21 человек который в чести и неразумен подобен животным которые погибают

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования Пс. 48:21

Свт. Василий Великий

И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им

Это голос сожалеющего. Человек, «малым чим умаленный от Ангел» (ср.: Пс. 8, 6), о котором и Соломон говорит: «Велика вещь человек, и драгая муж творяй милость» (Притч. 20, 6), сей человек, оттого что не сознал своего достоинства, но покорился плотским страстям, «приложися скотом несмысленным и уподобися им»!

Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.

Свт. Иоанн Златоуст

И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им

Беседы на псалмы. На псалом 48.

Одаренный, говорит, разумом и удостоившийся такой мудрости стал похож на бессловесных, а может быть, и хуже их. Те (бессловесные), как существа неразумные, не подвергнутся наказанию; а одаренный разумом, если унизится до их неразумности, потерпит тяжкое наказание за то, что оказался непризнательным к такому благодеянию. От этого, наконец, (язычники) назвали богами и камни и деревья и обоготворили эти видимые стихии: раз уклонившись с прямого пути, они пошли по стремнинам и низринулись в самую бездну порока.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 7.

Свт. Григорий Нисский

И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им

Великий Давид, сожалея о бедности человека, такими словами оплакивает человеческое естество: Человек в чести сый не разуме, называя честью равночестие с ангелами; поэтому продолжает: Приложися скотом несмысленным, и уподобися им. Ибо подлинно стал скотен принявший природу свою по наклонности к вещественному этот текучий способ размножения.

Об устроении человека.

Блж. Феодорит Кирский

«И человек в чести сый неразуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им». А причиной сему скотская жизнь, какую избрали многие из людей, отринув честь, данную им Богом. Ибо, именуясь словесными, возлюбили безсловесие.

Евфимий Зигабен

И человек в чести сый не разумы, приложися скотом несмысленным, и уподобися им.

В этих словах пророк еще раз высказывает свою скорбь на то, что человек, который вышел из рук Творца, мало чем ниже ангелов, и о котором Соломон сказал так: «великое—человек и ценное—муж милостивый»,— сравнялся с неразумными скотами и сделался подобным этим скотам.

Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Псалом 48. Почему не стоит завидовать богатым?

Нет ничего странного в том, что большинство людей стремиться к богатству. Сегодня деньги для многих означают свободу и защиту. Можно переехать жить в другую страну, можно оплатить дорогостоящее лечение, можно совершить преступление и откупиться взяткой. И так далее, и тому подобное. Другими словами деньги решают проблемы. И по мнению многих людей они решают проблемы гораздо быстрее, чем Бог.

На первый взгляд все предельно ясно: человек, не радеющий о духовном, и служащий своей мамоне, в конце жизни умрет как животное, без надежды на спасение. Что посеешь, то и пожнешь.

Однако, дорогие мои, это не все, и даже совсем не то, что мы должны извлечь из этих стихов. Обратим внимание на контекст этих слов.

Во-первых, в пятом стихе говорится, что данный псалом некая притча или загадка:

Учитывая эти два момента, я сейчас расшифрую значение этого псалма.

Почему их праведность была лишь надеждой на собственные силы?

Конечно, фарисеи очень хорошо знали Божий закон и цитировали по памяти пророков. Однако праведность таких людей не больше праведности флешки, на которую записана электронная версия Библии. Дело вот в чем. Бог ожидает от нас глубоких внутренних изменений. Искренности и чистоты сердца. Но для фарисея это ничто. Они не самодостаточны духовно. Для них праведность связана с людской славой и одобрением. Иудейская религиозная верхушка в целом представляла собой сборище алчных карьеристов. Каждый держался за свое «седалище» руками и ногами. Например, мы знаем, что только Иоанн Креститель осмелился обличить Ирода в грехе. Но никто из фарисеев-прихвостней и пикнуть не смел в сторону нечестивца. Иначе можно было потерять положение, отлучиться от храмовой кормушки.

И вот они сидели, молчали в тряпочку, закрывали глаза на разврат и попустительствовали греху, но считали себя духовно богатыми. Ведь они имели важные саны и не были такими, как темный народ. Очень опасный самообман.

Может ли это быть уроком для нас?

Вне всяких сомнений. Ведь мы такие же люди. И сегодня также многие идут на сделку с совестью, лишь бы получить одобрение людей.

Искренние люди могут впасть в соблазн. Так как быть праведником зачастую означает идти против всех. Но очень тяжело противостоять давлению большинства. И может закрасться в голову мысль: а буду я как все, зачем выделяться, зачем надеяться на собственное понимание, зачем вдаваться в теологические дебри и страдать зря.

Читайте также:  Г снегирев как птицы и звери готовятся к зиме пересказ

Но ничего не зря! Лучше быть бедным в глазах людей и богатым в глазах Бога, чем наплевав на все законы, добиваться признания других грешников.

На этом все. Надеюсь, это предостережение заставило вас задуматься.

Всех неравнодушных приглашаю ознакомиться с статьей «Притча о Богаче и Лазаре»

Источник

Псалтирь 48 псалом

Означенный псалом не содержит в себе таких указаний, которые бы давали возможность приблизительно точного определения времени его происхождения. По единогласному надписанию Библий еврейской, греческой и латинской писателем были сыновья Кореевы. В греческой Библии в надписании есть указание имени Давида, что показывает связь содержания этого псалма с эпохой царя Давида. Действительно, если предположить происхождение псалма из эпохи гонений от Авессалома, то в содержании его не найдется ничего, противоречащего данному времени. Есть даже одно указание частного характера, по-видимому, подтверждающее данное предположение. Нечестивые, для увековечения памяти о себе, любили давать свои имена своим землям. Из 2Цар 18:18, видно, что и Авессалом при жизни тоже поставил себе памятник для передачи и сохранения своего имени в истории.

Все, люди, слушайте изречение мудрости (2–5). Не должно бояться преследований нечестивых, так как эти люди умрут и нет никого, кто бы мог избежать смерти (6–11). Нечестивый, думающий жить в потомстве, называет своим именем земли. Через это он, однако, не избежит смерти, за которой будет заключен в преисподнюю; могила – жилище его, а праведный будет принят Богом (12–16). Не бойся, когда видишь увеличение силы и славы нечестивого: по смерти он пойдет к своим отцам, которые не видят света, он погибнет за свое неразумие подобно животному (17–21).

Пс.48:3. и простые и знатные, богатый, равно как бедный.

Писатель приглашает всех живущих на земле выслушать изречение, которое он намерен сообщить. Обращение ко всему живущему указывает на важность этого сообщения. Такой прием воззваний довольно обычен в Библии (см. (Втор. 32:1; Ис. 1:2) и др.).

Пс.48:5. Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:

Писатель внимательно прислушивается к голосу, говорящему внутри его. Это указывает как на то, что сообщаемое им не есть плод человеческого измышления, но Божественное откровение, так и на то, что к этой «Загадке», непонятной на первых порах речи, требуется особенное внимание.

Пс.48:6. «для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?»

Самая загадка приводится в означенном стихе, а остальное содержание псалма представляет раскрытие и подтверждение ее истинности. Перевод с евр. не особенно понятен. Выражение «путей», по-еврейски «hageb» значит собственно «пята», а отсюда «Запинатель, гонитель». Тогда все выражение получает такой вид: «для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие моих запинателей окружит меня?» Нет смысла, не должно бояться, хотя бы враги окружили меня со всех сторон, и я должен буду погибнуть от них.

Пс.48:7. Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!

Пс.48:8. человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:

Пс.48:9. дорога́ цена искупления души их, и не будет того вовек,

Пс.48:10. чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.

Пс.48:11. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.

Пс.48:12. В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.

Такая забота о бессмертии в потомстве есть болезненное самообольщение и вредное.

Пс.48:13. Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.

Пс.48:14. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.

Нечестивый человек до смерти не получает известности, о которой он так заботился при жизни. По смерти он уподобляется животным, безвестно погибающим, хотя бы другие и следовали, подражали этим нечестивцам в приемах их действий.

Пс.48:16. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.

Пс.48:17. Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:

Пс.48:18. ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;

Понятно, что если по смерти производится справедливая оценка земной жизни, то не должно на земле бояться расширения власти нечестивого, потому что великое на земле оказывается ничтожным по смерти.

Пс.48:19. хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,

Этот стих, по заключающейся в нем мысли, можно бы представить в таком распределении выражений: «хотя при жизни он ублажает душу свою» (разумеется речами, которые слышит о себе): «прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе», т. е. нечестивому при жизни многие льстят, что он хорошо делает, когда живет удовлетворением своих потребностей.

Пс.48:20. но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.

От этих отзывов для него нет никакой пользы: по смерти он идет за своими предками, которые никогда не увидят света, а будут находиться во мраке шеола. Здесь в учении о загробном существовании вносится новая черта: жизнь в шеоле есть жизнь мрака, противоположная тому свету, каким пользовался человек на земле. На земле же жизнь его была полна благополучия, славы и почета, а потому в шеоле наступят дни горестей, забвения и унижения, дни страданий, чего лишены (по 16 ст.) праведники, живущие вблизи Бога. В шеоле нет воздействия и помощи Бога находящемуся там.

Читайте также:  Закон 498 фз об ответственном обращении с животными с комментариями

Источник

Псалом 48

В конец, сыном Кореовым, псалом. С Евр.: «Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом». Псалом приточный, поучительный, научающий презирать богатство, славу и силу человеческую; говорит о суде, воскресении и искуплении (ст. 8, 9, 15, 16), потому и имеет надписание: в конец. Несколько сходен с притчами Екклезиаста; темен и труден для объяснения.

2. 3. Услышите сия вси язы́цы и проч. Это (2–6 ст.) приступ (или предисловие) к псалму, показывающий важность его содержания. Весь род человеческий призывается к слушанию проповеди. «Чуждые вере, – говорит св. Вас. В., – наименованы языками; пребывающие в Церкви – обитателями вселенной; земнородные – это мудрствующие земное и преданные хотениям плоти (по Афан. – грубые, варвары):, сыны человеческие – это прилагавшие некоторое старание и упражнявшие разум» (Вас. В.). Внушите, т.е. слушайте с усердием и напряженным вниманием. «Внушать говорится собственно тогда, когда кто-нибудь говорит к самому уху, и сам внимая, и другого заставляя внушать внимаемому», замечает св. Златоуст.

4. Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум, т.е. совершенную премудрость, которая заимствуется не от внешнего только научения, а достигается путем сердечных размышлений; что выработано сердцем, то изрекаю устами; или по Златоусту: «что принял от Духа, тому постоянно поучался, о том часто размышлял сам в себе, и уже размыслив, возвещал другим». С Евр.: «Уста мои изрекут премудрость и размышления сердца моего знание».

6. Вскую боюся в день лют? Беззакония пяты моея обыдет 316 мя. С Евр.: «Для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня»? «Пятою, – говорит бл. Феодорит, – иные наименовали путь жизни». Симмах: «беззаконие следов моих». Отселе начинается приточная речь. Св. Афанасий: «Если кто спросит: вскую боюся, желая узнать от меня причину моего беспокойства, то пусть без недоверчивости выслушает, что есть лютый день (суда), которого боюсь и ужасаюсь. Ужасаюсь же потому, что в оный день беззаконие пяты моея обыдет, т.е. обыдет то уклонение от Божественного пути, какое я сделал в жизни по развлечению и обольщению, преступив закон Божий, когда предстанут предо мною лукавые дела мои, какие сделаны мною, окружая и осаждая меня отвсюду и не давая мне возможности избегнуть мучения». Св. Златоуст: «Одного я боюсь, чтобы беззаконие на пути моем не окружило меня. Пятою Писание часто называет коварство ( Пс. 40:10 ). Таков грех: он коварен и способен к обольщению. Его, говорит, боюсь я – греха, который обольщает меня, который окружает меня».

7. С Евр.: «Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего»!

11. Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут. Т.е. не узрит пагубы безумных мудрецов мира, которые также погибают, как и невежды или порочные (Бл. Феод.). «Здесь, мне кажется, – говорит св. Злат., – пророк говорит о людях нечестивых, привязанных к благам настоящим и нисколько не думающих о будущем». С Евр.: «Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают, и оставляют имущество свое другим».

12. И гроби их жилища их во век: селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях. С Евр.: «В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами». Т.е. напрасно люди мира копят богатство, которое оставляют чужим, строят великолепные дома; они умрут, как и другие, гробы будут их жилищами: селения, в которых они обитали, будут переходить от одних к другим родам, не на небесах написаны их имена, а на земле, где они созидали соименные себе города (Афан.). По Злат., псалмопевец обличает здесь безумие тех, которые, строя великолепные гробницы, считают их вечным жилищем – в род и род, и превозносятся ими, и тех, которые дают свои названия зданиям.

13. Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им. С Евр.: «Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают». Причина же такого безумия (о коем сказано выше), говорит пророк, та, что человек не познал, или не хотел уразуметь, что он сотворен по образу Божию и по подобию, не уразумел этой чести и главного его достоинства; а потому перестал подражать Богу и уподобляться своему Создателю, живет, как живут несмысленные животные, удовлетворяя одним чувственным потребностям, потому приложился скотам и уподобился им (Вас. В.). «Честь человека состоит, – говорит св. Злат., – в добродетели, в помышлении о будущем. Жизнь бессловесных животных ограничивается настоящим существованием. Посему люди, не знающие ничего о будущем, хуже бессловесных животных».

Читайте также:  В приведенном ниже списке выберите признаки характерные для животных

16. Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя. С Евр.: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня». Св. Златоуст: «т.е. Бог избавит меня от власти и мучений ада, егда приемлет мя, тогда я узрю Господа яснее, нежели теперь» ( 1Кор. 13:12 ); – св. Афанасий: «но меня, который говорю это, избавит Бог, и душа моя не будет отведена и оставлена с сими овцами во аде»; – св. Василий Великий: «ясно пророчествует о сошествии во ад Господа, Который вместе с другими душами избавил и душу самого пророка, чтобы она не оставалась во аде».

17. С Евр.: «Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается».

18. С Евр.: «Ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его».

20. Внидет даже до рода отец своих, даже до века не узрит света. С Евр.: «Но он пойдет к роду отцев своих, которые никогда не увидят света». Т.е. поступая таким образом, нечестивый богач наконец умирает, прилагается к отцам своим, и уже вечно не увидит света Божия. По св. Афанасию – «будет подражать ревности отцов и, происходя от отцов лукавых, наследует лукавство; мудрствующие подобно сему (т.е. как мудрствуют сыны века) стали душевно слепы, ни в смертной жизни не просветились они светом ведения, ни в будущей не сподобятся вечного света».

21. С Евр.: «Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают».

Ганание προβλημα собственно: оплот, ограда, препятствие, – отселе: загадка, вопрос, предложение, задача.

Св. Василий В. читал: не обыдет. Но частицы: не нет у LХХ, в Еврейском и у других Отцов и учителей.

Измены εξιλασμα – умилостивительная жертва; – по Злат. – подкуп и выкуп. Должно страшиться будущего суда; ибо «там (в будущей жизни) нельзя извратить правды деньгами или избавить себя от геенны подарками». Злат.

Καταφθοριαν – уничтожение. Vulg: іnteritum.

Благоволят в Компл. и др. изд. LХХ: ευδοκησουσιν – одобряют т. е. себя, кажутся себе хорошими. В Римск. изд. LХХ: ευλογησουσιν – хвалят, прославляют, благословляют себя.

По св. Злат., заутра значит: скоро, постоянно, т. е. и в настоящей жизни праведники постоянно господствуют над нечестивыми по свойству добродетели, возвышающей первых над последними.

Помощь βοηθεια – помощь, заступничество, защита, спасение; обетшает παλαιωθησεται – устареет, упразднится, уничтожится, – во аде кончится спасение нечестивых.

Симмах перевел: «похвалит тебя, если будешь благотворить, им». У бл. Феод.

Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Псалтирь 48 псалом

Пс. 48 Этот псалом написан в традициях литературы мудрости (ст. 4,5). Псалмопевец в нем размышляет над двумя проблемами, волновавшими и других авторов библейских учительных книг – проблемами богатства и смерти. В смысле перевода и толкования Пс. 48 является одним из самых трудных во всей Псалтири. В этом псалме явственнее, чем в каком-либо ином тексте ВЗ, выражена вера в воскресение мертвых, которое придет, когда Бог одержит победу над смертью и воздаст бедным и праведным.

48:2 все народы. Псалмопевец обращается не только к израильтянам, состоящим в отношениях завета с Господом, но и ко всем народам земли.

48:4 Уста мои изрекут премудрость. Этот стих полностью созвучен с книгой Екклесиаста.

48:5 к притче. загадку. Притча является загадкой, поскольку ее истинный смысл скрыт иносказанием.

48:6 Смысл этого стиха в том, что нечестивый не боится бедствий, поскольку полагает, что полностью обезопасил себя, предусмотрев все. Часто такая «безопасность» создается ценой злодеяний.

48:7 хвалящиеся множеством богатства своего. Богатый по своему неразумию уповает на накопленное им земное достояние, а не на Бога.

48:8 человек никак не искупит брата своего. Ср. Мф. 16,26.

48:11 и мудрые умирают. Эти слова явно повторяют мысль, высказанную в Еккл. 2,15.16.

48:13 он уподобится животным, которые погибают. Говоря о том, что человек и животное равны перед лицом смерти, псалмопевец снова вторит Екклесиасту (3,18-21).

48:15 Как овец. Сам того не понимая, богатый, ведомый собственной самоуверенностью, идет по дороге к бойне.

смерть будет пасти их. Здесь продолжается метафора предыдущего предложения: направляясь к пастбищу, овцы надеются найти там пищу, но вместо этого сами становятся добычей смерти.

48:16 Бог избавит душу мою от власти преисподней. То, что недоступно человеку ни за какие деньги (ст. 8), Бог может даровать ему в вознаграждение за праведную жизнь. Здесь четкое указание на то, что вера в конечное избавление от смерти существовала уже в ветхозаветные времена. Залогом этой веры для израильтян служила нерушимость завета с Господом.

48:17-21 Смысл заключительных стихов данного псалма состоит в том, что, с точки зрения вечности, у богатого нет никаких преимуществ перед бедным и угнетенным.

Источник

Интересные факты из жизни