2 какие образы животного мира процитируйте и с какой целью упоминаются в поэме

Содержание

Фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Школьные сочинения)

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является любимым детищем Н.А. Некрасова. Над ней он работал в течение 14 лет, но из-за нападок цензуры так и не увидел полное издание произведения. Поэма была напечатана лишь после его смерти в 1881 году. Несмотря на сказочные элементы повествования, автор затрагивает довольно острую проблему положения крестьян пореформенной России.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Поэма начинается со сказочного зачина:

В каком году рассчитывай,

В какой земле угадывай,

На столбовой дороженьке

Цифра 7 тоже, видимо, неслучайна. В русских пословицах часто встречается это число. Далее автор перечисляет названия деревень, из которых были родом мужики:

Из смежных деревень:

Эти названия намекают читателю на безрадостную жизнь обитателей этих деревень.

Роднит поэму со сказкой и большое количество постоянных эпитетов: «ветры буйные», «красное солнышко», «очи ясные», «добрый молодец», «горе лютое» и другие, а также повторов: «рад-радешенек», «полным-полно». Разговорные слова (втемяшится, башка, откудова) и диалектизмы (кокнул, лафа, балясничать, стибрил, ярмонка) приближают читателя к простонародной жизни.

Удачно вплетается в повествование и целый ряд сказочных образов и предметов. Это и говорящая пеночка, подарившая странникам скатерть-самобранку, и зайка серенький, и эхо, словно живое, «пошло гулять-погуливать, пошло кричать-покрикивать»; и лисица хитрая подкралась к мужикам и другие. Еще один фольклорный жанр – песни. С помощью них автор показывает нерадостную жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной. В песнях поется о том, как терпела она побои и унижения в семье мужа, как трудилась с утра до ночи, не зная отдыха; как защищала свою семью, несмотря ни на что.

С помощью различных примет Николай Алексеевич показывает и отрицательную сторону крестьянского сознания. Причину многих своих бед они склонны видеть не в общем устройстве жизни, а в том, что им мешают какие-либо потусторонние мифические силы. Например, вину за неурожай они возлагают на женщину, которая

Надела в рождество.

Жанр легенды «О двух великих грешниках» позволяет поэту поднять на страницах произведения вопрос о том, можно ли победить зло, убив еще большее зло.

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Таким образом, можно заключить, что великому русскому поэту Н.А. Некрасову с помощью привлечения фольклорных жанров удалось создать произведение, изображающее жизнь русского народа во всей полноте и многообразии.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id21319

Источник

1. подготовьте аналитический письменный рассказ о матрёне тимофеевне с использованием цитат по плану (аналитический рассказ = пересказ содержания + анализ характера, внутреннего мира героя) пояснение: составить письменный рассказ о судьбе и характере матрёны тимофеевны. 15-20 предложений. в виде небольшого сочинения. важно! не просто передать героини (события), но сделать выводы, о чём свидетельствуют эти события: о каких чертах характера героев говорят, о каких особенностях быта и нравах того времени свидетельствуют. например: тезис: жизнь матрёны тимофеевны до замужества была счастливой. она жила в атмосфере любви и понимания своей семьи. доказательства: (из текста) вывод: 1. детство и юность героини. 2. замужество 3. гибель первенца 4. провинность федотушки 5. тяжёлый год. губернаторша 2. сделайте выводы об образе матрёны тимофеевны, ответив на вопросы: 1. почему в главах, посвящённых матрёне тимофеевне, так много песен? что этим хочет подчеркнуть некрасов, рассказывая о её судьбе? 2. какие образы животного мира (процитируйте) и с какой целью упоминаются в поэме? какие чувства они вызывают у читателя? 3. почему матрёну называют «счастливицей»? как она сама относится к своему счастью? а как считаете вы? 3. подготовьтесь к анализу образа савелия по вопросам: 1. как и почему к нему относится матрёна и другие члены семьи? 2. раскройте смысл любимых поговорок и словечек этого героя. 3. в чём счастье этого героя? 4. черты какого фольклорного героя некрасов в нём подчёркивает и с какой целью? 5. есть у него что-то общее с матрёной? а в чём, по-вашему, разница савелия и матрёны? 4. обратитесь к иллюстрациям в. серова, изображающим матрёну тимофеевну и савелия. удалось ли художнику передать через выражение лица, позу главное в характерах этих героев?

Ответы

В результате отставки Сперанского не был выполнен его план государственных преобразований. А он предлагал ввести конституционную монархию, выборность чиновников, разделение властей и прочее.
Из всех его предложений выполнено было только создание Госсовета. Таким образом, был приостановлен ход либеральных реформ Александра 1-го, хотя по инерции ещё продолжалось освобождение крестьян Прибалтики от крепостничества.

5.Проект Сперанского предполагал преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809 году, когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников. 1 января 1810 года был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут сужены после учреждения Государственной думы.
В течение 1810-1811 годов в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 года было завершено преобразование министерств. В это же время Александр испытывал сильное давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н.М. Карамзина, которая дала повод императору усомниться в правильности избранного пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр в марте 1812 года отправил его в отставку.

Часть 2
В1
Более высокий уровень организации человека по сравнению с млеко­питающими проявляется в возникновении
2)более развитой коры больших полушарий
3)членораздельной речи
5)развитого мышления
ответ: 235

В2
Какие палеонтологические научные факты свидетельствуют об эволю­ции органического мира?
3)находки окаменевших раковин моллюсков
4)отпечатки вымерших растений на кусках каменного угля
5)отпечатки археоптерикса
ответ: 345

Источник

Н.А.Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”: материалы к урокам

Выбранный для просмотра документ 1 Творческая история.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

А.Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: Творческая история Стригачева Т.Н. МБОУ «Тюшинская СШ» 2017

Поэмы Н.А.Некрасова 1860-1870гг – путь к главному творению

«Мороз, Красный нос» (1863-1864)

«Русские женщины» (1871-1872)

Историческая справка: объясним понятия Временнообязанные Крестьянская община Рекрутский набор Староста Бурмистр

«Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

Пролог Какие приметы пореформенного времени отражены в прологе? Какова роль Пролога в композиции и замысле поэмы? Какую роль играют сказочные элементы?

Читайте также:  Предложения по улучшению экологической ситуации случайная интродукция видов животных или растений

Выводы В Прологе возникает противоречие: «свобода – счастье» Образ дороги, проходящий через поэму, помогает обойти всю Русь Автор не только искал «счастливого», но и показал формирование личности свободного человека.

Какое произведение другого писателя 19 века похоже поэму Некрасова?

Домашнее задание Прочитать часть 1 (глава 1 «Поп», глава 5 «Помещик»), часть 2 (?) «Последыш» Подготовить устный ответ с цитированием из поэмы: «Счастливы ли поп и помещик?»

Выбранный для просмотра документ 1 урок Ист.справка Крест. община.docx

Временнообязанные — бывшие помещичьи крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 г., но не осуществившие выкуп земли. За пользование землёй, оставшейся в собственности помещика, крестьяне по-прежнему несли феодальные повинности (оброк или барщину). Срок временнообязанных отношений установлен не был. Размер выкупа, который должен был заплатить крестьянин за свой земельный надел, как правило, значительно превышал рыночную стоимость земли и устанавливался с таким расчётом, чтобы помещик не потерял дохода, который прежде получал в виде оброка.

Детально разбирая содержание закона 19 февраля 1861 г., Н. Огарёв писал в «Колоколе»: «Старое крепостное право заменено новым. Вообще, крепостное право не отменено. Народ царём обманут».

Миром или общиной (обществом) называли объединение крестьян, живущих в одном или нескольких соседних селениях и решающих совместно многие земельные, хозяйственные, налоговые и другие вопросы. Обсуждались эти вопросы на мирском сходе, в котором участвовали старшие хозяева (мужчины) от каждого крестьянского двора. Иногда малым сходом (стариками) рассматривались более частные вопросы, требовавшие оперативного решения.

Круг вопросов, решаемых на мирской сходке, был довольно широк: сроки сельскохозяйственных работ, распределение наделов, находящихся в коллективной собственности общины; освобождение неимущих от податей и распределение их повинностей между односельчанами, сбор денег на общественные нужды и организация коллективных работ: ремонт дорог и строительство изгородей, чистка общественных колодцев, наём пастуха и сторожа, назначение наказаний за нарушения постановлений общины.

Община на своём сходе решала и вопросы семейных отношений: сложные случаи семейных разделов, назначение опекунов над сиротами; жалобы на обидчиков и т. д.

Мир также принимал решения о заказе молебнов, организации крестного хода или проведении обрядов, направленных на успешное ведение работ или защиту от пожара.

Таким образом, общинный сход во многом регулировал и экономические вопросы, и нравственную жизнь крестьянства.

В те времена требования закона по выставлению кандидатов в солдаты в порядке очередности на деле не выполнялись. Волостные правления совместно с местной полицией сами решали, кого из потенциальных кандидатов отдать в полки, а кого оставить в общине.

Как правило, в рекрутах оказывались молодые люди из бедных семей или вдовьих, которых вообще не полагалось отдавать в солдаты. Повсюду вокруг рекрутских наборов царила, как сейчас говорят коррупционная составляющая.

Се́льский ста́роста — низшая ступень в иерархии сельской власти Российской империи, выборное должностное лицо сельского общества. Избирался сельским сходом на трёхгодичный срок. Староста созывал и распускал сход, объявлял повестку, утверждал решения схода, приводил их в исполнение. Он следил за целостностью меж, за состоянием дорог, мостов, гатей на вверенном ему участке. Следил за сбором взносов, исполнением повинностей, за исполнением договоров, за порядком в общественных местах. Он должен был принимать меры по сохранению правопорядка и общественного спокойствия, задерживать лиц без документов, беглых солдат. Староста должен организовать в случае необходимости борьбу с пожаром, наводнением, эпидемией и т. д. Ведомству старосты подлежали все лица податных сословий проживающие на подведомственной ему территории. Староста имел право за маловажные проступки сажать под арест до двух дней, штрафовать до 1 рубля, или назначать общественные работы до двух дней.

Источник

2 какие образы животного мира процитируйте и с какой целью упоминаются в поэме

Уроки литературы в 10 классе[1]

УРОК 64
Н. А. НЕКРАСОВ.
ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН И ПОМЕЩИКОВ
В ПОЭМЕ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО».
ТЕМА СОЦИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО РАБСТВА

Цель:
рассмотреть многообразие крестьянских типов в поэме; показать сатирические принципы изображения помещиков; определить истоки сильного характера русской женщины на примере образа Матрёны Тимофеевны; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; расширять и углублять предметную компетенцию; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо», иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся выполняют аналитическую работу в группах; раскрывают многообразие крестьянских типов в поэме, сатирические принципы изображения помещиков; определяют истоки сильного характера русской женщины на примере образа Матрёны Тимофеевны; участвуют в беседе.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа
• Охарактеризуйте особенности жанра и композиции поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо», опираясь на материал учебника и собственные наблюдения.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

— Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после освобождения. О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это даёт право называть поэму энциклопедией русской жизни того времени. Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют своё отношение к попу, помещику, крестьянской реформе, крестьянам. Яким Нагой, Агап Петров, староста Влас, Ермил Гирин, Клим Лавин, Матрёна Тимофеевна, дед Савелий и другие крестьянские персонажи показаны крупным планом, их характеры тщательно разработаны.

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая работа (в группах)

Задания 1-я группа. Проанализируйте главу «Пьяная ночь» (образ Якима Нагого).

2-я группа. Проанализируйте образы атамана разбойников Кудеяра, холопа примерного Якова верного (глава «Про Якова верного, холопа примерного»).

3-я группа. Проанализируйте образы Клима Лавина, Агапа Петрова (глава «Последыш»).

4-я группа. Проанализируйте главу «Савелий, богатырь святорусский». Обсудите вопрос: «В чём сложность образа Савелия, богатыря святорусского?».

5-я группа. Проанализируйте главу «Крестьянка» (образ Матрёны Тимофеевны).

• Почему так много внимания поэт уделил рассказу о судьбе женщины-крестьянки?

• Каков композиционный замысел части?

• Почему поэт «доверил» самой героине рассказать о себе?

• Какие фольклорные образы, обряды, жанры использует Некрасов в этой главе? С какой целью?

• Почему испытания не покорили Матрёну Тимофеевну?

• Почему поэт стремился к тому, чтобы создать образ несломленной судьбой женщины?

Ориентировочные ответы

1-я группа.
Яким Нагой — один из мужиков, с кем приходится столкнуться странникам в своём путешествии. Первые строки, в которых сказано об этом человеке, поражают своей безысходностью:

В деревне Босове Яким
Нагой живёт,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьёт.

Перед читателем предстаёт измождённый человек, у которого практически не осталось сил и здоровья. На примере Якима Нагого показана вся трагичность существования простого мужика, он — символ беспросветности и безнадёжности.

Яким живёт той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как и все крестьяне. Но он отличается непокорным нравом: Яким готов постоять за свои права, в нём нет ничего холуйского, он честный труженик, оберегающий своё человеческое достоинство. В главе III первой части («Пьяная ночь») Нагой произносит монолог, где его убеждения сформулированы предельно отчётливо: каторжный труд, результаты которого достаются трём дольщикам (Богу, царю и господину), а подчас и вовсе уничтожаются пожаром; бедствия, нищета — всем этим оправдывается мужицкое пьянство, и не стоит мерить крестьянина на «мерочку господскую».

2-я группа.
Некрасов негодующе клеймит барских прихвостней, «людей холопского звания», которые в условиях крепостного права утрачивали всякое человеческое достоинство и становились «сущими псами» по отношению к своему же брату-крестьянину. Глава «Про Якова верного, холопа примерного» является своего рода притчей, поучительным примером того, к какому духовному холопству крепостничество приводило крестьян, прежде всего дворовых, развращённых личной зависимостью от помещика. В возмущении этой рабской психологией сказался новый, демократический гуманизм поэта, отрицавшего и разоблачавшего примирение и требовавшего отмщения за преступления господ, а не проповеди непротивления.

Особенно отчётливо идея возмездия высказана Н. А. Некрасовым в балладе «О двух великих грешниках», являющейся своего рода идейным ключом ко всей поэме. Разбойник атаман Кудеяр совершил множество преступлений. Но «совесть злодея осилила», и Кудеяр, распустив свою шайку, идёт ко Гробу Господню, а затем становится отшельником и живёт в лесу, замаливая свои грехи.

Однако прощение его грехов приходит только тогда, когда он убивает пана Глуховского, похваляющегося перед ним своими преступлениями и насилиями над крестьянами. Лишь после убийства свершилось «чудо», рухнуло могучее древо, символизирующее крепостное право, и «скатилося с инока бремя грехов!». Так в форме и образах народной легенды Н. А. Некрасов призывал к народной расправе с угнетателями.

Читайте также:  Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток презентация

3-я группа.
В главе «Последыш» рассказывается о том глумлении и издевательстве, которому самодур-помещик, не желающий признавать новые порядки, подвергает «освобождённых» крестьян. «Последыш» — своеобразный символ, предостережение, напоминающее о необходимости решительного и окончательного искоренения всех пережитков крепостничества. Крестьяне, лишившиеся в результате реформы заливных лугов, идут на сделку с наследниками князя, и в конце концов оказываются бессовестно обманутыми.

Но Некрасов показал не только картины покорности и пассивности крестьян. Дурачить барина, изображать собой покорных холопов, делающих вид, что ничто не изменилось в окружающей жизни с отменой крепостного права, согласились далеко не все крестьяне. Агап Петров, грубый, непокладистый, в конце концов не выдерживает этой комедии и в ответ на укоры барина, который «права свои дворянские высчитывал ему», выложил всю правду, высказал накопившуюся у крестьян ненависть к помещику.

Агап погиб, не вынес надругательства над своим человеческим достоинством.

4-я группа.
Понимание свободолюбивого характера русского народа нашло своё выражение в замечательном образе, созданном Некрасовым,— Савелия, «богатыря святорусского». В нём воплощены наиболее близкие автору стороны внутреннего мира русского крестьянина, былинные, героические черты: свободолюбие и могучая сила Савелия, хаживавшего в одиночку на медведя, его презрение к рабской покорности, его готовность постоять за народ, его душевное благородство и мужество.

Савелий помог крестьянам расправиться с немцем-управителем, разорявшим и жестоко притеснявшим их. За это он понёс тяжкую кару — каторгу, поселение в Сибирь, жестокие истязания, но не смирился. Он сохранил ненависть к угнетателям и презрение к тем, кто им покорно подчинялся. Отсутствие массового движения, разрозненность и стихийность вспышек народного гнева приводили к тому, что такие народные богатыри, как Савелий, оставались одиночками.

5-я группа.
С особой полнотой показан облик русской крестьянки Матрёны Тимофеевны. Матрёна Тимофеевна проходит через все испытания, в которых могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попрёки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость.

В трудные минуты жизни она проявляла твёрдость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Эта русская женщина, узнавшая и тяжесть крепостного угнетения, и горести жизни, не согнулась, а сохранила своё человеческое достоинство, духовную красоту и стойкость. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает её с Савелием.

2. Объяснение учителя

— Сюжетной основой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» становятся поиски счастливого человека на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. Потому поэт описывает жизнь «русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься счастливо, вольготно на Руси». Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу»,— говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.

3. Аналитическая беседа: «Образы помещиков в поэме»

• Почему портреты помещиков автор даёт сатирически? Сравните манеру их изображения с описанием облика крестьян.

• Что сообщают читателю говорящие фамилии помещиков?

• С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Почему слова забота, любовь, милость звучат в поэме с сарказмом?

• Какой смысл в понимании образов помещиков раскрывают их речевые характеристики?

• Как в изображении помещиков автор использует предметную деталь, приёмы гиперболы, гротеска, несоответствия?

• В каких смешных положениях оказываются помещики? Почему этот смех грустный? Какие традиции русской литературы использует здесь Н. А. Некрасов?

• Какие народные оценки угнетателей звучат в главах? Можно ли считать образы помещиков однолинейными или в них есть сложность, внутренние противоречия?

4. Постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)

• Проследите перемены, которые происходят в народных героях поэмы-эпопеи от Якима Нагого к Ермилу Гирину и далее к Савелию и Матрёне Тимофеевне.

5. «Умники и умницы»: сопоставительная работа в группах

• Как развивает и углубляет Н. А. Некрасов в главе «Помещик» тему взаимоотношений народа и господ, поставленную ещё И. С. Тургеневым в «Хоре и Калиныче» и других рассказах «Записок охотника»?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Какие типы крестьян изображены в поэме? На какие размышления наводят вас образы крестьян?

• Какие положительные и отрицательные стороны народной жизни изображает Н. А. Некрасов?

• Какие помещики выведены в поэме? Каковы их общие черты?

VI. Домашнее задание

Подготовиться к аналитической работе (в группах) «Образы народных заступников в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

Фефилова Г. Уроки литературы в 10 классе. Планы-конспекты
(главы из книги)

Источник

Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо Некрасова 10 класс

История создания

Поэму Некрасов начал писать в конце 1850-х, а в 1962 г. после отмены крепостного права и других реформ замысел сложился окончательно. Как гражданский поэт, он не мог обойти вниманием эту тему. В 1866 году в журнале «Отечественные записки» был опубликован пролог, а затем и части «Последыш» и «Крестьянка». По изначальному замыслу, герои поэмы должны были поговорить с попом, крестьянкой, помещиком и в последней части дойти до Петербурга и задать вопрос самому царю. Но в 1877 году Некрасов скончался, не успев закончить произведение.

Жанр, род, направление.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» написано в жанре поэмы. Это самый крупный стихотворный жанр. Поэма относится к лирике. В этом литературном роде автор делится своими личными переживаниями, выражает чувство и эмоции. Направление можно определить как гражданскую лирику. Ведь в поэме поднимаются важные социальные вопросы, представлена реакция Некрасова на социальные преобразования.

Композиция

Поэма состоит из 3-х последовательных частей, объединенных общим сюжетом, и последней части «Пир на весь мир», в которой собраны отдельные зарисовки, крестьянские песни, лирические отступления.

В первой части представлены главные герои, рассказано откуда они, как начался спор и само путешествие. В ней они спрашивают о счастье попа и бывшего помещика.

Во второй части автор немного отступает от основного замысла поэмы и рассказывает о волжских крестьянах и их сумасшедшем барине, который не смог принять новую жизнь и сошел с ума.

Третья часть полностью посвящена судьбе русской крестьянки. Эта часть является уникальной, так как жизнь простой женщины в то время не была показана в литературе.

О чем поэма?

Изначально она задумывалась как поэма о счастье, но на самом деле она о жизни в стране, потрясенной коренными преобразованиями. Некрасов был ярым сторонником отмены крепостного права, но он не мог не видеть, как тяжело такие перемены сказались на жизни в целом, прежде всего, на жизни крестьян, которые оказались самым незащищенным слоем населения.

Главные герои и их характеристика

Главные герои — семь крестьян. Это простые русские мужики, которые, могли бы жить в любой деревне. Роман, Демьян, Иван, Митодор, Пахом, Пров, Лука — эти имена не сообщают ничего особенного. На их характеристику влияют названия деревень: Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Герелово, Неелово. Эти слова указывают на основную национальную черту — бедность. Как и Терпигорев уезд, и Пустопорожняя волость.

Крестьяне работящие, никогда не отказываются помочь тем, кто встречается им на пути, они честны, добродушны, простоваты. У них нет четкого понимания о том, что значит счастливая жизнь, но есть внутреннее чутье, которое всегда подсказывает, что истина еще не найдена.

Тема

Основная тема произведения становится понятна из названия. Есть ли на Руси хорошая жизнь? В стране, где никто не может сказать, что он живет счастливо. Реформы ударили по всем слоям населения, поэтому, после долгожданной отмены крепостного права, крестьянская тема стала еще более актуальной, чем до него.

Проблематика

Основной проблемой является, конечно социальная. То как строятся отношения в крестьянской общине, в которой все еще господствует самосуд, то как строятся новые отношения между бывшими господами и их крестьянами. Ведь изменения в обществе невозможны без изменений в душе каждого человека.

В каждой главе также есть своя ключевая проблема. Это проблема русского духовенства, проблема бывших помещиков, проблема положения женщины в обществе.

Идея произведения

Некрасов задумывал поэму, которая бы как зеркало народной жизни отражало бы все, что происходит в стране. Ведь душа у поэта болела за каждого жителя. Кто знает, возможно, если бы Некрасов успел закончить поэму, может быть, он и дал бы ответ на заглавный вопрос. А так он остается открытым, только напрашивается мысль о том, что за собственное счастье человек должен бороться сам. Но личное счастье невозможно без счастья гражданского.

Читайте также:  Вспомните у каких животных впервые появилась полость тела дайте определение понятий полость тела

Конец

Изначально задумывалось, что композиция будет кольцевая и осенью герои вернутся в свои деревни. Но последняя опубликованная часть снова переносит нас на Волгу, где вместе с Последышем, бывшим последним оплотом крепостного мира, поднимаются и бывшие проблемы, упоминаются и другие сословия, жизнь которых была ничуть не легче. В главе «Последыш» на пиру, устроенном после смерти старого помещика, поет Гриша Добросклонов и в своей песне, слова которой пришли ему утром на берегу реки, он выражает мысль о воплощении народного счастья. Это и можно считать логическим финалом, когда народное счастье может выразить в песне простой парень с открытым сердцем.

Вывод

Некрасов трепетно и горячо любил свою страну. Он не мог оставаться в стороне от судеб крестьян, помещиков, попов, бурлаков. Многие из этих людей практически не имели права голоса, поэтому он хотел сказать за них. Герои поэмы так просты и искренни, что читатель сопереживает им с первых строк. Гражданская поэзия для Некрасова — способ сделать что-то на благо страны, от чистого сердца, от бескорыстной любви к своему народу.

2 вариант

Спустя два года после выхода указа об отмене крепостного права Н. А. Некрасов создает поэму «Кому на Руси жить хорошо». Произведение является центральным в творчестве писателя. Оно рассказывает о жизни в пореформенной Руси. Автору удалось задать вопрос, который актуален и по сей день.

В основе сюжета лежит спор семерых мужиков о том, кому же живется на Руси лучше всех. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, они отправляются в странствие, во время которого герои знакомятся с разными людьми.

В поэме выделяется образ народа. Это главное действующее лицо произведения. Даже семеро мужиков обобщены в один образ, это аллегория народа. Они не проявляют индивидуальный характер, в них выражены общие черты народного самосознания.

В произведении также поднимаются народные проблемы: пьянство, труд, свобода и несвобода, грех, бунт и терпение, счастье.

Проблема свободы в том, что русский крестьянин не знал, что делать с этой свободой. Он не мог приспособиться к новой действительности. Народ привык трудиться. Только труд способен возвысить нищих героев над порочностью знати. Значение каждого человека определяется не высоким положением, а вкладом в общее дело – процветание родины.

Русь в поэме бедна и измученна. Но Некрасов описывает ее как великую страну. Он жалеет отчизну. Патриотизм автора выражается в образах, живущих для Родины: сильная характером и терпеливая женщина, крестьянин-богатырь и другие герои.

Счастье для каждого персонажа разное. Для властителей это богатство и положение в обществе, а счастье простого мужика состоит из различных несчастий: били, но не убили.

Помещики в поэме представлены в изобилии. Автор изображает их объективно и даже придает некоторым образам положительный характер. С некоторым сострадания Некрасов изображает Гаврилу Оболт-Оболдуева, который хорошо относился к крестьянам, устраивал для них праздники. Однако с отменой крепостного права потерял все, так как привык к старой жизни. В контрасте с этим персонажам создан образ Последыша-Утятина, чьи родственники подговорили народ обманывать помещика. А когда последний умер, родственники обманули простой люд. Наивысшей точкой дворянского ничтожества является помещик Поливанов, который бьет своего верного слугу и отдает его сына в рекруты за попытку жениться на любимой девушке.

Есть персонажи, чья судьба полностью взаимосвязана с народом. Таковы Ермил Гирин, Гриша Добросклонов. С помощью Гришиного понимания счастья можно понять основную идею произведения: счастлив тот, кто готов жить и работать для всеобщего счастья. Призыв любить свою Родину, а также бороться за свободу и счастье народа – вот главное на протяжении всего повествования, а в образе Гриши Добросклонова эта мысль окончательно воплощена.

В финале автор выражает свою точку зрения и подводит итоги поиска ответа на вопрос: счастливцем признается Гриша Добросклонов. Именно он является представителем народа, способным сделать все ради народа.

Анализ произведения 3

Произведение занимает ключевое место в творчестве Некрасова. В ней поэт размышляет над проблемой народного счастья.

Действие поэмы происходит после отмены крепостной зависимости. Автор с помощью множества примеров показывает, что освобождение от непосредственной власти помещиков не решило всех проблем. Народ остался беден, невежественен, среди его представителей процветает пьянство и жестокость.

Главным героем произведения является народ, как таковой. Недаром образы семь мужичков, которые пошли искать обладателя счастья, того, кто на самом деле живет хорошо, изображены очень схематично. На это жэе указывает тот факт, что они действуют всегда вместе и их сравнительно большое число.

Некрасов разворачивает перед читателем разнообразные картины народной жизни, сложившиеся после крестьянской реформы. Странники – искатели счастливого человека, встречаются с представителями разных сословий, обладателями разного имущественного достатка, наделенных несхожими чертами характера. Истории, которые рассказаны мужичкам, показывают, что Жизнь устроена после реформы далеко не совершенно. Конечно, автор не желает возвращения к старому, цель его поэмы – побудить незамедлительно продолжить двигаться вперед.

Переустроить жизнь, по его мнению, могут выходцы из простонародья, которые, однако, получили образование и могут в своих размышлениях подняться выше своих собственных интересов и потребностей и посвятить всего себя служению общему благу. Таков Гриша Добросклонов, появляющийся ближе к концу произведения. Введя образ революционера из низов, Некрасов показал, что он не видит возможности дальнейших существенных улучшений жизни большинства путем проведения реформ сверху.

Поэма насыщена фольклорными мотивами. Само изложение несколько стилизовано под сказку. Одно количество мужичков-странников – семь, является числом, постоянно используемым в народном творчестве. Использование фольклорных мотивов помогает автору погрузить читателя в гущу народной жизни. Вызываемые ассоциации со слышанными каждым в детстве русским народными сказками, тянут за собой и воспоминания, связанные с общением с простыми крестьянами. Кроме того, стилизованность напоминает, что Некрасов сознательно представляет читателям обобщенные образы.

Поэму можно назвать эпопеей, рисующей перед читателем картины из жизни простого народа. При этом автор показывает какими он видит строителей новой жизни.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начинал писать за несколько лет до своей смерти. Будучи больным раком, он старался завершить его и найти ответ на вопрос: Кому на Руси живётся лучше всего? Но, к сожалению, его здоровье не смогло выдержать всех страданий, поэтому писатель умер, так и не закончив эту поэму. Стоит поблагодарить его верных друзей, собравших поэму буквально по крупицам. Тем не менее её основа была опубликована, хоть и без логичного конца. Но какой идейный смысл у этого произведения, что оно несёт в себе?

Главные герои представлены в виде семи странников, которые реши найти самого счастливого человека на Руси. По пути им встречаются самые разнообразные личности: общинный председатель – очень добрый и честный человек, который не пользуется своим служебным положением и работает на благо народа, крестьянка – сильная и трудолюбивая женщина, повидавшая за жизнь множество бед и несчастий, и интеллигент, добившийся всего в жизни своими собственными руками. Каждый герой располагает большими усилиями для достижения успеха. Но, к несчастью, каждый из них не испытывает полного удовлетворения в жизни. У каждого из них свои проблемы и недуги, но все они пытаются их преодолевать.

Во время путешествия семерых странников поднимаются важные общественные темы: условия жизни людей, достаток сословий, борьба с пережитками крепостничества. Некрасов пытается показать состояние общества того времени. В поэме повествуется о совершенно разных классах людей, отличающихся взглядами на жизнь, предпочтениями и желаниями. Автор пытается раскрыть характер каждого персонажа, показав большой разрыв в социальном расслоении. Некрасов призывает к социальному равенству всех людей.

К концу произведения Некрасов так и не даёт ответ на поставленный вопрос. Конечный вариант произведения лишь приходит к выводу, что всем живётся трудно. Возможно, если бы болезнь не сразила его, то мы бы узнали о самом счастливом человеке на Руси. Но нельзя откидывать тот факт, что он хотел, чтобы читатели сами ответили на этот вопрос с помощью предоставленной почвы для размышлений. Каждый сам для себя решить, кому на Руси жить хорошо.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

1924 – будущий писатель Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая в маленькой деревушке Овсянка Красноярского края.

События развиваются в новом государстве, которое получает звание Мирового. Идет 632-год эры, названной Стабильной. Эта эра получает также название Форда, который является не только правителем автомобильной компании

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» насыщен колоритными персонажами. Наверное, это одно из немногих произведений, в котором действительно стоит сделать именно на представленных героях, а не на социальном фоне или исторической подоплеке.

Бедствие может случиться в любой момент, и никто от этого не застрахован. И Айтматов в романе «Плаха» описывает именно это событие. Люди живут рядом с природой, и в любой момент может произойти различное

В этом рассказе Чехов исследует юную девичью душу и также рассматривает воздействие искусства на человека. Главной героиней является Надежда Зеленина, которая грезит возможностью влюбиться

Источник

Интересные факты из жизни