2 легенда о каком животном отражена на гербе города урюпинска

История

Город Урюпинск основан в 1618 году в среднем течении Хопра на правом берегу реки у обрыва или, как говорили в старину, “у руба”. От этого, по одной из версий, и произошло название Урюпинска.

В 1857 году станица Урюпинская стала административным центром Хоперского округа. Здесь были открыты школы, в том числе военно-ремесленная, реальное училище, а позже женская и мужская гимназии.

Годы становления советской власти на Дону и в Прихоперье сопровождались ожесточенной классовой борьбой, в ходе которой станица Урюпинская много раз переходила из рук в руки
.

Хоперский округ быстро восстановил пострадавшее во время гражданской войны хозяйство. Станица Урюпинская благоустраивалась, меняла свое лицо. Решением Президиума верховного исполнительного комитета от 07.01.1929 года она была преобразована в город Урюпинск.

В суровые годы Великой Отечественной войны урюпинцы отдавали все силы фронту. Более 700 из них сражались под Сталинградом.

В нижнем течении Волги на юго-востоке европейской части России расположилась Волгоградская область. Если говорить о точных географических координатах самого Урюпинска то они составляют 50°48′ северной широты и 42°03′ восточной долготы. Наш город нашел свое место на левом пологом берегу Хопра в пределах Калачской и Приволжской возвышенностей.

Во второй половине IV века нашей эры на территорию Сарматии вторгаются полчища гуннов, которые подчиняют себе местное население. Власть гуннов продержалась до середины VI века, когда со стороны Волги появились авары (союз кочевых тюркских, монгольских и угро-финских племен).
В VII веке местное население называлось буртасы.
В VIII веке они завоеваны хазарами и вошли в состав Хазарского Каганата.

Основное занятие населения Прихоперья в этот период, как и ранее, скотоводство. Предпочтение в разведении отдавалось лошадям, овца, верблюдам; в руслах рек возрождалось земледелие. В XI веке здесь появляются половцы. Отлично вооруженные воины, они постоянно совершали набеги на Русь.

В 1295 году Золотая Орда пережила вторжение полчищ Тимура, от которого уже не смогла оправиться. В этой нестабильной обстановке в пограничных районах развалившейся Золотой Орды с набирающей мощью Русью постепенно формировались группы отверженных своими родами, племенами людей смешанного этнического состава.

В силу своего геополитического положения и менталитета они могли заниматься только грабежом. Их малочисленных, но весьма воинственных и мобильных боялось и татарское местное население, и жители русских пограничных районов.
Постепенно сложилось так, что в этническом составе этих групп перевес оказался на стороне славянского этноса. Это объясняется близостью русских границ и усилением российской государственности.
Эти люди, вероятно, и являются непосредственными предками казаков.

Следующую гипотезу выдвинул волгоградский краевед И. Долгачев. Он полагает, что название произошло от фамилии, точнее прозвища Урюпин, которое, в свою очередь, по словарю В. Даля объясняется как “неряха”, “разгильдяй”, “замарашка”, и скорее характеризует не человека, а местность, чрезвычайно заболоченную и грязную.

· Материалы взяты с книги “У руба на Хопре”.

Источник

Хранители границы с берегов Хопра

Родина хоперских казаков – Урюпинск.

Вступительные экзамены в одном из столичных вузов. Экзамен по истории принимает седенький профессор.

– Расскажите-ка мне, юноша, про Великую Октябрьскую социалистическую революцию, – говорит профессор.
Абитуриент молчит.
– Вы что же, ничего не знаете про Великую Октябрьскую социалистическую революцию?!
– Не-а, – пробасил «абитур».
– Ну, такие имена, как Маркс, Энгельс, вам о чем-нибудь говорят?
– Да нет.
– Ну а Ленин, имя Ленина вы слышали?
– Не слышал.
– Да откуда ж вы такой?!
– Из Урюпинска.
Профессор встает, подходит к окну, протирая очки. И, мечтательно глядя вдаль, произносит себе под нос:
– Эх, бросить бы все, да махнуть в Урюпинск!

Старый советский анекдот про город в Волгоградской области, о существовании которого не каждый и знает. У многих это название ассоциируется с образом российской глубинки, а не точкой на карте. В свое время поспособствовал этому фильм «Судьба человека» по одноименному рассказу Михаила Шолохова. Действие картины разворачивается в Урюпинске. Для большинства жителей Ставрополя вся информация об этом городе на этом обрывается. Анекдот да кинолента – вот и все знания! Между тем предки тех, кто живет сейчас в Урюпинском районе и по берегам реки Хопер, основали в 1777 году станицы Северную, Московскую, Донскую и Ставропольскую, последняя из которых спустя двести с лишним лет превратилась в полумиллионную региональную столицу.


Герб города Урюпинска

Хоперский казачий полк оказался на Кавказе в 1777 году. За два года до этого его возглавил Конон Устинов. Похоже это было скорее на ссылку, так как предшественника нового предводителя сместили с должности за отсутствие рвения в военных действиях против Пугачева в 1773-1774 годах. Так хоперские казаки по приказу Потёмкина вынужденно прибыли на Кавказ. Здесь судьба их известна хорошо, и о них уже «Вечерний Ставрополь» рассказывал и будет рассказывать дальше. Но часть казаков, которые жили у Хопра, не разделили участи своих земляков и до сих пор живут на тех землях.

Ставрополь – Урюпинск

До родины хоперских казаков от столицы Ставрополья ехать без малого тысячу километров. Дорог несколько, и тут каждый выбирает маршрут, который ему больше по душе: через бескрайние степи Калмыкии и Волгограда или по просторам Дона.

Урюпинск – небольшой городок с населением в 40 тысяч человек, расположился на берегах реки Хопер, одного из притоков Дона. Сейчас он имеет статус районного центра. Несмотря на его родство со Ставрополем, сравнить его, скорее, можно с городом Изобильным, что на Ставрополье. Тоже райцентр с таким же населением. Оба они помнят времена расцвета, но и сейчас держатся. Присутствует стандартный набор «администрация – площадь – Ленин». Но сходство это только лишь внешнее. История у города, как и у всего района, не в пример ставропольскому двойнику.


Арка в честь явления иконы Урюпинской Божией Матери

Другой вопрос – сохранились ли связи между потомками одного сословия, раскиданными на сотни километров. Ведь должно же что-то остаться спустя годы, даже несмотря на почти 250 лет в историческом разрыве, при том что 70 из них казачество как таковое было под запретом. Ответ неоднозначный, и на поверхности его не найти. Что касается прямой памяти поколений, то говорить здесь о чем-то не приходится. На прямой вопрос: «А знаете ли вы, что Ставрополь основали хоперские казаки?» – ни в нашем крае, ни в Урюпинском районе никто не дал утвердительного ответа, за исключением историков или тех, кто по воле случая столкнулся с этим вопросом. Казаки на Ставрополье именуют себя терскими и о своем хоперском прошлом не помнят.
Памятник козе в центре Урюпинска – единственный в своем роде

Тем не менее невидимые связи остались. Так, глава Урюпинского муниципального района Александр Феронов родился и вырос в станице Северной – одном из четырех поселений хоперцев на Кавказе.

Отучившись в политехе на факультете технологии пищевых производств, он по распределению оказался в Урюпинске на мясоконсервном комбинате. За годы жизни на Хопре Александр Иванович заметил, что совпадения есть, и их немало.


Памятник козе в центре Урюпинска – единственный в своем роде

– Многие фамилии встречаются здесь и на Ставрополье – Поповы, Мельниковы, Иблевы, Алфёровы, Бирюковы, – рассказывает Феронов. – Мою я здесь не слышал, но часто попадались фамилии, схожие по звучанию.


Восстановленная Сретенская церковь

Но лучше прочего на протяжении веков сохраняются обряды и традиции, а в случае с казаками – песни и пляски. Виталий Борцов, художественный руководитель урюпинского ансамбля «Хопер», вспоминает, как, побывав в 2014 году на казачьем фестивале юга России, столкнулся с приятной неожиданностью.

– Понравился мне один из коллективов терских казаков со Ставрополья, – вспоминает Виталий Михайлович, – две песни у них один в один, как наши, которые я много лет назад записал в одной из станиц. Но они уверенно отстаивали авторство своих предков.

Главное богатство жителей Прихопёрья – их история, не в пример Северному Кавказу, который на протяжении многих лет был, скорее, южной «Сибирью». История хоперских казаков берет свое начало со времен Золотой Орды, когда впервые применительно к этой территории употребляется слово «казак».

Астраханский шлях

Многие века через земли Хоперские тянулся с юга на север Астраханский шлях. В XIII веке по нему шли орды хана Батыя завоевывать новые земли. Но не всегда этот путь использовался в военных целях. По нему следовали караваны, как правило, большие и хорошо вооруженные, так как торговцы всегда привлекали романтиков с большой дороги. Зимой в сильные метели вдоль всего тракта в соборах и церквях звонили в колокола, чтобы припозднившиеся путники могли найти дорогу к убежищу.


Типичный пейзаж Прихопёрья

По пути Астраханского тракта расположились тогда еще станица Урюпинская и ее более многолюдная соседка – станица Михайловская. Последняя – одно из старейших поселений на Хопре. Заложили ее в 1608 году бежавшие от расправы сыновья есаула Михайлы, участники Крестьянской войны, которые были одними из верных сподвижников ее вождя – Ивана Болотникова. Станицу братья основали на правом берегу Хопра, но спустя сто лет во время Булавинского восстания царские войска ее сожгли, а станичники перенесли то немногое, что осталось на левый берег реки.


Художник Илья Машков – уроженец станицы Михайловской

Гордостью станицы была ее Крещенская ярмарка, которая считалась третьей в России после Нижегородской и Ирбитской, и проходила она с 5 по 28 января. Марина Андреева, замдиректора Центральной районной библиотеки и по совместительству краевед, рассказала, что в 1732 – 1733 годах рязанские купцы жаловались в Москву на хоперских казаков, которые организовали ярмарку и подрывают их торговлю. В год она давала миллион рублей серебром, а сама станица в те годы была в четыре раза больше Урюпинской. В ее юрт входили 52 хутора, а выставить она могла 15 тысяч сабель.

Читайте также:  Местоположение хордовых в системе животного мира отличительные признаки хордовых и их классификация

В станице были построены Сретенская церковь и Богоявленский собор, что говорит о ее зажиточности. Однако Октябрьская революция и последовавшие за ней события многое изменили. Известный русский и советский художник Илья Машков, который родился в станице, организовал в церкви Дом социалистической культуры. Он выбросил оттуда иконостас и повесил вместо него портреты коммунистических вождей. Его поступок помог сохранить духовный центр Михайловки, а вот спасти Богоявленский собор он не успел. В 1933 году он возвращался в станицу с охранной грамотой и с намерением сделать из Богоявленского храма музей, но не успел. Храм взорвали, а на его месте построили школу. А спустя время в Доме культуры, бывшей Сретенской церкви, неизвестный прострелил звезду и флаг, а на портретах Ленина и Сталина выколол глаза.

Легенда о Петре I

Недалеко от станицы Михайловской расположился хутор Форштадтский. О нем, а точнее, о его названии, ходит легенда: якобы весной 1696 года царь Петр I посетил Борисоглебск, чтобы проверить ход постройки судов. На одном из них он поплыл вниз по Хопру. В Михайловском городке он задержался на несколько дней. Там он побывал в сопровождении местного атамана на Яровом озере и увидел на противоположном берегу два хутора:

– У них еще нет имечка, недавно построили, не успели окрестить, – признался атаман.
Урюпинск

– Так и быть, буду у вас за попа, – усмехнулся царь. – Эти хутора – пригороды вашей станицы, форштати. Эта Верхняя Форштать, дальше – Средняя, а вон та, подальше на берегу Хопра, – Нижняя, – сказал Петр I и указал на хутор Краснояровский.

– Как же так? У этого хутора имечко есть: Краснояровским величают.

Царь укоризненно сказал атаману:

– Чего же ты раньше не сказал? Не буду менять я своего слова! Как сказано мною, так пусть и останется!

Царь уехал, но названия, данные им двум безымянным хуторам, крепко к ним пристали. Только с Нижней Форштатью не сложилось: потерялась она, осталась хутором Краснояровским. А был ли Петр I на Хопре, достоверных сведений тому нет, но хопёрские казаки искренне в это верят.

Источник

yarodom

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Волгоград. Коза и казаки
SmartNews собрал легенды Волгоградской области

Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания, которые местные жители передают друг другу из уст в уста десятки, а то и сотни лет. Их рассказывают детям и внукам, путешественникам, гостям, собирают в сборники, сочиняют про них песни. Мы собрали самые интересные и содержательные легенды российских регионов, на основе которых можно составить альтернативную историю страны. ©

Волгоградцы передают из поколения в поколение истории, связанные с казачеством, культурой и традициями донских казаков. Как зародилось на волжской земле казачество, откуда берет свое начало анекдот про столицу русской провинции город Урюпинск и зачем волгоградцы поставили памятник козе? SmartNews отобрал самые интересные легенды региона.

Пожалуй, нет в России человека, который не знает о том, что существует такой город Урюпинск. Город-анекдот действительно есть на карте России, он находится в Волгоградской области, стоит на левом берегу Хопра. Он стал заменит благодаря классической фразе «Брошу всё и уеду в Урюпинск», отождествляющей городок за Волгой с глухоманью. А еще этот провинциальный городок знаменит на весь мир своими ажурными платками, которые вяжут местные мастерицы.

Со временем Урюпинское поселение увеличилось и стало казачьей столицей Рязанского княжества. Здесь поселились первые верховые казачьи семьи. Но вскоре донские казаки стали кочевать — территория, которую они выбрали, постоянно затоплялась Хопром, и им пришлось перебраться на другой берег, где и появился город Урюпинск. Уже в XIX веке он стал торговой столицей юга России. И самыми знаменательными событиями того времени становились Крещенская и Покровская ярмарки, на которые съезжались казаки со всей России. Самым ходовым товаром на них были платки — пуховые, узорчатые, теплые.

Сегодня Урюпинск является перспективным развивающимся городом. Здесь находится несколько филиалов высших учебных заведений, несколько промышленных предприятий, а почти третья часть всех жителей города занята в малом бизнесе.

Коза — легендарное животное. У волгоградцев оно в особом почете, а у урюпинцев и подавно. Говорят, что урюпинская коза уникальная — ее 10-сантиметровый пух похож на мех голубой норки. Донские казачки издревле занимаются разведением коз, это животное помогло выжить местным жителям в самые лихие времена. Когда в постсоветские годы в стране был дефицит практически всего, только урюпинцы продолжали покупать машины и жить на широкую ногу: козий пух и товары из него шли не только на продажу, но и на обмен. Говорят, что в Москве на несколько пуховых платков можно было приобрести несколько граммов золота или обменять их на хороший спальный гарнитур.

По сей день в Урюпинске существует красивая традиция: невеста, перед тем как выйти замуж, должна одарить родителей будущего мужа пуховым платком, варежками и носками, которые связала сама. По технике вязки, по искусности выполненных работ судили о ее прилежании и о том, сможет ли она стать заботливой женой и хорошей хозяйкой. А чтобы свадьба была веселой, шумной и хлебосольной, родителям жениха всего-то и требовалось продать 30 пуховых платков и на вырученные деньги закатить пир. Козу под Волгоградом настолько уважают и почитают, что установили ей памятник.

Еще одна легенда Волгоградского региона — донской казак Степан Разин. Известно даже школьникам, что именно он стал предводителем восстания, в истории известного как Крестьянская война 1670–1671 годов. Родина казацкого атамана Степана Разина — станица Зимовецкая. Сейчас она называется станицей Пугачевской и находится в Котельниковском районе Волгоградской области.

По сей день ходят легенды о том, что Стенька Разин умудрился спрятать огромные клады, в которых были волшебные драгоценные камни. Разные энтузиасты, поисковики и исследователи не раз пытались составить подробную карту кладов Разина, перекопав километры земли, но ничего найти так и не смогли. Точное место кладов знал родной брат Разина, Фрол, но и тот не оставил после смерти никаких намеков на то, где можно отыскать драгоценности.

Почему станицу Зимовецкую, где родился бунтарь Стенька Разин, переименовали в Пугачевскую? Здесь тоже есть своя легенда. Все дело в том, что Зимовецкая стала родиной сразу двух казацких атаманов — Степана Разина и Емельяна Пугачева. Он родился в 1742 году в семье казаков. А когда вырос, объявил себя новым атаманом.

Станицу, в которой родился бунтарь, сожгли. Но местные жители перенесли пожитки на другой берег Дона, где основали новое селение, которое назвали станица Пугачевская. Емельян Пугачев остался на страницах книг — в «Капитанской дочке» Пушкина, например. Его именем названы улицы не только в Волгоградской, но и в Оренбургской и Саратовской областях.

— Видите, Урюпинск — Урюпинском, а город очень старый и со своей историей. Но все же анекдоты делают свое дело и название города стало нарицательным…
Женя Савкин

Источник

Презентация по краеведению “Урюпинский район и г.Урюпинск”

Описание разработки

Между Волгой и Доном чубатым,

Вольной вольницей, ширью хмельной

Простирается щедрый, богатый

Край, что сердцу навеки родной.

Урюпинск является одним из старейших казачьих поселений Нижнего Поволжья.

Основан в конце 14 — начале 15 вв. как пограничная крепость Рязанского княжества. Заселён “верховыми” донскими казаками.

До 1704 г. казачий городок Урюпин, до 1857 г. станица Урюпинская, торговый центр на юго-востоке России (ежегодно проводились зимняя Крещенская и осенняя Покровская ярмарки — последняя занимала третье место в России).

Содержимое разработки

Презентацию выполнила: студентка группы 21H МППК г.Михайловка Волгоградской области Севостьянова Ангелина.

Между Волгой и Доном чубатым,

Вольной вольницей, ширью хмельной

Простирается щедрый, богатый

Край, что сердцу навеки родной.

У каждого листочка,

Есть главное на свете –

Урюпинск является одним из старейших казачьих поселений Нижнего Поволжья.

Герб Урюпинска. Возможно утвержден в 1968 году (достоверной информации нет).

Современный герб Урюпинска принят в 1994 году. Он представляет собой щит цветов флага РФ, в котором черное дерево с наложенным поверх него щитком. В щитке раненый олень.

Эскиз герба предоставлен В.Марковым (Санкт-Петербург)

Родина моих предков

Для меня моя Россия началась с Хопра

Здесь туман над лесом сизым

Здесь сиреневые волны,

Тишь в объятьях сжав,

И с казачьей песней сильной

Для меня моя Россия началась с Хопра

х.Григорьевский Урюпинского района

Мой прадедушка и прабабушка: Дурмановы: Михаил Григорьевич и Надежда Петровна

Моя бабушка: Попова Валентина Михайловна

Происхождение слова «казак»

Происхождение слова «казак» и его значение составляет один из неразрешенных историками вопросов. Основная трудность при решении вопроса сводится к тому: имеет ли слово «казак» расовое происхождение, или оно возникло под влиянием бытовых, исторически сложившихся условий. Большое количество существующих определений этого слова, наличие народов, носящих название казак или близкое к нему по созвучию, давало основание для того и другого предположения.

Читайте также:  Пропуск лиц транспортных средств грузов товаров и животных через государственную границу включает

Слово «казак» существовало в языках всех народов Востока, Средней и Малой Азии и других народов. Император Константин Багрянородный в конце 10 века в своих записках писал, что среди Кавказских народов живет народ, носящий название «к аз а- к и». Существует много племенных названий по созвучию близких к слову «казак». Но под названием «казак» у разных народов существовали самые разнообразные по форме и содержанию понятия. У персов под словом «казак» разумелись люди, состоявшие на службе, оплачиваемые казной, по персидски «газа» и отсюда «газак». У арабов слово казак означало всадника, сражавшегося за веру и закон пророка. По-монгольски, «казых» или «казак» — означало — свободный воин, живущий обособленно в палатке, или, по- другому понятию — броня, щит и крепкий оплот по охране границ, или военный страж. Но под словом «казак» у многих народов сущест- вовали различные предметы домашнего обихода, а также название птиц и зверей. Различные понятия, связанные со словом к а з а к, приводили историков к заключению, что слово это было перенесено с того или другого предмета на народ, живший в особых условиях, отличавшийся от других не расовым происхождением, а характерными особенностями.

В числе разнообразных определений понятия «казак»,— наиболее верно отражает его смысл — это «вольны и» человек. Происхождение слова «к а з а к», или вольный человек, возникло в глубокой древности, и относится к эпохе героического народного эпоса. Человечество никогда не покидало мечты о «вольной и счастливой» жизни. Стремление к осуществлению этой мечты у человечества было тем более сильно, чем более жестокой и беспросветной казалась действительность.

Мечта эта осуществлялась отдельными лицами, порывавшими со своей средой, племенем, уходившими «на волю», где устраивали жизнь независимо от других, по собственному разумению. Вокруг отдельных смельчаков собирались группы таких же искателей счастливой жизни. Собиравшиеся группы отдельных лиц превращались в боевые дружины и устраивали свою жизнь на основе дружбы, равенства и свободных бытовых отношений, и среди других народов получали название «к а з а к и», или «свободные люди». Героический эпос всех народов украшен народными героями, богатырями, подвигами сильных и смелых людей, осуществлявших человеческие идеалы. В ходе исторического процесса дружины вольных людей превращались в племена, а потом в народ, продолжавшие существовать отдельно, или же сливались с другими народами, но сохраняя свое название — казаки. Таким образом, казачество возникло на основе бытовых условий, сначала отдельными лицами или группами, а затем дружинами, впоследствии превратившихся в племенные образования, хранившие свои бытовые казачьи особенности, а также и свое название — казаки.

Происхождение донских казаков

В то время, когда Россия, сплачивалась воедино, росла и крепла под покровом московского единодержавия, в далеких степях юга занималась заря своеобразной народной жизни.

В XVI веке появилось донское казачество. Оно складывалось постепенно путем колонизации, которая, то усиливаясь, то замедляясь, заселяла плодоносные, но тогда еще почти безлюдные степные пространства по обеим сторонам Дона и по рекам Донцу, Хопру , Бузулуку и Медведице. Насельники, появившееся в этих девственных пустынях, были уроженцами разных краев земли русской: областей северных, Малороссии, Запорожской сечи (первая значительная партия запорожцев появилась на Дону в 1588 г.) и др.

Инороднический элемент не замедлил показаться между ними, частью посредством простого приема иноземцев в товарищи, часть путем брачных союзов казаков с полоненными турчанками, черкешенками, татарками. Выходцы из России считали себя «людьми государевыми, но никак не помещичьими». Недовольные домашними порядками: наместниками, тиунами, доводчиками, опричным правежом, чрезмерным оброком за землю в пользу служилых людей и т.д., побросали они свои родные места и пошли в «поле» искать счастья и вольной жизни; но «уклоняясь от закона, признаваемого ими стеснительным, они не думали и не хотели выйти из подданства Государя» и «на Царя» делали свои завоевания.

На необъятной степной равнине быстро начинают возникать их своеобразные военные общины. Еще в 1521 г., как свидетельствует наказ царскому послу Губину, земли от Азова до Медведицы были совершенными пустынями. Но вот в 1549 году какой-то Сары-Азман строит в 3-4 местах небольшие городки и делает нападения на ногайских татар, а уже в 1551 г. турецкий султан шлет ногайскому князю просьбу унять донских казаков, которые «с Азова оброк емлют и воды на Дону пить не дадут».

И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим.

Честь и хвала нашим бабушкам.

Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках – скрынях дорогие сердцу одежду, предметы быта, согретые руками нескольких поколений.

Традиции, жизнь и быт казаков.

Мой дом – моя крепость

Под этим изречением казаки с полным основанием могли подписаться: казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонительное сооружение.

Для жилья казаки строили себе хаты – мазанки, низкие, с маленькими окошками, крытые соломой. Полы были глинобитные, т.е. помазанные глиной и посыпанные соломой или душистой травой.

В ковылях средь серебряной рани, В цветущей душистой степи Казаки себе стан выбирали У извилистой тихой реки .

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Свои родные милые места!

Курень моего прадеда, середина 20в..

Моя мама и тетушка у куреня прадеда.

Внутреннее убранство казачьего жилища

Интерьер жилища был одинаков для всех районов Прихоперья. В доме было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был “Красный угол”-“божница”. “Божница” оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В “божнице” сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение, венчальные свечи, молитвы, поминальные книжки. Иконы из святого угла по давнему обычаю снимали для благословения молодого воина на службу, для встречи его после окончания службы. Благодарили Бога за спасение сына. Рушники-традиционый элемент украшения жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали кружевами и вышивали крестом или гладью. На вышивке преобладал растительный орнамент.

Наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме ограждают дом от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто её носит.

Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубашки, полотенца, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных.

Печь – это символ душевности в доме

Огонь, который горит в печи, воспринимался как живое существо. Это — царство по преимуществу женское, ведь поддержание домашнего огня и поддержание пищи — сугубо женские занятия. Рачительные хозяйки старались содержать печь в чистоте и опрятности, блюли некоторые магические обряды. Например, приведя в дом купленную корову, ее кормили в первый раз на печной заслонке, чтобы подружить с домом, «подомлить». Для этого же подводили к печи новорожденных телят. При зажигании нового огня в печи приговаривали: «Царь-огонь, достанься, не табак курить — кашу варить».

Вынув хлеб из печи, туда бросали полено, чтобы хлеб не выводился, чтобы не голодала печь. Полено клали туда и на ночь; ставили горшок с водой, чтобы у печи и у огня было что есть и пить. Покуда печется хлеб, садиться на печку нельзя, чтобы тесто не испортилось. Вынув хлебы или чугуны, печь следовало закрыть заслонкой, иначе после смерти у хозяйки рот будет раззявлен.

При наступлении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая сила не могли спрятаться в ней от разящего удара грома.

Вообще труба — это как раз то место, через которую обычная домашняя печь связана с потусторонними силами. Через нее вылетают ведьмы, души умерших, изгнанные знахарем болезни, а влетают огненный змей или черт. Через печную трубу окликают пропавший в лесу скот в надежде, что он воротится домой. Говорят, если так же окликнуть человека, ушедшего в чужие края, то он воротится домой.

При смерти колдуна обязательно держали трубу открытой, чтобы его душе легче было расстаться с телом.

Печь вообще воспринималась как символ лона, символ рождения, символ смерти, символ прихода новых и ухода старых жизней. Известны интереснейшие обряды, связанные с так называемым «перепеканием» больного ребенка (вспомним сказки о бабах-ягах, которые хотели засунуть в печь ребёнка), с пожеланиями скорейшей смерти свёкрам, с похоронами и рождением.

Зачастую печь становилась весьма важным элементом и в любовной магии. В общем, без печки не только не поесть, но и не пожить толком у предков по женской линии не выходило! Всё, абсолютно всё важное в женской жизни было связано с печью. Подпитанная энергией огня, согретая теплом, женщина получала в своё распоряжение и такую наиважнейшую и редчайшую деталь быта, как свободное время. Время для себя. А наполненная женскими энергиями женщина, женщина, у которой есть время для себя, любимой, превращается в существо крайне душевное. Поэтому печь – это символ душевности в доме.

Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино. Казаки ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем другие народы России. Очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям. В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении свекрови, которая выдавала их дежурной невестке.

Читайте также:  Органоид ы встречающиеся как в растительных так и в животных клетках

Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. Достаточно было взглянуть на него, чтобы безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте «корни». Даже ширина двора имела значение. Если он был широким, просторным, значит, хозяин уже думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья, если узкий двор – наверняка в семье одни девки, а значит, никакого расширения не предвидится.

В обустройстве подворья казаки всегда придерживались главного правила: здесь всё должно быть на виду, под рукой. Главная достопримечательность казачьего двора – пространство между крылечком, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него.

Зелень здесь не росла, поскольку её вытаптывали с весны до осени детвора, взрослые, домашний скот, кони. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своём дворе казаки много скота не держали – для этого хватало простора степи.

На одной стороне двора ставили плотницкую, конюшню, при ней – хомутовку, где хранили хомуты, сёдла, конскую упряжь, щётки, деревянные гребни для расчёса гривы и хвоста лошадей. Дальше располагались коровник, помещения для телят, свиней, птицы.

На противоположной стороне – хлебные амбары, ближе к хате срубленный колодец, летняя печь под черепицей – навес на четырёх столбах, кирпичный погреб.

За хозяйственными постройками начинался огород, тянущийся до фруктового сада у реки. с поляной, где дремали колоды пасеки. Подойдёт срок службы казака – и унесёт его верный конь в далёкие края. Но всегда и везде будет помнить он тропинку детства, что проторил босыми ногами по белёсой траве на зорьке.

Никогда не забудет он, как вослед ему доносился радостный звон молочных струй, что ударялись о край подойника; впереди в зарослях уже проснулась камышанка, а вдоль клубящейся реки там и тут из прогалин камыша виднелись бледные силуэты лодок первых рыбаков.

Отношения в казачьей среде

Отношение к старшим

Казачья свадьба в эстетическом и нравственном аспектах.

Матери и бабушки обучали дочек и внучек любить и беречь семью, рачительному ведению домашнего хозяйства, рукоделию. Дети в казачьих семьях рано приобщались к труду. Труд, любовь к Родине, родному краю лежали в основе воспитания.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости.

Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери – казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне, и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строго порядка казачьего быта.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

Отношение к женщине

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным

Непочитание отца с матерью считалось за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.

Детям вменяется в обязанность почитать родителей: «отца и мать уважать нужно — на том свете пригодится». Почитание и внешним образом проявляется: так, например, при расставании и при новой встрече с родителями дети кланяются им в ноги, а в некоторых местах казаки стоят перед родителями, пока они не велят сесть.

Дети не должны предпринимать ничего без родительского благословения; в старости они должны их успокоить, допоить, докормить до смерти, а после смерти поминать, хотя бы только в течение сорока дней. Впрочем затраты на помин души обыкновенно предусмотрены самими родителями. Для этого они продают часть имущества, а деньги определяют по смерти отдать либо попу, либо в церковь.

Значение отца и матери

Пока дети малы, то, по словам казаков, мать имеет о всех одинаковое попечение. Она лаже больше отца для детей имеет значение: «малый больше к матери лезет». Но когда дети подрастут, то мать более заботится о дочерях, а сын — «батюшкин сынок». «Иногда лайка (брань) идет между мужем и женой из-за детей: мать нападает на сынов, а отец ей в ответь «да и твои девки хороши что-ль»: отец знает, что дочь чужой человек».

Дочерям мать нередко украдкой от мужа покупает платки и платья и прочее в «сундук». И после выхода дочери замуж мать нередко продолжает нежно заботиться о ней: часто она и замужним дочерям отдает последние свои платки и платья, говоря: «а мне старик еще купит». Подросшая дочь-невеста обыкновенно составляет, особенно в более зажиточных казацких семьях, предмет особых забот матери: «она больше высиживает дома», работая на себя (конечно, если есть кому заменить ее).

При гостях ее выдвигают на видное место, чтобы на нее обращали внимание. Мать заботится о ее внешней красоте, причем, «не брезгует ни белилами, ни румянами», а также старается предохранить ее от загара. Вследствие всех этих забот жизнь девушки казачки в родимой семье бывает настолько хороша, что оставляет в ней и по выходе замуж самые светлые воспоминания.

Родительское благословение и проклятие

«Тяжелый грех с родителями ссориться, худо это — отца не почел, значит, и Бога не почел». «Но Господь и это простит, коли они до заката солнышка простятся». Дети же, постоянно неуважаюшие родителей, «а не только что сгоряча», будут наказаны тем, что на том свете с родителями не увидятся: отец, мать, быть может, хоть в рай-то и не попадут, за то будут по крайней мере где-нибудь близ рая находиться, а уж сын-то неуважливый непременно в пекло угодит. На этом свете непокорные дети наказываются лишением родительского благословения. Отеческое же благословение — «великое дело, что без него в мире человек? ни за что пропадет — все хозяйство пойдет не ладно, и будет он ни тепел, ни холоден». Это дети очень хорошо знают, а потому даже ушедшие от отца без благословения, образумившись, приходят и в ногах у отца ползают: дай, мол, мне, батюшка, мое благословение, или: простите и дайте благословение, а то совесть мучит; так-то иной по многу лет бегает, пока отец не простит.

В крайних случаях родители проклинают детей. «Выгонит отец сына из дому с одним крестом тельным и скажет: «вейся, как в поле вихорь», и мать скажет: «чтобы тебе труситься как горькая осина трусится»; — вот и пропал человек».

Материнское проклятие не так страшно, как отцовское: «не даром у нас и говорится, что мать криводушница — скажет слово в сердцах, а потом жалко станет, сама же отмаливать начнет, и Господь простит. А как отец что сказал — аминь слово: тут и конец — и рад бы, да не воротишь. Как сказал отец, так тому и быть: Господь уже не будет после этого еще судить».

Наказание детей родителями

Наказание детей в станичных судах

Власть родителей в особенности отца над детьми, по воззрению казаков, почти неограниченна: «дитя мое, — воля моя». «Власть отца от бога и по подобию Божию: один отец всего света — Бог, Он всему хозяин; так и отец в семье.»

Все равно что Господь, то и отец: «Господь сотворил нас, а от нас дети». В других местностях говорили так: «Отец в дому, как Авраам в раю: Авраам в раю первый, и отец в дому первый есть».

Шапка у казака играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках, ими голосовали, перед избранным атаманом шапки снимали, а он надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаул надевал шапку обратно – значит, говоривший лишался слова. Шапку кидали во двор, предупреждая, что придут свататься. Сбитая с головы шапка ровно как сорванный с женщины платок, было смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. Обычай нашивать на папахи и фуражки награды – бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы.

Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культу­ры кавказских народов. Славяне и горцы жили по сосед­ству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимо­пониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно­ бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX в.: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

Заветы старины в семье казачьей

Хранились свято испокон веков.

Обычай хлебосольства куреней богатых

Прославил Край родных отцов.

Заботливо хозяйка домом управляла,

Растила по старинке своих детей.

Работы все в полях справляла,

Казачек все любили, уважали,

Как спутниц храбрых в жизни и в бою.

Им почести повсюду воздавали

Источник

Интересные факты из жизни