10 знаковая система современного русского языка

Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари

МОДУЛЬ 1

«…каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура»

В современную эпоху, требующую получения и обработки боль­шого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессио­нальной деятельности требуются навыки владения устной и пись­менной речью.

Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изло­жить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности.

Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, вхо­дящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи».

Реальностью сегодняшнего дня является включение в речь молодых людей слов «классно», «клево», «в лом», «фишка» и др. Это молодежный жаргон, язык молодежной субкультуры.

За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его разви­тия, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета.

Одна из иностранных фирм специально разработала и выпус­тила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом. Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом.

Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, пото­му что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похоже на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада».

Известный русский ученый Д.С. Лихачёв писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Если чело­век точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, зна­чит, он определил ее суть».

Что же представляет собой язык?

Язык — это система знаков и способов их соединения, он слу­жит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и являет­ся средством общения.

С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.

Колумбийский писатель Габ­риель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли на­звать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например

«часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вме­сте с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность на­звать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код.

ª состоит из множества элементов;

ª элементы находятся в связи друг с другом;

ª элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо опреде­лить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.

Язык состоит из единиц:

§ морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);

§ фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);

§ предложение (простое, сложное);

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные еди­ницы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.

Единицы языка Уровни языка Разделы языкознания
Звук, фонема Фонетический Фонетика
Морфема Морфемный Морфемика
Слово Лексический Лексикология
Формы и классы слов Морфологический Морфология
Словосочетание, предложение Синтаксический Синтаксис

Язык – знаковая система. Уже в давние времена исследователи рассматривали единицы той или иной сис­темы как знаки, несущие информацию. Знаковостью обла­дает все, что нас окружает: природа, человек, животное, машина.

Без языка невозможно человеческое общение, а без общения не может быть общества, не может быть полноценной личности. Всем известны случаи, когда дети, оказываясь в положении Mayгли, росли вне человеческого общества. Вернувшись к людям, они не умели говорить, правильно передвигаться, вести себя в общении с другими людьми и с трудом обучались самым простым навыкам. Следовательно, одна из основных функций языка коммуникативная.Без языка не может быть мышления, т.е. осознания человеком себя как личности и освоения действительности. А это означает, что языку свойственна когнитивная функция. Язык помогает сохранить и передать информацию. В письменных памятниках, устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителей языка. Это аккумулятивнаяфункция языка. Кроме того, язык выполняет эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции) и волюнтативную (функцию воздействия). Не чужда языку и эстетическая функция – мы получаем удовольствие от звучания стихотворных строк, красивых эпитетов и т.д.

Таким образом, основные функцииязыка:

ª когнитивная (познавательная);

Национальный язык – социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством общения нации и выступающий в двух формах: устной и письменной (Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998).

Читайте также:  Как на армянском языке будет дядя

Национальный русский язык неоднороден по своему составу, так как им пользуются люди разного социального положения, уровня культуры, возраста и рода занятий.

Выделяются следующие формы существования общенародного языка:

ª литературный язык.

Что же они представляют собой?

Просторечие – это одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

Просторечие включает в себя языковые явления (слова, грамматические формы, обороты, особенности произношения), которые употребляются для грубоватого, сниженного выражения мысли. Просторечие не имеет прикрепления к какому-либо географическому месту, социальной группе. Это речь носителей национального языка, недостаточно владеющих литературными нормами и не осознающих различия между литературными и нелитературными нормами.

v в фонетике:шОфер (надо шофЁр), прИговор (надо приговОр); ридикулит (надо радикулит), колидор (надо коридор), резетка (надо розетка);

v в морфологии: мой мозоль (надо моя мозоль), с повидлой (надо с повидлом), делов (надо дел), на пляжу (надо на пляже), шоферА (надо шофёры), бежат (надо бегут), ляжь, ложи (надо класть, клади);

v в лексике: подстамент (надо постамент), полуклиника (надо поликлиника).

Всякий современный развитой язык предполагает наличиетерриториальных диалектов,которые представляют собой наиболее архаичные и естественные формы языкового существования.

Диалекты русского языка складывались как устойчивые территориальные образования в достаточно ранний период – период феодальной раздробленности. В XX в. в связи с ростом образования, развитием радио, телевидения увеличивается влияние литературного языка и активизируется процесс деградации диалектов.

Территориальные диалекты существуют только в устной форме, служат для обиходно-бытового общения (среди односельчан, в крестьянской семье). От жаргонов, просторечия они отличаются тем, что имеют характерный для каждого диалекта набор фонетических, грамматических, лексических различий. Вот, например, что пишет В.И. Даль о донском диалекте: «Говор на а; г перед гласною обращается в придыхание; окончание 3 лица глагола мягкое. У донцов есть особые слова, как, например: пропасть – отлучиться, полоса – сабля, и много хорошо составленных речений, по своему ремеслу, отчасти принятых впоследствии в военном языке: скрасть караулы, добыть языка, стоять на слуху, пойти или наступить лавой; побежка лошади вместо аллюр, опознаться вместо чересчур нерусского: ориентироваться».

Изучение диалектов представляет интерес:

· с исторической точки зрения:диалекты хранят архаические черты, литературным языком не отраженные;

· с точки зрения формирования литературного языка:на базе какого основного диалекта и затем общенародного языка складывался литературный язык, какие черты других диалектов заимствует, как влияет в дальнейшем литературный язык на диалекты и как диалекты влияют на литературный язык.

Жаргон – это речь людей, объединенных общей профессией или составляющих обособленные группы по какому-либо признаку: социальному, возрастному, по интересам. Существуют молодежный жаргон, криминальный, жаргон болельщиков, коллекционеров и др. Разновидностью жаргона является арго – это язык тайны, он известен только узкому кругу причастных (например, воровское арго).

Все эти формы национального языка могут влиять на литературный язык.

Литературный язык – высшая форма национального языка, используемая в печати, науке, государственных учреждениях, образовании, радио, телевидении. Он обслуживает самые разные области человеческой жизни и деятельности: политику, культуру, науку, делопроизводство, законодательство, бытовое общение, межнациональное общение. Это язык всей нации, он стоит над другими разновидностями национального языка.

Его основные свойства:

< наличие системы функциональных стилей;

< наличие как устной, так и письменной формы;

< наличие нормы, обязательной для всех носителей языка.

Его основные признаки:

< язык образован­ной части народа;

< сознательно кодифицированный язык.

Кодифицированные нормы – это нормы, которым должны следовать все носители литературного языка. Кодификация – это фиксация в разного рода словарях и справочниках, грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей (например, правильное ударение: договОр, обеспЕчение, намЕрение).

Литературный язык играет ведущую роль среди других разновидностей языка. Он включает в себя оптимальные способы обозначения понятий и предметов, выражения мыслей и эмоций. Литературный язык имеет две формы — устную и письменную. В зависимости от складывающейся речевой ситуации, задач в общении, отбираемого языкового материала речь устная и письменная приобретают книжный или разговорный характер. Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения. Разговорная речь уместна на полуофициальных совещаниях, заседаниях, юбилеях, в личных беседах, семейно-бытовой обстановке. Книжная речь строится по нормам литературного языка. В разговорной речи может использоваться общеупотребительная лексика, возможны варианты в употреблении норм.

Так как национальный язык неоднороден, также неоднороден его словарный состав, т.е. лексика. В ней выделяются три слоя:

ü стилистически нейтральные слова, которые употребляются во всех разновидностях языка и при всех типах коммуникации;

ü стилистически окрашенные слова, которые употребляются в какой-либо разновидности языка или функциональном стиле речи (книжная лексика);

ü эмоционально окрашенные слова, выражающие эмоции говорящего, его отношение к предмету речи (разговорная лексика).

Русский язык — один из самых распространенных языков в мире. На нем говорят около 250 млн. человек. В дореволюционной России, в СССР, в Российской Федерации он является языком межнационального общения. В этом качестве ему свойственна толерантность (терпимость) по отношению к другим языкам и к его носителям.

Читайте также:  Как поменять язык в shogun 2

В настоящее время русский язык — государственный язык, что закреплено Конституцией РФ, русский литературный язык является мерилом правильной речи.

Русский язык — язык международного общения, один из шести официальных языков ООН (наряду с английским, французским, испанским, китайским, арабским). Его изучают почти в 100 странах мира. Он известен как язык русской культуры, науки и техники.

XX век – время колоссальных достижений, открытий, перевернувших представление человека о мире и о себе, время, изменившее ритм человеческой жизни, государственное устройство, быт людей. Но XX в. не избавил человечество от страшных катастроф и потрясений. По-прежнему нет равновесия в мире и гармонии в человеческой душе. И потому сегодня, в процессе созидания, развития цивилизации, важнейшим является установление связей между людьми, взаимопонимание, усиление духовных начал в жизни. А значит, много внимания следует уделять культуре и ее составляющей – языку. Ибо

Источник

Тема 1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ И СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Василенко Е.В., Павловская О.Е.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по курсу “Русский язык и культура речи»

для студентов очной формы обучения

Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов очной формы обучения.

Рецензент:

кандидат филологических наук, завкафедрой русского языка КГТУ Зиньковская В.Е.

Настоящее пособие предназначено для самостоятельной работы студентов очного обучения, а также для работы на практических занятиях по курсу «Русский язык и культура речи». Пособие содержит теоретический материал, дополняющий полученные в процессе лекционного курса сведения, а также практические и творческие задания для закрепления полученных знаний и выработки навыков и умений по данному курсу.

С Василенко Е.В., Павловская О.Е.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Русский язык как знаковая система передачи информации и способ существования русского национального мышления и русской культуры 3

2. История формирования национального русского языка 9

3. Язык и речь. Разновидности (формы) существования современного русского языка 22

4. Функциональные стили современного русского языка 35

5. Нормативный аспект культуры речи 45

6. Речевая культура. Типы речевой культуры. Этический аспект речи 64

7. Коммуникативный аспект 74

8. Организация вербального взаимодействия 79

9. Невербальные средства общения 90

Термин «язык» обычно употребляется в двух значениях:

а) язык как абстрактное представление о едином человеческом языке;

б) какой-либо конкретный язык как реальная знаковая система, используемая для общения в определенном социуме, в определенном пространстве и в определенное время. В этом смысле говорят о русском, английском, адыгейском и т.д. языках.

Относительно природы и сущности языка имеется несколько точек зрения:

1. Язык – это биологическое явление, наследуемое человеком от своих родителей. Ребенок, родившийся от адыгейцев, будет говорить по-адыгейски, от русских – по-русски и т.д.

3. Язык – социальное явление, возникшее и развивающееся в силу потребности людей в общении.

В «Кратком словаре лингвистических терминов» Н.В.Васильевой (М., 1995) дается такое определение: Язык – это социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и представленная различными формами существования, каждая из которых имеет, по крайней мере, одну из форм реализации – устную или письменную».

Русский язык представляет собой систему, объединение элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, образующих единство, целостность. Язык как система состоит из следующих связанных друг с другом единиц: звуков; морфем (минимальные значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание); слов, фразеологических оборотов (устойчивых словосочетаний), свободных словосочетаний, предложений, текста.

Единицы языка Уровни языка Разделы лингвистики
Звуки, фонемы Фонетический Фонетика
Морфемы Морфемный Морфемика
Слова Лексический Лексикология
Формы и классы слов Морфологический Морфология
Предложение Синтаксический Синтаксис
Текст Текстовый Текстология

Каждая единица языка – это определенный знак, несущий информацию.

Различают два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (знаки-информанты).

Жизнь человека протекает в непрерывном потоке естественных знаков, несущих определенную информацию: похолодало – закончилось лето, наступила осень; небо заволокло тучами – возможно, пойдет дождь; ребенок капризничает сверх меры – по-видимому, его что-то беспокоит и т.д.

Искусственные знаки создаются специально для формирования, хранения и передачи информации, представления о предметах, понятиях и явлениях и их замещениях. Поскольку условные знаки служат средством общения и передачи информации, их называют коммуникативными, или информативными.

Коммуникативные (информативные) знаки представляют собой соединение определенного смысла (означаемое) и способа выражения (означающее). Например, раздается вой оставленной у дороги машины, который воспринимается следующим образом: означающее – звуковой сигнал, означаемое – опасность для машины; на светофоре вспыхнул красный свет: означающее – цветовой сигнал, означаемое – машинам остановиться. Языковой знак – основной вид из всех существующих в природе и обществе знаков.

Все языковые единицы – коммуникативные знаки, имеющие форму (означающее) и содержание (означаемое). Языковые знаки могут состоять из одной единицы (звук, слово, фразеологизм) или их комбинации (предложение, текст). Самостоятельным языковым знаком является слово – это звуковой или письменный знак, воспринимаемый органами чувств и как бы замещающий нечто другое – понятие или предмет. Слово фиксируется в словарях, входит в состав предложений и может само быть предложением (однословное номинативное или безличное), Например: Утро. Светает. Поскольку слово обладает значением и может самостоятельно передавать информацию, оно является самой значимой единицей языка.

Читайте также:  Дуа после намаза на даргинском языке текст

Фонемы и морфемы играют в знаковой системе языка меньшую роль. Фонемы не являются в собственном смысле знаками, т.к. непосредственно не участвуют в формировании и передаче языковой информации. Однако им свойственна функция различения. Сравним: там, том, дом, лом, сом, сам и т.д. Поэтому ученые включают фонемы в число знаков языка.

Морфемы самостоятельно не функционируют в языке, не служат и не могут служить для передачи информации, они только способствуют оформлению лексического значения слова (например, при-беж-ал, у-беж-ал-а, пере-бежал и т.д.). Следовательно, морфема проявляет себя только в слове, поэтому рассматривается как минимальный, несамостоятельный языковой знак.

Основной коммуникативной единицей является предложение. В предложении как в высшей знаковой единице приводятся в движение все знаки языка, а сами предложения вступают в связь друг с другом, с контекстом и ситуацией речи. Предложение обеспечивает языку возможность передать любую мысль, информацию и обеспечивает функционирование всех перечисленных знаков. Например:

– Да. Подъеду, помогу и уеду.

Все перечисленные языковые единицы являются по существу знаками для передачи внеязыковой информации. Они несут в себе информацию и могут быть восприняты. Поэтому языковая знаковая система является универсальным средством передачи и хранения информации, оформления мысли, выражения эмоций, оценки, волеизъявления.

Язык полифункционален. Функции языка связаны с его природой, назначением в обществе, взаимосвязями между собой.

Главнейшей функцией языка является коммуникативная, так как язык, прежде всего, служит средством человеческого общения, давая возможность говорящему выражать свои мысли, а слушающему – воспринимать и как-то реагировать (соглашаться, возражать, принимать, отвечать и т.д.). К базовым (первичным) функциям языка относят также познавательную(когнитивную), с помощью которой осуществляется познание, изучение окружающего мира. Выполняя эту функцию, язык служит средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает эту деятельность. Язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание).

К основной функции языка относят и аккумулятивную, позволяющую сохранять и передавать информацию как в устной форме (легенды, мифы, былины, песни и т.д.), так и в письменной (летописи, документы, научная и художественная литература и т.д.).

Сфера употребления языка универсальна, т.к. он используется в общении во всех областях человеческой деятельности. Язык как знаковая система создается постепенно и развивается в процессе функционирования.

Наряду с первичными языковыми знаками (слова, предложения) существуют вторичные, замещающие первичные и т.д., образующие особые знаковые системы. Специальные средства общения (вторичные знаки), такие как, например, азбука Морзе, нотная грамота, искусственный международный язык (Эсперанто) и т.д. являются результатом разового соглашения людей, служат для передачи ограниченной информации, имеют продуманный и искусственный характер.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте точки зрения о происхождении языка.

2. Назовите единицы языка

3. Какие функции выполняет национальный язык

Практические задания

Задание 1.Прочитайте фрагмент из книги Д.С.Лихачева «Земля родная». Согласны ли вы с мнением автора в его оценке роли языка в жизни человека?

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль о каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX в. лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Задание 2. Прочитав высказывания писателей о языке, скажите, какие особенности, черты, признаки, роль языка в жизни человека и общества в них отмечены.

– Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. (Пифагор).

– Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку. (Вольтер).

– Народ отражает себя всего полнее в языке своем. Народ и язык один без другого представлен быть не может. (И.И.Срезневский, ученый, историк и филолог ХIХ века).

– Как не говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. (Л.Н.Толстой).

– Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. (М.Горький).

– Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа. (Б.К.Котляревский, профессор истории).

– Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной. (П.Вяземский).

Задание 3. Подберите высказывания русских и зарубежных классиков о русском языке, прокомментируйте их.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Интересные факты из жизни