2 основные формы проявления психики поведения у животных их краткая характеристика

Содержание

Реферат: «Формы психики и поведения животных и человека»

Введение
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память) животных и человека
2. Интеллект человека и животных
3. Мотивация и эмоции у человека и животных
4. Биосоциальная природа психологии и поведения человека
Заключение
Список литературы

Сравнительный анализ предполагает определение того, что такое психичка вообще, и психика человека и животных. В психологической литературе даются следующие определения:

Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии ХХ столетия. Основой разработки этой проблемы явилась эволюционная теория Ч. Дарвина. Его последователем был А.Н. Северцов. Проблему развития психики рассматривал так же Л.А. Орбели.

Поскольку психику животных, в отличие от психики человека, нельзя изучать на основе интроспективных отчетов, то исследование ее развития в филогенезе предполагает определение некоего объективного критерия (внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, позволяющий утверждать, что у организма есть психика). Среди имеющихся в психологической науке гипотез относительно этого признака наибольшее признание и развитие получила гипотеза А.Н. Леонтьева. В ней в качестве объективного критерия психики предлагается рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. В разработанной Леонтьевым периодизации развития психики, охватывающей весь процесс эволюции животного мира, выделяются три стадии: стадия сенсорной элементарной психики; стадия перцептивной психики; стадия интеллекта.

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память) животных и человека

Развитие психики в животном мире связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Наряду с развитием нервной системы важную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношения животного с окружающей средой.

На стадии элементарной чувствительности животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира. На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.

Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.

Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.

2. Интеллект человека и животных

Под интеллектом животных понимают высшую форму форму психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта.

Интеллект животных проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями и предметами, непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Оно всецело ограничивается биологическими закономерностями, чем обусловливается его принципиально качественное отличие от мышления человека, неспособность даже человекообразных обезьян к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей.

«Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития: происходит переход на стадию интеллекта. Говоря о стадии интеллекта, прежде всего имеют в виду деятельность антропоидов, то есть человекообразных обезьян».

Таким образом, интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного индивидуального опыта в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения и абстракции. Развитие интеллекта у животных подчинено только биологическим законам, тогда как у человека оно носит общественный характер.

Источник

Психика и поведение животных их особенности и взаимосвязь.

Психика животных — свойство мозга воспринимать окружающую действительность и отражать ее в форме регулируемых функций нервной системы, внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п., и включающий такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции.

О психике животных, в отличие от психики человека, нельзя получить сведений, основанных на отчетах об интроспекции. Все представления о существовании у животных субъективного опыта, о его содержании и о его связи с поведением и физиологическими процессами строятся по аналогии с нашими представлениями о психическом мире человека. П. ж. с древности вызывала глубокий интерес у философов и натуралистов, но ее систематическое целенаправленное исследование началось в конце XIX в. с появлением зоопсихологии. Споры о возможности изучать П. ж., которая принципиально недоступна наблюдению, разделили зоопсихологов на два противоположных научных лагеря. Сторонники такого изучения заявляли, что о П. ж. вполне можно делать научные заключения на основе наблюдений за поведением животных и данных об их физиологии. Отвергая любые варианты антропоморфизма, приверженцы объективистского подхода считали П. ж. недоступной для подлинно научного исследования и призывали ограничиться изучением только объективно наблюдаемых явлений поведения и физиологии. К середине 30-х гг. объективистское направление стало господствующим, исследование П. ж. за некоторым исключением практически прекратилось и возобновилось только на рубеже 70-х гг. нашего столетия. В настоящее время изучение П. ж. превратилось в новое активно развивающееся научное направление, которое чаще всего называют когнитивной этологией, реже психоэтологией или когнитивной сравнительной психологией. В рамках когнитивной этологии проблема П. ж. рассматривается одновременно в естествен-нонаучном, психологическом и философском плане.

Читайте также:  Мультфильмы колыбельные для самых маленьких с песенками вот и звери спят

Поведение животных — регулируемое психикой отражение окружающей действительности, присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «поведение» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, социальной группы). Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал поведение. Бихевиоризм противопоставил П. сознанию, полагая, что предметом психологии является только поведение, которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (Необихевиоризм). Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний.

Целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма с окружающей средой составляет психическую деятельность животных — процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в окружающем мире. Решающее значение имеют возрастающая активность, инициативность, лабильность, вариабельность, суверенность (по отношению к условиям среды) двигательной активности и соответствующие морфофункциональные преобразования в ходе филогенеза, особенно в эффекторно-сенсорной сфере (примат поведения в психическом отражении). Происходящие при этом ароморфозные или идиоадаптивные изменения строения и функции организмов обусловливают эволюционные преобразования психической деятельности животных, что, в свою очередь, обеспечивает возможность дальнейшей эволюции. У высших животных (на уровне перцептивной психики) ориентационный компонент психической деятельности осуществляется на основе формирования обобщенных психических образов, причем на высших филогенетических уровнях — на основе целостных образов всей среды обитания. Этим обеспечиваются наиболее адекватное, полноценное и биологически максимально адаптивное управление, корректировка и совершенствование внешней активности животного, в результате чего появляется возможность установления оптимальных для организма отношений с биологически значимым компонентом среды. В процессе эволюции (уже на низших этапах филогенеза) выделились и получили развитие два направления психической деятельности животных — локомоционное и манипуляционное (по К. Э. Фабри).

Итак, становится понятным то, что психика и поведение у животных – неотделимы друг от друга. Следовательно, психику в совокупности со всеми модусами и атрибутами поведения можно рассматривать как две стороны процесса адаптации.

С общебиологической и нейробиологической точек зрения всех представителей животного мира можно расположить в виде ряда (рядов), где порядок будет диктоваться возрастающей сложностью, разнообразием их внешней активности. Более всего известна схема классификации поведения, выделяющая пять типов адаптивных реакций: таксисы, рефлексы, инстинкты, рассудочная деятельность (иногда сюда же относят инсайт (интуиция)), разные формы научения. Этот список представляет собой пять способов решения задач жизнеобеспечения у животных. Каждый из перечисленных способов активного реагирования четко определяется принципом организации систем, которые управляют поведением. То есть за каждым из названных типов поведения стоит определенный тип устройства нервной системы. Такой ряд согласуется с эволюционной теорией прогресса.

Источник

6.Основные формы поведения животных

6. Основные формы поведения животных.

Девочки, тут всё по лекциям. Может, найду чего ещё.. но не факт.

Выделяют три формы поведения животных:

При изучении любой формы поведения встаёт вопрос о её врождённости или приобретённости. Таким образом, инстинкт – врождён, научение приобретено. В чистом виде отдельно научения и инстинкта не существует, они образуют общий поведенческий акт. В процессе эволюции поведение определяет формирование морфологических признаков, необходимых для спешного выполнения самих поведенческих актов. Для инстинктивного поведения имеет первостепенное значение строение тела животного. Инстинктивное поведение не исчерпывается функциями. Большую роль играют внешние факторы.

Внутренние факторы И.п. (инстинктивного поведения):

Внутренняя среда организма постоянно обновляется за счёт работы двух процессов: ассимиляции и диссимиляции (синтез и расщепление белков).

Главным условием для существования организма является стабильность среды. Гомеостаз – стабильность внутренней среды, основанная на самовосстановлении уравновешенности внутренних процессов организма. Уравновешенность осуществляется за счет ритмической смены процессов.

Первопричина и основа инстинктивного поведения являет более или менее значимые и длительные отклонения от нормального уровня физиологических функций. Эти сдвиги выражаются в появлении потребностей, на удовлетворение которых направлено поведение животного.

Большое значение для внутренней мотивации имеет ЦНС. Известны автономные самовозбуждающиеся процессы – «внутренние часы» (например, у петуха).

Они регулируют ритмику жизнедеятельности. Это означает, что периферические колебания, начало и конец ритмично повторяющихся действий, определяется внутренними часами, синхронизированными с космическим временем. Внешняя среда может вносить поправки, но общая канва определяется процессам с периодичностью, равной суткам. (циркадный ритм – 22 часа).

В естественных условиях этот ритм синхронизирован и с изменениями, связанными с вращением Земли вокруг оси. Если животное находится в искусственных условиях, то ритм сохраняется с поправками.

Кроме циркадного ритма в поведении животных есть более короткие ритмы, проявляющиеся в течении дня. Внутренние часы необходимы для ориентирования в пространстве. При перелёте птицы учитывают положение Солнца в определённое время дня, что синхронизировано с циркадным ритмом.

Адаптация организма парашютистов в процессе выполнения прыжков с парашютом

Таким образом, инстинктивное поведение строится на системе биосаморегуляции, закодированной в генетическом фонде вида, так же как и процессы, определяющие и другие функции организма.

Внешние факторы инстинктивного поведения:

Внутренняя активность не существует ни сама по себе, ни сама для себя, а является основой для инстинктивного поведения, и выполняет функцию создания предеспозиции, в результате появления которой животное готово с максимальной пользой для себя реагировать на изменения в окружающей среде. Инстинктивное поведение заблокировано специальной системой врождённых пусковых механизмов, которые представляют собой совокупность нейро-сенсорных систем, обеспечивающих адекватность поведенческих актов по отношению к пусковой ситуации. Происходит подстройка анализаторов под тип раздражителя. Пусковая ситуация – совокупность внешних раздражителей, имеющих основой «ключевой раздражитель». «Ключевой раздражитель» — признаки компонентов среды, на которые животные реагируют независимо от индивидуального опыта врождёнными видотипическими формами поведения.

Ключевые раздражители могут быть двух видов:

В качестве ключевого раздражителя выступают физические или химические признаки среды (запах, температура, подвижность, размер и др.) Особенностью ключевого раздражителя является закон суммации: с увеличением параметра этих раздражителей пропорционально усиливается и сила реакции.

Читайте также:  Изучение свойств тканей из хлопка льна и волокон животного происхождения

Инстинктивное поведение состоит из двух фаз:

Общая ориентация И.п. осуществляется таксисам. Таксис – врождённые генетически фиксированные реакции на определённые компоненты среды.Таксисы связаня только с направляющими ключевыми раздражителями, они меняют вектор реакции. Положительные таксисы меняют поведение в сторону благоприятных условий среды. Отрицательные – связаны с избеганием неблагоприятных явлений.

На разных уровнях эволюция развития таксисиов имеет разную степень сложности и выполняют различную функцию. На низших ступенях таксисы изолированы. На высших — объединены.

Психические компоненты И.п. необходимо искать в первой фазе. По мере приближения ко второй фазе работает только биологическое. Коррекция инстинкта возможна только в первой фазе.

Исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания

Вагнер делил все инстинкты на 3 группы:

Эти инстинкты решают одну задачу и реализуют одну цель. К таким инстинктам относят – И.питания, размножения, самосохранения. В данном типе инстинктов можно выделить инстинктивные явления:

— преждевременные – И. которые у одних особей одного вида формируются раньше, чем у других представителей этого же вида. Пример: царица у термитов способна выполнять половые функции до полового созревания.

— отсроченные – заложены с рождения, но проявляются позднее. Пример, пение у птиц заложено с рождения, но проявляется только брачный период.

— задержанные – для проявления этих И. требуются стимулы, без которых поведение не может осуществляться (купание птиц в снегу).

— периодические – проявляются в определённое время из года в год. (инстинкт миграции, гнездостроение.)

— сериальные – следуют друг за другом, образуя цепочку. (сбор материала – выстраивание гнезда – высиживание яйца – сбор корма – корм – обучение летать).

-сокращённые – И. в которой не достаёт какой-либо части. Части И. исчезают в последовательности обратной филогенетическому возникновению.

Форма поведение, при которой происходит приобретение опыта. Н. – прижизненная форма, она пластична. При изучении процессов научения необходимо исходить из того, что формирование поведение представляет собой процесс конкретного типа. Видовой опыт фиксируется генетически, передаётся в готовом виде, поведение всегда является видотипичным. Но конкретный вариант видотипичного опыта приобретается в ходе научения.

Социально-экономическое поведение молодежи (опыт вторичного анализа данных)

Процесс Н. характеризуется избирательным выделением некоторых биологических нейтральных свойств окружающей среды, в результате чего эти свойства приобретают значимость.

Реализация видового опыта в индивидуальном поведении в наибольшей степени нужно на начальных этапах поискового поведения. Способность к Н. фиксируется гинетически. Диапазон научения является строго видотипичным.

Рамки к научению определяются морфологическими особенностями животного и уровнем его организации. У высших животных они не только соответствуют реальным условиям, но шире, чем требует среда. Поэтому у них больше возможность к приспособлению. Широта диапазона научения говорит о высоте психического уровня животного. Различие в поведении между высшими и низшими животными состоит в том, что у высших животных более сложные формы поведения добавляются к простым. Следовательно поведение становится вариабельным.

Качественно новым компонентом Н., который дополняет и обогащает примитивные формы. Навык появляется на определённой ступени развития и имеет различные формы.

Поведение как психофизиологический феномен

Еще Дарвин заметил, что кроме инстинктов и способности к ассоциациями животное имеет зачатки разума.

И.С. Беритов считал, что помимо условных и безусловных рефлексов существует психонервный процесс представления. Поведение, направляемое образом, является произвольным, свойственным высшим позвоночным.

Гипотезы о механизме рассудка:

Предпосылки интеллектуального поведения:

В ходе манипулирования животное получает новую информацию, более полную. Здесь происходит обобщение опыта и формируется обобщённое знание. Информация получается по сенсорным каналам.

В двигательной сфере интеллектуальное поведение проявляется в выполнении многофазных действий. Но даже высшие животные инструменальные задачи решают сложнее двигательные. В действиях животных преобладает познавание пространственных отношений, постигаемых с помощью локомоторных действий. У обезьян локомоторное познавание пространственных отношений теряет свою роль за счёт сильного развития манипулятивных действий.

Поведение экспрессивное

Важной характеристикой интеллектуального поведения является способность переноса навыка в новую ситуацию, что развито у высших животных.

Характеристики интеллекта животных:

Особенностью интеллектуального поведения является то, что отражаются не только являения, но и их связь. Это отражение происходит в процессе деятельности, которая представляет двух фазовую структуру.

Для интеллектуального поведения характерен перенос операций, при чем перенос не требует, чтобы ситуация была сходной. Мыслительные задачи решаются в действии, при чем эти действия всегда предметно отнесены.

Ладыгина – Котс выделяет 2 формы мышления у человекообразных обезьян:

Имеются биологические ограничения интеллекта животных. Интеллектуальное поведение определяется биологическими факторами и закономерностями. Шимпанзе, которая выполняет сложные действия, не может сразу ухватить все существенные связи. Инетеллект — один из способов действий.

Примеры похожих учебных работ

По сравнительной и зоопсихологии «Эволюция пластичности поведения животных»

Интеллектуальное поведение животных

Интерпретация поведения животных — это во многом рассказ о самом себе

Интеллектуальное поведение животных 3

Реферат на тему: « Виды поведения животных»

Источник

Понятие о психике. Психика животных и человека. Функции психики. Формы проявления психики

Филогенез как процесс изменения психики как продукта эволюции. Понятие психики и механизмы ее проявления. Определение раздражимости, таксиса (тропизма), чувствительности. Основные стадии развития психики у животных. Анализ функций психики человека.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 06.06.2018
Размер файла 17,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина А.Ю.»

По дисциплине Психология

на тему «Понятие о психике. Психика животных и человека. Функции психики. Формы проявления психики»

1. Понятие психики и механизмы ее проявления

2. Стадии развития психики у животных

3. Функции психики человека

филогенез психика раздражимость человек

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета, но если в каждой науке предмет и объект разграничены, то в психологии такое разграничение вызывает определенные трудности, так как здесь и объектом и предметом является человек.

В основе научных психологических знаний лежит учение о психике человека, то есть, о ее свойствах (характере, темпераменте, способностях), процессах (ощущении, восприятии, мышлении и т.п.) и состояниях (апатия, гнев, фрустрация).

Я считаю что, важнейшим этапом в понимании психологии, является изучение эволюции психики и развития высших психических функций человека, так как это является основой его активности и поведения.

1. Понятие психики и механизмы ее проявления

Выделение главных этапов эволюции психики животных;

Выявление условий перехода от одного этапа к другому, общих факторов эволюции;

Выделение главных этапов эволюции форм сознания;

Читайте также:  Животные и растения липецкой области которые занесены в красную книгу

Установление соотношения основных этапов филогенеза и онтогенеза.

Механизмы проявления психики:

Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции среды живого организма и формирования его поведения, определяя тем самым возможность длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.

Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой. В природе существует значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействия внешней среды наблюдается уже у простейших (одноклеточных) организмов.

2. Стадии развития психики у животных

В процессе развития психики выделяют несколько стадий.

Низший уровень: для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения, сюда относятся простейшие, многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Высший уровень: развитая двигательная активность, способность дифференцированно отвечать на внешние раздражители, сюда относятся высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.

Низший уровень: у животных появляется сложная нервная система, формируются двигательные навыки, двигательные способности усложняются, защитное поведение становится более развитым, появляется предметно-образное отражение действительности.

На данном уровне находятся рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски), насекомые.

Высший уровень: наблюдаются высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению. На данном уровне находятся высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

На этом этапе у человека появляется речь, способность к произвольной регуляции психических процессов. Познанию общего и существенного в действительности, абстрактное мышление.

Эволюция психики происходит не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные с самыми разными уровнями отражения, и наоборот, в различных условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения. Среда не есть нечто постоянное. К этой эволюционирующей среде и приспосабливается животный вид, который в ней обитает. Причем изменение среды может существенным воздействовать на развитие психических функций одних видов животных и в тоже время не оказывать значительного влияния на развитие психических функций других видов животных.

3. Функции психики человека

Психика выполняет ряд важных функций.

1.Отражение воздействий окружающей действительности. Психика является свойством мозга, его специфической функций. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различных условиях.

2. Регуляция поведения и деятельности.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.

Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

4. Формы проявления психики человека.

Познавательные психические процессы:

С их помощью мы узнаем, постигаем мир и самого себя

Эмоционально-волевые психические процессы:

Они отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько оно важны именно для него, для его жизни, то есть устанавливают личную значимость того или иного события.

Обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели.

В понятии «психические процессы» подчеркиваются, прежде всего, динамичность, пластичность, изменчивость и непрерывность психической деятельности.

· Проявления чувств (настроение, аффекты, тревога, эйфория, фрустрация и прочее)

· Проявление внимания (сосредоточенность, рассеянность)

· Проявление воли (решительность, собранность)

· Проявление мышления (сомнения, размышления)

· Проявление воображения (грезы, фантазии и прочее)

Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности.

Важнейшей формой человеческой активности является деятельность.

Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.

Психология изучает закономерности психического развития человека. Без знания основных этапов эволюции и развития психики невозможно знание научных основ психологии.

Невозможно понять, как и под влиянием чего формируется сознание человека, что находится в его основе и от чего зависит его становление. Изучение сущности и закономерностей развития психики человека составляет предмет научной психологии.

Данный вопрос актуален и на современном этапе развития психологической науки и достаточно разработан в работах ведущих ученых, что позволяет понять общие закономерности психического развития, узнать о методах научного познания психики, осознать внутренний мир человека.

Я считаю что, изучение вопроса о развитии психики и формировании сознания должно лечь в основу изучения психологии как сферы профессиональной деятельности.

1. Гальперин П.Я. Ведение в психологию. М.,1999.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,2007.

5. Справочник. Психология. М., 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Эволюция психики как результата эволюции материии. Механизмы проявления психики. Осмысление основных этапов развития психики у животных, сенсорная и перцептивная психика. Развитие психических функций человека как основы его активности и поведения.

контрольная работа [23,3 K], добавлен 13.12.2008

Характеристика различных философских подходов к пониманию и толкованию природы и проявлению психики. Психика человека, ее свойства и принципиальные отличия. Стадии и уровни развития психики и поведения животных. Формирование психики в филогенезе.

реферат [36,2 K], добавлен 23.07.2015

Психика как отражение субъектом объективного мира. Взаимосвязь психических реакций с поведением живого существа. Характеристика уровней развития психики живых организмов. Проблема происхождения психики. Специфика развития психики животных, зоопсихология.

реферат [28,9 K], добавлен 25.09.2011

Проблема взаимодействия тела и психики. Мысли, чувства и волевые побуждения как проявления внутренней сущности, психики человека. Работы ученых в поисках наличия соответствия между строением тела или отдельных его частей и особенностями психики человека.

реферат [24,7 K], добавлен 05.11.2009

Формирование и эволюция сознания в филогенезе. Содержание концепции Леонтьева-Фарби о становлении низших форм поведения и психики. Изучение культурно-исторической теории Выготского о развитии психики. Рассмотрение физиологических основ психики человека.

контрольная работа [33,3 K], добавлен 05.10.2010

Источник

admin
Интересные факты из жизни