СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА
ЛЕКЦИЯ 4
Язык – многоярусная система взаимосвязанных элементов, особая система знаков, выполняющая определенные общественные функции.
1. Коммуникативная (средство общения)
2. Познавательная (средство познания объективного мира, формирование мыслей)
3. Номинативная (средство называния окружающих предметов и явлений)
4. Эмотивная (выражение чувств и эмоций)
5. Регулятивная (межличностные отношения)
6. Эстетическая (литература)
7. Информационная (осведомление)
8. Агитационная (приведение в движение)
9. Метаязыковая (использование языка для объяснения понятий и терминов в науке)
10. Фатическая (fatum –изречение, язык для установления контакта «Привет», «Пока»)
11. Когнитивная (мыслеобразующая)
12. Коммулятивная (накопление сведений)
Язык – явление социальное, а не расовое или биологическое. Это совокупность норм общения, Это древнее явление и неотделимо от сознания. В 19в. были биотеории овладения языком, сравнивали с периодами в жизни растений и животных – рост, расцвет, увядание. Любой ребенок впитывает язык до 12-13 лет, т.о. это не биологическое или расовое, а все зависит от окружения.
Язык четко отзывается на изменения в жизни носителя языка, Наиболее отзывчива лексическая система, поэтому происходит социальное расслоение языка, возникают социально-обусловленные языковые подсистемы (жаргон), далее арго (у жуликов, воров, маргиналов с целью скрыть намерения и мысли).
На язык может влиять сознательная деятельность государства.
Территориальные диалекты предшествуют образованию национального языка. На диалекте говорит лишь группа народа, нации на одной территории. Т.О. территориальные диалекты отличаются ограниченностью функций и локализацией. Диалект – средство общения в быту и никогда не имеет функции государственного, научного языка, нет письменности.
Не всегда просто отличить язык и диалект. Например, родственные языки очень близки и имеют меньше различий, чем диалекты, диалекты могли употребляться в переписке, часто диалекты мешали развитию национальных языков. В совр. Я. разработаны способы выявления общих черт, к-рые объединяют всех говорящих на данном языке или диалекте и позволяют их выделить. Предельным случаем диал. дробления является идиолект — язык отд. личности. На раннем этапе развития диалект выделить сложнее. Проще диалект различить на фоне литературной речи (Диалектология). Диалект – групповое различие. Даже на небольших территориях диалекты могут различаться – это говор,а если говоры объединяются – это наречие. (Есть Южное и Северное Великорусские наречия, между ними – Среднерусские наречия.)
1. Обработанность (из общенародного языка выбирают пригодное для понимания всеми)
2. Нормированность (орфоэпические – произносительные – нормы, письмо, лексика и т.д., норма – понятие историческое. Язык имеет старую норму, вариант нормы и нарушение нормы.)
3. Стабильность (постоянство)
4. Обязательность (для всех, кто владеет)
5. Стилистическая дифференцированность (разные средства языка для разных стилей)
6. Универсальность (обслуживает все сферы деятельности)
Литературный язык имеет письменную и устную формы. (Диалект письменности не имеет.) Выделяют также народно-разговорную (обиходно-разговорную) форму существования языка как противопоставление литературному языку; в ней нет диалектных остатков – это объединение диалектов.
Существует также разговорная речь. В текстах – РР. Это особая самостоятельная система. Признаки РР: диалогичность, спонтанность проявления, возрастная и образовательная общность. РР отличается от литературного кодифицированного (нормированного) языка. Иногда их объединяют, иногда приводят разницу.
Сложны отношения просторечия и народного языка. Просторечие иногда считают одной из форм существования народного языка, просторечие резко не отделено от литературного языка, но стоит на границе с ним, объединяет элементы речи носителей, но не включается в литературный язык, т.к. это часто слова грубые, вульгарные. Просторечие часто пополняет языки. Просторечие проявляется в фразеологии, фонетике (смягчение зубных и губных: дьверь, зерькало, коньфеты; радива; идарение: шофер).
Пиджин – язык территорий со смешанным населением и далекими языками. Возникает в связи с потребностью общения, предельно упрощен, часто в многоязычных портах, редуцированный (ослабленный) язык с ситуативно-ограниченными функциями.
Креольский язык – Искусственный язык. Возникает как пиджин, имеет много общего, но и отличается. Им владеет новая социальная общность, имеет обширную лексику и грамматику, во 2м поколении становится родным. Наиболее сильные креольские языки – оформившиеся на основе английского, французского, испанского, португальского языков. Распространены в Карибском бассейне, по берегам Африки, в Индии, Малайзии. Существует попытка составить грамматику креольского языка.
Существуют различия социального порядка, т.о. есть профессионализмы – неузаконенные термины (есть даже профессиональное арго – социальный жаргон, но не в целях выделиться, а законспирироваться, лексика может быть и русская и иностранная).
Индивидуальный язык. – им обладает определенный писатель, он имеет индивидуальный стиль.
Источник
Тема №1. Язык и его основные функции. Речь: виды и формы речи.
Тема №1. Язык и его основные функции. Речь: виды и формы речи.
Теоретический материал:
Язык – это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык как сущность находит свое проявление в речи. Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, поэтому речь может быть определена как функционирование языка.
Таким образом, язык и речь тесно взаимосвязаны: если нет речи, то нет и языка. Язык и речь имеют свои противоположные особенности:
— язык – это средство общения; речь – это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;
— язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней корректируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;
— язык стабилен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;
— язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;
— язык независим от ситуации и обстановки общения – речь контекстно и ситуативно обусловлена.
Являясь важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, обеспечивает накопление и хранение информации, являющейся результатом исторического опыта народа и личного опыта индивида, формирует сознание индивида (индивидуальное сознание) и сознание общества (общественное сознание), служит материалом и формой художественного творчества.
Таким образом, язык тесно связан со всей человеческой деятельностью и выполняет разнообразные функции.
Функции языка
Коммуникативная функция означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения, т. е. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.
Вторая основная функция языка – когнитивная(т. е. познавательная, гносеологическая), означающая, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.
Помимо перечисленных, язык выполняет еще ряд функций:
• фатическая (контакто-устанавливающая) – функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т. п.).
• эмотивная (эмоционально-экспрессивная) – выражение субъективно-психологического отношения автора речи к ее содержанию. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях;
• конативная – функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием (магическая сила заклинаний или проклятий в архаическом обществе или рекламные тексты – в современном);
апеллятивная – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения);
• аккумулятивная – функция хранения и передачи знаний о действительности, традициях, культуре, истории народа, национальном самосознании.
• метаязыковая (речевой комментарий) – функция истолкования языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с трудностями речевого общения, например при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профессиональной разновидностью языка. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке – на уроках и лекциях, в словарях, в учебной и научной литературе о языке;
• эстетическая – 0функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться. Эстетическое отношение к языку означает, таким образом, что речь (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) может восприниматься как прекрасное или безобразное, т. е. как эстетический объект. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности.
Таким образом, язык полифункционален. Он сопровождает человека в самых различных жизненных обстоятельствах. С помощью языка человек познает мир, вспоминает прошлое и мечтает о будущем, учится и учит, работает, общается с другими людьми.
Виды и формы речи
Различают две формы речи: устная речь, письменная речь.
Устная речь – это речь, произносимая в процессе говорения; Важнейшей отличительной чертой устной речи является ее неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. От устной речи, т.е. речи, порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин «звучащая речь». Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд ее специфических особенностей: обилие незаконченных синтаксических построений, самоперебивы, повторы, подхваты. В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации). Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда – в неоправданном повторении одних и тех же слов. Вторым из наиболее распространенных недостатков устной речи является ее нерасчлененность (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений.
Письменная речь – это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками. На письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста;
Видами речи являются: говорение – отправление звуковых сигналов, несущих информацию; слушание – восприятие звуковых сигналов и их понимание; письмо – использование видимых графических символов и их понимание.
Тишина – даже ветка не хрустн..т (Бунин). 2. Где-то после обеда, среди сплошного дождя до нас донос..т..ся какие-то стран..ые звуки, они всё усил..ва..т..ся, крепнут, и мы понима..м, что идёт катер (Казаков). 3. Передвин..ш..ся на середину рейда – море спряч..т..ся, зато вдруг раздвин..т..ся весь залив налево (Гончаров). 4. Это ехал Абогин протест..вать, делать глупости (Чехов). 5. Иной кача..т головой, те шепч..т..ся, а те сме..т..ся меж собой (Крылов). 6. Я удерж..ваю за собой право сказать и своё мнение (Л. Толстой).
Тесты для контроля знаний
А. официально принятая форма обращения;
Б. современный уровень знаний;
В. простые речевые формы;
Г. совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств;
Д. достояние общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа;
Е. использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей;
Ж. общение с людьми на соответствующем для конкретной ситуации уровне;
З. официально принята форма обращения;
И. отправление звуковых сигналов, несущих информацию.
Тема №1. Язык и его основные функции. Речь: виды и формы речи.
Теоретический материал:
Язык – это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык как сущность находит свое проявление в речи. Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, поэтому речь может быть определена как функционирование языка.
Таким образом, язык и речь тесно взаимосвязаны: если нет речи, то нет и языка. Язык и речь имеют свои противоположные особенности:
— язык – это средство общения; речь – это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;
— язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней корректируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;
— язык стабилен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;
— язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;
— язык независим от ситуации и обстановки общения – речь контекстно и ситуативно обусловлена.
Являясь важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, обеспечивает накопление и хранение информации, являющейся результатом исторического опыта народа и личного опыта индивида, формирует сознание индивида (индивидуальное сознание) и сознание общества (общественное сознание), служит материалом и формой художественного творчества.
Таким образом, язык тесно связан со всей человеческой деятельностью и выполняет разнообразные функции.
Функции языка
Коммуникативная функция означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения, т. е. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.
Вторая основная функция языка – когнитивная(т. е. познавательная, гносеологическая), означающая, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.
Помимо перечисленных, язык выполняет еще ряд функций:
• фатическая (контакто-устанавливающая) – функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т. п.).
• эмотивная (эмоционально-экспрессивная) – выражение субъективно-психологического отношения автора речи к ее содержанию. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях;
• конативная – функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием (магическая сила заклинаний или проклятий в архаическом обществе или рекламные тексты – в современном);
апеллятивная – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения);
• аккумулятивная – функция хранения и передачи знаний о действительности, традициях, культуре, истории народа, национальном самосознании.
• метаязыковая (речевой комментарий) – функция истолкования языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с трудностями речевого общения, например при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профессиональной разновидностью языка. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке – на уроках и лекциях, в словарях, в учебной и научной литературе о языке;
• эстетическая – 0функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться. Эстетическое отношение к языку означает, таким образом, что речь (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) может восприниматься как прекрасное или безобразное, т. е. как эстетический объект. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности.
Таким образом, язык полифункционален. Он сопровождает человека в самых различных жизненных обстоятельствах. С помощью языка человек познает мир, вспоминает прошлое и мечтает о будущем, учится и учит, работает, общается с другими людьми.
Виды и формы речи
Различают две формы речи: устная речь, письменная речь.
Устная речь – это речь, произносимая в процессе говорения; Важнейшей отличительной чертой устной речи является ее неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. От устной речи, т.е. речи, порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин «звучащая речь». Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд ее специфических особенностей: обилие незаконченных синтаксических построений, самоперебивы, повторы, подхваты. В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации). Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда – в неоправданном повторении одних и тех же слов. Вторым из наиболее распространенных недостатков устной речи является ее нерасчлененность (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений.
Письменная речь – это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками. На письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста;
Видами речи являются: говорение – отправление звуковых сигналов, несущих информацию; слушание – восприятие звуковых сигналов и их понимание; письмо – использование видимых графических символов и их понимание.
Источник
Язык как система. Уровни языка.
Язык как система. Уровни языка.
Язык— естественно возникшая и закономерно развивающаяся семиотическая система, обладающая свойством социальной значимости.
2. Когнитивная (мыслительная, познавательная)
3. Аккумулятивная (накопительная)
4. Волюнтативная (воздействующая)
5. Эмоциональная (экспрессивная)
Уровни языка— подсистемы общей языковой системы, каждый из которых обладает набором своих единиц и правил их функционирования.
Уровень | Единицы | Функции |
Фонетический | Фонема (не несет смысла) Звук | 1. Перцептивная (восприятия) 2. Сигнификативная (различения) |
Словообразовательный | Морфема – главная единица, которая образует новые слова и значения | Деривация (словообразование) |
Лексико-фразеологический | 1. Лексема (слово) 2. Фразема | Номинативная |
Грамматический (подразделяется на морфологический и синтаксический) | 1. Морфологический – часть речи 2. Синтаксический – предложение | Коммуникативная |
Понятие литературного языка и его признаки.
1.Многофункциональность (-многообразие сфер употребления)
2.Наддиалектный характер (связан с путями его исторического развития. РЯ возник путем концентрации диалектов)
3.Нормативность (кодифицированность). Норма-языковой идеал. 5 признаков нормы:
1) Устойчивость в соотношении с изменчивостью
3) Осознанная необходимость ее употребления и понимания
4) Авторитарность. Норма ориентирована на авторитет
5) Прогрессивность и демократизм
4.Наличие устной и письменной формы
5.Наличие стилевого расслоения или системы стилей (публицистич., худ, научн, разг, офиц – дел).
Язык и норма. Типы нормы
Норма – совокупность выработанных общественной практикой (и действующих в данный период существования литературного языка) правил употребления слов, сочетаний слов, грамматических форм и конструкций, совокупность правил произношения и написания слов; совокупность правил и законов, по которым язык существует и развивается; правила, зафиксированные в грамматических словарях. Явление, распространяющееся на все языковые уровни.
• Лексическая (лексико-семантическая). Толковые словари
• Грамматическая. Толковые, орфографические, орфоэпические словари.
• Орфоэпическая (произносительная). Орфоэпические словари.
• Орфографическая (правописная). Орфографические словари и справочники.
Современный русский литературный язык. История его развития. Особенности функционирования.
СРЛЯ – язык нормированный, обслуживающий культурные потребности русского народа, язык государственных актов, науки, печати, радио, театра, худ литературы.
В 17 в. развивается русская историческая повесть, стихотворная повесть, сатирич. лит- ра, где книжно – славянский язык отступает на 2 – й план. Сближение литературного языка с деловым языком. Переломный этап – 18 в. (время усилившегося западноевропейского влияния)
Метафора и ее типы
Метафора- перенос названия по сходству, а также само переносное значение, в основе которого лежит сходство.
Многозначные слова основываются на типовых ассоциациях по сходству. Несет в себе высокую степень образности, экспрессии и, что особенно важно, отличаются взаимной языковой мотивированностью (главный вопрос «как»).
Предметы могут быть похожи:
4. Размер, количество
5. Степень плотности
6. Степень подвижности
7. Характер звучания
8. Степень ценности
Степень распространенности и образности:
1. Общеязыковые (общеупотребительные) сухие метафоры – названия, образность которых совершенно не ощущается
2. Общеупотребительные (общеязыковые) образные – не прямые, а иносказательные. Слова-характеристики, широко используемые и в письменной, и в устной – обиходной речи.
3. Общепоэтические образные – наиболее характерны для художественной речи
4. Общегазетные – активно использующиеся в СМИ и не свойственные ни обычной обиходной речи, ни языку художественной литературы
5. Индивидуальные – необычные образные употребления слов того или иного автора, не ставшие общенародным или общелитературным достоянием.
Функции антонимов:
1. Противопоставление понятий
3. Объединение/ охват целого класса явлений
4. Чередование (складывал-раскладывал; падал-садился)
Классификация антонимов:
Энантиосемия – развитие противоположных значений внутри одного слова
Квазиантонимы – пары слов, отличающихся не только противопоставленностью по какому-либо одному смысловому компоненту, но и по другим компонентам: бездонный (очень большой глубины) – мелкий (небольшой глубины). Ложная антонимия
Исторические чередования
Таково чередование [г] // [ж] в корне бег-. В словах бега – бежать чередование звуков [г] // [ж] фонетически не обусловлено, так как эти звуки находятся в тождественной позиции, и чередование является историческим.
Исторические чередования играют важную роль при деревации (словообразовании) и формообразовании. Они изучаются в грамматике и исторической фонетике.
Происхождение и состав русского алфавита. Варианты букв. Соотношение буквы и звука.
Алфавит – совокупность букв какой-либо письменности, расположенных в определенном порядке.
Кириллица – старославянская азбука, состоящая из греческого византийского. 9 век н.э.
Сам греческий язык возник на базе финикийского.
Так, истории письма насчитывается уже 1000 лет. Первой буквой, надписью можно считать надпись, некогда сделанную на сосуде, которая обозначала название культуры (овес, или пшено, или гречка). В 907 году была сделана первая надпись на русском языке: Князь Глеб мерял море по льду (переведено на современный).
Во время Петровской реформы 1707-1709 годов была введена гражданская азбука.
В состав русского алфавита, на основе двух базовых источников, вошло 18 букв из греческого алфавита, 11(12) букв из кириллицы и 3(4) буквы собственнорусские:
· 18: а, в, г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, п, р, с, т, ф, х
· 11(12): б, ж, ч, ш, щ, ц, у, ю, ъ, ы, ь (я. )
· 3(4): э, ё, й
Соотношение буквы и звука
Если сопоставить алфавитную систему значений букв с системой звуков речи, то окажется, что 33 буквы графемы передают 39 или 43 фонемы. Такие возможности экономии букв в нашем языке дает графика. 10 русских гласных букв обслуживаются только 6 гласными фонемами.
23 согласных, ъ и ь безгласные, и хитрая i̯= всего 20 согласных букв обслуживают 37 гласных. Здесь видна экономия.
Язык как система. Уровни языка.
Язык— естественно возникшая и закономерно развивающаяся семиотическая система, обладающая свойством социальной значимости.
2. Когнитивная (мыслительная, познавательная)
3. Аккумулятивная (накопительная)
4. Волюнтативная (воздействующая)
5. Эмоциональная (экспрессивная)
Уровни языка— подсистемы общей языковой системы, каждый из которых обладает набором своих единиц и правил их функционирования.
Источник