1 животным ведущим социальный образ жизни 2 обитателям сухих открытых пространств и перелесков

1 животным ведущим социальный образ жизни 2 обитателям сухих открытых пространств и перелесков

Рассмотрите предложенную схему виды РНК. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Молекулы РНК в зависимости от выполняемых функций подразделяются на три основных вида: информационные, или матричные (мРНК), транспортные (тРНК) и рибосомальные (рРНК). иРНК (мРНК) переносят информацию о структуре белка от ДНК к рибосомам, т. е. являются матрицей для синтеза белка; тРНК переносят аминокислоты к рибосомам, специфичность такого переноса обеспечивается тем, что имеется 20 типов тРНК, соответствующих 20 аминокислотам; рРНК образуют в комплексе с белками рибосому, в которой происходит синтез белка.

Ответ: рибосомальная, или рибосомная.

Рассмотрите таблицу «Структуры клетки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Структуры клетки Функция
Сборка полипептидной цепи
Митохондрия Биологическое окисление

ФУНКЦИИ КЛЕТОЧНЫХ СТРУКТУР:

Клеточная стенка – обеспечивает прочность клетки, поддерживает форму клетки, защищает.

Наружная клеточная мембрана – ограничивает содержимое клетки от окружающей среды, обеспечивает избирательную проницаемость, обмен с внешней средой.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) – делит клетку на отсеки (компартменты), синтез органических веществ (шероховатая ЭПС – белки, гладкая ЭПС – липиды), транспорт веществ в клетке.

Аппарат Гольджи – модификация и упаковка веществ, транспорт веществ из клетки, образование первичных лизосом.

Лизосомы – расщепление высокомолекулярных веществ, внутриклеточное переваривание.

Рибосомы – биосинтез белка (сборка полипептидной цепи из аминокислот).

Митохондрии – окисление органических веществ (биологическое окисление), синтез АТФ (окислительное фосфорилирование).

Хлоропласты – фотосинтез (синтез углеводов).

Хромопласты – придают желтую, оранжевую, красную окраску цветам, плодам, осенним листьям.

Лейкопласты – запасают питательные вещества (амилопласты запасают крахмал).

Клеточный центр – участвует в деление клетки, образует веретено деление.

Центральная вакуоль – поддерживает осмотическое давление растительной клетки, накапливает питательные вещества и продукты жизнедеятельности.

Ядро – регулирует процессы в клетке, хранение, реализация и передача потомкам наследственной информации, репликация ДНК и синтез РНК.

Хромосомы – главный компонент ядра, хранение и передача наследственной информации клетки и организма.

Ядрышко – место образования рибосом.

Реснички – обеспечивают движение клетки у одноклеточных, а также движение слизи по поверхности мерцательного эпителия.

Жгутики – обеспечивают движение клетки.

Сборку полипептидной цепи из аминокислот (биосинтез белка) обеспечивают рибосомы.

Структуры клетки Функция
РИБОСОМА Сборка полипептидной цепи
Митохондрия Биологическое окисление

Ответ: РИБОСОМА, или рибосомы

Какой триплет в молекуле информационной РНК соответствует кодовому триплету ААТ в молекуле ДНК?

Триплету ДНК (матричной цепи, транскрибируемой цепи) соответствует по принципу комплементарности (А на ДНК соответствует У на иРНК, Т — соответствует А, Ц — Г, Г — Ц) кодон иРНК. При этом нужно учитывать, что в молекулах РНК нет тимина (Т), тимин (Т) во всех молекулах РНК заменен на урацил (У).

По триплету ДНК с учетом принципа комплементарности находим кодон иРНК: триплет ДНК ААТ соответствует кодону иРНК УУА.

ПРИМЕЧАНИЕ: под молекулой ДНК подразумевается матричная (транскрибируемая) цепь ДНК.

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка; запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) есть клеточная мембрана

2) клеточная стенка состоит из хитина

3) наследственный аппарат заключён в кольцевой хромосоме

4) запасное вещество — гликоген

5) клетка способна к фотосинтезу

Признаки грибной клетки:

1) эукариотическая клетка;

2) клеточная стенка из хитина;

3) мембранные органоиды: ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрии, вакуоли;

4) немембранные органоиды: рибосомы, клеточный центр (центриоли), микротрубочки, микрофиламенты;

5) отсутствуют пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), отсутствуют лизосомы;

6) запасной полисахарид – гликоген.

На рисунке изображена грибная клетка (имеется клеточная стенка, есть клеточный центр, отсутствуют пластиды).

(1) есть клеточная мембрана – признак любой клетки, в том числе грибной;

(2) клеточная стенка состоит из хитина – признак грибной клетки;

(3) наследственный аппарат заключен в кольцевой хромосоме – признак выпадает (основной наследственный аппарат у грибной клетки, как и у любой эукариотической клетки, заключен в ядре в виде линейных молекул ДНК);

(4) запасное вещество – гликоген – признак грибной и животной клетки;

(5) клетка способна к фотосинтезу – признак выпадает (грибная клетка не содержит хлоропласты и не способна к фотосинтезу).

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

А) окисление органических веществ

Б) образование полимеров из мономеров

Г) запасание энергии в клетке

Е) окислительное фосфорилирование

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

При энергетическом обмене окисляются органические вещества с выделением энергии в форме АТФ (запасание энергии в клетке) во время стадии окислительного фосфорилирования. При пластическом обмене образуются полимерные молекулы из мономеров, энергия АТФ при этом растрачивается на биосинтез.

Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными (А) и белыми (а) цветками (неполное доминирование)?

При неполном доминировании гетерозиготы имеют промежуточный признак. При этом абсолютно неважно, какой из признаков доминантный — белые или красные. Главное, что при скрещивании их между собой в потомстве мы получим 100% растений с промежуточным признаком Аа — розовые.

Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Размножение бывает бесполое и половое. При половом размножении, как правило, участвуют две особи, образуются половые клетки, сливаются две половые клетки с образование зиготы (одноклеточного организма). Бесполое размножение осуществляется из соматических клеток одного организма.

1) гонада — орган, в котором образуются половые клетки — половое размножение;

2) спора — клетка для бесполого размножения у грибов и растений — бесполое размножение;

3) оплодотворение — процесс слияния двух половых клеток — половое размножение;

4) овогенез — процесс образования женских половых клеток — половое размножение;

5) почкование — вид бесполого размножения у дрожжей и гидры — бесполое размножение.

Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОБМЕНА

А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК

Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке

В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка

Г) поворот участка хромосомы на 180 градусов

Д) уменьшение числа хромосом в соматической клетке

Е) обмен участками негомологичных хромосом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Мутации (нарушения наследственной информации) делятся на геномные (изменение числа хромосом в клетке), хромосомные (изменение структуры хромосомы) и генные (перестройки отдельных генов, связанные с изменением в структуре молекулы ДНК, ее нуклеотидной последовательности).

(А) — включение лишних нуклеотидов в ДНК → изменение нуклеотидной последовательности гена → генная мутация;

(Б) — кратное увеличение числа хромосом в клетке → изменение числа хромосом → геномная мутация;

(В) — нарушение последовательности аминокислот в молекуле — это результат нуклеотидной последовательности гена → генная мутация;

(Г) — поворот участка хромосомы на 180 градусов (инверсия) → изменение структуры хромосомы (порядка расположения генов в хромосоме) → хромосомная мутация;

(Д) — уменьшение числа хромосом в соматической клетке → изменение числа хромосом → геномная мутация;

(Е) — обмен участками негомологичных хромосом (транслокация) → изменение структуры хромосом (состава генов хромосомы) → хромосомная мутация.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны

2) наличие волосяного покрова

3) сальные и потовые железы

4) хорошо развитый мозжечок

5) размножение в воде

На рисунке изображен мозг птицы, выбираем признаки Птиц: губчатые лёгкие; хорошо развитый мозжечок; теплокровность.

Установите соответствие между характеристиками и типами животных, представители которых изображены на рисунках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИП МУТАЦИИ

А) тело сегментировано

Б) имеют только продольные мышцы

В) выделительная система метанефридиаль-

Г) дыхание жаберное или через покровы

Д) органы размножения располагаются

в первичной полости тела

Е) не имеют кровеносной системы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) Круглые черви: Б) имеют только продольные мышцы; Д) органы размножения располагаются в первичной полости тела; Е) не имеют кровеносной системы

2) Кольчатые черви: А) тело сегментировано; В) выделительная система метанефридиального типа; Г) дыхание жаберное или через покровы тела

Кольчатые черви имеют выделительную систему метанефридиального типа — тип выделительной системы, когда в полости тела имеется воронка, вокруг которой расположены реснички, за счет — движений их растворенные продукты обмена передвигаются в выделительный канал.

Выделительная система у круглых червей имеет в своей основе протонефридиальный характер.

Установите правильную последовательность систематических таксонов у Лещины обыкновенной, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

6) лещина обыкновенная

Последовательность расположения систематических таксонов растений, начиная с наименьшеготаксона: вид лещина обыкновенная → род лещина → семейство березовые → класс двудольные → отдел покрытосеменные → царство растения.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие функции выполняет лимфа в организме человека?

1) удаление мочи из организма

2) возврат жидкости в кровеносную систему

3) снабжение клеток крахмалом

4) транспорт кислорода

6) обеспечение иммунного ответа

Лимфатическая система тесно связана по своему строению и функциям с кровеносной системой.

– Возвращение в кровяное русло тканевой жидкости;

– Фильтрация и обеззараживание тканевой жидкости, которые осуществляются в лимфатических узлах, где вырабатываются В-лимфоциты. Участие в обмене веществ – жиров;

– Участие в транспорте питательных веществ (до 80 % жиров, всасываемых в кишечнике, попадает через лимфатическую систему).

Установите соответствие между характеристикой регуляции жизнедеятельности человека и её видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИП

А) действие углекислого газа на дыхательный центр

Б) влияние инсулина и адреналина на содержание сахара в крови

В) реакция организма на зеленый свет светофора

Г) реакция организма на изменение положения тела в пространстве

Д) взаимодействие торможения и возбуждения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Гуморальная регуляция идет под воздействием гормонов или веществ, поступающих из окружающей среды. Действие углекислого газа на дыхательный центр — гуморальная регуляция. Гуморальное влияние появляется при увеличении работы скелетных мышц и внутренних органов. В результате выделяются углекислый газ и протоны водорода, которые стоком крови поступают к нейронам дыхательного центра и повышают их активность.

Установите правильную последовательность передачи светового сигнала по структурам глаза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) стекловидное тело

4) рецепторы сетчатки

Последовательность передачи светового сигнала по структурам глаза: роговица → хрусталик → стекловидное тело → рецепторы сетчатки → зрительный нерв.

К чему привели идиоадаптации в классе Птицы?

1) общему подъёму организации

2) увеличению числа популяций и видов

3) широкому распространению

4) упрощению организации

5) возникновению частных приспособлений к условиям среды

6) понижению плодовитости

Идиоадаптация — это одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм. Результат идиоадаптаций: приспособления, как следствие — увеличение числа особей и широкое распространение. Под цифрами 1 — ароморфоз; 4 — дегенерация; 6 — биологический регресс.

Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД

3) общая дегенерация

ПРИМЕРЫ НАПРАВЛЕНИЯ

А) редукция зрения у крота

Б) появление грудной клетки у рептилий

В) отсутствие хлорофилла у растения петров

Г) редукция нервной системы асцидий до

Д) формирование кровеносной системы у

Е) удлинение ушной раковины у зайцев

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ароморфозы — это крупные преобразования, которые выводят организмы на более высокую ступень развития. Из перечисленных примеров к ароморфозам относится: Б) появление грудной клетки у рептилий; Д) формирование кровеносной системы у кольчатых червей

Идиоадаптация, одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм. Из перечисленных примеров к идиоадаптации относится: А) редукция зрения у крота; Е) удлинение ушной раковины у зайцев

Дегенерация — процесс резкого упрощения организации, связанного с исчезновением органов и функций, а также целых систем органов у паразитов. Из перечисленных примеров к дегенерации относится: В) отсутствие хлорофилла у растения петров крест; Г) редукция нервной системы асцидий до одного узелка

Каковы существенные признаки экосистемы?

1) высокая численность консументов III порядка

2) наличие круговорота веществ и потока энергии

3) сезонные изменения температуры и влажности

4) неравномерное распределение особей одного вида

5) наличие производителей, потребителей и разрушителей

6) взаимосвязь абиотических и биотических компонентов

Признаки экосистемы: наличие круговорота веществ и потока энергии; наличие производителей, потребителей и разрушителей; взаимосвязь абиотических и биотических компонентов.

Экосистема — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.

Установите соответствие между примерами экологических факторов и типом, к которому они относятся.

А) Поднятие уровня мирового океана.

Б) Эпидемия сибирской язвы

В) Истребление воронами городских голубей.

Г) Пыльная буря в Африке.

Д) Повышение сейсмической активности земной коры.

Е) Газовый состав атмосферы.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Абиотические — это факторы неживой природы, биотические — факторы живой природы.

Абиотические: А) Поднятие уровня мирового океана; Г) Пыльная буря в Африке; Д) Повышение сейсмической активности земной коры; Е) Газовый состав атмосферы

Биотические: Б) Эпидемия сибирской язвы; В) Истребление воронами городских голубей

Установите последовательность процессов биосинтеза белка. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) поступление и-РНК в активный центр рибосомы

2) вход стоп-кодона и-РНК в активный центр рибосомы

3) синтез и-РНК на матрице ДНК

4) распознавание кодоном антикодона

5) образование пептидных связей

Последовательность процессов биосинтеза белка:

3) синтез и-РНК на матрице ДНК→ 1) поступление и-РНК в активный центр рибосомы → 4) распознавание кодоном антикодона → 5) образование пептидных связей → 2) вход стоп-кодона и-РНК в активный центр рибосомы

Вставьте в текст «Кровообращение человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Кровеносная система человека состоит из двух кругов кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом _____(А), откуда кровь по лёгочным артериям попадает в _____(Б) лёгких, где насыщается кислородом. Затем кровь поступает по лёгочным венам в левое _____(В), оттуда в левый желудочек, из которого поступает в аорту. Аорта распределяет кровь по всем крупным артериям организма, в результате чего богатая _____(Г) и питательными

веществами кровь омывает все органы. Из капилляров органов кровь собирается в верхнюю и нижнюю полые _____(Д), впадающие в правое предсердие сердца.

3) питательное вещество

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Кровеносная система человека состоит из двух кругов кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке, откуда кровь по лёгочным артериям попадает в капилляры лёгких, где насыщается кислородом. Затем кровь поступает по лёгочным венам в левое предсредие, оттуда в левый желудочек, из которого поступает в аорту. Аорта распределяет кровь по всем крупным артериям организма, в результате чего богатая кислородом и питательными веществами кровь омывает все органы. Из капилляров органов кровь собирается в верхнюю и нижнюю полые вены, впадающие в правое предсердие сердца.

Проанализируйте гистограмму, в которой представлены организмы или их отдельные части и продукты жизнедеятельности, составляющие пищевой рацион животного Z.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Животное Z можно отнести к

1) животным, ведущим социальный образ жизни

2) обитателям сухих открытых пространств и перелесков

3) всеядным животным

4) теплокровным животным

5) консументам I порядка

Животное Z можно отнести к

2) обитателям сухих открытых пространств и перелесков

5) консументам I порядка (т.к. в пищу употребляет только растительные компоненты)

Неверный/ нет данных/ нельзя сделать вывод по указанным данным:

1) животным, ведущим социальный образ жизни

3) всеядным животным

4) теплокровным животным

К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

1) Внесение избытка минеральных удобрений нарушает годичный ритм изменения кислотности почвы и количество доступных растениям веществ.

2) Растворы минеральных солей угнетающе действуют на почвенные микроорганизмы и на червей, происходит загрязнение окружающей среды.

ПРИМЕР ФАКТОР СРЕДЫ
Критерии оценивания ответа на задание С3 Баллы
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок 2
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки 1
Ответ неправильный
Максимальное количество баллов 2

Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Какие факторы, показанные на рисунках, и каким образом способствуют движению крови по этим сосудам?

1) На рисунках А и Б показано движение крови по венам.

2) Продвижению крови по венам способствуют венозные клапаны (рис. А) и сокращение скелетных мышц (рис. Б)

3) Клапаны препятствуют обратному движению крови, так как они открываются только в одну сторону (рис. Б)

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названные выше элемента, но содержит биологические ошибки 2
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 1
Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл 3

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1. Акулы – надотряд хрящевых рыб, обладающий следующими отличительными особенностями: удлинённое тело более или менее торпедообразной формы, большой хвостовой плавник и хорошо развитые жаберные крышки.

2. К настоящему времени известно более 450 видов акул. 3. Китовая акула – самая большая из известных рыб (её длина достигает 20 метров) и самый крупный морской хищник. 4. Представители надотряда широко распространены в морях и океанах, от поверхности до глубины более 2000 метров. 5. Акулы в основном обитают в пресной воде. 6. Большинство акул относится к так называемым настоящим хищникам, но 3 вида – фильтраторы.

Ошибки допущены в предложениях:

1) Ошибка в предложении 1 – у хрящевых рыб, в том числе и акул, нет жаберных крышек.

2) Ошибка в предложении 3 – китовая акула не хищник, она фильтратор.

3) Ошибка в предложении 5 – большинство акул живёт в морской воде

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит неверной лишней информации 3
В ответе указаны две-три ошибки, но исправлены только две. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются 2
В ответе указаны одна-три ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются 1
Ответ неверный: все ошибки определены и исправлены неверно,

указаны одна-три ошибки, но не исправлена ни одна из них.

Максимальный балл 3

Николай Иванович Лунин исследовал влияние химического состава пищи на мышей. Он кормил их искусственными смесями белков, жиров и углеводов. Мыши гибли на 11 день. Он добавил в пищу поваренную соль и воду. Мыши гибли на 30 день. Когда Н.И. Лунин добавил в их искусственную пищу все необходимые соли, все мыши тоже погибли. Другая группа мышей питалась коровьим молоком и была здорова. Какие выводы сделал Н.И. Лунин из первого опыта? Какие выводы он сделал после кормления мышей пищей, содержащей все необходимые соли? Почему выжили мыши, питавшиеся коровьим молоком?

1) Первый вывод: мышам кроме органических соединений необходимы неорганические – минеральные соли.

2) Второй вывод: полного набора минеральных солей для жизни мышей недостаточно, необходимы ещё какие-то вещества.

3) Мыши, питавшиеся коровьим молоком, выжили потому, что в нём содержатся все питательные вещества и витамины, на необходимость которых и указал Н.И. Лунин.

*Собственно витамины были открыты через несколько лет после работы Лунина.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает любые два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок

ИЛИ Ответ включает три названные выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Почему вредители обитают больше на старых, больных деревьях сосны?

1) На молодых деревьях выделяется много смолы,

2) в составе смолы есть скипидар, отпугивающий вредителей.

3) Старые деревья являются более удобным убежищем.

Критерии оценивания ответа на задание С4 Баллы
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 2
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 1
Ответ неправильный
Максимальное количество баллов 3

Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6 · 10 −9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при сперматогенезе перед началом мейоза, после мейоза I и мейоза II. Объясните полученные результаты.

Схема решения задачи включает:

2) После мейоза I число хромосом в клетке становится в два раза меньше, поэтому масса ДНК уменьшается вдвое. А каждая хромосома состоит из двух хроматид.

После мейоза II хромосомы становятся однохроматидными и в ядре каждого сперматозоида содержится гаплоидный набор хромосом.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1
Ответ неправильный.
Максимальный балл 3

При скрещивании растения флокса с белой окраской цветков и воронковидным венчиком с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получено 78 потомков, среди которых 38 образуют белые цветки с плоскими венчиками, а 40 — кремовые цветки с плоскими венчиками. При скрещивании флоксов с белыми цветками и воронковидными венчиками с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получены флоксы двух фенотипических групп: белые с воронковидными венчиками и белые с плоскими венчиками. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

1) В первом скрещивании: при скрещивании растения флокса с белой окраской цветков и воронковидным венчиком с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики получили 100% потомства с плоскими венчиками. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что плоский венчик — доминантный признак; воронковидный — рецессивный.

2) Во втором скрещивании: при скрещивании флоксов с белыми цветками и воронковидными венчиками с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики получили 100% потомства с белым венчиками. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что белый венчик — доминантный признак; кремовый — рецессивный.

3) При этом в первом скрещивании получили: 50% с белыми венчиками, а 50% с кремовыми,

значит согласно анализирующему скрещиванию (расщепление по признаку дают гетерозиготные организмы) растение с белой окраской цветков и воронковидным венчиком имеет генотип Ааbb,

а растение, имеющее кремовые цветки и плоские венчики имеет генотип ааВВ.

фенотип: белые плоские; кремовые плоские

Во втором скрещивании получили: 50% с воронковидными венчиками, а 50% с плоскими,

значит согласно анализирующему скрещиванию (расщепление по признаку дают гетерозиготные организмы)

— белыми цветками и воронковидными венчиками — ААbb

— кремовые цветки и плоские венчики — aaBb

фенотип: белые воронковидные; белые плоские

4) Закон наследственности: независимое наследование признаков (III закон Менделя),

а также анализирующее скрещивание и правилу единообразия гибридов I поколения.

Источник

Читайте также:  Расположите группы животных в порядке их возникновения плоские черви хордовые кишечнополостные
Интересные факты из жизни