- Разговариваете ли вы с животными?
- Почему людям полезно разговаривать с животными?
- Почему для животных полезно, когда люди с ними разговаривают, и возможно ли осмысленное общение с питомцами?
- Психолог назвал тайные причины любви людей к животным
- Польза общения детей с животными. статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Как научиться общению с животными?
- Чем отличается общение с животными?
- Как передать свои мысли животным?
- Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала
- Что дает ребенку общение с домашними животными?
Разговариваете ли вы с животными?
Екатерина Кастрицкая, психолог, специалист по анималотерапии, консультант по поведению и благополучию животных
Многие люди разговаривают со своими питомцами: одни лишь наедине, а другие не стесняются этого и «на людях». Но некоторые владельцы не решаются разговаривать с животными, считая, что это «ненормально». Нормально ли разговаривать с животными?
Почему людям полезно разговаривать с животными?
Ученые отвечают вопрос «нормально ли разговаривать с животными?»: «Да, нормально. И даже… полезно!» Более того: то, что вы разговариваете с кошкой, собакой, лошадью или морской свинкой как с человеком является признаком вашего высокого интеллекта.
Nicholas Epley, профессор Чикагского университета, считает, что именно высокий интеллект позволяет нам находить в животных человеческие черты, а значит, общаться с ними как с другими людьми. А эксперименты доказали, что люди с высоким уровнем интеллекта чаще разговаривают с животными.
Ученые пришли к выводу, что стремление давать имена другим существам (и даже неодушевленным объектам) и общаться с ними — это эволюционная особенность человека, которая позволяет нам различать друзей и врагов.
Так что не стоит смущаться, если вы на прогулке беседуете с собакой или уговариваете кошку вести себя «по-человечески». Единственное — в общении с питомцем не забывайте все же, что они— не люди, и не требуйте от них невозможного.
Почему для животных полезно, когда люди с ними разговаривают, и возможно ли осмысленное общение с питомцами?
Ответ на первый вопрос очевиден. Животные, с которыми разговаривают, учатся лучше понимать людей и даже распознают смысл конкретных слов. Особенно преуспели в этом, конечно же, собаки. Эта способность развилась в процессе одомашнивания — дикие сородичи наших питомцев такими способностями, увы, не обладают.
Но собаки — не единственные, с кем полезно разговаривать. Например, лошади зачастую прекрасно понимают, чего хотят их хозяева.
А в Интернете даже появились приложения, благодаря которым можно превратить человеческую речь (правда, пока только на английском языке) в мяуканье. Правда, вопрос, можно ли таким образом осмысленно общаться с мурлыками, все еще остается открытым, так как научного подтверждения ценности подобных изобретений пока нет.
Но как знать — возможно, в будущем нас ждут новые возможности — в том числе возможность полноценного диалога с любимцами? Ведь все эти изобретения точно свидетельствуют о нашем желании общаться с ними.
Источник
Психолог назвал тайные причины любви людей к животным
Фото © «Московская газета»/Алёна Черепкова
А также рассказал, почему некоторые любят животных больше, чем людей
Если бы кто-то задался целью провести исследование о том, кто популярнее в соцсетях – политики или котики – то последние, не исключено, одержали бы победу. Ведь любовь к домашним питомцам – «общее место» для всех: патриотов и либералов, критиков власти и лоялистов, сильных независимых женщин и сторонников патриархального уклада жизни. Но как объяснить, на первый взгляд, иррациональную привязанность людей к животным? Об этом мы беседуем с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.
— Валерий Валерьевич, исторически симбиоз человека и тех же кошек и собак объяснялся практическими соображениями. Кошки, например, истребляли грызунов, собаки помогали на охоте, охраняли жилище – и за это те и другие получали кров и заботу. Сейчас утилитарный функционал упомянутых зверей чаще всего неактуален, но, тем не менее, миллионы людей содержат их в качестве животных-компаньонов. То есть, просто для получения позитивных эмоций от общения с питомцами. Но раз практический смысл этого симбиоза давно утрачен, в чем психологическая причина такой привязанности?
— Я вижу как минимум три вероятных причины этого явления. Первая заключается в том, что человек, обретя в процессе эволюции сознание, был, образно выражаясь, изгнан из рая – из рая неведения, когда он был един с природой и являлся, по сути, ее частью. Но с того момента, когда человек начал осознавать себя, мыслить, когда между ним и природой возникло удивительное явление – речь, он получил возможность (и потребность) сигнифицировать, опредмечивать предметы и явления окружающего мира. И, думаю, домашние животные в определенном смысле могут быть для человека символом того самого утраченного рая единения с природой.
— В Древнем Египте, как известно, почитали кошек. Существовал культ богини Баст, которая изображалась в виде кошки или женщины с кошачьей головой. Обожествляли кошачьих и в других культурах. Разве можно в данном случае говорить о тоске по единению с природой?
— В ответе на ваш вопрос кроется вторая возможная причина современного отношения людей к животным, в частности, к кошкам. Как мы уже говорили, приобретя сознание, человек начал постигать мир и взаимодействовать с ним при помощи речи, которая, собственно, не только опредмечивает объекты и явления, но и категоризирует их. И кошка в этих категориях стала мощнейшим символом из-за тех свойств, которыми человек ее наделил. Каковы кошки в сознании миллионов людей? Это сильные, грациозные, благородные, независимые, уверенные в себе животные. С одной стороны, они бесконечно мягкие и податливые, с другой – способные постоять за себя. Одним словом, идеал, к которому нужно стремиться.
Миром правят символы; и кошки впитали в себя многие из них. Причем эти символы универсальны, они имеют одинаковое прочтение во многих культурах. Отсюда и любовь к кошкам, которую, кстати говоря, можно рассматривать как определенную потребность. То есть, если человеку не хватает независимости, уверенности в себе и других качеств, которых в избытке у кошки – он как будто бы «добирает» их через кошачий символизм.
Третья причина любви людей к животным, вытекающая из первых двух, состоит в том, что привязанность к домашним питомцам общая для жителей разных стран, людей различных религиозных и политических взглядов. Когда в тех же социальных сетях потенциально конфликтной может быть любая тема – от оценки работы власти до восприятия произведений искусства – посты с условными котиками, с одной стороны, являются неким объединяющим символом, а другой – сигналом «я пришел с миром, я мягкий и пушистый». Тем самым человек пытается защитить себя от возможных нападок. Однако в определенных случаях за фасадом этой «мимимишности» может скрываться неуверенность в себе.
— Если кошки ассоциируются с грациозностью и независимостью, то собаки – с дружбой, преданностью хозяину, защитой. Архетипически предназначение собаки – быть стражем хозяина и его семьи. То есть, кошки и собаки – разные, и часто люди, предпочитающие одних, недолюбливают других. Можно ли по этому признаку судить о неких психологических особенностях «собачников» и «кошатников»?
— Конечно. Привязанность к тем или иным животным имплицитно намекает на то, что человек пытается компенсировать якобы существующий у него недостаток: неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения – и так далее. В этом плане кошки и собаки – мощнейшие символы, которые могут многое сказать о своих почитателях. Отношение к ним можно уподобить проективным тестам, когда человеку предъявляется некий абстрактный символ, как правило, визуальный. И человек в зависимости от своей эмоционально окрашенной психологической продукции наделяет предъявленный символ теми или иными свойствами.
Сразу оговорюсь: любая ситуация должна рассматриваться в комплексе, и сам по себе факт, что человек постит в соцсетях фотографии милых животных, не говорит ровно ни о чем. Однако в ряде случаев, в совокупности с другими факторами, можно предполагать: если у человека присутствует «кошачий» символизм, то у него могут быть проблемы с самоидентификацией, уверенностью в себе, что он конформен – то есть, подвержен влиянию извне, реальному или мнимому. «Собачий» символизм может свидетельствовать о недостатке внутренней силы, здоровой агрессии для защиты себя и своей индивидуальности. То есть, за счет «звериной» символики индивидуум пытается «добрать» недостающей ему психической энергии и реадаптировать свои особенности к окружающей среде.
— Может ли человек за счет общения с домашними животными компенсировать недостаток социального взаимодействия?
— Конечно. Во-первых, это достигается за счет непосредственного взаимодействия с питомцами: недаром все большую популярность в мире обретает пет-терапия – лечение через общение с домашними животными. Во-вторых, это может быть все тот же животный символизм, например, многочисленные посты с изображением милых кошечек и собачек. То есть, символ со всеми присущими ему свойствами является мотиватором, определяющим поведение человека; он дает ему необходимую энергию, социализирует его. По сути, это явление того же порядка, что и ношение талисманов. Неважно ведь, что именно станет талисманом: ветка, перо, медальон, картинка или произнесенное (написанное) слово. Важно смысловое наполнение талисмана: с его помощью человек настраивает определенным образом свою нервную систему.
— Каков механизм действия пет-терапии? Проще говоря, почему она работает?
— Есть разные виды пет-терапии: лечение с помощью кошек, собак, лошадей, дельфинов. Каждый из них имеет свои особенности и показания, поэтому и механизм воздействия стоило бы рассматривать в каждом конкретном случае.
Если же говорить в общем, то дезадаптационные процессы и патологические реакции, как правило, возникают из-за обилия разнонаправленных внешних раздражений, в том числе и социальных. Происходит перегрузка нервной системы; то есть, она получает больше сигналов, чем в состоянии «переварить».
Когда человек взаимодействует с животным, то, с одной стороны, он сосредотачивается на одном действии, при этом влияние других раздражителей воспринимается слабее. С другой стороны, думаю, общение с животными – это всегда акт единения с природой. То есть, в итоге мы получаем момент крайней осознанности и концентрации; плюс к этому, метафизически человек возвращается в тот самый первобытный рай, из которого был «изгнан» с появлением сознания.
На практике же, как считают эксперты, пет-терапия способствует уменьшению тревожности, укреплению иммунитета, позитивно влияет на нервную систему. Стабилизируются эмоции, человек начинает чувствовать себя увереннее.
— Не поэтому ли некоторые любят животных больше, чем людей?
— Предполагаю, именно поэтому. Взаимодействие с человеком – это, образно говоря, всегда хождение по минному полю. Мы с вами не раз говорили о том, что человек в своих действиях полимотивирован; то есть, на его поведение в один и тот же момент могут оказывать влияние совершенно разные, порой противоречащие друг другу мотивы. Поэтому трудно предсказать реакцию человека в определенных обстоятельствах: она может быть сюрпризом, причем не всегда приятным.
Животные, в отличие от человека, более предсказуемы: они если злятся – то злятся, если ластятся – то ластятся. Их любовь безусловна, чтобы ее заслужить, нужно просто ухаживать за питомцами и по-доброму к ним относиться.
— Еще один интересный момент: люди нередко антропоморфизируют своих питомцев, наделяя их чисто человеческими качествами и мотивациями. Почему?
-— Это может быть связано с тем, что у людей и животных общий прародитель: я говорю о том времени, когда в так называемом биологическом бульоне возникла первая простейшая клетка, с которой, собственно, и началась история жизни на нашей планете.
Животные, конечно, не имеют такого сознания, как у человека, венцом которого считаются высшие психические функции: восприятие, воображение, память, мышление и речь. Да, интеллект есть и у животных: они способны к обучению и общению. Однако у них нет речи в человеческом понимании – их системы коммуникации (так называемый язык сигналов) имеют ситуационный характер, они не означивают предметы и явления, а служат исключительно для удовлетворения базовых биологических потребностей. Поэтому животные априорно не могут реагировать на мир так, как реагируем мы, и попытки наделять их человеческими свойствами ошибочны.
Впрочем, и люди еще порядка 50 тысяч лет назад были бессознательными существами. Эволюция наделила нас сознанием, речью, появилось общество, и человек в итоге стал тем, кем он является сейчас. Я думаю, нельзя исключать, что многие животные, например, кошки, собаки, лошади, приматы, могут в процессе эволюции при определенных условиях обрести сознание. Очень интересные опыты в свое время были проведены на обезьянах: как только им привили язык условных жестов, они очень сильно продвинулись в своем взаимодействии с окружающей средой, стали продуктивно общаться с людьми.
— Существует ли грань между нормой и патологией в вопросе привязанности к домашним питомцам?
— Грань в данном случае, как и любых вопросах, связанных с психикой, весьма условна, и уж точно здесь не может быть какой-то количественной нормы. Если человек социализирован, живет в гармонии с внешним миром и самим собой, то вид и количество домашних животных у него – исключительно дело личных предпочтений. Но когда индивидуум отказывается от контактов с социумом или ограничивает их, предпочитая людям домашних питомцев, когда любовь к ним становится навязчивой идеей, и через общение с животными он компенсирует некие личностные проблемы – это уже, полагаю, повод задуматься о консультации с психологом.
Источник
Польза общения детей с животными.
статья на тему
Наши друзья – животные – выполняют особую задачу, взаимодействие с ними оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние и поведение человека, это наши союзники в борьбе с депрессией и тревогой. Нежность и ласка братьев меньших нередко становятся лучшим лекарством
Скачать:
Предварительный просмотр:
Польза общения детей с животными.
Зоопарк — это удивительное место, где посетители могут не только наблюдать за поведением животных, но и потрогать их, ощутить тепло и мягкость шерсти, покормить и подержать на руках. Чудодейственная сила этого живого общения приносит огромную пользу. Взаимодействие с природой и ее представителями призвано воспитывать самые лучшие качества. Человек становится добрее, чувствительнее и заботливее, он учится быть внимательным и ласковым, видеть не только собственные потребности, но и осознавать потребности окружающих. А отзывчивость и благодарность каждого питомца за такие маленькие знаки внимания не оставят равнодушным ни одного посетителя.
Взаимодействие с различными животными
Наши друзья – животные – выполняют особую задачу, взаимодействие с ними оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние и поведение человека, это наши союзники в борьбе с депрессией и тревогой. Нежность и ласка братьев меньших нередко становятся лучшим лекарством, при общении с ними в организме вырабатываются «гормоны счастья» — эндорфины, поэтому зоотерапия, сегодня практикуется повсеместно. Дружеское общение с животными помогает справиться со стрессом, расслабиться и успокоиться, восстанавливается артериальное давление, нормализуется дыхание и сердцебиение, именно такое общение и необходимо детям.
Взаимодействие с природой обладает большим потенциалом для социальной реабилитации личности. Ученые выделяют медико-психологический и психолого-педагогический подходы к решению этой проблемы.
При определенных заболеваниях животные могут выступать как «со-врачи», т.е. помогать медицинским работникам установить контакт с теми пациентами, которые в силу ряда психофизических причин отказываются от общения с врачом, психологом или медсестрой.
Лечение с помощью животных охватывает следующие основные категории пациентов:
— детей, страдающих депрессией,
— поражениями головного мозга с проявлениями зависимости или агрессивности,
— находящихся в состоянии одиночества или изоляции,
— имеющих низкую самооценку.
У пациентов, имеющих травмы на эмоциональном уровне и поэтому замкнутых в себе, общение с животными вызывает улыбку, а нередко и смех; пациенты с гипертрофированной активностью, неспособные совершать обычные действия из-за слишком высокого уровня тревоги, при контакте с животными успокаиваются настолько, что начинают нормально взаимодействовать с другими людьми. Животные обладают способностью дарить любовь и придавать осязательную уверенность, стимулируют потребность оказывать помощь и защиту.
Любые знания, полученные из общения ребенка с животными в рамках образовательного процесса, должны закрепляться.
Ниже предлагаю картотеку дидактических игр на тему «Дикие животные»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.
Игра «Кто, где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
Игра «Кто что любит?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
Игра «Подбери словечко»
Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.
Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).
Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).
Игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
— Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
— Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
— Серый, злой, голодный. (Волк.)
— Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
— Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Игра «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка
Лиса – лисичка
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей
Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – два медведя – пять медведей
Один еж – два ежа – пять ежей
Одна белка – две белки – пять белок
Дидактическая игра «Чей хвост? »
Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.
Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя…. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.
Игра «Измени слова по образцу»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Цель: образование слов-антонимов.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.
Игра «Сложи картинку»
Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.
У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
— Какой зверь у тебя получился? (Лиса.)
Игра «Составление рассказа-описания»
Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила обращения с животными.
Консультация содержит советы родителям о пользе общения общения детей с природой.
Презентация предназначена для детей дошкольного возраста.
Многие дошкольники обожают тему «животные». К 3 годам большинство уже различают домашних и диких животных. А для тех, кто еще немного путается, можно посоветовать видео-рассказ о том, что до.
Становление личности воспитанника происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, направленны.
Источник
Как научиться общению с животными?
Общение с животными — полезный навык, который может помочь вам в опасных ситуациях. Также он даст вам возможность наладить контакт и изменить отношение к животным, которые есть в вашем доме.
Чем отличается общение с животными?
Вопреки мнению некоторых людей, животные не понимают человеческой речи, они настроены на более тонкий уровень восприятия.
Практика, которую вы найдете, основана именно на этой особенности. Зная о том, что животные воспринимают исходящие от вас волны (именно поэтому собаки чувствуют страх человека и нападают), вы сможете наладить контакт с любыми животными. Этот навык может помочь в опасных ситуациях или позволит вам найти потерявшееся животное.
Как передать свои мысли животным?
1. Чтобы передать животному свои мысли, нужно расслабиться и войти в легкое состояние транса². Затем необходимо представить образ животного, если его нет рядом.
2. Если у животного есть кличка, мысленно позовите его. Сделайте это как можно мягче, с любовью. Если клички нет, позовите его по описанию, например: «Потерявшаяся корова, принадлежавшая мистеру Брауну…»
3. Скажите животному: «Я люблю и уважаю тебя. Я твой друг и не причиню тебе вреда», — а затем мысленно передайте то, что хотели.
4. Постарайтесь настроить свои чувства на ответное послание, на впечатление, которое вы произвели на животное. Как правило, животные посылают ответ в виде эмоций.
5. Когда закончите такой мысленно-эмоциональный диалог, скажите животному: «Спасибо. Я люблю тебя. Я твой друг».
По мере практики у вас будет меняться отношение к животным, вы сможете более тонко улавливать эмоции и сигналы, исходящие от них. Попробуйте выполнить эту технику, она подарит вам массу удивительных ощущений и позволит больше узнать о своих домашних любимцах или о животных вообще.
Откройте свой личный дар и уникальные способности!
Все подробности в персональной диагностике! Получить бесплатно >>>
Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала
¹ Телепатия — не имеющая надёжных экспериментальных доказательств гипотетическая способность мозга передавать мысли, образы, чувства и неосознаваемое состояние другому мозгу или организму на расстоянии, либо принимать их от него, без использования каких бы то ни было известных средств коммуникации или манипуляции (Википедия). Подробнее о том, как передавать свои мысли на расстоянии, можно узнать здесь>>>
Источник
Что дает ребенку общение с домашними животными?
Многие дети стремятся к общению с домашними животными, любят с ними играть и хотят, чтобы у них тоже появился какой-то любимец. У родителей встает вопрос: стоит ли заводить кого-то дома? Домашнее животное – это все-таки и ответственность, и расходы, и усилия по уходу за ним. Любой родитель понимает, что большая часть этих забот ляжет на их плечи, и зачастую это становится поводом отказать ребенку.
Давайте разберемся, чего в таком случае лишается ребенок, и что может дать ему общение с домашними животными. Есть ли в этом какая-то польза, которая перевесит все мелкие неудобства?
1. Надо сказать, что общение с домашними животными действительно очень полезно для ребенка. Видимо, ребенок инстинктивно стремится к этому. Во-первых, это полезно для здоровья, в том числе психического, – не зря существует такое направление как энимал-терапия, когда детей лечат общением с животными: лошадьми, дельфинами.
Как это работает? Когда ребенок что-то гладит, он самоуспокаивается. Животное тоже можно погладить, приласкать, потеребить – и животному хорошо, и ребенок успокаивается. Как правило, дети становятся более уравновешенными, более спокойными, когда у них есть питомец, с которым можно общаться.
Это знакомо даже многим взрослым, у которых есть кошка или собака, – погладишь ее и успокаиваешься, уходит все лишнее напряжение. Дети – кинестетики, и для их нормального гармоничного развития особенно важны такие ощущения.
2. Домашние животные отдают много энергии, много любви, они любят хозяев, в том числе ребенка, безусловно. И ребенок тоже приобретает опыт любви и заботы о каком-то существе. Этот опыт бесценен. Он учится отдавать внимание, ласку. Особенно если ребенок в семье один, и все заботятся о нем, а ему заботиться не о ком. Тогда домашнее животное – это хорошая возможность проявить любовь и заботу о близком существе.
3. Через заботу о животном у ребенка происходит формирование ответственности за того, кого он приручил. Часто, когда дома заводят кошку или собаку, то ей занимаются только взрослые. Но ребенок тоже должен ухаживать за своим питомцем, поэтому ему обязательно нужно прививать такие навыки.
Заведя домашнее животное, вам сразу же нужно обговорить обязанности ребенка. Он должен знать конкретно, что он делает: выгуливает, кормит и т.д. Задача родителей здесь – проявить твердость, нужно настаивать, что это ответственность ребенка.
Кстати, потом вам будет проще объяснять ребенку его домашние, учебные и другие обязанности, потому что такой опыт у него уже есть.
Источник