2 класс веселые стихи о животных а шибаева б заходера и пивоваровой

Открытый урок по литературному чтению 2 класс «Плачет киска в коридоре», «Жила была собака»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

В данной работе представлена презентация и конспект открытого урока по технологии продуктивного чтению, составленный по всем требованиям ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению 2 класс

по программе «Школа России»

Першина Елена Вячеславовна

Тема урока : Б. Заходер «Плачет киска в коридоре»

И. Пивоварова «Жила-была собака»

Цель урока : Познакомить учащихся со стихотворениями о животных.

Планируемые метапредметные УУД:

Коммуникативные : сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Регулятивные : оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать общие приёмы решения задач.

Работа с текстом до чтения

Предугадывание содержания по иллюстрациям и названию.

Знакомство с писателем

Поэтапное чтение стихотворения

Работа с текстом после чтения.

Работа над выразительным чтением.

— Прозвенел звонок начинается урок! Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. А теперь улыбнитесь друг другу, чтобы с хорошим настроением начать урок. Садитесь.

-Какой у нас сейчас урок?

-Какой это урок? (очень важный).

-Что он развивает? (память, внимание, мышление, учит читать выразительно, без ошибок, соблюдая все знаки препинания).

-Что возьмём сегодня с собой н урок? (внимание).

-Какое возьмём настроение? (хорошее, отличное).

— Послушайте загадки и скажите о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

1) Мордочка усатая 2) В дом чужого не пущу

Шубка полосатая Без хозяина грущу.

Часто умывается (Собака)

А с водой не знается (Кошка)

— Итак, о ком же мы сегодня поговорим на нашем уроке? (о животных)

— Какая цель будет стоять перед нами?

— А как мы их ещё называем? (братья наши меньшие)

-Посмотрите на доску, кто изображён?

— Что делает киска? (плачет) Что могло произойти?

— Кто знает это стихотворение и может его выразительно прочитать?

— На самом ли деле люди злые? А почему про них так сказано?

— Какие повадки кошки можно увидеть в этом стихотворении?

— А теперь посмотрите на иллюстрации на доске. О ком пойдёт речь в стихотворении? Глядя на иллюстрацию, какую характеристику вы дадите собаке?

— У кого сложилось другое впечатление?

— А что интересного вы можете рассказать о собаках, чем они отличаются от кошек?

Ирина Пивоварова – детская писательница. Она в детстве очень любила животных. И вот когда она училась в Московском институте на факультете прикладного искусства, она начала писать маленькие стихи и рассказы, которые очень нравились детям.

С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.

Послушайте, как оно начинается. (первые 4 строчки)

— Какой вы себе представили собаку? Какая иллюстрация нам подойдёт? Можно ли испугаться такой собаки и почему? Хотелось бы вам встретиться с такой собакой?

А теперь подумайте, что могло произойти у такой собаки?

Как проверить все ваши предположения? (прочитать)

Послушайте, что было дальше.

— Подтвердились ли ваши предположения? (нет)

— Какой оказалась собака?

— А теперь поработаем в парах. У каждого на парте лежат таблички. Что нужно будет сделать? (заполнить)

Что нам поможет их заполнить? (стих-ие)

-Итак, читаем снова по 4 строчки и заполняем таблицу.

Собака (её описание)

Что происходило вокруг?

Отношение к человеку

— Р, а зачем автор в начале стихотворения создаёт такой грозный вид собаки? Что могло с ней произойти? (кто-то обидел)

— А какой предстаёт перед нами собака во второй части стих-ия? (Зачем автор показывает нам такую разную собаку?)

_ Как нужно относиться к собаке, чтобы она была доброй?

— Итак, мы познакомились со стихотворением, НО что мы отрабатывает на уроках чтения? (выразительность)

— как нужно читать 1 часть этого стихотворения и почему?

Как нужно читать 2 часть? Почему?

— Послушайте аудиочтение выразительного чтения.

— А теперь прочитаем это стихотворение по колонкам.

Ни и напоследок, ребята, давайте проверим, а знаете ли вы как нужно обращаться с собаками. Какие правила поведения и общения нужно соблюдать при общении с собакой.

В конце нашего урока выберите пожалуйста себе ту собачку, которая выражает ваше настроение в конце нашего урока.

Источник

Конспект по литературному чтению на тему»Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» В.Берестов «Кошкин щенок»(2 класс)

Литературное чтение 2 б класс

Тема:Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…»

В.Берестов «Кошкин щенок»

Цель: воспитывать у учащихся бережное отношение к животным.

1)Познакомятся с новыми произведениями, организуют свою деятельность по восприятию и осмыслению текстов новых произведений.

2)Научатся выразительно читать стихи о кошках и собаках, как можно больше узнают о кошках и собаках, о взаимоотношении их с человеком, о проблемах их жизни.

3) Воспитают в себе чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, будут содействовать осознанию ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, осознают ценность совместной деятельности.

Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?

II. Проверка домашнего задания

О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Кто догадался, кого называют «Братьями нашими меньшими»? (Животных.)

— Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас?

(Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.)

— Что подчеркивается словами «наши братья»?

(Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.)

— Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода?

(Домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которые живут в зоопарках. Они не умеют самостоятельно добывать

Шли по крыше три кота.

Три кота Василия. (Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

Сели кисти на карниз,

Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)

И сказали три кота:

— Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)

Работа по теме урока

О ком или о чём это произведение?

Работа над стихотворением Б. Заходера «Плачет киска в коридоре».

Прочитайте фамилию автора, название произведения, рассмотрите иллюстрацию.

О ком стихотворение? Весёлое или грустное?

II Работа с текстом во время чтения.

С каким настроением оно написано?

2. Вслух ( выразительно) с разной интонацией : автор- с юмором, киска- с обидой.

III Работа с текстом после чтения.

Для киски сосиски это что? (лакомство)

Читайте также:  Игровой комплекс little town для мелких животных домик 240 100 100мм triol

А кого вам напоминает киска?

Что хотел сказать Б.Заходер своим читателям?

(Нельзя брать без спроса и сильно расстраиваться из-за чего либо)

– Какое горе у киски?

– Какой представлена кошка в этом стихотворении?
– Прочитайте стихотворение про себя.
– Кто герои? (люди и киска)
– От чего имени написано стихотворение?
– Можно ли выделить слова автора? Киски?
– Попробуем прочитать стихотворение выразительно, как будто вы жалуетесь от имени киски.
– На самом ли деле люди злые?
– А почему про них так сказано?
– Какие повадки кошки можно увидеть в этом стихотворении?

3. Работа над стихотворением И. Пивоваровой «Жила-была собака…».

Прочитайте фамилию автора, название произведения, рассмотрите иллюстрацию.

О ком стихотворение?

1) Чтение стихотворения учащимися (про себя).
2) Работа над содержанием.

Вот послушайте, о какой собаке нам рассказала И. Пивоварова.

Жила-была собака
Она была большая.
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост.

– Какой вы себе представили собаку?
– А почему мы можем испугаться такой собаки?
– Самостоятельно прочитайте I часть стихотворения и отметьте карандашом слова, которые характеризуют внешний вид собаки.

3) Работа над выразительностью чтения.

Выразительное чтение в паре (2-3 пары)

4. Работа над стихотворением В. Берестова «Кошкин щенок» строится аналогично.

Был у кошки сын приёмный —
Не котёнок, а щенок,
Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый сынок.
Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла
Языком сыночка мыла.
Быстро лижет язычок
Шею, спинку и бочок.
Кошка-мать —
Животное
Очень чистоплотное.

– Чем заинтересовало вас название?
– Прочитайте стихотворение и объясните название.
– Как вы понимаете приёмный сын?
– Каким он был?
– Как кошка ухаживала за своим сыном?
– Что произошло потом?
– Как мама-кошка вышла из этого положения?

1 группа – хозяева кошек, 2 – группа хозяева собак,

А)С помощью атласа определителя узнать породу собак или кошек.

Б)Подчеркнуть на ваш взгляд необходимые вещи для ухода за домашними животными.

Музыка в мире животных читаю стихотворение

Мы должны не только любить и беречь животных, но и проявлять каждый день заботу о них

Мы могли бы часами говорить о наших кошках и собаках. Но урок подходит к концу. Какой вывод мы сделаем после сегодняшнего урока?

В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до отчаяния. Помните! Мы в ответе за тех кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.

За что бы вы сегодня похвалили себя на уроке?

Что вам особенно удалось? Что вам захотелось сделать после этого урока? Над чем ещё нам нужно поработать на следующем уроке7
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений.

Источник

Стихотворение Б. Заходера и И. Пивоваровой

урок литературного чтения

Цель: расширить представления о кошках и собаках.

1)Познакомить уч-ся с новыми произведениями, организовать деятельность уч-ся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений.

2)Научиться выразительно, читать стихи о кошках и собаках, как можно больше узнать о кошках и собаках, о взаимоотношении их с человеком, о проблемах их жизни.

3) Содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию уч-ся ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь уч-ся осознать ценность совместной деятельности.

Организационный момент Цель: психологический настрой учащихся и обеспечение нормальной обстановки на уроке.

а) Эмоционально-психологический настрой.

Учитель. Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Сегодня на уроке у нас гости, давайте поздороваемся, улыбнёмся им и начнём урок.

Чтобы нам лучше работалось, мы должны наши глазки и ушки приготовить к работе

— поморгайте левым глазом, а теперь правым, а теперь двумя глазками,

-письмо носом ( с закрытыми глазами )

Итак, мы готовы и можем приступить к работе.

Чтение стихотворения Б Заходера « Все на свете нужны»

— О чём автор говорит нам в этом стихотворении?

— Докажите, что все на свете друг другу нужны? ( Высказывание детей)

— Прочитайте стихотворение медленно

Сегодня мы продолжим разговор на эту тему и познакомимся с новыми произведениями.

Игра « Отгадай детёныша»

К доске выйдут те ребята, у кого название взрослого животного, а затем по очереди позовут своих детёнышей.

Проверка д/р Критерии оценок Выразительное чтение

4.Сообщение темы и цели урока

Итак, кто же главные герои нашего урока?

Определите тему урока. Чтобы урок был успешным мы должны поставить себе цели, чему мы должны научиться на уроке. Откройте учебник литературного чтения на с.128-129. Произведение какого жанра мы здесь видим? (Стихотворение)Какие цели мы ставим себе при работе над стихотворением? А ещё мы должны постараться
Как можно больше узнать о кошках и собаках, о взаимоотношениях их с человеком, о проблемах их жизни.

5. Работа над стихотворением Б.Заходера ( с.128)Давайте предположим о чём пойдёт речь в этом стихотворении.

— Ребята, послушайте как об одной кошке говорит поэт Б. Заходер.( ауди запись)

Плачет киска в коридоре,

У неё большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

— Какой представлена кошка в этом стихотворении?

— Прочитайте стихотворение про себя. Попробуйте при чтении увидеть те картины, которые поэт создаёт словами.

— Попробуем прочитать стихотворение выразительно, как будто вы жалуетесь от имени киски. Читаем сначала друг другу, потом для всего класса.

— На самом ли деле люди злые?

— Какие повадки кошки можно увидеть в этом стихотворении?

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

А теперь изобразите:

1. Как умывается кошка?

2. Как потягивается кошка?

3. Как царапается кошка?

5. Как виляет хвостиком?

6. А как прыгает кошка?

Опираясь на иллюстрации, давайте предположим, о чём пойдёт речь в этом стихотворении

Прослушаем 1 часть стихотворения. ( аудиозапись)

От каких слов вам стало страшно и вы очень испугались этой собаки? Есть ли ещё строчки? Теперь понятна иллюстрация?

Какой перед нами предстаёт эта собака?

Как вы считаете, что будет дальше?( прослушивание)

Ожидали ли вы такое продолжение?

Можно ли сказать, что это сказочное стихотворение?

Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы таинственность затягивала, сделайте приглушённый голос, сделайте загадочное лицо, сделай движение руками.

Выразительное чтение в паре (2-3 пары)

Беседа по содержанию стихотворения.

Чтение пословиц о кошках и собаках.( объяснить, как они её понимают)

Мы должны не только любить и беречь животных, но и проявлять каждый день заботу о них

Мы могли бы часами говорить о наших кошках и собаках.

Читайте также:  Загадка для 3 класса а не птица а не зверь

Но урок подходит к концу. Какой вывод мы сделаем после сегодняшнего урока?

В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до отчаяния. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.

Исполнение песни « Пропала собака»

1
Висит на заборе, колышется ветром,
Колышется ветром бумажный листок.
Пропала собака, пропала собака…
Пропала собака по кличке Дружок!

2
Щенок белоснежный, лишь рыжие пятна,
Лишь рыжие пятна и кисточкой хвост.
Он очень занятный, он очень занятный,
Совсем еще глупый, доверчивый пес.

3
А дождь-забияка листочек закапал,
И буквы и строчки заплакали вдруг.
Найдите собаку, найдите собаку!
Вернись поскорее, мой маленький друг!

— Что вы узнали на уроке?

— За что бы похвалили себя?

-Что вам особенно удалось? Что вам захотелось сделать после этого урока? Над чем ещё нам нужно поработать на следующем уроке?

Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворений

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…» И.Пивоварова «Жила – была собака…» Подготовила Учитель начальных классов 1 кв. к Алексеева Вера Леонидовна МКОУ Кочневская СОШ 2018г.

Борис Заходер Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки не лучше делишки. Да! Если мы с кем-то не очень дружны, Мы все-таки очень друг другу нужны. А если нам кто-нибудь лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется. Все-все, все на свете, на свете нужны. И это все дети запомнить должны!

:ТЕМА УРОКА Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…» И. Пивоварова «Жила – была собака…»

Борис Владимирович Заходер (1918 – 2000) Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября 1918 года в Молдавии, в семье юриста и переводчика. С малых лет цитировал стихотворения, так как у него была прекрасная память. Борис Заходер – детский писатель. Стихи к песням Винни-Пуха сочинил он.

Как вы думаете, почему она плачет? Проверим ваши предположения. Прочитайте стихотворение самостоятельно. Какое горе приключилось у киски? Жалко ли вам ее? Почему? Какое настроение создает это стихотворение? Как его можно озаглавить?

Ирина Михайловна Пивоварова (1939 – 1986) Родилась в 1939 году в семье врача. Окончив школу поступила в университет на художника. Работала на Мосфильме. Позже стала писать для детей.

Собака была: Большая Огромный рыжий хвост Огромнейшие зубы

Прочитайте строчки, от которых нам становится страшно, мы боимся этой собаки. И вот когда собака Бежала по дороге, За нею пыль вставала Почти до самых звезд.

И лаяла собака, Как миллион собак. Когда она дышала, С домов слетали крыши И все деревья гнулись.

Поговорим, как правильно вести себя с собаками. Почему это важно? У кого из вас есть собака? Как вы за ней ухаживаете?

Уход за собаками Кормить Гулять Играть Посещать с питомцем ветеринара Убирать за питомцем Расчесывать, купать Учить к порядку, дрессировать. ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ

Итог урока Какой раздел мы изучаем? Какие произведения мы читали сегодня? Кто их авторы? Какое из них вам понравилось Больше и почему?

Домашнее задание Стр. 128 – 129 Выразительное чтение стихотворений

Рефлексия Выбери и продолжи любое предложение на сегодняшнем уроке я узнал… на этом уроке я похвалил бы себя за… после урока мне захотелось… сегодня я сумел …

Презентация подготовлена для урока литературного чтения 2 класс «Школа России».

В презентации есть речевая разминка, загадки с отгадками.

Также в презентации есть биография Б.Заходера и И.Пивоваровой.

Дети познакомятся с правилами ухода за собаками и разучивание песни «Не дразните собак», которая вставлена в презентацию.

Номер материала: ДБ-256786

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по литературному чтению 2 класс » Стихи Б.Заходера о животных».

Литературное чтение 2 класс.

Стихи Б. В. Заходера о животных.

Продолжение работы над проблемой взаимоотношений людей и животных.

Продолжение работы по формированию навыков выразительного чтения, подготовка к уроку-концерту.

Материал для чтения

Б. В. Заходер «Куда спешат головастики», «Про сома», «Собачкины огорчения».

Портрет Б. В. Заходера.

Выставка книг автора.

Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Учитель. Мы продолжаем размышлять над вопросом «Думают ли звери?», который в своем стихотворении поставила Агния Львовна Барто. Сегодня мы будем читать стихи о животных уже знакомого вам писателя Бориса Владимировича Заходера и посмотрим, как он отвечает на этот вопрос. Хотя уже сейчас, даже не читая его стихов, мы можем предугадать его точку зрения. Вспомните сказку «Серая Звездочка». Что вы скажете по этому поводу?

Дети. – Заходер в своей сказке рассказал, что животные умеют не только думать, но и переживать, сочувствовать, радоваться, огорчаться и даже плакать.

— Они чувствуют, как люди, и это мы наблюдали в сказке.

Учитель. Поскольку мы встречаемся с этим писателем не впервые, давайте познакомимся с ним поближе. Здесь я приготовила для вас выставку его книг, на перемене вы можете их рассмотреть поближе, полистать и даже почитать. А сейчас, чтобы вы лучше поняли особенности его произведений, почему он воспринимает мир так необычно, я расскажу вам об этом писателе.

Рассказ учителя о писателе

Учитель. Вот как Заходер пишет о себе:

«В детстве я не был настоящим мальчишкой. Не играл в футбол… почти не дрался. Даже яблок ни разу не воровал. Даже девочек за косички не дергал…

… Что я по-настоящему любил в детстве – это животных и книги…

… А ведь в сущности – нет, вы мне, конечно, поверите! – в сущности, я очень мало с тех пор изменился. Сколько лет прошло – чуть не полвека. Стал я, мягко выражаясь, взрослым. И на войне побывал, даже на двух. И написал немало книжек. Но, как и тогда, больше всего на свете я люблю книги о животных… И если я не могу сказать, что я был мальчишкой, то, скорее всего, потому, что я им и остался…

Читайте также:  Как рисовать по клеточкам в тетради животных для начинающих

Ваш старый товарищ Борис Заходер».

Заходер – человек, творчески многосторонний. Он не только писал свои произведения, но и переводил сказки зарубежных писателей, например о Винни-Пухе.

Стихи Заходера особенные. Когда мы будем читать их, вспомните, что писатель рассказал о себе.

Чтение стихотворения «Куда спешат головастики»

Учитель. Давайте прочитаем название стихотворения.

Учитель. Похожи ли настоящие головастики на тех, что на иллюстрации? Чем различаются?

Дети. – Художник нарисовал их мордочки похожими на лица людей.

— И глазки с ресничками!

— А у некоторых головастиков есть даже ручки с пальчиками, как у людей.

Учитель. А может быть, и жизнь головастиков в чем-то мохожа на жизнь людей? Послушайте стихотворение, а затем ответите на мой вопрос.

(Учитель читает стихотворение вслух.)

Учитель. Итак, что вы можете сказать?

Дети. – Жизнь головастиков очень похожа на жизнь людей: у них тоже есть свои проблемы.

— Головастики, как и люди, спешат по своим делам.

Учитель. А теперь прочитайте это стихотворение сами посмотрите, что в нем необычно.

Повторное чтение стихотворения учащимися: знакомство с особенностью поэтической формы

Ученик. Стихотворение записано короткими строчками.

Дети. – Автор этим хочет передать быстроту, стремительность жизни головастиков.

— Головастики постоянно в движении. Я наблюдал за ними в водоеме: они так быстро мелькают, что даже невозможно за ними уследить.

— Наверное, так они двигаются, чтобы не попасть хищникам в рот.

Учитель. И автор подобрал такую особенную форму стихотворения, чтобы передать быстрый темп жизни этих животных.

А читать эти стихи надо в каком темпе: в быстром или в медленном?

Учитель. Давайте попробуем прочитать стихотворение так, чтобы передать стремительность жизни и быстроту движения героев стихотворения.

(Дети читают стихотворение вслух.)

Учитель. А как еще автор рассказывает нам об образе жизни головастиков? Какими словами? Найдите их в тексте.

Учитель. Куда же спешат головастики?

Ученик. Они «спешат превратиться в лягушат».

Учитель. А теперь давайте подумаем, какой смысл вкладывает автор в это стихотворение, ведь мы уже отметили сходство жизни головастиков с жизнью людей.

Дети. – Все живое на свете спешит сделать главное дело в своей жизни, и у каждого живого существа своя задача, своя цель, к которой он стремится.

— А мне бабушка говорит часто, что жизнь очень короткая, поэтому надо успеть сделать в жизни как можно больше хорошего и полезного. И автор, рассказывая о головастиках, напоминает нам, людям, об этом.

учитель. Молодцы! Вот какую параллель вы провели: из такого забавного произведения вы сделали такой серьезный вывод для себя. Ну а как насеет мнения автора в отношении того, думают ли звери?

Дети. – Да, автор прямо нам не говорит об этом, но и так понятно: у головастиков своя очень важная задача – превратиться поскорее в лягушат, они стремятся к этой цели, значит, они умеют думать.

— У головастиков очень короткая жизнь, к тому же очень опасная, так как их окружает много врагов. Они знают об этом и поскорее стараются вырасти, повзрослеть.

Учитель. Мы сделаем более уверенный вывод об этом, когда прочитаем еще одно стихотворение Заходера – «Про сома».

Работа над стихотворением «Про сома»

(Дети читают стихотворение самостоятельно)

Учитель: Поделитесь впечатлениями.

Кто герой стихотворения?

Учитель: А этот герой и его жизнь похожи на человеческую жизнь?

— А я заметил, что сомам труднее, чем людям: маленьким детям помогают взрослеть родители, а сому с самого детства «все приходится делать самому».

Учитель. Что же сомы делают сами? Прочитайте.

(Дети находят и читают:

«Даже крошечным сомишкам

Надо жить своим умишокм!»

Учитель. А какое слово чаще всего повторяется в тихотворении? Как вы думаете, почему?

Ученик. Слово «сам». автор несколько раз этим словом подчеркивает полную самостоятельность действий героя.

Учитель. А как автор относится к своему герою? Прочитайте.

Ученик. Он сочувствует, жалеет сома:

«Не пожалуешься маме!

«Трудно жить без пап и мам!

Учитель. А как вы думаете, поэт оправдывает все эти трудности в жизни сомов?

Дети. – Да, и он говорит об этом прямо:

«Но зато уж взрослый сом

Не ударит в грязь лицом!

— И автор не просто говорит об этом, он передает эту мысль восклицательными предложениями.

Учитель. А теперь взгляните на иллюстрацию. Похож ли герой рисунка на заходеровского героя? Докажите это: найдите в тексте словесные и изобразительные соответствия.

Учитель. А чему бы вы хотели поучиться у главного героя произведения?

Дети. – Самим уметь справляться с трудностями.

— И чтобы с самого детства мы не надеялись на взрослых, которые могут нам помочь, а сами находили решение трудных жизненных задач.

— Вырасти самостоятельным человекам.

Учитель. Рассказывая про сома, автор употребляет такие выражения, которые бытуют и среди людей. Найдите их в тексте.

«Надо жить своим умишком!»

«Не ударит в грязь лицом!»)

Учитель. У в каких случаях эти выражения употребляются?

Учитель. Значит, про кого написано стихотворение? про сомов?

Дети. – Про сома, но автор подразумевает жизнь людей.

— Стихотворение написано для детей.

6. Работа над стихотворением «Собачкины огорчения»

Учитель. Сейчас мы прочитаем еще одно стихотворение Заходера – «Собачкины огорчения». Определите по названию, о чем в нем может идти речь. Это грустное или смешное произведение?

Учитель. Давайте прочитаем текст и посмотрим, так ли это.

(Перед чтением ребята знакомятся со словарем из раздела «Предварительное чтение2. Далее текст читает учитель или ученики вслух.)

Учитель. Так каким же вам показалось стихотворение?

Дети. – Оно смешное, потому что огорчения Собачки были несерьезными.

— Автор пишет о Собачке с юмором.

Учитель. Чем же героиня стихотворения недовольна в своей собачьей жизни? как вы поняли?

Дети. – Тем, что ей приходится жить за высоким забором и она не может свободно гонять кошек.

— Тем, что собаки не ездят на автомобилях.

— А еще люди ее не поняли, наказали за то, что она взрыла цветочные грядки.

— И тем, что хозяин не сажает ее с собой за один стол.

Учитель. А как же автор относится к Собачкиным огорчениям? Выберите нужное слово из словаря после текста.

(Ребята выбирают из словаря нужные слова и обосновывают свой выбор.)

Учитель. Ребята, а как вы думаете, кто рассказывает о Собачкиных огорчениях: автор или сама героиня – Собачка? А может, кто-то еще?

Учитель. Это монолог или диалог?

Ученик. Это монолог – рассказчик здесь один.

Учитель. А можно ли это произведение прочитать, как диалог рассказчика и собачки? Давайте попробуем. Обведите карандашом те строки в тексте, которые звучат как жалобы Собачки.

(Ребята работают над текстом с карандашом в руках самостоятельно либо по группам, далее в процессе обсуждения составляется следующий вариант для инсценирования.

Источник

Интересные факты из жизни