2 этап рт 2015 2016 русский язык

РТ 2015/2016 гг. Этап II. Тематическое консультирование по русскому языку. Вариант 2

6 А10. Укажите номера пропусков, где пишется НЕ: Сколько бы я 1) н.. путешествовал, где бы 2) н.. странствовал, всегда интересовался редкими растениями. Каких только видов 3) н.. существует на Земле! Я 4) н.. могу 5) н.. поражаться этому удивительному многообразию! Ответ: 3, 4, 5 А11. Через дефис пишутся слова: 1) (солнце)защитный; 2) (по)другому учебнику; 3) (ярко)жёлтое оперение; 4) завоевать (пол)испании; 5) (стерео)звук. Ответ: 3, 4 раздельно); не_окрепший на речке лёд (причастие употреблено с зависимым словом, поэтому не пишется раздельно); 5) не_готов к полёту (не с кратким прилагательным готов всегда пишется раздельно); неизрасходованные средства (причастие употреблено без зависимого слова, поэтому не пишется слитно) Сколько бы я 1) ни путешествовал, где бы 2) ни странствовал, всегда интересовался редкими растениями. Каких только видов 3) не существует на Земле! Я 4) не могу 5) не поражаться этому удивительному многообразию! 1) и 2) в придаточной части с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла пишется частица ни: (Сколько бы я 1) ни путешествовал), (где бы 2) ни странствовал), [всегда интересовался редкими растениями]; 3) в восклицательном простом предложении с обобщённым значением перед сказуемым пишется частица не для выражения утверждения. Сравните: много видов растений существует на Земле; 4) и 5) пишется частица не, т. к. при двойном отрицании предложение приобретает положительный смысл: не могу не поражаться (= могу поражаться) 1) солнцезащитный (сложное прилагательное пишется слитно, т. к. образовано от словосочетания: солнцезащитный защита от солнца); 2) по другому учебнику (по предлог, пишется раздельно: по учебнику какому? другому); 3) ярко-жёлтое оперение (сложное прилагательное пишется через дефис, т. к. обозначает оттенок цвета); 4) завоевать пол-испании (существительное с первой частью пол- пишется через дефис перед прописной буквой); 5) стереозвук (слово с иноязычным элементом стереопишется слитно) Различение НЕ и НИ Дефис в существительных, прилагательных, наречиях 10 класса: 29, упр. 228; 48, упр Учебник для 7 класса: 63 41, 60. Учебник для 7 класса: упр. 386, класса: 46, упр. 348 (1), 349, 350, 351 (1), 352. Русский язык: учеб. пособие для 11 кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / РТ 2015/2016 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 6

7 А12. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях: 1) Опоздание в морском деле так(же) позорно, как трусость. 2) В словах его и (в)течении мыслей было чрезвычайно много беспорядка. 3) В ближайшие дни я получу ответ (на)счёт моего участия в конференции. 4) Визы нам выдал бесстрастный жандарм в высоком кепи (в)виде башни. 5) Дельтаплан то взлетал (в)высь, то опускался почти к самой земле. Ответ: 1, 2, 4 А13. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях: 1) Настоящая охотничья собака_ терпелива и вынослива. 2) Косцы на лугу, одинокая фигура отдыхающего мужика, деревенские ребятишки на стогу_ всё запечатлено на картине светло и правдиво. 3) В арктической экспедиции отказаться от использования солярки_ значит отказаться от огня и горячей пищи. 4) Язык_ вот самая большая ценность народа. 5) Всякое искусство_ есть подражание природе. Ответ: 2, 3, 4 1) Опоздание в морском деле так же позорно, как трусость. (Наречие с частицей; частицу же можно исключить. так, как трусость.) 2) В словах его и в течении мыслей было чрезвычайно много беспорядка. (Сочетание существительного с предлогом пишется раздельно.) 3) В ближайшие дни я получу ответ насчёт моего участия в конференции. (Предлог пишется слитно: насчёт моего участия = о моём участии.) 4) Визы нам выдал бесстрастный жандарм в высоком кепи в виде башни. (Предлог в виде всегда пишется раздельно.) 5) Дельтаплан то взлетал ввысь, то опускался почти к самой земле. (Наречие с пространственным значением, в предложении отсутствует пояснительное к нему слово, следовательно, пишется слитно: взлетал куда? ввысь. Ср.: взлетал в высь чего? небес.) 1) Настоящая охотничья собака терпелива и вынослива. (Тире не ставится между подлежащим и сказуемым, если сказуемое выражено прилагательным.) 2) Косцы на лугу, одинокая фигура отдыхающего мужика, деревенские ребятишки на стогу всё запечатлено на картине светло и правдиво. (Обобщающее слово всё стоит после однородных подлежащих, поэтому перед ним ставится тире: [О, О, О. ].) 3) В арктической экспедиции отказаться от использования солярки значит отказаться от огня и горячей пищи. (Тире ставится между подлежащим и сказуемым перед словом значит.) 4) Язык вот самая большая ценность народа. (Тире ставится между подлежащим и сказуемым перед словом вот.) 5) Всякое искусство есть подражание природе. (Тире не ставится между подлежащим и сказуемым при наличии глагола-связки есть.) Слитное и раздельное написание предлогов, союзов и наречий Пунктуация. Тире в простом предложении (между подлежащим и сказуемым, при однородных членах с обобщающим словом) Л. А. Мурина [и др.]. Минск: НИО, 2010: упр класса: 46, упр. 363, 364, 367, 368, 370, 371. Русский язык: учеб. пособие для 8 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л. А. Мурина [и др.]. Минск: НИО, 2011: упр. 21, 26. Учебник для 7 класса: (с. 252, 253) 8 класса: 20, упр ; класса (с. 73, 74, 206, 207) РТ 2015/2016 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 7

9 слова не являются членами предложения, то есть к ним нельзя поставить вопрос ни от одного слова в предложении; 3) вводные слова можно изъять из предложения практически без ущерба для его смысла; 4) частицы всё же, как будто, всё-таки, именно, исключительно, только никогда не бывают вводными А16. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях: 1) Зиму_ и лето, осень_ и весну рябчики проводят в лесу, держась своих привычных мест. 2) Она очень радовалась и тишине_ и уединению_ и чистому воздуху. 3) За окном горел_ и никак не мог погаснуть неяркий_ и лёгкий закат. 4) На реке то сопело что-то_ то трещало_ то обсыпалось. 5) Было тихо_ и тёмные_ и страшные тени лежали на земле. Ответ: 2, 4 1) Зиму и лето, осень и весну рябчики проводят в лесу, держась своих привычных мест. (Простое предложение с однородными дополнениями, связанными союзами попарно; запятая ставится между парами: зиму и лето, осень и весну.) [О и О, О и О]. 2) Она очень радовалась и тишине, и уединению, и чистому воздуху. (Простое предложение с однородными дополнениями, соединёнными повторяющимся союзом и.) [и О, и О, и О]. 3) За окном горел и никак не мог погаснуть неяркий и лёгкий закат. (Простое предложение с двумя рядами однородных членов: горел и не мог погаснуть, неяркий и лёгкий.) [О и О О и О]. 4) На реке то сопело что-то, то трещало, то обсыпалось. (Простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными повторяющимся союзом то то.) [то О, то О, то О]. 5) [Было тихо], и [тёмные и страшные тени лежали на земле]. (Сложносочинённое предложение, вторая часть осложнена однородными определениями, соединёнными союзом и.) [ ], и [О и О]. Пунктуация. Пунктуация при однородных членах предложения. Различение простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений 11 класса: 12, класса: 34, 36, 37 А17. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях: 1) Память у него отличная и многое он помнит даже в деталях. 2) Мысль о том что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам 1) [Память у него отличная], и [многое он помнит даже в деталях]. Ошибка: между частями сложносочинённого предложения ставится запятая перед союзом и: [ ], и [ ]. 2) [Мысль о том, (что мы можем потерпеть Пунктуация. Знаки препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях 11 класса: класса: 8, упр ; 13, упр. 102, 103; 28 РТ 2015/2016 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 9

11 пренебречь своим покоем, здоровьем, размеренной жизнью ради покорения горных вершин. 5) Не явлюсь я к намеченному сроку_ место займёт другой. Ответ: 1, 4 4) Я всегда знал: существуют люди, способные пренебречь своим покоем, здоровьем, размеренной жизнью ради покорения горных вершин. [ ]: что [ ]. Между частями изъяснительные отношения (можно вставить союз что). 5) Не явлюсь я к намеченному сроку место займёт другой. Если [условие] [ ]. Первая часть указывает на условие совершения действия, названного во второй части А19. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи: 1) По мнению М. Горького: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой необыкновенной». 2) Он крикнул вслед всадникам: «Ребята! Не теряйте друг друга из виду!» 3) «Помолчала бы, болтунья, проворчала бабушка, но тут же совсем мирно попросила: Пойди к Верочке, узнай, как она там одна». 4) Это вандализм, взволнованно произнесла Вероника Павловна, так обращаться со старинными вещами! 5) «Дети сделали гениальный коллаж» сообщила Саша, отмывая руки от пластилина. Ответ: 2, 3, 4 1) По мнению М. Горького, «русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой необыкновенной». Ошибка: цитата сопровождается вводной конструкцией со значением указание на источник сообщения, поэтому ставится не двоеточие, а запятая; первое слово в цитате пишется со строчной (маленькой) буквы. 2) Он крикнул вслед всадникам: «Ребята! Не теряйте друг друга из виду!» Правильно. А: «П!» 3) «Помолчала бы, болтунья, проворчала бабушка, но тут же совсем мирно попросила: Пойди к Верочке, узнай, как она там одна». Правильно. В словах автора есть два глагола со значением речи, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой ко второй. Поэтому после слов автора ставится двоеточие и тире, а прямая речь продолжается с прописной буквы. «П, а, но а: П». 4) Это вандализм, взволнованно произнесла Вероника Павловна, так обращаться со старинными вещами! Правильно. П, а, п. 5) «Дети сделали гениальный коллаж», сообщила Саша, отмывая руки от пластилина. Ошибка: после прямой речи нужно поставить запятую: «П», а. Пунктуация. Пунктуация в предложениях с чужой речью 11 класса: класса: 36, 37, 38 РТ 2015/2016 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 11

12 А20. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях: 1) С раннего утра шёл не переставая мелкий_ как водяная пыль_ дождик. 2) Звук был настолько странным и громким_ как будто с их тихой улицы вдруг стартовал космический корабль. 3) Частые колебания уровня ртутного столба не следует воспринимать_ как признак приближения длительного периода дождливой погоды. 4) Вера очень отличалась от всех своих родных_ как внешне_ так и внутренне. 5) Саша_ как староста класса_ должен был сообщить ребятам о собрании. Ответ: 1, 2, 5 1) С раннего утра шёл не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик. (Запятые на месте пропусков ставятся, т. к. есть сравнительный оборот с союзом как.) 2) [Звук был настолько странным и громким], (как будто с их тихой улицы вдруг стартовал космический корабль). (Запятая ставится перед подчинительным союзом в сложноподчинённом предложении.) [ ], (как будто ). 3) Частые колебания уровня ртутного столба не следует воспринимать как признак приближения длительного периода дождливой погоды. (Запятая не ставится, т. к. союз как имеет значение в качестве.) 4) Вера очень отличалась от всех своих родных как внешне, так и внутренне. (Однородные члены предложения соединены двойным союзом как так и, поэтому запятая ставится только перед второй частью союза.) [ как, так и ]. 5) Саша, как староста класса, должен был сообщить ребятам о собрании. (Обособляется приложение с дополнительным значением причины. Ср.: Саша должен был сообщить ребятам о собрании, потому что был старостой класса.) Пунктуация. Знаки препинания в предложениях, содержащих конструкции со сравнительными союзами и частицами 11 класса: класса: упр класса: 45, упр. 248 (п. 4), упр. 251 А21. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую: Ярко сверкнула молния 1) _ раскроив полнеба 2) _ и 3) _ когда мы вбежали в дом 4) _ то сразу же стали закрывать ставни 5) _ было очень страшно. Ответ: 1, 2, 4 [Ярко сверкнула молния 1), раскроив полнеба ] 2), и 3) (когда мы вбежали в дом) 4), то [сразу же стали закрывать ставни] 5) : [было очень страшно]. Ставятся запятые на месте пропусков 1), 2), т. к. раскроив полнеба деепричастный оборот. Не ставится запятая на месте пропуска 3) между союзом и и союзом когда, поскольку после придаточной части следует вторая часть двойного союза то (когда то). Ставится запятая на месте пропуска 4), т. к. заканчивается придаточная часть сложноподчинённого предложения. На месте пропуска 5) ставится двоеточие, так как между частями предложения бессоюзная связь с причинными отношениями (возможна вставка союза потому что) Пунктуация. Обобщающее задание по пунктуации 11 класса: класса: 34 РТ 2015/2016 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 12

Читайте также:  Как варить язык в мультиварке панасоник

15 Текст к заданиям А27 А30 и В1 В4 (1) Перед вечером медленно надвинулись тучи, налетел в потемневшем воздухе вихрь, зашумел проливной дождь. (2) Но на закате снова внезапно ударили сквозь тучу ослепительные стрелы солнца и ливень засверкал и затрепетал в их золотистом блеске. (3) Когда же туча медленно растаяла, засинело ясное небо. (4) Дождь перестал. (5) Зелень дышала, яркая, молодая, обновлённая. (6) Весело щебетали птицы. (7) Ласточки, упиваясь безотчётной радостью, тонули в чистом воздухе. (8) А солнце догорало тихо и безмятежно. (9) Наступила вечерняя заря, вся напоённая свежестью и благоуханием. (10) И, отражая её переливы, как зеркало, замерла река у подножия старого парка. (11) В прозрачном вечернем воздухе купались вершины старых елей, а тополя замирали среди них зелёными обелисками. (12) Гибкая и упругая змея выползла из-под корня и неспешно развила свои кольца. (13) Её ещё пригревало солнце, сквозившее между стволами елей на сухую, усыпанную коричневой хвоей тропинку. (14) На корнях затонувшего дерева сидела жаба, любуясь своим отражением в зеркальной воде. (15) А водяная лилия уже склонила свою нежную головку, и казалось, что она вот-вот заснёт. (16) Мимо неё проходили люди, любовались её серебристым венчиком, стрекозы пели ей звонкие и страстные песни. (17) И всем было хорошо в этот тёплый летний вечер. А27. Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста: 1) Дождь начался до рассвета и длился весь день. 2) После дождя зелень была яркая, обновлённая. 3) В прозрачном вечернем воздухе купались вершины старых елей. 4) Люди любовались стрекозами, летавшими над водой. 5) Всем было хорошо в этот летний вечер. Ответ: 2, 3, 5 А28. Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту: 1) научный стиль речи; 2) художественный стиль речи; 3) тип речи повествование с элементами описания; 4) тип речи рассуждение; 5) задача речи рассказать об особенностях поведения жаб и змей перед дождём. Ответ: 2, 3 Соответствуют содержанию текста утверждения: 2) После дождя зелень была яркая, обновлённая (см. предложения 4, 5 в тексте: Дождь перестал. Зелень дышала, яркая, молодая, обновлённая). 3) В прозрачном вечернем воздухе купались вершины старых елей (см. предложение 11 в тексте: В прозрачном вечернем воздухе купались вершины старых елей, а тополя замирали среди них зелёными обелисками). 5) Всем было хорошо в этот летний вечер (см. предложение 17 в тексте: И всем было хорошо в этот тёплый летний вечер). Этот текст повествование с элементами описания художественного стиля речи Текст. Смысловой и композиционный анализ текста Текст. Стили речи, задачи речи. Типы речи Учебник для 5 класса (часть 1): класса: упр. 274 (1, 2). 10 класса: 4, класса: 5, 6 Учебник для 5 класса (часть 1): 30, Учебник для 7 класса: 5. 9 класса: класса: 4 РТ 2015/2016 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 15

16 А29. Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 9-е и 10-е предложения текста: 1) лексический повтор; 2) синонимическая замена; 3) союз; 4) местоимение; 5) одинаковый порядок слов. Ответ: 3, 4 А30. Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 7-м предложении текста: 1) употреблено в значении не подлежащий отчёту ; 2) употреблено в значении возникающий помимо воли, сознания ; 3) синоним неосознаваемый; 4) синоним неорганизованный; 5) антоним упорядоченный. Ответ: 2, 3 В1. Найдите в 11-м предложении текста слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте. Ответ: елей (9) Наступила вечерняя заря, вся напоённая свежестью и благоуханием. (10) И, отражая её переливы, как зеркало, замерла река у подножия старого парка. 10-е предложение связано с 9-м при помощи союза и и местоимения (заря её) (7) Ласточки, упиваясь безотчётной радостью, тонули в чистом воздухе. Лексическое значение слова и его синонимические или антонимические отношения определяем только в контексте данного предложения. Слово безотчётной употреблено в значении возникающий помимо воли, сознания ; синоним (близкое или полностью совпадающее по значению слово) неосознаваемый (11) В прозрачном вечернем воздухе купались вершины старых елей, а тополя замирали среди них зелёными обелисками Елей 4 буквы, 5 звуков. Буква е в начале слова обозначает два звука [йэ] Текст. Средства связи предложений в тексте Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы Фонетика. Звуко-буквенный слова анализ Учебник для 5 класса (часть 1): класса: упр. 37, 38, 396 (2). 8 класса: упр класса: 13, 14, 16, класса: упр класса: упр. 268, 269, 271, 272 (2). Учебник для 5 класса (часть 2): класса: Учебник для 5 класса (часть 2): 1, 2 В2. Найдите в 11-м предложении текста (11) В прозрачном вечернем воздухе купались вершины Морфология. относительное прилагательное и запишите старых елей, а тополя замирали среди них зелёными Распознавание частей речи его в область ответов в той форме, в обелисками Имя прилагательное. которой оно употреблено в тексте. В данном предложении четыре прилагательных: (в) Разряды имён 10 класса: 24, Ответ: вечернем прозрачном (воздухе), (в) вечернем (воздухе), старых (елей), прилагательных упр. 166, 167, 170, зелёными (обелисками). Прилагательное вечернем по значению 174, 175 относительное, т. к. обозначает признак предмета, который указывает на отношение ко времени. Кроме того, обозначает признак, который не может быть выражен в большей или меньшей степени, не имеет краткой формы и не сочетается с наречиями меры и степени очень, совершенно и т. д. РТ 2015/2016 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 16

17 В3. Найдите в 12-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов. Ответ: неспешно (12) Гибкая и упругая змея выползла из-под корня и неспешно развила свои кольца. При примыкании зависимое слово связывается с главным только по смыслу. В качестве зависимого слова выступает либо неизменяемая часть речи, либо форма слова. Таким словосочетанием здесь будет неспешно развила: развила (главное слово) как? неспешно (зависимое слово). Зависимое слово наречие, т. е. неизменяемая часть речи Синтаксис. Строение словосочетания. Вид связи в словосочетании 11 класса: 6. 8 класса: 9, 10 В4. Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 16-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже. Ответ: дополнение (16) Мимо неё проходили люди, любовались её серебристым венчиком, стрекозы пели (что?) ей звонкие и страстные песни. Слово песни относится к сказуемому и отвечает на вопрос винительного падежа что?, следовательно, выделенное слово является дополнением Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения 11 класса (с. 148, 149); упр класса (с. 75, 78); упр. 135 В5. В данном ниже предложении допущена орфографическая ошибка. Найдите слово с ошибкой и запишите его в область ответов в исправленном виде (в той форме, в которой оно употреблено в предложении). Очень плодотворными оказались поездки Д. И. Менделеева на Кавказ, а затем в Америку для знакомства с технологическими процессами нефтидобычи от момента извлечения нефти из земли до получения конечного продукта. Нефтедобычи соединительная гласная е пишется после мягких согласных (ср. нефть) Обобщающее задание по орфографии 10 класса: упр. 348 (2), 353. Учебник для 6 класса (с. 61, 62, 224) Ответ: нефтедобычи В6. Слово, указанное в скобках, поставьте в нужную форму и запишите в этой форме в область ответов. В кулинарной книге можно найти разные способы приготовления пышных (оладьи). В кулинарной книге можно найти разные способы приготовления (чего?) пышных оладий. Существительное оладьи в форме множественного числа родительного падежа имеет нулевое окончание Культура речи. Морфологические нормы 10 класса (приложение «Морфологические нормы») Ответ: оладий Задания В7 В10 РТ 2015/2016 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 17

20 Г. В утренней тишине [запел пастуший рожок] да [петухи прокричали своё приветствие солнцу]. Обстоятельство [ ] да [ ]. Сложносочинённое предложение РТ 2015/2016 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 20

Источник

РТ 2016/2017 гг. Этап II. Тематическое консультирование по русскому языку. Вариант 2

8 2) Дорогая тётушка вы не откажетесь приютить у себя несчастную женщину которая спасается от погони? 3) Часы проведённые с родными подарили ему радость и заряд бодрости на несколько дней. 4) Ища опоры и поддержки Саша прижался спиной к шершавому стволу дуба. 5) На ступеньках сидел и курил трубку Фергюсон высокий худощавый старик. Ответ: 3, 4, 5 А15. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены): 1) Эта маленькая птичка с большим клювом казалось дремала. 2) К моему удивлению примешивалась ещё и лёгкая досада раздражение на невольных свидетелей. 3) По словам соседей в тот вечер у Преображенского горели все огни. 4) Известно что именно в этой обители жила сестра Льва Толстого. 5) Я кричу однако звука не слышно. Ответ: 1, 3 добавочного обстоятельственного значения.) 2) Дорогая тётушка, вы не откажетесь приютить у себя несчастную женщину, которая спасается от погони? [Обращение. ], ( )? (Обращение не является членом предложения.) 3) Часы, проведённые с родными, подарили ему радость и заряд бодрости на несколько дней. [Сущ., причастный оборот, ]. 4) Ища опоры и поддержки, Саша прижался спиной к шершавому стволу дуба. [ Деепричастный оборот, ]. 5) На ступеньках сидел и курил трубку Фергюсон, ( ) высокий худощавый старик. [ сущ., ( ) распространённое приложение ]. 1) Эта маленькая птичка с большим клювом, казалось, дремала. (Казалось вводное слово; указывает на степень достоверности сообщения, факта.) 2) К моему удивлению примешивалась ещё и лёгкая досада, раздражение на невольных свидетелей. (К моему удивлению в данном предложении не является вводным словосочетанием.) 3) По словам соседей, в тот вечер у Преображенского горели все огни. (По словам соседей вводное словосочетание; указывает на источник сообщения.) 4) [Известно], что? (что именно в этой обители жила сестра Льва Толстого). (Известно не является вводным словом; выступает в роли главной части сложноподчинённого предложения с придаточной изъяснительной.) 5) Я кричу, однако звука не слышно. (Однако является союзом: однако=но.) Помните: 1) при помощи вводных слов говорящий выражает своё отношение к сообщаемому; 2) вводные слова не являются членами предложения, то есть к ним нельзя поставить вопрос ни от одного слова в предложении; 3) вводные слова можно изъять из предложения практически без ущерба для его смысла; 4) частицы всё же, как будто, всё-таки, именно, вводных слов, однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами Пунктуация. Вводные слова и предложения. Разграничение вводных слов и членов предложения, вводных слов и частиц, союзов Русский язык: учеб. пособие для 9 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л. А. Мурина [и др.]. Минск: НИО, 2011 (с. 8 11) 11 класса: класса: упр класса: 49 РТ 2016/2017 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 8

Читайте также:  Гласные звуки в русском языке для дошкольников

9 А16. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях: 1) Вечера были совершенно свободны_ и я посвящал их разбору библиотеки_ и долгим чаепитиям у самовара. 2) Река извивалась светлой_ и чистой змейкой_ и скрывалась где-то за пригорком. 3) В новом друге меня привлекали и общительность_ и начитанность_ и умение слушать собеседника. 4) В тоске он то перебирал старые письма_ то бездумно смотрел в окно_ то брался читать какую-то газету и раздражённо бросал её. 5) И ждёшь чего-то_ и томишься в борении разума_ и чувств, реальности_ и миражей. Ответ: 3, 4 исключительно, только, вроде бы, вряд ли никогда не бывают вводными словами 1) [Вечера были совершенно свободны], и [я посвящал их разбору библиотеки и долгим чаепитиям у самовара]. (Сложносочинённое предложение, вторая часть осложнена однородными членами, соединёнными союзом и.) [ ], и [О и О]. 2) Река извивалась светлой и чистой змейкой и скрывалась где-то за пригорком. (Простое предложение с двумя рядами однородных членов: извивалась и скрывалась, светлой и чистой.) [О О и О и О]. 3) В новом друге меня привлекали и общительность, и начитанность, и умение слушать собеседника. (Простое предложение с однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом и.) [и О, и О, и О]. 4) В тоске он то перебирал старые письма, то бездумно смотрел в окно, то брался читать какую-то газету и раздражённо бросал её. (Простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными повторяющимся союзом то то и союзом и.) [то О, то О, то О и О]. 5) И ждёшь чего-то, и томишься в борении разума и чувств, реальности и миражей. (Простое предложение с двумя рядами однородных членов. Однородные дополнения связаны союзами попарно: и ждёшь, и томишься; разума и чувств, реальности и миражей.) [и О, и О О и О, О и О]. Пунктуация. Пунктуация при однородных членах предложения. Различение простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений 11 класса: 12, класса: 34, 36, 37 А17. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях: 1) На этом собрании было много людей и звучали интересные предложения. 2) Когда поезд ушёл и мы повернули с перрона в сторону вокзала, нас окликнул незнакомый мальчишка. 1) На этом собрании было много людей и звучали интересные предложения. Правильно. Общ. втор. чл. [ ] и [ ]. 2) (Когда поезд ушёл) и (мы повернули с перрона в сторону вокзала), [нас окликнул незнакомый мальчишка]. Правильно. Сложноподчинённое предложение с Пунктуация. Знаки препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях 11 класса: класса: 8, упр ; 13, упр. 102, 103; 28 РТ 2016/2017 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 9

10 3) Кажется, что, если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звёзд. 4) Над дорогой с весёлым криком носились какие-то птички и в степной траве перекликались суслики. 5) То что связывало их, было чем-то вечным и таким, что существовало само по себе. Ответ: 1, 2 А18. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части: 1) Лошадям свистну_ помчатся стрелой. 2) Шутить с болотом опасно_ зайдёшь в трясину и не вернёшься. 3) Он спустил курок_ ружьё дало осечку. 4) Больше Андрей ничего не видел_ он потерял сознание от боли. 5) Я не могу понять_ почему он не хочет нам помочь? Ответ: 2, 4 однородным подчинением; между однородными придаточными, соединёнными неповторяющимся союзом и, запятая не ставится. (Когда ) и ( ), [ ]. 3) Ошибка: сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Между подчинительными союзами что и если запятая не ставится, т. к. после второй придаточной части следует вторая часть двойного союза то (если то). Правильно: [Кажется], (что (если вглядеться в аквамарин), то увидишь тихое море с водой цвета звёзд). [Глагол], (что (если. ), то. ). 4) Ошибка: между частями сложносочинённого предложения ставится запятая перед союзом и. Правильно: [Над дорогой с весёлым криком носились какие-то птички], и [в степной траве перекликались суслики]. [ ], и [ ]. 5) Ошибка: перед союзным словом что, присоединяющим придаточную часть, ставится запятая. Правильно: [То, (что связывало их), было чем-то вечным и таким], (что существовало само по себе). 1) Лошадям свистну помчатся стрелой. Если [условие] [ ]. Первая часть указывает на условие совершения действия, названного во второй части. 2) Шутить с болотом опасно: зайдёшь в трясину и не вернёшься. [ ]: потому что [причина]. Вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части. 3) Он спустил курок ружьё дало осечку. [ ] но [ ]. Между частями бессоюзного сложного предложения складываются противительные отношения. 4) Больше Андрей ничего не видел: он потерял сознание от боли. [ ]: потому что [причина]. Вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой Пунктуация. Смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях 11 класса: 21, 28, класса: РТ 2016/2017 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 10

11 части. 5) Я не могу понять: почему он не хочет нам помочь? [ ]: [ ]? Вторая часть представляет собой прямой вопрос А19. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи: 1) Сервантес остроумно заметил, что: «платье и облачает, и разоблачает человека». 2) «Ты забываешь, мой друг», возразила Мария Павловна, «что этой девочке пошёл уже семнадцатый год и что она окончила гимназию». 3) «Девочка удивилась: «Ты помнишь все созвездия?» 4) У меня нет зонта, отчётливо произнёс мальчик. 5) «Ты одна имеешь влияние на Катю и умеешь сдерживать её порывы, сказала Анна Николаевна и добавила: Мы с мужем надеемся на тебя». Ответ: 3, 4, 5 А20. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях: 1) Для моряка палуба_ как святыня. 2) Через решётку мостик был виден_ как на ладони. 3) Глаза чёрные_ как у горной серны_ так и заглядывали вам в душу. 4) Сегодняшняя лекция это не что иное_ как 1) Ошибка: цитата вводится в авторскую речь при помощи подчинительного союза что как часть сложноподчинённого предложения, поэтому после союза двоеточие не ставится. Правильно: Сервантес остроумно заметил, что «платье и облачает, и разоблачает человека». 2) Ошибка: внутри прямой речи кавычки не ставятся, если слова автора разрывают прямую речь. Правильно: «Ты забываешь, мой друг, возразила Мария Павловна, что этой девочке пошёл уже семнадцатый год и что она окончила гимназию». «П, а, п». 3) Девочка удивилась: «Ты помнишь все созвездия?» Правильно. А: «П?» 4) У меня нет зонта, отчётливо произнёс мальчик. Правильно. П, а. 5) «Ты одна имеешь влияние на Катю и умеешь сдерживать её порывы, сказала Анна Николаевна и добавила: Мы с мужем надеемся на тебя». Правильно. В словах автора есть два глагола со значением речи, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой ко второй. Поэтому после слов автора ставится двоеточие и тире, а прямая речь продолжается с прописной буквы. «П, а и а: П». 1) Для моряка палуба как святыня. (Запятая не ставится перед словом как, потому что оно присоединяет именную часть составного сказуемого.) 2) Через решётку мостик был виден как на ладони. (Фразеологический оборот с как запятыми не выделяется.) 3) Глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу. (Запятые на месте пропусков ставятся, Пунктуация. Пунктуация в предложениях с чужой речью Пунктуация. Знаки препинания в предложениях, содержащих конструкции со сравнительными союзами и частицами 11 класса: класса: 36, 37, класса: класса: упр класса: 45, упр. 248 (п. 4), упр. 251 РТ 2016/2017 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 11

12 яркий набросок плана борьбы с жестокими суховеями. 5) Выздоровление проходило не так быстро_ как мы думали. Ответ: 3, 4, 5 т. к. в предложение вводится сравнительный оборот с союзом как.) 4) Сегодняшняя лекция это не что иное, как яркий набросок плана борьбы с жестокими суховеями. (В сочетании не что иное, как запятая всегда ставится перед как.) 5) Выздоровление проходило не так быстро, как мы думали. (Запятая ставится перед союзным словом как, т. к. оно присоединяет придаточную часть степени в сложноподчинённом предложении.) А21. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую: Гроза закончилась 1) _ и 2) _ когда последние капли дождя уже высохли, тётушка 3) _ накинув на плечи шаль 4) _ вышла в сад 5) _ нужно было встречать гостя. Ответ: 1, 2, 3, 4 [Гроза закончилась] 1), и 2), (когда последние капли дождя уже высохли), [тётушка 3), накинув на плечи шаль 4), вышла в сад] 5) : [нужно было встречать гостя]. Ставится запятая на месте пропуска 1), т. к. союз и связывает части сложного предложения. Ставится запятая на месте пропуска 2) между сочинительным союзом и и подчинительным союзом когда; придаточную часть можно изъять с сохранением строения остальной части предложения. Ставятся запятые на месте пропусков 3), 4); обособляется деепричастный оборот накинув на плечи шаль. На месте пропуска 5) ставится двоеточие, так как между частями предложения бессоюзная связь, причинные отношения (возможна вставка союза потому что) Пунктуация. Обобщающее задание по пунктуации 11 класса: класса: 34 А22. Укажите слова, в которых есть звук [т]: 1) стрела; 2) потепление; 3) отбирать; 4) объезд; 5) подпрыгнуть. Ответ: 1, 4, 5 1) стрела с[т]рела (согласный звук при произношении не изменяет своего качества перед л, м, н, р, в, й); 2) потепление по[т ]епление (буква е обозначает мягкость предыдущего согласного); 3) отбирать о[д]бирать (парный глухой согласный перед парным звонким (кроме в) озвончается); 4) объезд объез[т] (парный звонкий согласный на конце слова оглушается); 5) подпрыгнуть по[т]прыгнуть (парный звонкий согласный перед глухим оглушается) Фонетика. Звуко-буквенный анализ слова 10 класса: Учебник для 5 класса (часть 2): 1, 2 А23. Укажите, какие пары слов являются формами одного и того же слова: 1) мы нам; Формами одного и того же слова являются: 1) мы нам (нам форма дательного падежа личного местоимения мы); Состав слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова 10 класса: 19, 20. РТ 2016/2017 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 12

Читайте также:  Как вырезать язык не повредив горло

15 4) Вступительная кампания проводится согласно правил приёма. 5) В Ялте я встретил давних знакомых, приехавших в этот приморский город на отдых. Ответ: 2, 3, 4 Ошибка: нарушена норма построения предложений с деепричастным оборотом (основное и добавочное действия относятся к разным предметам). Правильно: Когда я вышел на улицу без перчаток, у меня сразу же окоченели руки. 4) Вступительная кампания проводится согласно правил приёма. Ошибка: нарушена норма управления, связанная с выбором предложно-падежной формы. Правильно: согласно чему? правилам приёма Текст к заданиям А28 А30 и В1 В5 (1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи и цели, но и вовсе не рациональные мечты. (2) Говорят, что цель всегда конкретна, измеряема, достижима. (3) Например, целью может быть поступление в колледж или покупка мотоцикла. (4) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (5) А вот мечта это совсем другое дело. (6) Мечта это нечто эфемерное, волшебное. (7) И в неё люди просто верят, потому что она позволяет человеку надеяться на лучшее, надеяться, что всё в конце концов будет хорошо. (8) И, как ни странно, просто вера в мечту работает. (9) Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые приближают его к желаемому. (10) Жизненные препятствия просто на некоторое время откладывают исполнение желания. (11) И неизвестно ещё, не выигрывает ли тот, у кого мечта реализуется не сразу. (12) Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем это сделать прямо сейчас. (13) Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. (14) Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. (15) А когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на многие годы. (16) Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее мы стали лучше. А28. Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста: 1) Людям нужна мечта. 2) Нельзя заранее продумать и просчитать, как можно достичь поставленной цели. 3) Человек, мечтая, подсознательно избегает конкретных действий, нацеленных на воплощение мечты в реальность. 4) Мечта может наполнить нашу жизнь содержанием на долгие годы. 5) Мы становимся лучше благодаря мечте. Ответ: 1, 4, 5 Соответствуют содержанию текста утверждения: 1) Людям нужна мечта (см. предложение 1 в тексте: Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи и цели, но и вовсе не рациональные мечты). 4) Мечта может наполнить нашу жизнь содержанием на долгие годы (см. предложение 15 в тексте: А когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на многие годы). 5) Мы становимся лучше благодаря мечте (см. предложение 16 в тексте: Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее мы стали лучше) Текст. Смысловой и композиционный анализ текста Учебник для 5 класса (часть 1): класса: упр. 274 (1, 2). 10 класса: 4, класса: 5, 6 РТ 2016/2017 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 15

16 А29. Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту: 1) публицистический стиль речи; 2) художественный стиль речи; 3) тип речи рассуждение; 4) тип речи повествование; 5) задача речи убедить читателя в том, что мечты наполняют нашу жизнь содержанием и смыслом. Ответ: 1, 3, 5 А30. Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 6-е и 7-е предложения текста: 1) лексический повтор; 2) синонимическая замена; 3) союз; 4) местоимение; 5) одинаковый порядок слов. Ответ: 3, 4 В1. Найдите в предложениях слово, употреблённое в значении воплощается в жизнь. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте. Ответ: осуществляется Этот текст рассуждение публицистического стиля речи. Задача речи убедить читателя в том, что мечты наполняют нашу жизнь содержанием и смыслом (6) Мечта это нечто эфемерное, волшебное. (7) И в неё люди просто верят, потому что она позволяет человеку надеяться на лучшее, надеяться, что всё в конце концов будет хорошо. 7-е предложение связано с 6-м при помощи союза и, местоимения (мечта в неё) (14) Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. (15) А когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на многие годы. (16) Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее мы стали лучше. Слово осуществляется употреблено в значении воплощается в жизнь Текст. Стили речи, задачи речи. Типы речи Текст. Средства связи предложений в тексте Лексика. Лексическое значение слова Учебник для 5 класса (часть 1): 30, Учебник для 7 класса: 5. 9 класса: класса: 4 Учебник для 5 класса (часть 1): класса: упр. 37, 38, 396 (2). 8 класса: упр класса: 13, 14, 16, класса: упр класса: упр. 268, 269, 271, 272 (2). Учебник для 5 класса (часть 2): В2. Определите падеж существительного, (10) Жизненные препятствия просто на некоторое Морфология. Учебник для 5 класса: выделенного в 10-м предложении текста. время откладывают кого?что? исполнение желания. Имя существительное. (часть 1): 3. Ответ запишите в область ответов в На вопросы кого? что? отвечают существительные в Падеж имён Учебник для 5 класса: именительном падеже. форме винительного падежа существительных (часть 2): 5. Ответ: винительный 32, 33, 36 РТ 2016/2017 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 16

18 радостную сказку. Задание. Ответ Ответ: превращаясь Задания В7 В10 В7. Установите соответствие между парами слов и их характеристикой: А. кипит (вода) кипит (работа) Б. горы (ледяные) горы (книг) В. любить ненавидеть Г. дробь (барабанная) дробь (десятичная) 1. синонимы 2. антонимы 3. омонимы 4. многозначное слово Ответ: А4Б4В2Г3 А. кипит (вода) кипит (работа) многозначное слово; Б. горы (ледяные) горы (книг) многозначное слово; В. любить ненавидеть антонимы; Г. дробь (барабанная) дробь (десятичная) омонимы Помните: 1) синонимы слова, близкие или полностью совпадающие по значению; 2) антонимы слова, противоположные по значению; 3) омонимы слова, которые совпадают между собой как в звучании, так и написании, но имеют различные значения; 4) многозначное слово слово, имеющее несколько лексических значений; 5) омонимы от многозначных слов отличаются тем, что обозначают предметы (признаки, действия), не имеющие между собой ничего сходного Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова 10 класса: класса: упр. 7. Учебник для 7 класса: упр. 349, 460. Учебник для 5 класса (часть 2): В8. Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами таблицы: А. воедино Б. разрыдаться В. преследование Г. антигуманный Ответ: А2Б5В3Г1 1. приставочный 2. приставочно-суффиксальный 3. суффиксальный 4. постфиксальный 5. приставочно-постфиксальный А. во-един-о единый ( приставочно-суффиксальный); Б. раз-рыдать-ся рыдать ( приставочно- Состав слова. Образование слов. 18, 19, 37, 54, 55, 56. РТ 2016/2017 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 18

19 постфиксальный); В. преследова-ни[й-э] преследовать ( суффиксальный; существительное обозначает действие и образуется от соответствующего глагола при помощи суффикса); Г. анти-гуманный гуманный ( приставочный) Способы образования слов 10 класса: 19, класса: упр. 9 В9. Определите синтаксическую функцию инфинитива и установите соответствие между столбцами таблицы: А. Уехать сегодня в командировку он не смог. Б. Выступить на международном форуме славистов большая честь для меня. В. Хан приказал поставить походные юрты на противоположном берегу реки. Г. Две недели назад я зашёл к своему другу-парикмахеру постричься. 1. сказуемое или часть сказуемого 2. подлежащее 3. обстоятельство 4. дополнение 5. определение Ответ: А1Б2В4Г3 А. Уехать сегодня в командировку он не смог. (Инфинитив является частью составного глагольного сказуемого.) Б. Выступить на международном форуме славистов большая честь для меня. (Инфинитив является подлежащим. Ср.: Выступить на международном форуме славистов является большой честью для меня.) В. Хан приказал что? поставить походные юрты на противоположном берегу реки. (Глагольное сказуемое и инфинитив обозначают действия разных лиц.) Г. Две недели назад я зашёл с какой целью? к своему другупарикмахеру постричься. (При глаголе движения инфинитив является обстоятельством.) Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения 11 класса (с ); упр Учебник для 8 класса (с. 81, 108) В10. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой: А. Больному ничего не разрешали делать. Б. Смолкни, военная труба! В. Знойный и душный день. Г. Ночью стало холодно. Ответ: А4Б3В2Г1 1. безличное 2. назывное 3. определённо-личное 4. неопределённо-личное 5. двусоставное полное А. Больному ничего не разрешали делать. (Неопределённо-личное предложение: сказуемое обозначает действие неопределённого лица; выражено Синтаксис. Двусоставные и односоставные 8 класса: РТ 2016/2017 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 19

20 глаголом в форме множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения.) Б. Смолкни, военная труба! (Определённо-личное предложение: сказуемое обозначает действие определённого лица; выражено глаголом в форме 2-го лица ед. ч. повелительного наклонения; военная труба обращение, членом предложения не является.) В. Знойный и душный день. (Назывное предложение: подлежащее выражается существительным в именительном падеже, в предложении утверждается существование предмета в настоящем времени.) Г. Ночью стало холодно. (Безличное предложение: в предложении нет и не может быть подлежащего.) предложения 11 класса: 11 РТ 2016/2017 гг. Этап II. Вариант 2. Тематическое консультирование по русскому языку 20

Источник

Интересные факты из жизни