- Агрессия у человека и животных
- Понятие и виды агрессивности, факторы, вызывающие агрессивное поведение. Характеристика непреднамеренной, оборонительной и игровой агрессии, агрессии для самоутверждения и отмщения, эстатической деструктивности. Сравнение агрессивности людей и животных.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
- 3. Ритуализация поведения
- Ритуалы и демонстрации
- Роль ритуализации в иерархических отношениях
Агрессия у человека и животных
Понятие и виды агрессивности, факторы, вызывающие агрессивное поведение. Характеристика непреднамеренной, оборонительной и игровой агрессии, агрессии для самоутверждения и отмщения, эстатической деструктивности. Сравнение агрессивности людей и животных.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.11.2015 |
Размер файла | 24,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
НА ТЕМУ: АГРЕССИЯ У ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.
Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).
Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).
Словесное оскорбление или унижение другого человека.
Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.
Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.
Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Общее понятие об агрессивном поведении дошкольников в психологии. Виды агрессии и факторы, вызывающие агрессивное поведение. Проявление агрессии детьми. Система мер по снятию агрессивности у дошкольников. Профилактика агрессивного поведения ребенка.
курсовая работа [42,9 K], добавлен 02.06.2012
Понятие агрессии и агрессивности в психологии. Основные причины агрессивного поведения. Особенности проявления агрессивности у детей и подростков. Методики психодиагностики агрессивности и особенности ее коррекции. Классификация агрессивных действий.
курсовая работа [39,9 K], добавлен 18.03.2013
Понятие термина агрессия, виды и специфика агрессии. Влияние семьи на развитие детской и подростковой агрессии. Девиантное поведение детей и подростков. Половые различия в проявлении агрессивности. Профилактика и коррекция агрессивного поведения.
курсовая работа [66,3 K], добавлен 20.02.2009
Агрессия как психологический феномен. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы. Причины агрессии, ее виды и механизм действия. Общая характеристика подросткового возраста. Специфика агрессии в подростковом возрасте.
курсовая работа [38,3 K], добавлен 24.11.2004
Теоретические представления о феномене агрессивности. Структура подростковой агрессии, социальные факторы в ее развитии. Генетическая обусловленность агрессивности. Основные причины агрессивного поведения подростков, их психофизиологические предпосылки.
дипломная работа [246,3 K], добавлен 27.05.2013
Феноменология агрессии и агрессивности. Теории, объясняющие агрессивное поведение. Факторы, предопределяющие становление и развитие агрессивности в детском возрасте. Агрессивность подростков и коммуникация в группе сверстников: состояние и проблемы.
дипломная работа [178,8 K], добавлен 20.05.2010
Свойства личности человека. Основные причины и проявления агрессии у детей. Качественная и количественная характеристики агрессивности. Демонстрация неприязни и недоброжелательства. Основные методы диагностики и коррекции детской агрессивности.
реферат [28,3 K], добавлен 03.01.2012
Источник
3. Ритуализация поведения
Роль ритуализации в иерархических отношениях. При установлении и поддержании иерархии в сообществах многие реакции и образцы поведения приобретают сигнальное значение.
Как отмечает Н. Тинберген, выраженность практически всех демонстраций определяется соотношением уровня агрессивности и страха, которые в данный момент переживает животное. Демонстративное поведение животных, а заодно и человека великолепно описывает В. Дольник в своей книге «Непослушное дитя биосферы»: «Демонстративное поведение».
Ритуалы и демонстрации. Таким образом, ритуалы и демонстративные акты поведения, проявляемые животными в конфликтных ситуациях, можно разделить на две группы: ритуалы угрозы и ритуалы умиротворения, тормозящие агрессию со стороны более сильных сородичей. К. Лоренц (1994) выделил несколько основных особенностей таких ритуалов.
1. Демонстративное подставление наиболее уязвимой части тела. Весьма интересно, что подобное поведение часто демонстрируют доминантные животные. Так, при встрече двух волков или собак, более сильное животное отворачивает голову и подставляет своему сопернику область сонной артерии, выгнутую навстречу укусу. Вороны в такой ситуации подставляют своему сопернику глаз. Смысл подобной демонстрации заключается в том, что доминант сигнализирует таким образом: «Я тебя не боюсь!»
2. Воспроизведение некоторых элементов детского поведения. Распространенный вариант ритуала умиротворения у птиц – это имитация позы птенца, выпрашивающего корм. У представителей семейства собачьих часто встречается демонстрация, при которой подчиненное животное, издавая характерные звуки, стремится лизнуть доминанта в углы рта. Эта поза напоминает щенячьи действия, направленные на выпрашивание корма у взрослого животного. Описанная выше демонстрация «отдавания себя на волю сильного» у собак и волков также в большой степени является воспроизведением детского поведения. Подобные же демонстрации имеют весьма широкое распространение в брачных играх животных.
3. Выражение социальной покорности с помощью действий, характерных для поведения самки при спаривании. Эти действия типичны для многих обезьян. У различных видов макаков и павианов господствующее животное, пытаясь запугать особь более низкого ранга, принимает перед ней позу, идентичную позе самца в момент совокупления. Одновременно третируемое животное, демонстрируя свою покорность, имитирует предсовокупительную позу самки. При этом истинная половая принадлежность обезьян, выясняющих свои отношения, не играет никакой роли. В некоторых случаях эта взаимная демонстрация приводит к прямому телесному контакту, который для несведущего наблюдателя выглядит как нормальное совокупление. Ритуальный поворот задней части тела означает признание более высокого ранга другой обезьяны. Поза подставления является врожденной, и обезьяны демонстрируют ее с самого раннего возраста без всякого обучения, даже при воспитании в изоляции от сородичей. Как уже упоминалось, те части тела, которые животные демонстрируют в знак угрозы или подчинения, окрашены особенно ярко и заметно, чем подчеркивается выразительность церемонии.
Использование сексуального поведения в конфликтах, связанных с субординацией, довольно широко распространено в животном мире как у видов строго общественных, так и у одиночных. Так, нечто подобное можно видеть и в момент территориального конфликта между двумя самцами у некоторых одиночных видов птиц. Например, одним из типичных звеньев брачного поведения у малого зуйка служит так называемое «ритуальное рытье гнезда». Самец ложится на землю и, резко выбрасывая назад лапки, делает углубление в песке. Самка, наблюдающая за ним с небольшого расстояния, подходит к вырытой ямке и ложится в нее, в то время как самец, стоя над ней, широко разворачивает хвост и издает особый брачный крик. Наблюдая враждебное столкновение двух самцов малого зуйка на границе их территорий, нередко можно видеть, как эти птицы, находясь на расстоянии в несколько десятков сантиметров друг or друга, одновременно ложатся на землю и с типичными брачными криками начинают рыть ямки в песке.
«Всестороннее изучение рогов у копытных животных позволило канадскому исследователю В. Гейсту построить очень интересную и правдоподобную гипотезу относительно эволюции этих загадочных органов. Прежде всего, он пришел, к выводу, что рога не играют существенной роли в защите против хищников, и поэтому их эволюцию надо рассматривать исходя из взаимоотношений отдельных особей в пределах вида (то есть с точки зрения социального поведения). В. Гейст выделил четыре основные стадии в эволюции рогов и соответственно в эволюции демонстративного поведения у копытных.
Аналогичные ритуальные органы имеются у представителей любой другой группы животного мира. Таковы, в частности, броские, яркие отметины и экстравагантные, удлиненные, расширенные или причудливо вырезанные перья многих птиц, видоизмененные плавники рыб, меняющие окраску кожные «воротники» рептилий. Все эти «украшения» явно демонстрируются перед прочими особями своего вида, перед самкой или соперником за счет специфических форм демонстративного поведения. Очевидно, в ходе эволюции и сами украшения, и способы их показа развивались параллельно. Демонстрирование этих сигнальных структур несет жизненно важную информацию, которая указывает другим особям на половую принадлежность демонстрирующего животного, на его возраст, силу, право собственности на данный участок местности и т.д.
К подобным же демонстрациям, направленным на блокирование агрессии, относятся многие специфические черты детского облика, например, круглая голова, укороченная морда, специфический запах и голос и т.п.
Источник
Ритуализация поведения животных
Что такое ритуал? Ритуал — совокупность обрядов, выработанный обычаем установленный порядок совершения чего-либо; церемониал. А ритуальное поведение – это повторяющиеся, часто комплексные и обычно символические действия.
В каких формах поведения есть элементы ритуального поведения?
Рассмотрим ритуальное поведение животных на примере агрессивного поведения.
Агрессивное нападение животных в эволюции сменялось демонстрацией угрозы – возможности нападения. Особенно при стычках особей одного и того же вида.
Ритуалы и демонстративные акты поведения, проявляемые животными в конфликтных ситуациях, можно разделить на две группы: ритуалы угрозы и ритуалы умиротворения, тормозящие агрессию со стороны более сильных сородичей.
Это демонстративное поведение животных, с которым вы можете познакомиться, посмотрев презентацию «Ритуализация поведения», великолепно описывает В. Дольник в своей книге «Непослушное дитя биосферы», отрывок из которой приводится ниже.
“Грозно он закричал, пикой огромной потрясши”. Противника проще всего напугать, показав ему те средства защиты и нападения, которыми располагает данный вид животных. У рыб это шипы в плавниках. Поэтому рыбы, угрожая, раздвигают плавники и поднимают шины; многие встают в воде вертикально, выставив их навстречу противнику. У пресмыкающихся, птиц и млекопитающих орудия нападения и защиты чаще всего расположены на челюстях, и они угрожают, раскрывая пасть. Такая форма угрозы удобна при межвидовых конфликтах, поскольку она всем понятна. Человек при угрозе так же, как и обезьяны, скалит зубы. Одна лишь раскрытая пасть не может передать все оттенки угрозы, поэтому у многих видов она сопровождается изменениями внешнего вида головы: расширяются или сужаются глаза, прижимаются уши, наморщивается нос, изгибаются губы, насупливаются брови, движется кожа на лбу и темени. Достигается это с помощью сокращения мышц лица и головы. Если на коже есть к тому же выросты или пучки перьев, шерсти и все это раскрашено в несколько цветов, получается целый код сигналов о состоянии и намерениях животного, как истинных, так и мнимых.
. Преувеличение оскала естественный отбор использует очень часто. Обитающая в Средней Азии безобидная ушастая круглоголовка при встрече с противником приподнимает тело над землей, раскрывает пасть и разворачивает складки кожи вокруг нее таким образом, что создается впечатление большой зубастой и ярко окрашенной пасти. Угроза пастью часто сопровождается звуками – от шипения многих пресмыкающихся до рева млекопитающих. Песня самца птицы, какой бы красивой она нам ни казалась, гоже содержит угрозу другим самцам.
У сильно вооруженных животных – сильная мораль. Конфликтуя, два самца ядовитой гадюки тягаются, кто встанет выше, и пытаются уронить (“унизить”) друг друга, но не раскрывают пасти. Более того, они так уверены в соблюдении правил поединка, что нередко поворачиваются затылком к пасти противника, не боясь быть укушенным.
. Наконец, преувеличение размеров достигается и занятием более высокой точки в пространстве. Программа так проста, что достаточно заставить соперника смотреть снизу вверх, и он почувствует себя ниже тебя. Когда птицы садятся на дерево, доминанты занимают самые высокие ветви, а за верхушку зачастую борются.
. А я маленький такой. Что делает проигравший? Прежде всего, он «складывает оружие» – шипы, хохлы, когти, зубы, рога – прячет их, чтобы не пугать победителя. Сам преуменьшает свои размеры – с той же целью. Маленький, согбенный, безоружный противник не страшен. Страх покидает победителя, а с ним кончается и агрессивность. Многие животные падают и переворачиваются брюхом вверх – унижают себя как можно сильнее. Если проигрыш ясен заранее, животное может при встрече с более сильным противником сразу принять позу подчинения.
Австрийский зоолог К. Лоренц выделил несколько основных особенностей умиротворяющих ритуалов.
1. Демонстративное подставление наиболее уязвимой части тела. Весьма интересно, что подобное поведение часто демонстрируют потенциальные доминанты (более сильные особи).
Так, при встрече двух сильных и уверенных в себе самцов собак или волков потенциальные соперники в течение некоторого времени оценивают друг друга. Вначале эти животные приближаются друг к другу на спрямленных конечностях, с поднятой на загривке шерстью, сопровождая свои движения глухим рычанием. В течение некоторого времени они кружатся на месте, демонстрируя друг другу оскал и грозно рыча, однако серьезной драки между животными не происходит. В конечном счете одно из животных отворачивает голову и подставляет своему сопернику область сонной артерии, выгнутую навстречу укусу. После подобной демонстрации соперники постепенно расходятся в разные стороны.
Вороны в такой ситуации подставляют своему сопернику глаз. Смысл подобной демонстрации заключается в том, что животное сигнализирует таким образом: «Я тебя не боюсь, но просто не хочу с тобой сейчас связываться!»
У многих животных умиротворяющим сигналом служит приглашение к грумингу (обезьяны). Однако у обезьян чисткой меха занимается не доминант, а напротив, подчиненные животные. Наиболее высокопоставленный самец-лидер значительно чаще всех остальных пользуется услугами со стороны прочих членов группы, тогда как самое подчиненное животное, последнее в системе иерархии, чаще всех остальных ухаживает за мехом своих собратьев.
У многих видов грызунов подчиненное животное позволяет доминирующему вылизывать свой мех.
Амадины – маленькие птицы, относящиеся к семейству ткачиковых, для умиротворения агрессивно настроенного соседа прибегают к так называемой демонстрации «приглашения к чистке пера». При встрече двух птиц, одна из которых склонна к нападению, вторая нагибает или высоко задирает голову и при этом топорщит оперение горла или затылка. И агрессор, вместо того чтобы напасть, покорно начинает перебирать клювом распущенное оперение горла или затылка второй птички.
2. Воспроизведение некоторых элементов детского поведения. Распространенный вариант ритуала умиротворения у птиц – это имитация позы птенца, выпрашивающего корм. У представителей семейства собачьих часто встречается демонстрация, при которой подчиненное животное, издавая характерные звуки, стремится лизнуть доминанта в углы рта. Эта поза напоминает щенячьи действия, направленные на выпрашивание корма у взрослого животного.
3. Выражение социальной покорности с помощью действий, характерных для поведения самки.
Например, одним из типичных звеньев брачного поведения у малого зуйка служит так называемое «ритуальное рытье гнезда». Самец ложится на землю и, резко выбрасывая назад лапки, делает углубление в песке. Самка, наблюдающая за ним с небольшого расстояния, подходит к вырытой ямке и ложится в нее.
И вот мы наблюдаем враждебное столкновение двух самцов малого зуйка на границе их территорий. Эти птицы, находясь на расстоянии в несколько десятков сантиметров друг oт друга, одновременно ложатся на землю и с типичными брачными криками начинают рыть ямки в песке.
В. Гейтс выделил четыре основные стадии в эволюции рогов и соответственно в эволюции демонстративного поведения у копытных.
Первая стадия – это короткие, острые, направленные вперед рога, которые мы видим у американской снежной козы.
Три последующие стадии в эволюции рогов связаны с сосредоточением «демонстративных органов» в передней части тела (грива и борода бизонов и зубров), а затем – на голове (рога антилоп, оленей, баранов).
Понаблюдаем за агрессивным поведением бизона или зубра.
Два самца газелл Гранта в момент территориального конфликта переплетаются рогами и стремятся повалить друг друга наземь, что может грозить вывихом шеи.
Но такого рода травмам обычно противодействует то, что в драку вступают животные равной силы. Еще в юности, будучи членом «холостяцкого стада», каждый самец на опыте обучался по внешнему виду определять потенциальные силовые возможности оппонента и избегать серьезных и длительных столкновений с заведомо сильнейшим противником.
В последнем случае удлиненные ветвящиеся или завитые рога становятся главным «демонстративным органом». Соответственно изменяется и демонстративное угрожающее поведение.
Встреча «бок к боку» в ходе эволюции постепенно сменяется встречей «голова к голове».
Таким образом, ритуальная демонстрация, вызывая у противника страх, позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке, очень опасной для обеих сторон. Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием. Поэтому развитое агрессивное поведение, включающее в себя много угроз и пугающих действий, полезно для вида. А для хорошо вооруженных видов – просто спасительно.
Сможете ли вы выполнить следующее задание?
Дикие животные часто сталкиваются с опасностью. Каждый вид имеет свой способ защиты от нападения.
Подберите каждому из животных вариант самозащиты из перечисленных:
Вопрос ПОВЫШЕННОЙ сложности
В каком виде может проявляться ритуальная демонстрация доминирования:
1. Демонстративное подставление наиболее уязвимой части тела.
2. Воспроизведение некоторых элементов детского поведения.
Источник
Ритуалы и демонстрации
Роль ритуализации в иерархических отношениях
Ритуалы и демонстрации. Таким образом, ритуалы и демонстративные акты поведения, проявляемые животными в конфликтных ситуациях, можно разделить на две группы: ритуалы угрозы и ритуалы умиротворения, тормозящие агрессию со стороны более сильных сородичей. К. Лоренц (1994) выделил несколько основных особенностей таких ритуалов.
1. Демонстративное подставление наиболее уязвимой части тела. Весьма интересно, что подобное поведение часто демонстрируют доминантные животные. Так, при встрече двух волков или собак, более сильное животное отворачивает голову и подставляет своему сопернику область сонной артерии, выгнутую навстречу укусу. Вороны в такой ситуации подставляют своему сопернику глаз. Смысл подобной демонстрации заключается в том, что доминант сигнализирует таким образом: «Я тебя не боюсь!»
Это лишь один из немногих примеров, который показывает, что телесный контакт между отдельными особями у общественных видов служит необходимым звеном в регулировании взаимоотношений между членами сообщества. У амадин он непосредственно связан с процессами установления тесных связей или с устранением антагонизма между особями в группе. Огромную роль груминг играет в сообществах обезьян. Однако у них чисткой меха занимается не доминант, а напротив, подчиненные животные. Подсчет числа всех внутригрупповых контактов, связанных с взаимным уходом за мехом, отчетливо показал, что наиболее высокопоставленный самец-лидер значительно чаще всех остальных пользуется услугами со стороны прочих членов группы, тогда как животное, последнее в системе иерархии, чаще всех остальных ухаживает за мехом своих собратьев. Среди подопытных обезьян удалось выделить пары, между которыми отношения, связанные с грумингом, наблюдаются чаще, чем этого следовало бы ожидать исходя только из иерархических отношений. Взаимоотношения между такими особями основываются на более тесных индивидуальных связях, на большей взаимной привязанности.
Умиротворяющие действия отмечаются и у общественных насекомых. Так, в колониях некоторых видов ос, где самки объединены в систему иерархии, признаком подчинения при встрече служит отрыгивание пищи, которую доминирующая оса тут же поедает. Когда два муравья сталкиваются «лицом к лицу», одно из насекомых нередко «облизывает» другому голову и брюшко. Предполагается, что это способствует переносу выделений, имеющих в пределах каждой колонии свой специфический запах. По-видимому, именно благодаря этому запаху муравьи способны легко отличать членов своего муравейника от чужаков.
3. Выражение социальной покорности с помощью действий, характерных для поведения самки при спаривании. Эти действия типичны для многих обезьян. У различных видов макаков и павианов господствующее животное, пытаясь запугать особь более низкого ранга, принимает перед ней позу, идентичную позе самца в момент совокупления. Одновременно третируемое животное, демонстрируя свою покорность, имитирует предсовокупительную позу самки. При этом истинная половая принадлежность обезьян, выясняющих свои отношения, не играет никакой роли. В некоторых случаях эта взаимная демонстрация приводит к прямому телесному контакту, который для несведущего наблюдателя выглядит как нормальное совокупление. Ритуальный поворот задней части тела означает признание более высокого ранга другой обезьяны. Поза подставления является врожденной, и обезьяны демонстрируют ее с самого раннего возраста без всякого обучения, даже при воспитании в изоляции от сородичей. Как уже упоминалось, те части тела, которые животные демонстрируют в знак угрозы или подчинения, окрашены особенно ярко и заметно, чем подчеркивается выразительность церемонии.
Использование сексуального поведения в конфликтах, связанных с субординацией, довольно широко распространено в животном мире как у видов строго общественных, так и у одиночных. Так, нечто подобное можно видеть и в момент территориального конфликта между двумя самцами у некоторых одиночных видов птиц. Например, одним из типичных звеньев брачного поведения у малого зуйка служит так называемое «ритуальное рытье гнезда». Самец ложится на землю и, резко выбрасывая назад лапки, делает углубление в песке. Самка, наблюдающая за ним с небольшого расстояния, подходит к вырытой ямке и ложится в нее, в то время как самец, стоя над ней, широко разворачивает хвост и издает особый брачный крик. Наблюдая враждебное столкновение двух самцов малого зуйка на границе их территорий, нередко можно видеть, как эти птицы, находясь на расстоянии в несколько десятков сантиметров друг or друга, одновременно ложатся на землю и с типичными брачными криками начинают рыть ямки в песке.
«Всестороннее изучение рогов у копытных животных позволило канадскому исследователю В. Гейсту построить очень интересную и правдоподобную гипотезу относительно эволюции этих загадочных органов. Прежде всего, он пришел, к выводу, что рога не играют существенной роли в защите против хищников, и поэтому их эволюцию надо рассматривать исходя из взаимоотношений отдельных особей в пределах вида (то есть с точки зрения социального поведения). В. Гейст выделил четыре основные стадии в эволюции рогов и соответственно в эволюции демонстративного поведения у копытных.
Аналогичные ритуальные органы имеются у представителей любой другой группы животного мира. Таковы, в частности, броские, яркие отметины и экстравагантные, удлиненные, расширенные или причудливо вырезанные перья многих птиц, видоизмененные плавники рыб, меняющие окраску кожные «воротники» рептилий. Все эти «украшения» явно демонстрируются перед прочими особями своего вида, перед самкой или соперником за счет специфических форм демонстративного поведения. Очевидно, в ходе эволюции и сами украшения, и способы их показа развивались параллельно. Демонстрирование этих сигнальных структур несет жизненно важную информацию, которая указывает другим особям на половую принадлежность демонстрирующего животного, на его возраст, силу, право собственности на данный участок местности и т. д.
К подобным же демонстрациям, направленным на блокирование агрессии, относятся многие специфические черты детского облика, например, круглая голова, укороченная морда, специфический запах и голос и т.п.
Источник