаем, что осенью у растений желтеют и опадают листья, а птицы улетают в теплые края. Сами мы, сколько бы ни пытались порою сопротивляться, днем бодрствуем, а ночью спим. Каждая женщина, достигшая половой зрелости, знает, что такое овариально-менструал­ ьный цикл. Все эти примеры можно описать одним графиком, который будет иметь вид синусоиды с ритмичными спадами и подъемами.

Живой организм подвержен множеству циклов, от мельчайших, минутных, до настолько больших, что одной жизни не хватит, чтобы пройти весь цикл.

Биоритм 90 минутный. Действию этого биоритма особенно подвержены младенцы. Цикл сон-бодрствование у них длится по 90 минут. Далее, с возрастом, человек учится противостоять этому биоритму, однако цикл остается, проявляясь в спаде и подъеме мозговой активности.

Суточный биоритм. Тот самый биоритм, определяющий цикл сон-бодрствование. Тригерным фактором для сна является снижение освещенности местности. Также суточным биоритмам подвержены и другие, гормонозависимые процессы и метаболические процессы. Этот биоритм стоит учитывать при приеме некоторых лекарственных веществ и биологически активных добавок: некоторые из них лучше усваиваются утром, некоторые эффективнее при приеме вечером.

Месячный биоритм. Для женщин он имеет большее значение, однако он есть и у мужчин. Гормональный фон связан с месячными циклами.

Годичный биоритм. Начинается в день рождения. Перед днем рождения наблюдается упадок сил. Все это происки годичного биоритма.

Существуют также множество других биоритмов, влияющих на метаболизм и жизнедеятельность живых организмов.

Источник

Мастерица