1 современный русский литературный язык нормированность языка

Современный русский литературный язык

Современный русский литературный язык

Объектом изучения всех разделов науки о русском языке в школе является современный русский литературный язык.

Современным является язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении. Эти два аспекта использования языка не совпадают.

Принято считать, что без «переводчика» (словаря, справочника, комментатора) мы понимаем язык начиная с произведений А. С. Пушкина, однако многие выражения, употребляемые великим поэтом и другими писателями и мыслителями XIX и начала XX века, современный человек не употребит, а некоторые и не поймет; кроме того, тексты XIX века мы читаем в современной орфографии, а не в той, которая действовала во время их написания. Тем не менее большинство предложений из произведения русской классической литературы этого времени соответствуют нормам современного русского языка и могут быть использованы как иллюстративный материал.

Если понимать термин «современный язык» как язык, который мы понимаем и употребляем, то современным надо признать язык начиная со второй половины ХХ века. Но и в этот исторический период в языке, особенно в его лексике, произошли значительные изменения: появилось множество неологизмов, многие слова перешли в пассивный словарный запас (см. раздел лексикологии).

Таким образом, термин «современный язык» понимается в двух значениях:

1) язык, понимаемый нами без словаря, – это язык от Пушкина;

2) язык, употребляемый нами, – это язык начиная с середины 20 века.

Русский язык – это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV – XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка – древнерусского (восточнославянского) языка.

Литературный язык – язык культуры и язык общения культурных людей. Признаками литературного языка является его нормированность (наличие языковой нормы) и кодифицированность.

Литературная норма – совокупность правил выбора и употребления языковых средств в данном обществе в данную эпоху. Она служит для единообразия в употреблении языковых средств (одинаковое и в силу этого понятное всем произношение, написание и словоупотребление), фильтрует поток заимствований, жаргонизмов, диалектизмов; сдерживает чрезмерно быстрое развитие литературного языка для обеспечения преемственности речевой культуры.

Кодификация – фиксация языковой нормы в письменных и устных источниках (словари, справочники, учебники, речь культурных людей).

Литературный язык является частью общенародного языка, включающего также диалекты, профессиональную лексику, жаргон, городское просторечие.

Источник

4. Русский литературный язык: его признаки, формы, нормированность рля. Современный русский литературный язык.

Русский литературный язык – основная форма существования национального языка, которая обслуживает все потребности общества. Это высшее достижение речевой культуры русского народа, он вобрал в себя все ценное, значимое из других компонентов. Он сформировался на основе московского говора, ростово-суздальского диалекта, т.е. возник на почве народного языка. В течение долгого времени он совершенствовался, шлифовался учеными, писателями, поэтами, учителями, общественными деятелями.

Академик Филин Федот Петрович в своей работе «Что такое литературный язык?» выделил 5 основных и 2 дополнительных признака литературного языка, отличающих его от других компонентов:

обязательность для всех членов коллектива, владеющих национальным языком;

нормированность, узаконенность обществом;

универсальность – литературный язык обслуживает все сферы жизни общества (быт, наука. СМИ, культура, политика и т.д.);

развитая стилистическая дифференциация;

наличие устной и письменной форм.

Дополнительными признакми считаются обработанность, упорядоченность ЛЯ и стабильность, непрерывность, устойчивость традиций.

Литературный язык имеет две формы существования: устную и письменную.

Устная форма проявляется в непосредственном общении, рассчитана на слуховое восприятие и включает в свой арсенал, помимо вербальных средств, невербальные средства (паузы, интонацию, жесты, мимику). Поэтому она допускает определенную упрощенность фонетического и грамматического оформления: использование простых синтаксических конструкций, неполных предложений, фонетических сокращений. В устной форме допустимо ограниченное употребление нелитературных элементов: диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов. В этой форме наблюдаются экспрессивные и эмоциональные элементы, что объясняется непосредственным общением собеседников, чаще всего это речь неподготовленная. Основная форма существования – диалог.

Письменная форма литературного языка рассчитана на зрительное восприятие, предполагает опосредованное общение – «сквозь время и пространство». Средствами письменного общения являются буквы, знаки препинания, другие графические средства. При создании письменного текста есть возможность вернуться к информации, дополнить, уточнить, поправить ее. Это обуславливает правильность и полноту выражения мысли, развернутость речевого оформления: употребление полных, сложных или осложненных предложений, отсутствие нелитературных элементов, нейтральность языковых средств. Основная форма существования – монолог.

Важнейшим признаком литературного языка является его нормированность. Норма ЛЯ – относительно устойчивый способ выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества. Для нормы характерны следующие существенные признаки:

– закрепленность в авторитетных источниках;

– двусторонность природы нормы (отражает и объективные тенденции развития языка, и субъективные факторы типа языкогвого вкуса, авторитета передовых людей и т.п.);

– предпочтительность и общеобязательность.

Нормированность характерна для всех уровней языка. Существуют орфоэпические, словообразовательные, морфологические, синтаксические нормы. Для письменной формы языка важны орфографичские и пунктуационные нормы.

Поскольку язык – явление динамическое, развивающееся, на определенном этапе его развития могут сосуществовать два способа выражения, являющиеся вариантами нормы.

Вопрос о хронологичских рамках понятия «СРЛЯ» является спорным. В это понятие включают значительный период времени, в который не произошло заметных изменений в фонетическом и грамматическом строе языка, в словарном составе. Традиционно соременность РЛЯ определяют от Пушкина до наших дней, но изменения, произошедшие в языке, требуют пересмотра такой позиции. В.В. Виноградов в 1966 г. Предложил считать границей СРЛЯ 90-е гг. 19 в. Другая точка зрения передвигает нижнюю границу СРЛЯ к 20-30-м гг. 20 в. Еще одна позиция – 40-е гг. 20 в.

Источник

Русский национальный язык и его разновидности. Современный русский литературный язык. Понятие языковой нормы

Русский язык имеет длительную и сложную историю. По своему происхождению он относится к индоевропейской семье языков, славянской ветви, восточнославянской группе.

Русский язык – это национальный язык русского народа, исторически сложившейся общности людей, объединенных единством территории, экономики, психологического уклада и языка. Начало формирования национального русского языка восходит к XVII веку (в это время окончательно сложилась русская нация), завершение – к первым десятилетиям XIX века. Дальнейшее развитие русского национального языка непосредственно связано с развитием истории и культуры народа. Русский национальный язык сложился на основе говоров Москвы и ее окрестностей. Литературный язык составляет основу национального языка и обязан сохранять свое внутреннее единство при различии используемых средств выражения. Основные достоинства русского национального языка воплощает русская художественная литература.

Читайте также:  К какой группе языков принадлежит латинский язык

Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения народов Российской Федерации. В законе «О языках народов РСФСР» (1991 г.) определены основные сферы функционирования русского языка как государственного: высшие органы государственной власти и управления; опубликование законов и других правовых актов республик в составе РФ; проведение выборов; в деятельности государственных органов; в официальной переписке и делопроизводстве; во всероссийских средствах массовой информации.

Произведенные исследования в российских республиках и ряде стран СНГ свидетельствуют о признании того факта, что на современном этапе решить проблему межнационального общения без русского языка затруднительно. Играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны. В международных отношениях государства пользуются мировыми языками, юридически провозглашенными Организацией Объединенных Наций в качестве официальных и рабочих языков. Такими языками являются английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский. На любом из этих шести языков могут осуществляться межгосударственные политические, хозяйственные, научные и культурные контакты, проводиться международные встречи, форумы, совещания, может вестись переписка и делопроизводство в масштабах ООН, СНГ и т. д. Мировое значение русского языка обусловлено богатством и выразительностью его лексики, звукового строя, словообразования, синтаксиса.

Таким образом, национальный язык – общий язык всей нации, охватывающий все сферы речевой деятельности человека.

Литературный язык – исторически сложившаяся, высшая (образцовая, обработанная) форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей. Современный русский литературный язык рассматривается как язык от Пушкина до наших дней, но все же многие слова и обороты в произведениях Пушкина кажутся нам архаичными (30–40 годы XX столетия – нижняя граница современного русского литературного языка).

Литературный язык характеризует ряд отличительных признаков:

1. наличие письменности.

2. наличие определенных общеобязательных норм (нормы – общепринятые правила языка, действующие в данном языковом коллективе в данный период развития литературного языка), соблюдение которых независимо от социальной, профессиональной и территориальной принадлежности носителей данного языка. Иными словами, литературный язык – явление нормированное, социально, профессионально и территориально неограниченное.

3. стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследия.

4. стилистическое богатство, которое заключается в обилии функционально оправданных вариативных и синонимических средств, что позволяет достигать наиболее эффективного выражения мысли в различных речевых ситуациях.

Литературный язык имеет две формыустную и письменную. Основное их различие состоит в том, что устная форма представляет собой звучащую речь, а письменная форма графически (т.е. с помощью знаков) оформленную. Первична устная речь. Она предполагает собеседника, слушателя. Говорящий создает, творит свою речь сразу, одновременно работая и над содержанием, и над формой. Нередко говорящий и его собеседник не только слышат друг друга (как при телефонном разговоре), но и видят друг друга. Реакция слушателя (словесная (вербальная) и несловесная (невербальная)) может повлиять на характер речи, а то и прекратить ее.

Письменная речь обычно обращена к отсутствующему собеседнику. Пишущий не видит своего читателя, он может только мысленно представлять его. На письменную речь не влияет реакция того, кто ее читает. Помимо этого, пишущий имеет возможность возвращаться к написанному тексту, исправлять и совершенствовать его.

Современный русский язык принято членить на две разновидности: книжная речь и разговорная речь.

Книжная речь по преимуществу – письменная, разговорная – устная.

В современных исследованиях книжная речь определяется как литературная, в основном письменная, которой свойственны:

1) общелитературные и специфические книжно-письменные языковые средства;

2) нормированность употребления языковых средств;

3) функциональные стили речи: научный, публицистический, официально-деловой.

Разговорная речь – это речь носителей литературного языка, функционирующая в устной форме в условиях непринужденного, неподготовленного общения. Для нее характерны:

1) экспрессивные языковые средства;

2) экстралингвистические (неязыковые) приметы: неподготовленность, неофициальность общения, жесты и мимика.

И книжная, и разговорная речь могут быть представлены и в устной, и в письменной формах, несмотря на изначальное преобладание: книжная речь – письменная, разговорная – устная. Так, научная статья для журнала – книжная речь в письменной форме. Выступление на конференции с этой же статьей – книжная речь в устной форме. Рассказ о своих впечатлениях после каникул – разговорная речь в устной форме. Письмо с тем же содержанием – разговорная речь в письменной форме.

Любой национальный язык неоднороден. Он представляет собой совокупность разнообразных форм. Национальный язык включает следующие разновидности (формы существования языка):

диалекты территориально ограниченные разновидности языка. Территориальные диалекты существуют в устной форме и служат для обиходно-бытового общения в основном жителей сельской местности.

жаргоны (социально и профессионально ограниченные разновидности языка: прикол, лох, тусовка, тачка, чувак, халява) – жаргон – это язык отдельных социальных или профессиональных групп, сообществ, связанных интересами, родом деятельности, времяпрепровождением и т.п., искусственно создаваемый с целью языкового обособления, отделения от остальной части данной языковой общности.

арго (разновидность жаргона) – это лексика деклассированных элементов (воров, бродяг, карточных шулеров, преступников, заключенных).

просторечие (сниженную, грубую речь необразованных людей: столовка, гоготать, пузо, моргалы, тубзик, рожа, способы произношения слов: транвай, каталог, договор, квартал, хто, грамматические формы: вылазить, офицера, красивше, звонят).

профессионализмы (слова и выражения, свойственные какой-либо профессиональной группе): рубанок, фуганок, медведка, калёвка и др.

вуль­гаризмы слова и выражения, грубо, вульгарно обозначающие какие-то предметы и явления: тёлка, лохудра, дрыхнуть, жрать, буркала.

варваризмы— иностранное слово или выражение, не полностью освоенное языком и воспринимаемое как чужеродное, как нарушение общепринятой языковой нормы; слова, чуждые русскому языку как проявлению национального менталитета. Это «холуизмы», т.е. употребляется теми, кто раболепствует перед американской культурой, не имеющей даже 3-х веков существования в системе нынешнего менталитета (баннер, секьюрити, спрей, бутик, Сити, прайс-лист, мидл-класс, сейшн, саммит, ланч, web-страница, sales, mаke-up).

историзмы – это слова, ушедшие из активного словаря, поскольку вышли из обихода явления и предметы, которые они обозначали.

Читайте также:  Как будет волк на немецком языке

архаизмы –это слова, вышедшие из употребления и замененные синонимами.

неологизмы – слова, которые появляются в языке, чтобы обозначить какое-то новое явление в жизни.

Употребление внелитературных слов (исключая нецензурную лексику) допускается в художественных текстах в том случае, ес­ли необходимого эффекта нельзя достичь иными средствами.

Таким образом, тексты, созданные на русском языке, могут значительно различаться и быть понятными не всем носителям языка. Например, разговор математиков на специальные темы будет непонятен филологам, городской подросток мало что уяснит из речи деревенской бабушки, профессиональный разговор с использованием «компьютерного жаргона» будет ясен далеко не всем даже образованным людям. В культурном и языковом отношении нацию объединяет прежде всего литературный язык – высшая, образцовая форма национального языка.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Русский литературный язык

Современный русский язык — это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны.

Русский язык входит в группу славянских языков, которые образуют отдельную ветвь в индоевропейской семье языков и делятся на три подгруппы:

– восточная (русский, украинский, белорусский);

– западная (польский, чешский, словацкий, лужицкий);

– южная (болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский).

Современный русский литературный язык — это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы, государственных актов. Важнейшей особенностью его является нормированность, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из общей сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу.

Русский литературный язык имеет две формы — устную и письменную, которые характеризуются особенностями, как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматической структуры, поскольку рассчитаны на разные виды восприятия — слуховое и зрительное. Письменный литературный язык отличается от устного большей сложностью синтаксиса, преобладанием отвлеченной лексики, а также лексики терминологической, преимущественно интернациональной по своему использованию.

Русский язык выполняет три функции:

– национального русского языка;

– одного из языков межнационального общения народов России;

– одного из важнейших мировых языков.

Писатели и общественные деятели дают высокую оценку русскому языку. Еще М.В. Ломоносов восхищался его богатством, подчеркивая, что русский язык «имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает». Н.М. Карамзин заметил: «Сколько времени потребно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».

Русский язык — это национальный язык русского народа. Но не все русские говорят абсолютно одинаково. Различия в речи зависят от культурного уровня человека, от его профессии, образа жизни, возраста, от того, живет он в городе или в деревне, и, наконец, от того, где находится этот город или эта деревня. Русский язык — это совокупность его грамматических форм, особенностей произношения всех русских людей.

Среди разновидностей русского языка четко выделяется русский литературный язык. Это язык книг, газет, театра, радио и телевидения, государственных учреждений и учебных заведений. Он имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей, используемых в различных сферах общения. Как высшая форма национального языка литературный язык может быть в известной мере противопоставлен другим разновидностям — просторечию, диалектам и жаргонам.

Просторечие — это особенности языка горожан разных местностей, заключающиеся в употреблении не принятых в литературном языке слов, выражений, грамматических форм, ударений и т.п. Просторечие, в отличие от диалектов, не ограничено территорией. В речи людей севера и юга, запада и востока можно встретить слова давеча, зазря, ихний, небось, пузо, смыться, грамматические формы делов, инженера, местов, трепишься, неправильное ударение в словах портфель, партер, ремень и др.

Диалекты — народные говоры России (преимущественно крестьянские). У говоров своя лексика, свои грамматические и фонетические особенности. Это нетрудно заметить, сравнив, например, речь смоленского крестьянина и архангельского помора, сельских жителей Рязанщины и Владимирской области и т.д.

Жаргон — это речь группы людей, объединенных общностью интересов, родом деятельности, профессией и т.д.

Просторечие

Просторечие является уникальным явлением, свойственным русскому языку и широко в нем распространенным. Однако сколько-нибудь строгого определения данного явления филологической наукой до сих пор не выработано. Прежде всего нет четкого представления о том, кто составляет круг носителей просторечия. В связи с тем, что в последнее время элементы просторечия проникают в различные сферы социальной коммуникации и употребляются в речи представителями самых разных социальных слоев, вопрос о его сущности и границах функционирования становится все более актуальным.

Просторечия — слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринуждённая речь с этими словами, формами и оборотами. Просторечие свойственно малообразованным носителям языка, и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм. Термин «просторечие» был введён Дмитрием Ушаковым в значении «речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами».

Просторечие свойственно нелитературной городской разговорной речи, содержащей в себе немало недавних диалектных слов, слов разговорного происхождения, новообразований, возникающих для характеристики разнообразных бытовых явлений, словообразовательных вариантов нейтральной лексики. Просторечное слово используется в литературном языке как стилистическое средство для придания речи оттенка шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого и т.д. Часто эти слова являются выразительными, экспрессивными синонимами слов нейтральной лексики. Связь литературного языка с разговорной речью очень крепка. Точнее, разговорная речь является частью литературного языка. Изменения, которые происходят в языке, являются продуктом развития общества, его духовной и материальной культуры, науки и техники. Пополнение словарного запаса литературного языка осуществляется путем перехода разговорных, просторечных слов в письменную речь. Наиболее типичные места реализации просторечия: семья (общение внутри семьи и с родственниками), “посиделки” во дворе коммунальных домов, суд (свидетельские показания, прием у судьи), кабинет врача (рассказ пациента о болезни) и немногие другие.

Читайте также:  Гласные первого ряда в русском языке таблица

В современном просторечии выделяют два временных пласта — пласт старых, традиционных средств, отчётливо обнаруживающих своё диалектное происхождение, и пласт сравнительно новых средств, пришедших в просторечие преимущественно из социальных жаргонов. В соответствии с этим различают просторечие-1 и просторечие-2.

Носителями просторечия-1 являются горожане пожилого возраста, имеющие низкий образовательный и культурный уровень; среди носителей просторечия-2 преобладают представители среднего и молодого поколений, также не имеющие достаточного образования и характеризующиеся относительно низким культурным уровнем.

Основными чертами просторечия на фонетическом уровне являются:

– общая небрежность речи. Смазанная картина речи в артикуляторном и акустическом плане;

– малая громкость, быстрый темп, раскрытие рта минимальное, речь неразборчивая;

– чрезмерное упрощение групп согласных. Пример: «скока» вместо «сколько», «щас» вместо «сейчас», «када» вместо «когда»;

Диалекты

По своей природе национальный язык неоднороден. Это объясняется неоднородностью самого этноса как общности людей. Во-первых люди объединяются по территориально­му признаку, месту проживания. В качестве средства общения жители сельской местности используют диалекты. Диалекты (от греч. dialektos разговор, говор, наречие) — разно­видности национального языка, противопоставленные литературному языку, служащие средством общения в речевых коллективах, выделяе­мых по географическому (территориальному) признаку. Территориаль­ный диалект — средство общения населения исторически сложившейся области, характеризующейся специфическими этнографическими осо­бенностями.

Наличие диалектов – результат феодальной раздроблен­ности во времена образования Древней Руси, затем Россий­ского государства. В эпоху капитализма, несмотря на расши­рение контактов между носителями разных диалектов и на образование национального языка, территориальные диалек­ты сохраняются, хотя и претерпевают некоторые изменения. В XX веке, особенно во второй половине, в связи с развити­ем средств массовой информации (печать, радио, кино, теле­видение, интервидение), идет процесс деградации диалектов, их исчезновение.

Изучение диалектов представляет интерес:

– с исторической точки зрения: диалекты хранят архаические черты, литературным языком не отраженные;

– с точки зрения формирования литературного язы­ка: на базе какого основного диалекта и затем общена­родного языка складывался литературный язык; какие черты других диалектов заимствует; как влияет в даль­нейшем литературный язык на диалекты и как диалекты влияют на литературный язык.

Во-вторых, объединению людей способствуют социаль­ные причины: общность профессии, рода занятий, интере­сов, социального положения. Для таких социумов средст­вом общения служит социальный диалект. Поскольку соци­альный диалект имеет немало разновидностей, в научной ли­тературе для их наименования служат также термины жаргон, арго.

Для диалектов характерны фонетические, лексические, синтакси­ческие особенности, выявляемые при сопоставлении диалектов друг с другом, а также с литературным языком. Например, яркая диалектная черта — цоканье (две аффрикаты [ц] и [ч’] литературного языка не раз­личаются, произносятся как [ц]) — характеризует архангельские, воло­годские, псковские и некоторые другие диалекты. Некоторым говорам Орловской, Курской, Тамбовской и Брянской областей свойственно произношение [с] вместо аффрикаты [ц]: Куриса наулисе яйсо снесла. Другая дразнилка отмечает чоканье (аффрикаты [ц] и [ч’] произносятся как [ч’]): Бежала овча мимо нашего крылъча.

Диалектные различия могут быть небольшими, так что говорящие на разных диалектах легко понимают друг друга, но могут быть и до­статочно значительными.

Под влиянием литературного языка диалекты утрачивают наи­более значительные отличия от него, унифицируются, теряют само­стоятельность, частично обогащая литературный язык некоторыми своими чертами.

Жаргонизм

Часто слышим слова «арго», «жаргон», «сленг». И нередко применяем жаргонизмы в своей речи, по мнению одних засоряем ее, а по мнению других преображаем литературный русский язык. Жаргонизмы начали своё существование с тех пор, как человек научился говорить. Это речь какой-нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащей много слов и выражений, отличных от общего языка, в т. ч и искусственных, иногда условных. Но что называется жаргоном? Жаргонизмы представляют из себя слова и выражения, существующие для быстрой передачи информации в определённых кругах людей, они несут в себе примитивизм, который при употреблении ими узким кругом лиц не страшен, т.к. он очень мал в отдельной группе и лица употребляющие этот жаргон в свободное от работы время не слышат и не употребляют его. Когда же жаргон начинает выходить в общество это начинает приобретать угрожающий характер. Так почему? Для чего? Кому? И в каких ситуациях необходим жаргон?
1) Когда человек стремится разрушить офици­альность для более легкого взаимопонимания или тогда, когда хочется более близкого общения. На­пример, такая фраза принадлежит владельцу крупной фирмы: «Что там вы жметесь по углам? Хряпнем по сто грамм?».
2) Когда хочется продемонстрировать широту познаний: «Как говорят знающие люди» и др.
З) Когда хочется добиться максимального эф­фекта произнесенного.

Жаргонизмы проникают во все слои общества, средства массовой информации, кино и даже литературу.

Жаргонизмы встречаются даже в кино, правда, преимущественно в боевиках. Это видно даже из названий, например: «Стукач», «Катала», «Ментовские войны», «Беспредел».

По поводу привлекательности жаргонизмов существует множество мнений. Так автор статьи о междометной функции жаргонизмов О.Б.Турбина утверждает их привлекательность грубоватым остроумием, оригинальностью, во что бы то ни стало и эпатирующей противопоставленностью принятой норме. Процитировав слова Д.С.Лихачёва: «Обывательское мнение определяет жаргон как грубый, вульгарный, циничный. Сами арготи-рующие склонны воспринимать его как язык хлёсткий, удалой, лихой и остроумный»,она делает вывод: «Жаргон часто является выразителем особой, вульгарной и даже уголовной идеологии. Вместе с жаргонным словом входит в нашу жизнь, понятие, недостойное того, чтобы получить право на существование. Огрубляется, становится примитивным не только язык, но и мировоззрение говорящего.

Либерализация языка принимает дикие формы в отношение к ругательствам, «матерному языку», который, вопреки всем грозным протестам, извечно живуч в русском устно-речевом быту. Это традиционно даже по названию «непечатное слово» сегодня появляется на страницах газет, современных произведений спектаклей. Автор одной из статей, посвященных указанной проблеме, И.Овчинникова(«Свобода не отменяет приличий»), видит в этом утрату инстинкта самосохранения и заботы о здоровье нации. «Разумеется,- пишет автор,- ругательства, в том числе и самые грязные, знают все, потому что они написаны на всех заборах. Но любой из нас точно так же знает, что слова эти запретны. А когда площадная брань звучит со сцены, с экрана, тиражируется, они как бы получают права гражданства. И раз уж не умеют иные творческие себя ограничить, удержать в установленных веками пределах, значит, надо власть употребить, чтобы защитить глаз и ухо тех, кому не хочется, чтобы вся их жизнь превратилась в привокзальный сортир».

Источник

Интересные факты из жизни