- 2 язык в школе обязателен или нет
- Письмо Министерства просвещения РФ от 23 сентября 2019 г. N ТС-2291/04 «Об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык»
- Обзор документа
- Второй иностранный язык в школе в 2020-2021 году
- Ждать ли изменений?
- В чем преимущества второго языка?
- Какому языку стоит отдать предпочтение?
- Всё, что вы хотели узнать про второй иностранный в школе, но не знали, у кого спросить
- Ирина Фомичева
- Зачем ввели изучение второго иностранного языка в школе
- Плюсы и минусы изучения второго иностранного
- Резюме
- Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году
- Текущая ситуация
- Каких изменений ожидать в 2019 году
- Второй иностранный язык
- Что даёт школьнику изучение второго иностранного языка согласно ФГОС:
- Когда начинать изучать второй иностранный язык в школе
- Критерии выбора языка
- А может, наоборот?
- Выбираем
- Не напрягаться
- На границе
- То, что нравится
- За учителем
- Как делать не надо
- А теперь как надо
- Начните
- Книги
- Фильмы и сериалы
- Песни
- Приложения
- Живое общение
- Путешествие
- Давай вместе
- Регулярность
- Дополнительно
- Выводы
2 язык в школе обязателен или нет
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства просвещения РФ от 23 сентября 2019 г. N ТС-2291/04 «Об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык»
В связи с поступающими в адрес Минпросвещения России обращениями по вопросу об изучении на уровне основного общего образования учебного предмета «Второй иностранный язык» Минпросвещения России разъясняет.
В соответствии с ФГОС ООО формирование учебного плана образовательной программы основного общего образования осуществляется с учетом обязательных для изучения учебных предметов «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» предметной области «Иностранные языки».
При этом необходимо иметь в виду, что образовательная организация, обладая на основании статьи 28 Федерального закона автономией в осуществлении образовательной деятельности, самостоятельно определяет объем часов на изучение учебного предмета «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык», а также их распределение по годам обучения в пределах указанного уровня образования, а также иностранные языки, которые будут изучаться в рамках образовательной программы основного общего образования, исходя из специфики образовательной организации, ее материально-технических, кадровых и иных возможностей.
В настоящее время Минпросвещения России подготовлен проект внесения изменений во ФГОС ООО, конкретизирующий требования к предметным результатам по годам обучения или модулям, а также структуре и условиям реализации освоения образовательных программ основного общего образования.
Проект внесения изменений во ФГОС ООО предполагает включение в учебный план образовательных программ основного общего образования обязательного для изучения учебного предмета «Иностранный язык» предметной области «Иностранные языки».
Также согласно проекту внесения изменений во ФГОС ООО в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии необходимых условий в предметную область «Иностранные языки» может включаться учебный предмет «Второй иностранный язык» из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Учитывая значимость ФГОС ООО для системы общего образования, Минпросвещения России организовало и провело широкое публичное обсуждение проекта внесения изменений во ФГОС ООО, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в период с 29 марта по 29 апреля 2019 г. на ресурсе https://www.preobra.ru.
В настоящее время проект внесения изменений во ФГОС ООО с учетом поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения, дорабатываются рабочими группами, в состав которых вошли представители заинтересованных органов исполнительной власти, научных и образовательных организаций и эксперты.
Заместитель министра | Т.Ю. Синюгина |
Обзор документа
Минпросвещения России сообщило, что планируется уточнить федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Согласно проекту изменений, обязательным к изучению будет только один иностранный язык. Второй может быть включен в образовательную программу по выбору родителей. Второй язык выбирается из списка, предоставленного школой.
Предполагаемые изменения запланированы на I квартал 2020 г.
Источник
Второй иностранный язык в школе в 2020-2021 году
С 2017 года второй иностранный язык является обязательной дисциплиной, но, несмотря на проведение образовательной реформы, инициативу пока не удалось реализовать полностью. Многие школы еще не присоединились к программе внедрения второго иностранного языка по причине отсутствия квалифицированных учителей.
Последние несколько лет руководство учебных заведений самостоятельно решало, стоит ли добавлять в школьную программу новую дисциплину или нет. Подобная практика сохраняется и сегодня, и, скорее всего, даже к 2020-2021 году не все школы присоединятся к программе. Все же, если сравнивать с прошлыми годами, ситуация улучшается, хоть и не стремительными темпами.
Ждать ли изменений?
Главными противниками нововведений являются родители учащихся. Они опасаются того, что дополнительная дисциплина увеличит нагрузку, соответственно, изучение не будет эффективным. Минобразования успокоило родителей тем, что обучение иностранным языкам будет происходить поэтапно: английский – с 1 класса, а испанский, французский, немецкий или китайский – с 5 класса, причем в неделю будет всего два урока. Дополнительный предмет требуется освоить лишь на базовом уровне. Это означает следующее:
Поскольку данная программа рассчитана на 5 лет, нововведения не затронут тех школьников, которые перешли в 6 класс. В 2020-2021 году изменения коснутся первоклассников: они будут изучать английский, а с 5 класса – второй язык из категории обязательных. Изменений стоит ждать в следующие годы и пятиклассникам. Реформа обойдет стороной тех учеников, которые перейдут в 7 класс. А кто в 2020 году идет в 6 класс, уже попал под действие новой программы.
Введение в учебный план новых языковых стандартов затрудняется из-за отсутствия «свободных окон» в расписании. Если взять за основу пятидневное обучение, то занятость учеников 5-9 классов не должна превышать 33 учебных часа. При насыщенной программе найти лишние учебные часы проблематично. Сложная ситуация наблюдается в регионах, где кроме русского изучают еще и родной язык, а также несколько иностранных.
В чем преимущества второго языка?
С тех пор как в школах ввели дополнительный иностранный язык, ситуация во многих сферах, в том числе социальной и профессиональной, существенно изменилась. Во-первых, увеличилось количество рабочих мест для учителей. Во-вторых, была разработана учебная программа с новыми пособиями и методичками. Школьную программу корректировали таким образом, чтобы ученики не испытывали дополнительную нагрузку. Несмотря на некоторые минусы образовательной реформы, есть и преимущества:
По мнению лингвистов, усвоение второго и последующего языков дается намного проще, чем первого, даже если они относятся к разным группам и вообще не имеют ничего схожего друг с другом.
Какому языку стоит отдать предпочтение?
Если изучить статистические данные, то в России наибольшей популярностью среди иностранных языков пользуется английский. Поскольку он преподается практически во всех школах, любой человек может сказать на нем как минимум несколько простых фраз или выражений. Что касается других дисциплин, то многие родители не знают, какому второму языку отдать предпочтение. Если исходить из критерия популярности, то второе место занимает немецкий.
Минобразования совместно с Институтом им. Гете начали разрабатывать новые школьные программы, целью которых является мотивация для изучения немецкого. Следующий в рейтинге – французский, причем число школьников (или родителей?), которые выбрали данный предмет, с каждым годом растет. Еще одна популярная дисциплина – это испанский. Хотя его выбирают всего 3% учеников, прогнозируется, что со временем он «перепрыгнет» немецкий.
На сегодняшний день основная проблема заключается в том, что в школах просто не хватает педагогов, которые могли бы преподать ту или иную дисциплину.
Источник
Всё, что вы хотели узнать про второй иностранный в школе, но не знали, у кого спросить
Эксперт и руководитель по учебной работе домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Ирина Фомичева рассказала, обязателен ли второй иностранный в школе в 2020 году.
Ирина Фомичева
Руководитель по учебной работе. Заботится о том, чтобы программа была интересной и у детей было удобное расписание.
Зачем ввели изучение второго иностранного языка в школе
Изучение второго иностранного языка в школе предусмотрено в действующих федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). ФГОС являются главным ориентиром для образовательных организаций при составлении учебных программ.
На практике до 2019 года второй иностранный язык преподавался лишь в некоторых школах по причине нехватки кадров и ресурсов. В сентябре 2019 года Минпросвещения России опубликовало письмо «Об изучении учебного предмета “Второй иностранный язык”», после которого школы массово начали включать в программы изучение второго иностранного языка. Но ресурсов по-прежнему не хватает — и не у всех организаций получается ввести такой предмет в программу.
К 2024 году в России должен завершиться переход на новейшие ФГОС третьего поколения. Сейчас продолжается их разработка и совершенствование. Предполагается, что главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость. По новым ФГОС второй иностранный в школе перестанет быть обязательным — школы смогут расслабиться. Но проект всё ещё в разработке.
Сейчас ситуация обстоит так, что в некоторых школах ввели второй иностранный, в некоторых — нет. Где-то язык учат по желанию, а где-то в качестве обязательного предмета. Тем не менее по действующим ФГОС язык формально обязателен.
Зачисляя ребёнка в школу, родители соглашаются с действующими локальными актами организации. Если второй иностранный действительно преподаётся в качестве обязательного, придётся учить.
Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» сотрудничает с рядом школ-партнёров, где наши ученики проходят аттестацию. В некоторых организациях аттестация по второму иностранному языку обязательна, если ребёнок на заочной форме обучения. На семейной форме аттестацию по второму иностранному можно не сдавать, но мы рекомендуем посещать занятия, особенно учащимся 5–7 классов. Ведь мир становится всё глобальнее, и умение хотя бы немного изъясниться на распространённом европейском языке не будет лишним.
Ирина Фомичева
Плюсы и минусы изучения второго иностранного
Многие родители и школьники не понимают, зачем изучать второй иностранный в школе. Но владение несколькими языками имеет ряд преимуществ:
✅ Повышение конкурентоспособности. Школьник, освоивший два и более иностранных языка, больше ценится на рынке труда.
✅ Развитие мозга. Изучение иностранных языков положительно влияет на общее умение мыслить и эрудицию.
✅ Расширение кругозора. При изучении иностранного языка ребёнок взаимодействует с чужой культурой, открывает для себя новые традиции и обычаи.
Кажется, что чем больше языков учишь, тем круче. Но у подхода есть и возможные минусы:
❌ Путаница в голове. Если по первому иностранному ещё не сформировалась качественная база, ребёнок может запутаться в грамматических правилах, лексическом запасе или фонетических особенностях.
❌ Чрезмерная нагрузка. В традиционной школе ребёнок чаще всего перегружен учёбой, и лишние часы изучения второго иностранного не всегда эффективны. Важно трезво оценивать ресурсы школьника на освоение ещё одного языка.
Чтобы дети могли изучать иностранную культуру без спешки и перегруженности, мы ввели курсы страноведения в 6–9 классах домашней школы «Фоксфорда». На занятиях учащиеся знакомятся с азами одного из мировых языков, культурой и историей стран-носительниц, особенностями быта и государственного устройства. Такое контекстное погружение в язык не вызывает страха и отторжения. При этом дети незаметно для себя осваивают минимальный лексический набор и азы грамматики и фонетики.
Ирина Фомичева
Резюме
По текущим ФГОС второй иностранный обязателен. Но пока что организации сами решают, как организовывать обучение второму иностранному языку в школе при наличии ресурсов. Вне зависимости от того, станет ли когда-то обязательное изучение второго иностранного языка повсеместным, изучать его можно уже сейчас. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» проходят курсы немецкого, французского и испанского — с ними легко начать изучение ещё одного языка. Если второй иностранный язык всё же появится в аттестационных графиках хоумскулеров, ребёнок, записавшийся на курс, будет во всеоружии.
Источник
Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году
Стандарт общего образования, разработанный в Минобрнауки, предполагает изучение второго иностранного языка – французского, немецкого, испанского или китайского – учениками 5-9 классов. Однако не все учебные заведения внедрили второй иностранный язык в школе в 2019 г. Каких изменений следует ожидать школьникам и их родителям в 2019-2020 году?
Текущая ситуация
Разговоры о внедрении второго иностранного языка в школах ведутся давно, с 2010 года. Поэтому сотрудники Министерства образования в своем Письме № 08-1214 от 17.05.2018 г. пояснили, что содержание образовательной программы разрабатывается и согласуется каждым отдельно взятым учебным заведением самостоятельно, согласно ФГОС № 412 от 17.05.2012 г., утвержденному Приказами Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г. и № 1897 от 17.05.2012 г.
При составлении учебного плана сотрудники учреждений общего образования обязаны брать во внимание перечень дисциплин, обязательных к изучению школьниками согласно требованиям ФГОС. Академический минимум для образовательных программ в России устанавливается ст. 12 и 28 ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании».
В соответствии с ФГОС к перечню обязательных дисциплин, которые должны преподаваться во всех школах, относятся:
Если обратиться к п. 9.3. ФГОС № 413 от 17.05.2012 г. с текущими корректировками от 29.06.2017 г., то можно заметить, что в раздел «Иностранные языки» включены такие предметные результаты освоения школьных дисциплин, как:
Обязательное изучение иностранного языка прописано и в ч. 1 раздела V Стратегии инновационного развития РФ. По результатам освоения программы ученик должен иметь следующие навыки:
Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, вплоть да 2019 г. стандарты ФГОС Минобрнауки рассматривались учебными учреждениями как акт, носящий чисто рекомендательный характер. Директора лицеев, гимназий и школ самостоятельно принимали решения о необходимости добавления той или иной программы в учебный план.
Каких изменений ожидать в 2019 году
Основными проблемами, из-за которых многие школы до сих пор не исполняют требования ФГОС, являются:
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, письмо до сих пор носит рекомендательный характер и, по состоянию на начало 2019 г., второй иностранный язык так и не стал обязательным элементом учебной программы. Чиновники из Министерства образования трезво оценивают существующую ситуацию и осознают, что в российских школах на сегодняшний день не сформирован штат компетентных педагогов, а также отсутствует методическая готовность для исполнения стандарта ФГОС. А значит, у родителей есть целый год для подготовки детей к освоению второго языка в 2020 г.
Сегодня решение о том, какой иностранный станет обязательным к изучению, принимает исключительно Администрация учебного заведения. Самым популярным остается немецкий в основном благодаря рекомендации Минобразования РФ и программе «Немецкий – первый второй иностранный» по инициативе Института Гете (при Посольстве Германии) и МАУПН.
В случае внедрения изменений в 2020 году родителям первоклассников не стоит беспокоиться об увеличении образовательной нагрузки на их детей. Дело в том, что перемены будут внедряться поэтапно. С 1 класса дети, как и прежде, буду изучать только английский или немецкий в качестве основного, а с 5 класса приступят к освоению второго языка. Речь идет об общеобразовательных школах, без углубленного изучения языков.
Если ребенок в 2020 г. пойдет в 6 класс, то даже при внедрении нового образовательного стандарта изменения его не коснутся, так как программа обучения второму инязу рассчитана на 6 лет, т.е. для детей с 5 по 11 класс включительно. При этом нужно понимать, что согласно «дифференцированному подходу» каждый регион может самостоятельно принять решение об объемах изучаемых дисциплин: все будет зависеть от места проживания семьи.
Источник
Второй иностранный язык
С 2018 года изучение второго иностранного языка в школе обязательно для учеников 5–9 классов. Разберём, зачем ребёнку учить второй иностранный язык в школе, как и когда начинать, какие ошибки не совершать и есть ли у родителей и детей выбор
Из Письма Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. мы узнаём, что в соответствии с ФГОС школьники 5–9 классов будут изучать второй иностранный язык. Готовя эту статью, я взяла интервью у родителей, учителей и школьников, бывших и нынешних и собрала разные точки зрения и лайфхаки.
Что даёт школьнику изучение второго иностранного языка согласно ФГОС:
Когда начинать изучать второй иностранный язык в школе
В педагогике есть понятие «языковое окно». Если попасть в него, а это до 11 лет, то ребёнку будет проще овладеть вторым и даже третьим иностранным языком.
Психологи рекомендуют не изучать два иностранных языка одновременно. Большая нагрузка, путаница, стресс и как следствие — отсутствие результата. Пауза необходима.
И. Л. Бим, доктор педагогических наук, учёная в области теории и методики обучения иностранным языкам, говорила о необходимости опоры на первый иностранный язык при изучении второго.
Физиологи и педагоги говорят, что идеальный старт для изучения второго иностранного — это пятый класс. Почему?
Следует уточнить у учителя в вашей школе, с какого класса планируется изучение второго иностранного языка.
Вариантов может быть несколько:
Не стоит беспокоиться, что ребёнок не сможет заговорить на втором иностранном, изучая его в школе всего час в неделю. Или что вторым иностранным языком его можно перегрузить. Учителю важно заинтересовать и дать базу — возможности и ресурсы для дальнейшего саморазвития.
«За 1 час в неделю сложно перегрузить. Домашнее задание должно быть, как минимум на отработку материала, пройденного на уроке. При большой нагрузке можно давать более простые упражнения или задания из МЭШ — платформа с огромным количеством учебных материалов, как для учителей, так и для детей и родителей» — говорит Марина Горина, учитель испанского и английского языка.
Критерии выбора языка
По данным ВЦИОМ, английский самый популярный язык, его учат 94% школьников. 7% изучают немецкий и 2% — французский.
Немецкий и французский изучали по всей стране последние 30 лет, следовательно, учителей в школах много, и эти языки являются самыми доступными. Какой-то из них и будет изучать ваш ребёнок.
Помимо доступности в выборе языка, опираются на востребованность и количество носителей языка.
По данным ВЦИОМ 48% опрошенных показало, что в современных условиях не будет лишним знать китайский — в языковых гимназиях ученикам редлагают именно его. Второе место занимает немецкий (32% опрошенных). В пятёрку наиболее перспективных с точки зрения важности и полезности их знания вошли также французский (21%) и испанский языки (9%).
Согласно сайту Ethnologue китайский является самым распространённым языком в мире — 1,7 миллиарда носителей. С развитием бизнес-проектов и информационных технологий изучение китайского становится всё более актуальным.
Испанский и португальский «открывают двери» в страны Латинской Америки и Карибского бассейна.
Следует обратить внимание на арабский язык. На нём говорят в 59 странах. С точки зрения географического распространения, он уступает только английскому, на котором говорят в 137 странах.
А может, наоборот?
Можно изучить редкий, экзотический язык. Найти применение сложнее, но такие специалисты ценятся ещё выше.
Например, если ребёнок видит своё будущее в медицине, можно заняться изучением иврита как второго иностранного языка, чтобы строить карьеру врача в Израиле.
Выбираем
Не напрягаться
Если желания нет, но учить язык всё-таки надо, выбирайте язык той же языковой группы, что и английский. Подойдёт французский, испанский или итальянский.
На границе
Если живёте, например, во Владивостоке, знание китайского повысит конкурентоспособность при устройстве на работу. По данным сайта Городработ.ру во Владивостоке 696 различных вакансий, где требуется знание китайского языка.
То, что нравится
Если живёте далеко от границ какого-либо государства и никуда в ближайшие годы эмигрировать не планируете, то выбираем язык по вкусу ребёнка.
Ему нравятся аниме, манга и прочее из японской культуры — пусть учит японский.
Он знает все возможные сорта джелато — ему показан итальянский.
Занимается танцами живота, любит золото и барханы или следит за котировками нефти — арабский в помощь.
За учителем
Если ничего из вышеперечисленного к вам не относится, узнайте мнение учащихся (!) об учителях второго иностранного языка. Выбирайте более лояльного, который не считает свой предмет главным в школе. Или если вам повезло и в школе есть учитель иностранного, от которого все дети в восторге — вам туда. Есть шанс, что учитель сможет не только дать базу, но и заинтересовать ребёнка так, что у того появится мотивация к дальнейшему изучению языка.
Как делать не надо
Не стоит выбирать второй язык в школе за компанию с подругой или только потому, что кто-то из родственников его знает и поможет с подготовкой домашнего задания.
Это вряд ли пробудит в ребёнке мотивацию. Нет мотивации — нет результата. И вот тут уже будет перегруз и страдания.
А теперь как надо
Я поговорила с преподавателями разных иностранных языков (английский, немецкий и испанский), а также с бывшими школьниками, которые на данный момент по разным обстоятельствам изучают второй иностранный — иврит, датский, арабский, и нашла в их ответах много общего.
Начните
Начинаем с простых слов и фраз на слух.
Далее можно запоминать с визуальным подкреплением, по темам.
Например, пришли в кухню, повесили на предметы двусторонние стикеры. На лицевой стороне название написано на изучаемом языке, с обратной — как читается русскими буквами.
Книги
Пример: если второй иностранный язык в школе — французский, читаем «Маленький принц» в оригинале.
Фильмы и сериалы
Для начала с русскими субтитрами, затем с английскими (тут же проводим параллели, видим отличия и сходство), а затем с субтитрами изучаемого языка.Например, для изучения немецкого можно использовать сайт 2sub.tv
Песни
Помогают привыкнуть к звучанию голоса во время песен. Можно учить и подпевать.
Приложения
Смартфон у подростка всегда в руках. Пока ребёнок едет на кружок, зависание в соцсетях можно заменить прохождением квеста в приложении. Например, Busuu, Duolingo, Easy ten, Babbel, «Hi, Jay!».
Живое общение
Если рядом нет человека, который знает изучаемый вами язык, а поехать в страну нет возможности, вас выручит Интернет. Заводим друга с помощью сервисов HelloTalk, Easy Language Exchange или italki общаемся с ним через Telegram или любом другом мессенджере. Через социальные сети можно не только переписываться, но ещё отправлять и слушать голосовые сообщения и даже созваниваться.
Путешествие
В страну, язык которой изучает ребёнок, если есть такая возможность — это идеальное погружение в языковую и культурную среду.
Давай вместе
Дополнительный стимул — совместное изучение вместе с ребёнком. Для детей помладше это дополнительное время рядом с родителем. А в подростках вместе с юношеским максимализмом возрастает соревновательный дух — ведь здорово выучить что-то быстрее родителя!
Регулярность
Необязательно каждый день выполнять домашнее задание, проходить квесты или переводить тексты.
Пусть ребёнок послушает песню на изучаемом языке, почитает книгу, уделите 15 минут языку.
Более недели без занятий — это шаг назад. Придётся навёрстывать по второму кругу.
Дополнительно
Если изучение языка нравится, а школа не может дать столько, сколько желает ребёнок — нужна помощь репетитора или занятия в языковой школе.Разговорные клубы по выходным и языковые лагеря на каникулах на базе языковых школ — кусочек пазла для достижения цели заговорить на иностранном языке.
Выводы
Удачи в изучении второго иностранного языка и познания мира!
Источник