12 годов животных по годам по порядку на тувинском языке

12 годов животных по годам по порядку на тувинском языке

Время года и сезоны. Тюркско-монгольский календарь 12 летнего животного цикла, основывается на трех естественных показателях: месячным обращении Луны вокруг Земли, годичном обращении Земли вокруг Солнца и период вращения Юпитера вокруг солнца. Тюркские камы (жрецы) установили, что Юпитер делает полный оборот примерно за 12 лет. Разделив круг Юпитера на 12 равных частей:

курица (петух) 8 – ый

получили календарь 12- летнего животного цикла. Каждый год согласно народным представлениям имел свои признаки и особенности.

Мышиный год благоприятный, с обильными дождями, а осенний сбор урожая очень хороший и цены на них низкие. Однако мыши могут нанести большой вред урожайности зерна, так как вероятность их рождаемости велик. А рожденные в год мыши люди умные и прозорливые.

В год быка (коровы), зима суровая и холодная, животные часто болеют, урожайность резко падает, а рожденные в этот год люди очень талантливые, веселые, разговорчивые и консервативные, к людям относятся с уважением и доброжелательностью.

В год барса (тигра) зима ранняя и холодная, среди слабых людей и священослужителей наступает большая смертность, однако урожайность высокая, а люди рожденные – красивые.

В год зайца зима непредсказуемая, лето урожайное, год не спокойный, люди враждуют, много рожденных становятся известными.

Год дракона дождливый, урожайный, рожденные в этот год люди крепкие, здоровые, любят себя и блестать в обществе.

В год лошади погода холодная, не урожайная, войны, смертность среди пожилых людей, а люди рожденные – обладают веселым характером, умны, проницательны, талантливы и независимы.

В год овцы зима холодная, но год благополучный, урожайный, а рожденные люди – наделены стремлением к религиозным учениям.

Год обезьяны дождливый и засушливый, а рожденные в этот год, ненадежные, противоречивые, но умны, ловки и изобретательны.

В год петуха зима суровая и продолжительная, люди рожденные – одаренные, эгоистичны и смелы.

В год собаки зима суровая, конфликты между людми, рожденные в этот год честны, верны, остры на язык, борятся за справедливость.

Отсюда видно, что каждый год имел свои признаки. Характер человека тюрки связывали с годом рождения.

День определялся по солнцу и назывался “кон” – солнце. Часами у тюрков и монголов служили юрта, двери которых были строго ориентированы на восток, а внутреннее убранство располагалось в определенном порядке. “Когда солнце поднималось на длину повода коня”, его первый луч освещал внутренний круг дымохода. В это время скот выгоняли на пастбища. Далее солнечный луч, медленно передвигаясь к обеду, достигал женскую (северную) сторону. К четырем часам луч уходил из женской стороны. В это время надо было пригонять домой телят. Наконец луч скользил по верхней части дымохода и исчезал из юрты. Это означало, что солнце опустилось на длину повода коня, “ и наступила пора загонять скот в хлева и доить коров”.

Так в древние и средние века тюрки вставали, жили и ложились по солнечным часам. Люди жили естественно, в соответствии с окружающей их природой. Внутренний ритм времени человека совпадал с космическими часами.

Источник

Легенды о 12 животных

На Востоке существует много легенд, объясняющих происхождение и смысл знаков китайского гороскопа. Конечно же, никто не может точно сказать почему их назвали именно в честь Крысы, Быка, Тигра, Кролика, Дракона, Змеи, Лошади, Козы, Обезьяны, Петуха, Собаки и Свиньи. Но, есть несколько очень интересных легенд, которыми нам бы хотелось с вами поделиться.

Самая популярная гласит:

Однажды Будда пригласил к себе на праздник всех животных, которые захотят прийти (по другим версиям, Будда пригласил животных в честь своего ухода из этого мира), и пообещал тем, кто придет, выразить дань уважения, наделив подарком. Кроме того, в знак чести и отличия, каждое из них должно было получить по году, который впредь будет называться только именем одного животного. На зов Будды откликнулись только двенадцать животных. Но чтобы попасть к Будде, нужно было переплыть широкую реку, и Будда предложил устроить соревнования, кто приплывет первым – получит первый год, кто вторым – второй и так далее.

Соревнование между Быком и Тигром так захватили Будду, что он не рассмотрел, что за животное приплыло четвертым! Или Кот, или Заяц или Кролик. За давностью лет истину установить невозможно, и у различных восточных народов так и осталось разночтение относительно хозяина четвёртого года. Пятым был Дракон, шестой оказалась Змея, седьмой — Лошадь. Тут по реке пошла полоса тумана, и опять неясно, кто был восьмым — Коза или Овца (а может быть, Баран).

Девятой в очереди стала Обезьяна. Почему прыткая обезьяна пришла так поздно? Она просто не хотела рисковать и внимательно присматривалась, наблюдая за пловцами. Лишь убедившись в безопасности мероприятия, она вошла в воду.

Десятым прибежал Петух (а может быть, и Курица, кто их, мокрых, разберёт). Он задержался, потому, что долго и обстоятельно рассказывал своей многочисленной семье, как она должна жить в его отсутствие.

И, наконец, последним появился Кабан (по другим источникам, прислал вместо себя Свинью). Он не очень спешил: не очень честолюбив, не слишком привередлив. Ему Будда подарил последний, но самый хороший год: год Кабана отличается изобилием и спокойствием.

Есть и еще одна легенда

Однажды Нефритовый император с небес послал своего слугу на землю, чтобы тот привел двенадцать самых красивых животных в мире, дабы наградить их. Спустившись на землю, слуга сразу увидел Крысу и пригласил ее к императору. Аудиенцию у императора назначили на шесть часов утра. Радостная Крыса, тут же побежала прихорашиваться перед такой важной встречей! Побродив по земле, слуга решил, что Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух и Собака очень красивые животные, и их тоже пригласил к Императору. Осталось выбрать последнее животное. Путешествуя по земле, ему много рассказывали о красоте Кота, поэтому очень долго искал его.

Но лично найти так и не смог. Тогда слуга попросил у Крысы, чтобы она нашла Кота и передала ему приглашение! Крыса выполнила просьбу и передала приглашение. А Кот был очень ленив, он любил поспать, и не любил рано вставать, он попросил Крысу разбудить его утром. Крыса согласилась. И только потом поняла, что Кот очень красивый! И он обязательно затмит Крысу в глазах императора. Такого Крыса допустить не могла, и решила не будить Кота.

Читайте также:  Картинка невидимка найди на картинке животное возьми краски и раскрась мозаику

На следующий день у Императора собралось одиннадцать животных, вот только Кота сред них не было, он мирно спал. Звери решили устроить представление для Императора. Самой хитрой и изобретательной стала Крыса. Она забралась на спину Быку и начала играть на дудочке, покорив тем самым царя и вызвав в нем бурю восторга. За это царь присудил ей первое место. Быку за его доброту отдал второе место, Тигру третье, Кролику за красивую шубку — четвертое, Дракону за необычность внешнего вида пятое, Змее за мудрость- шестое, Лошади — седьмое, Овце — восьмое, Обезьяне за ловкость — девятое, петуху — десятое и Собаке — одиннадцатое. Тут заметили, что последнего двенадцатого животного, нет. Пришлось слуге возвращаться на землю и срочно искать последний символ года. Первой ему на глаза попалась Свинья, хоть она и не была красивой, но времени выбирать у слуги уже не было, и он пригласил ее.

Легенда гласит, что проснувшийся Кот, понял, что Крыса его одурачила и со всех ног помчался во дворец Императора. Кот вбежал в зал, но было уже поздно. Все 12 животных года были утверждены. И даже, несмотря на то, что Кот очень понравился царю, изменить уже ничего было нельзя.

Говорят, что именно с тех пор Кот жутко обижен на Крысу и между ними давняя непримиримая вражда.

Поделитесь с друзьями позитивом! Расскажите о том, что Вы сейчас читаете:

Источник

Китайский гороскоп

Человек издавна стремился определить свою судьбу. Западная астрология использовала для этого зодиакальный гороскоп. Предсказатели древнего востока создали концепцию 12-летнего цикла, основанного на лунном календаре. Каждому году был присвоен символ-животное, чьи характеристики передавались родившимся детям. Так получился китайский гороскоп.

Таблица животных по восточному календарю

Определить своего звериного покровителя легко – все символы идут в строгой очерёдности. Их последовательность объяснялась старинной легендой: однажды Будда позвал к себе на праздник четвероногих, задумав подарить им по одному году. На приглашение явилось 12 животных, каждый получил обещанное в том порядке, в котором пришёл.

В таблице приведены даты рождения в соответствии с китайским гороскопом:

Символ года Годы
Крыса 1900, 1912, 1924, 1936, 1948, 1960, 1972, 1984, 1996, 2008, 2020
Бык 1901, 1913, 1925, 1937, 1949, 1961, 1973, 1985, 1997, 2009, 2021
Тигр 1902, 1914, 1926, 1938, 1950, 1962, 1974, 1986, 1998, 2010, 2022
Кролик (Кот) 1903, 1915, 1927, 1939, 1951, 1963, 1975, 1987, 1999, 2011, 2023
Дракон 1904, 1916, 1928, 1940, 1952, 1964, 1976, 1988, 2000, 2012, 2024
Змея 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1965, 1977, 1989, 2001, 2013, 2025
Лошадь 1906, 1918, 1930, 1942, 1954, 1966, 1978, 1990, 2002, 2014, 2026
Коза (Овца, Баран) 1907, 1919, 1931, 1943, 1955, 1967, 1979, 1991, 2003, 2015, 2027
Обезьяна 1908, 1920, 1932, 1944, 1956, 1968, 1980, 1992, 2004, 2016, 2028
Петух 1909, 1921, 1933, 1945, 1957, 1969, 1981, 1993, 2005, 2017, 2029
Собака 1910, 1922, 1934, 1946, 1958, 1970, 1982, 1994, 2006, 2018, 2030
Свинья (Кабан) 1911, 1923, 1935, 1947, 1959, 1971, 1983, 1995, 2007, 2019, 2031

12 животных китайского гороскопа

Крыса

Перед её обаянием трудно устоять. Общительность, находчивость, любовь к насыщенной событиями жизни кажутся привлекательными многим людям, поэтому Крыса с лёгкостью заводит новые знакомства.

На самом деле у неё лишь одна цель – получить как можно больше. Эта черта характера прослеживается и в искусном манипулировании окружающими, в беспорядочном накопительстве. В хитром эгоизме нет ничего страшного при условии, что вы находитесь в одной лодке.

Крыса умна, к её советам стоит прислушиваться. При реалистичных наклонностях у этого знака взрывной темперамент, богатое воображение, неистребимый азарт, страсть к приключениям (желательно без лишних рисков).

Человек трудолюбив, обладает самой сильной волей, все дела доводит до победного конца. Пот и кровь – его привычный режим, большой запас моральных и физических сил позволяют стойко переносить трудности, когда другие сдаются.

При этом Бык далёк от рисков, предпочитая проторенные дороги. С практичностью сравнимо лишь его упрямство. Легче повернуть вспять сибирские реки, чем заставить Быка сойти с намеченного пути.

В качестве начальника, родителя или супруга способен на жёсткое давление. Впрочем, семейные ценности для Быка – святое.

Людям, рождённым под знаком Тигра, больше всего подходит название «рыцарь». Они бесстрашны, открыты и честны. Тигр – истинный воин, подчиняется только собственным принципам, обладает горячим сердцем, обожает риск. Самоуверенность и страсть к авантюрам может увести в пропасть или сделать лидером и пророком.

Чаще всего Тигра подводит импульсивность и вера в искренность окружающих.

Кролик (Кот)

Приятная внешность, хорошие манеры и доброжелательность – Кролик нравится всем, даже бабушкам у подъезда. Гостеприимный хозяин и любящий семьянин, его жизненный идеал — глобальная гармония, но реальность редко даёт такой подарок.

Кролик старательно избегает потрясений, следит за здоровьем. Этот милый пушистый зверь не бывает агрессивным, поэтому редко выбивается в лидеры, зато в качестве компаньона бесподобен.

Кроличьи планы не лишены амбициозности, реализуются с помощью дипломатии, связей и толики удачи.

Дракон

Родившиеся под знаком Дракона большую часть жизни стремятся объять необъятное. У них тысяча интересов, им скучно оставаться в рамках одного хобби, работы, сферы. Им присущи уверенность в себе, прямолинейность, харизматичность, что создаёт тесный круг почитателей и завистников. Сами Драконы любят внимание к своей персоне, хотя по отношению к врагам нетерпимы и вспыльчивы.

По жизни ведёт редкий дар – они чувствуют, где ждёт удача. Добиться всех целей мешает только склонность к мечтам и витанию в облаках.

Человек-загадка, сдержанный и молчаливый. От любопытной общественности скрывает всё: подробности личной жизни, планы, мысли. Зато его успехам многие завидуют, но только из-за наивного неведения. Победы над обстоятельствами даются Змее высокой ценой, хотя это она тоже скрывает. У неё невероятная воля, которой мешает лишь постоянный дефицит энергии.

Несмотря на холодность с окружающими, Змеи тонко чувствуют их эмоции, обладают хорошей интуицией.

Лошадь

Человек, не признающий полумер и полуэмоций. Гуляет на всю катушку, живёт полной жизнью, обожает шумные компании, где, конечно, быстро становится центром. Лошади любят путешествия, новые впечатления и развлечения.

Импульсивные по натуре, ради удовольствий готовы пахать. Лучше всего у них получается работать в больших коллективах.

Коза (Овца, Баран)

Самый чувственный знак восточного гороскопа – во всех смыслах. Козы восхитительны в любви, безудержны в гневе, легкомысленны и порой нелогичны. Мир для них – безбрежное поле эмоций, на которых Козы строят связь с окружающими, никто лучше них не может выразить сочувствие, зарядить оптимизмом. За это можно простить непрактичность и регулярные приступы взбалмошности.

Обезьяна

Главный весельчак в дружеской компании. Обезьяна кажется несерьёзной, но тем лучше для неё – свои пути к успеху не афиширует. Упорство и трудолюбие заменяют хитростью, изобретательностью, умением выстраивать связи.

Сообразительная Обезьяна способна вывернуть в свою пользу любые условия, вовремя согласиться на компромисс и не брезгует лицемерием.

Петух

Этого человека видно издалека, любит производить впечатление. Он сам настолько уверен в своём великолепии и мастерстве, что порой берёт ношу не по силам. Однако неудачи Петух переносит стойко, а злорадствующие недоброжелатели подвергаются яростному заклёвыванию. Петух вообще резок в суждениях, но при этом абсолютно честен – за это его ценят близкие люди.

Читайте также:  Частные приспособления к условиям жизни б возникновение классов животных

Собака

У человека-Собаки нет подкупающих черт, которые производят моментальное положительное впечатление. Да и он сам тщательно приглядывается, прежде чем впустить нового знакомого в круг своих друзей.

За внешним образом резкого циника скрывается невероятно преданный и честный товарищ. На его поддержку действительно можно рассчитывать, порой беспокойная Собака ставит проблемы близких выше собственных. Его планы реалистичны, но сам смотрит на жизнь скептически.

Недостижимый идеал – глобальная справедливость, любое нарушение которой Собака воспринимает крайне болезненно.

Свинья (Кабан)

Спокойный, уверенный в себе человек, который точно знает – торопиться не стоит. Когда спешишь, неверно просчитываешь события, совершаешь фатальные ошибки в делах, грубишь окружающим, а самое главное – не успеваешь насладиться прелестями мира.

Свинья – ценитель гедонизма, хотя в работе отличается прилежностью и трудолюбием. Ей чертовски везёт в финансах, поэтому запас оптимизма редко иссякает. Единственное, что портит Кабанью жизнь – неисправимое доверие к тем, кто этого не заслуживает.

Стихии знаков по китайскому гороскопу

Стихии в древнекитайской философии являлись не просто дополнением к основному 12-летнему циклу, а могущественными движущими силами. Они оказывали существенное влияние на события года и характер людей, которые родились в этот период.

Вода (1932, 1933, 1942, 1943, 1952, 1953, 1962, 1963, 1972, 1973, 1982, 1983, 1992, 1993, 2002, 2003, 2012, 2013, 2022, 2023)

Мягкая и таинственная, эта стихия усиливает интуицию, дарит спокойствие. Все люди, родившиеся в год Воды, получают часть её холода, выражающуюся в сдержанности. Покровительствующие цвета – синий и чёрный.

Металл (1930, 1931, 1940, 1941, 1950, 1951, 1960, 1961, 1970, 1971, 1980, 1981, 1990, 1991, 2000, 2001, 2010, 2011, 2020, 2021)

Острый клинок мгновенно разрубает препятствия и врагов. Рождённые в год Железа так же резки, упорны, решительны. Покровительствующий цвет – белый.

Огонь (1926, 1927, 1936, 1937, 1946, 1947, 1956, 1957, 1966, 1967, 1976, 1977, 1986, 1987, 1996, 1997, 2006, 2007, 2016, 2017, 2026, 2027)

Горячее пламя может согреть обжечь. Так и с людьми, рождёнными в Огненный год – из них получаются энергичные, жизнерадостные лидеры, которым тяжело даются компромиссы. В ярости они склонны к разрушению. Покровительствующий цвет – красный.

Дерево (1924, 1925, 1934, 1935, 1944,1945, 1954, 1955, 1964, 1965, 1974, 1975, 1984, 1985, 1994, 1995, 2004, 2005, 2014, 2015, 2024, 2025)

Зелень лесов и полей всегда ассоциировалась с гармонией, равновесием мира. Люди, рождённые в такие годы, имеют амбициозные планы, творческие наклонности. Покровительствующий цвет – зелёный.

Земля (1928, 1929, 1938, 1939, 1948, 1949, 1958, 1959, 1968, 1969, 1978, 1979, 1988, 1989, 1998, 1999, 2008, 2009, 2018, 2019, 2028, 2029)

Осенью поля приносят плоды, но их выращивание требует напряжённой работы в течение всего лета. Люди Земли трудолюбивы и основательны, всегда найдут время на тщательное обдумывание планов. Покровительствующий цвет – жёлтый.

Китайцы верят, что гороскоп управляет всеми сферами жизни. Им пользуются при планировании важных дел, намечая перемены в личной жизни. Уже более двух тысяч лет животные-символы неспешно сменяют друг друга, наделяя своих подопечных характерными качествами.

Источник

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы происхождения двенадцатилетнего и шестидесятилетнего животного циклического календаря, который используется тувинцами. Также исследуется этимология термина «шага» — тувинского праздника Нового года.

Ключевые слова: тувинцы, древние тюрки, двенадцатилетний животный календарь, двенадцатилетний животный цикл, шестидесятилетний животный календарь, Шагаа, Новый год.

Origins of 12 year animal calendar and it’s connection with Shagaa festival

Abstract: Article reviews the origins of 12 year and 60 year cyclic animal calendar which is utilized by the Tuvans. It also investigates into the derivation of term “shaga” – the Tuvan New Year festival.

Keywords: Ttuvans, ancient Turks, twelve-year animal calendar, twelve-year animal cycle, sixty-year animal calendar, Shagaa, New Year.

Использовавшийся тувинцами и их предками 60-летний звериный циклический календарь представляет собой хронологическую систему, основанную на астрономических циклах движения Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. По мнению некоторых исследователей, данный календарь возник именно среди кочевников Центральной Азии, и большое влияние на это оказал их образ жизни. Так, например, по мнению В. В. Цыбульского, «есть основание предполагать, что идея создания юпитерного календаря с небесной символикой 12-летнего животного цикла была воспринята Восточной Азией от кочевников Центральной Азии» (Цыбульский, 1982: 79). Он пишет, что семья кочевника имела свою юрту, купол которой в теплую часть года оставался открытым, а жерди купола служили ориентиром для наблюдения звезд и планет, что делало юрту была своеобразным семейным «планетарием», благодаря чему накапливались астрономические знания и передавались из поколения в поколение. Указанную точку зрения разделяет и синолог В. М. Яковлев, который говорит, что: «Двенадцатилетний животный цикл был, однако, известен и тюркам, и тибетцам до введения китайского календаря. Очевидно, он был в употреблении и в ставке кагана Шаболу… в 584 г.» (Яковлев, Электр. ресурс). Он заключает, что «…этот животный цикл был воспринят в Китае от народов Центральной Азии, скорей всего и постепенно, вместе с буддизмом» (там же).

Как неоднократно отмечали ученые, кочевники обладали отличным врожденным зрением (Цыбульский, 1982: 78) и поэтому установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30º и дав каждой части наименование определенного животного, кочевники Центральной Азии создали солнечно-юпитерный 12 летний календарный цикл (там же: 79). В этом лунно-солнечно-юпитерном календаре год делился на 12 месяцев, в которых попеременно было по 29 и 30 дней. Столько суток в календарном месяце связано на знании того факта, что лунный месяц равен 29,5 суткам. И чтобы календарь был простым, все месяцы были поровну поделены на 29 и 30 суток. Сложение всех суток на 12 месяцев составляло 354 сутки, что было меньше реальных земных суток в году. Еще тогда было известно, что солнечный год равен 365,25 суткам. Для согласования его с продолжительностью солнечного года, семь раз в течение 19-летнего периода вставлялся добавочный, 13-й месяц (Это соотношение названо Метоновым циклом. Так назвали его потому, что эту закономерность была установлена в 433 г. до н. э. знаменитым афинским астрономом и математиком Метоно. См.: Цыбульский, 1982: 80). Тогда получалось соотношение: 12 лет х 12 мес. + 7 лет х 13 мес. = 235 месяцев. Так как год считался равным 12 7 /19 месяца, то, как только различие становилось близким к единице добавлялся вставочный 13-й месяц. Таким образом, добавочные месяцы вставлялись после зимнего солнцестояния на 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 16-й и 19-й годы цикла (Селешников, 1970: 121–122).

Этот календарь назывался мучел или мурчел (тув. мөчүл; хак. мӱчел; казах. мүшел; монг. мөчлөг). По тюркской народной этимологии слово мучел происходит от муче (тув. мөчү) — часть тела, туши. 12-летняя структура этого цикла соотносится с традиционными представлениями о строении животного, в соответствии с которыми туши животных до сих пор обязательно разделываются на 12 частей (Мухамбетова, 2012: Электр. ресурс). Вместе с этой этимологией, по нашему мнению, существует и другая, по которой слово мурчел произошло от арабского названия знаков зодиака бурдждревнетюрк. bürč (Древнетюркский словарь, 1969: 48, 132).

В 12-летнем животном календаре каждый год носит имя животного. В следующей таблице даны тувинские и древнеуйгурские названия 12-летнем животного календаря:

Читайте также:  Человека от животного отличает умение использовать природные предметы забота о потомстве фантазия

Месяцы собственно тувинского календаря не имели собственных названий, а назывались по порядку и начинались с новолуния:

1.Февраль — кыштыӊ адак айы (последний месяц зимы);

2.Март — частыӊ башкы айы (первый месяц весны);

3.Апрель — частыӊ ортаа айы (средний месяц весны);

4.Май — частыӊ адак айы (последний месяц весны);

5.Июнь — чайныӊ башкы айы (первый месяц лета);

6.Июль — чайныӊ ортаа айы (средний месяц лета);

7.Август — чайныӊ адак айы (последний месяц лета);

8.Сентябрь — күстүӊ башкы айы (первый месяц осени);

9.Октябрь — күстүӊ ортаа айы (средний месяц осени);

10.Ноябрь — күстүӊ адак айы (последний месяц осени);

11.Декабрь — кыштыӊ башкы айы (первый месяц зимы);

12.Январь — кыштыӊ ортаа айы (средний месяц зимы).

У тувинцев-тоджинцев существовал хозяйственный или фенологический календарь (Потапов, 1969: 280):

1.Февраль — ак ай (белый месяц);

2.Март — час ай (весенний месяц) или өл харлыг ай (месяц мокрого снега);

3.Апрель — ыдалаар ай (месяц охоты с собакой);

4.Май — чайныӊ башкы айы (первый месяц лета)

5.Июнь — бестээр ай (месяц копания кандыка);

6.Июль — тостаар ай (месяц сдирания бересты);

7.Август — айлаар ай (месяц копания сараны) илихүлбүс ай (месяц охоты на козулю);

8.Сентябрь — күстүӊ эге айы (первый месяц осени);

9.Октябрь — дииӊнээр (месяц охоты на белку) илиалдылаар ай (месяц охоты на соболя);

10.Ноябрь — соок ай (холодный месяц);

11.Декабрь — кышкы ай (зимний месяц);

12.Январь — соок ай (холодный месяц).

12-летний животный циклический календарь в исторических письменных источниках кёк-тюрок впервые появился в основном в трех больших рунических надписях, которые были поставлены в середине VIII в. н. э. в честь принца Кюль-тегина, его брата — Бильге-кагана и Онгинская надпись, которая была поставлена в честь Ильтерес-кагана. Кроме этих надписей есть датировка по 12-летнему календарю в более ранней согдоязычной надписи из Бугута[1], которая создана в конце VI в. н. э. в честь тюркских каганов Первого Тюркского каганата. Таким образом, данный календарь появился у кёк-тюрок вместе с государственностью и он использовался в основном правителями кёк-тюрок — каганами. При этом государственные деятели ниже их ранга (Тоньюкук и Кули-чор) не использовали этот календарь в своих эпитафийных надписях. Через сто лет, уже после того, как древние уйгуры уничтожили кёк-тюркскую государственность, ими была создана своя собственная государственность на развалинах кёк-тюркского государства, которая стала пользоваться более модифицированной, развитой и удобной разновидностью 12-летнего животного циклического календаря, где уже точно определялись дни месяца. После разрушения их государства и изгнания части уйгур в Турфанский оазис, восстановленное там государство уйгуров пользовалось уже близким к известному нам 60-летнему календарному циклу календарем (Базен, 1986: 375). В. М. Яковлев об этом пишет, что 60-летний цикл встречается уже в турфанских документах, в частности, в опубликованном Г. Р. Рахмати под № 4 уйгурском тексте T.II Y. 29 — календаре на 1202 г. (Яковлев, Электр. ресурс). Этот же календарь был известен и древним енисейским кыргызам. О существовании у них такого календаря сообщается вТан-шу («Истории [династии] Тан»), гл. 217б: «Первый месяц в году называютМаоши ай.Айзначит месяц. Три месяца составляют четверть года. Годы считаются двенадцатью знаками; напр[имер], год в знаке Инь называют годом тигра» (Бичурин, 1950: 351). ВТан-шуэти и другие сведения о кыргызах, попали из более ранних источников (Яковлев, Электр. ресурс).

В. М. Яковлев нашел свидетельства о более раннем появлении 12-летнего животного календаря у кочевников. По этому поводу он пишет: «Наличие этого цикла прослеживается до раннеханьского времени. Обнаружить его следы удалось историку и литератору периода династии Цин Чжао И (1727–1814). Он убедился, что двенадцать животных очень рано появились у кочевых народностей на севере Китая…. О вероятности попадания 12-летнего животного цикла из Центральной Азии в Китай свидетельствуют переводы буддийской сутры с санскритским названием Mahasamnipata sutra» (там же).

Дальнейшее развитие 12-летнего календаря связано с китайцами. Они развили указанный календарь до 60-летнего циклического животного календаря.

Началом нового года в 60-летнем животном циклическом календаре считалось новолуние, предшествовавшее вступлению Солнца в созвездие Водолея. Эта дата начала нового года по 60-летнему животному календарному циклу в разных языках народов Центральной Азии и некоторых близких к ним народов называлась по-разному. У тувинцев он называется Шагаа, у монголов — Цагаан сар (монг. белый месяц), у бурятов — Сагаалгана, у южных алтайцев — Чага-байрам, у тибетцев — Лосар (тиб. Новый год). Традиционно у вышеуказанных народов эта дата, и, в целом, весь календарь связаны с буддизмом.

Из исследования французского тюрколога Л. Базена, мы узнаем что у древних тюрков начало нового года называлось йыл башы, т.е ‘начало года’ и определялось оно по весеннему обновлению зелени (Базен, 1986: 364). У многих современных тюркских народов временем его наступления считается 21 марта — день весеннего равноденствия, как и у иранских народов. Среди тюрок-мусульман не сохранилось исконного названия начала нового года. Они называют его иранским названием навруз (варианты: наурыз, новруз). Исконное название сохранилось только у южно-сибирских тюрков: у тувинцев — чыл бажы, у хакасов — чыл пазы, у шорцев — чыл пажы. Для обозначения начала нового года по 60-летнему животному циклическому календарю тувинцы в основном пользуются словом шагаа, происхождение которого до конца до сих пор не изучено. А название чыл бажы используется редко, в основном в новогодних обрядовых текстах.

Существуют разные мнения по происхождению термина шагаа в тувинском языке. Однако среди них есть две основные версии этимологии данного слова. Первая версия: термин произошел от монгольского названия цагаан сар традиционного начала нового года. Вторая версия: слово шагаа исконно тувинского происхождения и по другому оно читается как шаг аазы (дословный перевод на тувинский: молозиво времени). Не вдаваясь в дискуссионные споры вокруг них, хочу изложить свою собственную версию этимологии указанного термина. По нашему мнению, оба вышеуказанные этимологии, отчасти, имеют под собой некоторые основания. Возможно, что термин нужно читать как шаг агы (дословный перевод: белый цвет времени), и на древнетюркском он звучит как чак агы, которое переводится как ‘белая пора; белый цвет времени или поры’ (Древнетюркский словарь, 1969: 48, 139).

С писок литературы:

Базен, Л. (1986) Человек и понятие истории у тюрков Центральной Азии в VIII в. // Зарубежная тюркология. Вып. 1. Древние тюркские языки и литература. М. : Наука.

Бичурин, Н. Я. (1950) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.–Л. : Изд. АН СССР.

Древнетюркский словарь (1969) Л. : Наука.

Кляшторный, С. Г., Лившиц, В. А. (1971) Согдийская надпись из Бугута //Страны и народы Востока. Т. X. М. С. 121–146.

Мухамбетова, А. (2012) Тенгрианский календарь (мушель) как основа кочевой цивилизации казахов [Электронный ресурс] // Международный фонд исследования Тэнгри. URL: http://tengrifund.ru/tengrianskij-kalendar-mushel-kak-osnova-kochevoj-civilizacii-kazaxov.html (дата обращения: 09.02.2015).

Потапов, Л. П. (1969) Очерки народного быта тувинцев. М. : Наука.

Селешников, С. И. (1970) История календаря и хронология. М. : Наука.

Цыбульский, В. В. (1982) Календари и хронология стран мира. М. : Просвещение.

Яковлев, В. М. Двенадцатилетний животный цикл в Китае и у древних тюрков [Электронный ресурс] // Синология.Ру. URL: http://www.synologia.ru/ a/Двенадцатилетний_животный_цикл_в_Китае_и_у_древних_тюрков(дата обращения: 09.02.2015).

Источник

Интересные факты из жизни