1 что такое оператор в языках программирования

Компьютерное программирование — операторы

Оператор в языке программирования — это символ, который указывает компилятору или интерпретатору выполнить определенную математическую, реляционную или логическую операцию и получить конечный результат. В этой главе будет объяснено понятие операторов, и вы познакомитесь с важными арифметическими и реляционными операторами, доступными в C, Java и Python.

Арифметические Операторы

Компьютерные программы широко используются для математических расчетов. Мы можем написать компьютерную программу, которая может выполнять простые вычисления, такие как сложение двух чисел (2 + 3), и мы также можем написать программу, которая может решить сложное уравнение, такое как P (x) = x 4 + 7x 3 — 5x + 9. Если вы даже были плохим учеником, вы должны знать, что в первом выражении 2 и 3 — операнды, а + — оператор. Подобные понятия существуют в компьютерном программировании.

Взгляните на следующие два примера —

Точно так же язык программирования предоставляет различные арифметические операторы. В следующей таблице перечислены некоторые важные арифметические операторы, доступные на языке программирования Си. Предположим, что переменная A содержит 10, а переменная B содержит 20, тогда —

Ниже приведен простой пример программирования на C для понимания вышеприведенных математических операторов:

Когда вышеуказанная программа выполняется, она дает следующий результат —

Операторы отношений

Рассмотрим ситуацию, когда мы создаем две переменные и присваиваем им некоторые значения следующим образом:

Здесь очевидно, что переменная A больше, чем B по значениям. Итак, нам нужна помощь некоторых символов для написания таких выражений, которые называются реляционными выражениями. Если мы используем язык программирования C, то он будет записан следующим образом:

Здесь мы использовали символ>, и он называется реляционным оператором, и в простейшей форме они выдают логические результаты, что означает, что результат будет либо истинным, либо ложным. Аналогично, язык программирования предоставляет различные реляционные операторы. В следующей таблице перечислены некоторые важные реляционные операторы, доступные в языке программирования C. Предположим, что переменная A содержит 10, а переменная B содержит 20, тогда —

оператор Описание пример
== Проверяет, равны ли значения двух операндов или нет, если да, тогда условие становится истинным. (A == B) не соответствует действительности.
знак равно Проверяет, равны ли значения двух операндов или нет, если значения не равны, тогда условие становится истинным. (A! = B) верно.
> Проверяет, больше ли значение левого операнда, чем значение правого операнда, если да, тогда условие становится истинным. (A> B) не соответствует действительности.
Проверяет, меньше ли значение левого операнда, чем значение правого операнда, если да, тогда условие становится истинным. (A
> = Проверяет, больше ли значение левого операнда или равно значению правого операнда, если да, тогда условие становится истинным. (A> = B) не соответствует действительности.
Проверяет, меньше ли значение левого операнда или равно значению правого операнда, если да, тогда условие становится истинным. (A

Когда вышеуказанная программа выполняется, она дает следующий результат —

Логические Операторы

Логические операторы очень важны для любого языка программирования и помогают нам принимать решения на основе определенных условий. Предположим, мы хотим объединить результат двух условий, тогда логические операторы И и ИЛИ помогают нам в получении конечного результата.

В следующей таблице показаны все логические операторы, поддерживаемые языком Си. Предположим, что переменная A содержит 1, а переменная B содержит 0, тогда —

оператор Описание пример
&& Называется логический оператор И. Если оба операнда отличны от нуля, условие становится истинным. (A && B) неверно.
|| Вызывается логическим оператором ИЛИ. Если любой из двух операндов отличен от нуля, условие становится истинным. (A || B) верно.
! Вызывается логическим оператором НЕ. Используйте для изменения логического состояния своего операнда. Если условие истинно, то оператор Логический НЕ будет делать ложь. ! (A && B) верно.

Попробуйте следующий пример, чтобы понять все логические операторы, доступные на языке программирования C —

Когда вы компилируете и запускаете вышеуказанную программу, она дает следующий результат —

Операторы в Java

Вы можете попробовать выполнить следующую программу, чтобы увидеть выходные данные, которые должны быть идентичны результату, сгенерированному в приведенном выше примере.

Когда вышеуказанная программа выполняется, она дает следующий результат —

Операторы в Python

Вы можете попробовать выполнить следующую программу, чтобы увидеть выходные данные, которые должны быть идентичны результату, сгенерированному в приведенном выше примере.

Когда вышеуказанная программа выполняется, она дает следующий результат —

Источник

Оператор (программирование)

Инструкция или оператор (англ. statement ) — наименьшая автономная часть языка программирования; команда. Программа обычно представляет собой последовательность инструкций.

Многие языки (например, Си) различают инструкцию и определение. Различие в том, что инструкция исполняет код, а определение создаёт идентификатор (то есть можно рассматривать определение как инструкцию присваивания).

Ниже приведены основные общие инструкции императивных языков программирования.

См. также

Смотреть что такое «Оператор (программирование)» в других словарях:

Оператор — В Викисловаре есть статья «оператор» Оператор может означать: Оператор (математика) то же, что математическая функция; Оператор (биология) последовательность ДНК, принимающая участие в регуляции активности генов; Оператор… … Википедия

оператор — 4.22 оператор (operator): Какой либо объект, осуществляющий работу системы. Примечание 1 Роль оператора и роль пользователя могут возлагаться одновременно или последовательно на одно и то же лицо или организацию. Примечание 2 В контексте данного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Программирование — процесс составления упорядоченной последовательности действий (программы (См. Программа)) для ЭВМ; научная дисциплина, изучающая программы для ЭВМ и способы их составления, проверки и улучшения. Каждая ЭВМ является автоматом,… … Большая советская энциклопедия

Читайте также:  Как переключить язык в the forest

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — математическая дисциплина, изучающая математич. абстракции программ, трактуемых как объекты, выраженные на формальном языке, обладающие определенной информационной и логич. структурой и подлежащие исполнению на автоматич. устройствах. П. т.… … Математическая энциклопедия

оператор ЭЭ оборудования и/или ЭЭ систем — 3.17. оператор ЭЭ оборудования и/или ЭЭ систем (operator of an EDM equipment and/or system): Человек, который осуществляет программирование, установку, регулировку, наблюдение за работой, техническое обслуживание и чистку станка. Источник: ГОСТ Р … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Генетическое программирование — В искусственном интеллекте генетическое программирование (ГП) автоматическое создание или изменение программ с помощью генетических алгоритмов. С помощью этой методологии «выращиваются» программы, всё лучше и лучше (в соответствии с определенной… … Википедия

Функциональное программирование — Парадигмы программирования Агентно ориентированная Компонентно ориентированная Конкатенативная Декларативная (контрастирует с Императивной) Ограничениями Функциональная Потоком данных Таблично ориентированная (электронные таблицы) Реактивная … Википедия

Структурное программирование — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Цикл (программирование) — У этого термина существуют и другие значения, см. цикл. В данной статье или разделе имеется список источников или внешних … Википедия

Функциональное программирование на Питоне — Функциональное программирование является одной из парадигм, поддерживаемых языком программирования Python. Основными предпосылками для полноценного функционального программирования в Python являются: функции высших порядков, развитые средства… … Википедия

Источник

Обучение программированию на 1С

Краткий обзор языка 1С

Язык 1С считается самым простым в изучении. Одно из его конкурентных преимуществ – возможность написания кода на русском, что значительно упрощает процесс его освоения. Хотя имеются и англоязычные варианты языка, предназначенные для внедрения на зарубежных предприятиях.

Программирование на 1С – создание алгоритма или программного кода, который позволяет пользователю без проблем работать в программном интерфейсе. Основной инструмент языка – команды (слова), которые в определённой последовательности создают общую функциональную оболочку программы. Команды бывают следующих видов:

3. Функции и процедуры;

Давайте разберём все их более детально.

Переменные

Допустим, имеется число 15. Это есть значение. Изначально оно нигде не сохраняется. Чтобы поместить её в информационную базу (ИБ) программы, необходимо выполнить сохранение в переменной, которая может именоваться хоть как, скажем, результат.

Переменная, которая относится к объекту 1С (поле справочника, допустим) и сохраняется в информационную базу – это реквизит. К любой переменной допускается присвоение разных типов данных: можно сначала присвоить тип «число», а затем – тип «строка». Но для реквизитов язык 1С предусматривает только один тип данных. Если указать в нём другое значение, допустим, вместо цифры – строку, то программа сначала попробует выполнить преобразование в цифровой формат. Если она не сможет это сделать, значение будет пустым.

Строка в стандартной переменной не ограничена по длине, в реквизите – чётко определена (но если требуется выставить неограниченную длину – устанавливается значение длины 0). Выполнять обращение к отдельным буквам в слове нельзя, но можно искать целые части (Лев(), Прав(), Сред()).

Сложные переменные

Давайте разберём пример, когда переменной присвоено несколько значений.

По виду массив аналогичен колонке в Excel. Каждая ячейка – переменная, которая имеет только одно название. Чтобы перейти к определённой ячейке, нужно ввести её номер.

Ячейки в 1С нумеруются с 0, а не с 1.

Аналогичные ячейки, но с возможностью добавления комментария.

Здесь программирование таблиц значений на 1С аналогично Excel – страничке со множеством строк и колонок.

Древовидная таблица, самый простой пример – окно конфигурации.

Строки программы

В конце любой строчки стоит «;», а комментарий добавляется после знака «//». Значение пишется в кавычках, например «14». Если требуется ввести кавычку в значении, её пишут два раза: «14 ««o»»!».

Значение может быть разделено на две строки, для этого язык 1С имеет знак «|»:

Для указания специфических символов используется объект: «Символы.»:

Операторы

Это средства, встроенные в язык 1С. Используются для создания простейшей последовательности.

Те или иные строки выполняются при наличии необходимых условий.

Строчки выполняются установленное количество раз или пока выполняется определённое условие.

Для прерывания цикла язык 1С имеет команду «Прервать». Для прерывания только одной итерации – «Продолжить».

Объекты

Любой объект в 1С полноценен, то есть ему могут присваиваться уникальные от остальных методы и данные.

Для создания объекта используется параметр «Новый».

Для создания объектов применяются менеджеры. Их называют в соответствии с ветками конфигурации: Документы, Справочники и т.д. Методы в менеджере можно расширять:

Собственные объекты конфигурации 1С неизменяемы.

Ошибки в 1С

Программирование на 1С отличается тем, что при написании программы не всегда понятно, появится ли ошибка при выполнении той или иной строчки. Так, если во внешней обработке ввести:

и открыть её в базе, где указанного справочника нет – возникнет ошибка.

Чтобы она не выскочила, можно применять такой алгоритм:

Если при выполнении кода между «Попытка» и «Исключение» будет ошибка, то выполнение остановится и программа перейдёт к строчке между «Исключение» и «КонецПопытки». Если ошибка не появится, строчки выполняться не будут.

Функция ОписаниеОшибки() запускается только между «Исключение» и «КонецПопытки» и выдаёт сведения о содержании возникшей ошибки.

Функции и Процедуры

Данные методы предназначены для одноимённого наименования сразу нескольких строчек. Затем, при написании этого названия в тексте кода, будет активирована соответствующая функция. Функции и процедуры – это стандартные методы и обработчики в языке 1С:

Отличие функции от процедуры в том, что последняя не может вернуть значение, которое было посчитано при выполнении данных строк:

Как программировать?

Программирование на 1С подразумевает использование модулей. Найдя подходящий модуль, можно приступать к написанию своего кода.

Пример для написания кода во внешней обработке:

Читайте также:  Институт русского языка имени виноградова ран

Источник

Переменные и операторы (бесплатная статья по Программированию 1С)
из цикла статей «Первые шаги в разработке на 1С»

О чем эта статья

Как правило, изучение любого языка программирования начинается с примера написания первой простейшей программы (“Hello world!”). Делается это для того, чтобы наглядно показать работу с базовыми синтаксическими конструкциями. Мы не будем делать исключение из этого общепринятого способа подачи материала при изучении новой среды разработки и поэтому нашу первую статью следует рассматривать в этом же ключе. В ней мы подробно разберем ответы на следующие вопросы, касающиеся программирования на платформе «1С:Предприятие 8»:

Статья будет полезна всем тем, кто еще не знаком с разработкой на платформе «1С:Предприятие 8», но хочет научиться программировать на 1С.

Применимость

Материал актуален для платформы «1С:Предприятие 8» редакций 8.2. и 8.3.

Переменные и операторы

В этой статье мы приступаем к изучению встроенного языка 1С:Предприятие 8. Исполняемый код содержится в программных модулях.

Существует достаточно большое количество модулей, которые предназначены для обработки различных событий.

Так, вход пользователя в систему обрабатывается в одном модуле, а обработка нажатия пользователя на некоторую кнопку – в совершенно другом.

Таким образом, каждый модуль описывает поведение конфигурации в определенной точке. В модуле содержится, прежде всего, раздел описания переменных. Т.е. мы можем объявить в модуле некоторые переменные.

В дальнейшем они могут быть использованы в процедурах и функциях этого модуля. Если переменная определена с ключевым словом Экспорт, то она будет доступна вне данного модуля. Пример строки объявления переменных:

Перем Склад, Подразделение, Кладовщик Экспорт;

После объявления переменных содержится раздел процедур и функций.

За ними располагается раздел основной программы, который будет выполняться в момент обращения к данному модулю.

Например, в разделе основной программы можно осуществить инициализацию переменных, т.е. присвоить им некоторые начальные значения:

Состояние=1;
НовоеВыражение=2;
Результат=3;

Модуль можно представить, как комбинацию различных операторов, которые выполняют разные нужные нам действия.

Разделителем операторов является символ «;» (точка с запятой). Этот знак является признаком окончания оператора. Т.е. оператор может быть записан в таком виде:

Результат=100Х200
+400
-600;

При этом не важно, на скольких строках располагается оператор.

Конечно, чаще удобнее и нагляднее располагать оператор в одной строке, но иногда операторы являются достаточно длинными (число строк обоснованно может достигать нескольких десятков).

Точку с запятой можно не ставить в завершающем операторе данной конструкции, например, процедуры. Т.е. следующий код будет работать:

ИсходноеЗначение = 100;
ПромежуточноеЗначение = ИсходноеЗначение/5;
ИтоговоеЗначение = ИсходноеЗначение+ПромежуточноеЗначение

Однако лучше использовать точку с запятой в завершающем операторе. Не исключено, что со временем конструкция будет продолжена, и завершающий оператор окажется уже не завершающим. Придется специально отслеживать эту ситуацию.

Переменные предназначены для того, чтобы хранить некоторые значения любого типа данных. Они используются для промежуточного хранения информации, для обработки.

Практически в любом программном модуле, который выполняет некоторые действия, есть различные переменные. Типизация переменных по значениям в Платформе 1С:Предприятие 8 мягкая.

Например, переменная может содержать значение одного типа данных, а через несколько строк – другого типа:

Создан = Ложь;
Создан = Истина;
Создан =100;

В первых двух операторах значение переменных булевское, а в третьем оно меняется на числовое значение. Т.е. типизация зависит от того значения, которое присваивается данной переменной.
Описывать переменные можно двумя способами:

Для названия переменных используется классическое описание идентификатора. Идентификатор состоит из букв, цифр и знаков подчеркивания. Начинаться идентификатор должен либо с буквы, либо со знака подчеркивания.

При этом название переменной должно отображать смысл данной переменной. Названия переменных из одной буквы (типа А, В, С) являются плохими примерами. Они не отражают суть переменных.

Примеры правильного названия переменных: Счетчик (увеличивающаяся переменная для цикла), Контрагент. Если имя переменной содержит несколько слов, то каждое новое слово, для наглядности, следует начинать с большой буквы.

В названии переменных нельзя использовать зарезервированные слова, такие как Процедура, Функция, Цикл, КонецЦикла и т.д. (эти конструкции выделяются в программном модуле красным цветом).

Зарезервированные слова – это операторы встроенного языка и их достаточно небольшое количество. Все они представлены в Синтакс-помощнике.

Следует отметить, что типы данных к зарезервированным словам не относятся (например, Массив, Булево, Истина, Ложь). Система такие имена переменных воспримет корректно.

Для написания программного кода регистр не имеет никакого значения. Например, слово Процедура можно писать как с большой, так и с маленькой буквы. Более того, большие и маленькие буквы можно чередовать внутри слова.

Для Платформы это не имеет никакого значения. Тем не менее, по правилам хорошего тона начало слова нужно писать с большой буквы, все остальные буквы маленькими.

По поводу языка. Можно использовать и русский язык, и английский, и комбинацию двух языков. Если кому-то удобно, можно спокойно использовать английский язык для написания программного кода, а также комбинировать русский и английский языки. Для Платформы это не важно.

Но существуют рекомендации использовать русский язык, потому что в системе достаточно большое количество объектов, которые имеют длинные названия.

Многие названия на английском языке довольно сложно помнить. При использовании комбинации двух языков ухудшается читаемость программного кода.

Булевы операции

В операторах сравнения очень часто используется булевская логика, которая возвращает значение Истина или Ложь.

Например, в условном операторе можно сравнивать: Если Событие = Продажа Тогда алгоритм пойдет по одной ветке (т.е. при значении Истина), по условию Ложь выполняется другая ветка алгоритма.

Условия могут быть достаточно сложными, они могут комбинироваться, при этом применяются следующие операторы: И, ИЛИ, и НЕ. Так, для оператора И:

Истина И Истина = Истина;
Истина И Ложь = Ложь;
Ложь И Истина = Ложь;
Ложь И Ложь = Ложь.

Для опрератора ИЛИ достаточно, чтобы один из операндов был равен Истина, тогда и значение комбинации будет Истина. Значение Ложь получается только в том случае, когда оба операнда Ложь.

Читайте также:  Английский язык что такое пассивный залог

Оператор НЕ просто инвертирует текущее значение (Ложь в Истину, Истину в Ложь).

С помощью комбинации данных операторов можно строить достаточно сложные условия. При составлении сложных условных операторов следует учитывать приоритеты.

Высший приоритет имеет оператор НЕ, следующим идет оператор И, а за ним оператор ИЛИ. То, что заключено в скобки, имеет самый высший приоритет и выполняется в первую очередь.

Например, расставим приоритеты (последовательность выполнения) для операций в приведенном выражении:

НЕ(Условие1 ИЛИ Условие2) И Условие3 ИЛИ Условие4
1. Результат1 = (Условие1 ИЛИ Условие2);
2. Результат2 = НЕ Результат1;
3. Результат3 = Результат2 И Условие1;
4. Результат = Результат3 ИЛИ Условие4;

Существует правило преобразования:

НЕ (Условие1 ИЛИ Условие2) = НЕ Условие1 И НЕ Условие2.

Однако не следует всегда стремиться упростить выражение, поскольку зачастую, по логике, проще читается выражение развернутое.

Оператор присваивания

Не следует путать оператор присваивания с равенством, не смотря на то, что у них одинаковое написание.

Принцип работы оператора присваивания таков, что левому значению (переменной с левой части) присваивается то значение, которое находится справа от знака равенства. Разберем пример:

Переменная1 = Переменная2 = Переменная3;

Левое значение – Переменная1, далее следует оператор присваивания.

Переменной1 присваивается значение равенства из булевской логики, т.е. Истина, если Переменная2 = Переменная3, или Ложь в обратном случае.

При тестировании на должность начинающего программиста довольно часто используется задача: поменять значения двух переменных местами.

Данная задача решается с использованием оператора присваивания и имеет два решения.

Решение №1 с использованием временной переменной:
ВременнаяПеременная = Переменная1;
Переменная1 = Переменная2;
Переменная2 = ВременнаяПеременная;

Решение №2:
Переменная1 = Переменная1 + Переменная2;
Переменная2 = Переменная1 – Переменная2;
Переменная1 = Переменная1 – Переменная2;

Условный оператор

Есть такой оператор Если, после которого необходимо описать некоторое условие (само условие может быть достаточно большим). После условия следует слово Тогда и выполняемые операторы.

Далее может следовать ключевое слово Иначе и серия других операторов. Если разных условий несколько, можно использовать серию ключевых слов ИначеЕсли (см. пример ниже). Вся конструкция обязательно завершается ключевым словом КонецЕсли, после чего следует знак точки с запятой.

На практике вместо записей сравнения со значением Истина (Ложь) типа:

Если Переменная = Истина Тогда
и
Если Переменная = Ложь Тогда

реально используются эквивалентные записи:

Если Переменная Тогда
и
Если НЕ Переменная Тогда

Циклические операторы

Для любого вида цикла обязательно явное указание окончания этого цикла с помощью ключевого слова КонецЦикла. Существует несколько типов циклов.

Цикл по счетчику – цикл с фиксированным количеством повторений. Условием выхода из цикла является превышение граничного значения. Пример использования для расчета значения А!

А = 5;
Факториал = 1;
Для Счетчик = 1 По А Цикл
Факториал = Факториал * Счетчик;
КонецЦикла;

Цикл по условию – выполняется пока истинно условие данного цикла. Пример:

ОстатокСуммы = 1000;
ЦенаДополнительногоТовара = 243;
Количество = 0;
Пока ОстатокСуммы>0 Цикл
Количество = Количество+1;
ОстатокСуммы = ОстатокСуммы – Количество*ЦенаДополнительногоТовара;
ЦенаДополнительногоТовара = ЦенаДополнительногоТовара * 0.8;
КонецЦикла
Количество = Количество-1;

Данный цикл вычисляет, сколько единиц товара можно купить на данную сумму (1000 рублей), если после покупки каждой единицы товара предыдущая его цена умножается на коэффициент 0,8. Изначальная цена товара – 243 рубля.

Примером ошибки при использовании данного вида цикла новичками является вечный цикл, когда изначально условие цикла истинно, а в рамках самого цикла оно никак не изменяется.

Цикл по коллекциям (другое название Для каждого).

В Платформе существует достаточно большое количество коллекций (это такие контейнеры, которые содержат элементы определенного типа).

Обойти элементы коллекции можно с помощью цикла специального вида.

Например, существует массив чисел, необходимо посчитать сумму всех элементов массива:

Сумма = 0;
Для каждого Элемент Из Массив Цикл
Сумма=Сумма+Элемент;
КонецЦикла;

Для циклов существуют специальные операторы: Продолжить и Прервать.

Если в некоторой точке цикла выполнение дальнейших операторов данного витка становится бессмысленным, то чтобы вернуться на начало цикла и организовать его следующий виток используется оператор Продолжить.

Оператор Прервать позволяет закончить выполнение цикла, даже если условие цикла истинно.

На этом мы завершаем наше первое знакомство с разработкой на внутреннем языке 1С.

А как же Hello World? Мы же его еще не написали, да? Да, но ничто не мешает вам сделать это самостоятельно, т.к. знаний УЖЕ достаточно. Ну а если не получается, то можете подглядеть сюда.

Далее мы продолжим изучать разработку на 1С, поэтому оставайтесь на связи и не пропустите следующую статью 😉

PDF-версия статьи для участников группы ВКонтакте

Если Вы еще не вступили в группу – сделайте это сейчас и в блоке ниже (на этой странице) появятся ссылка на скачивание материалов.

Статья в PDF-формате

Вы можете скачать эту статью в формате PDF по следующей ссылке:Ссылка доступна для зарегистрированных пользователей)

Ссылка доступна для зарегистрированных пользователей)
Ссылка доступна для зарегистрированных пользователей)
Ссылка доступна для зарегистрированных пользователей)

Комментарии / обсуждение (4):

Статья для тех кто приступает к изучению языка платформы 1С – полезная. Но видимо автор очень торопился…
1.Синтаксическая ошибка: “по обной ветке”
2.Как правило в том контексте пишут не “конвертирует текущее значение” а “инвертируем текущее значение”.
3.В описании условного оператора нет описания ИначеЕсли, хотя во втором примере он наглядно продемонстрирован.

1 и 2 опечатки. Исправим, большое спасибо.
С 3 вроде все понятно:
“Есть такой оператор Если, после которого необходимо описать некоторое условие (само условие может быть достаточно большим). После условия следует слово Тогда и выполняемые операторы. Далее может следовать ключевое слово Иначе и серия других операторов. Вся конструкция обязательно завершается ключевым словом КонецЕсли, после чего следует знак точки с запятой.” За этим сразу наглядные примеры с ИначеЕсли. Подумаем как сделать понятнее. Спасибо.

Можно было бы в начале привести снимок программного модуля с очень кратким примером переменных, процедур, функций и разделом основной программы.
Тогда новичкам будет понятнее то, что потом объясняется.

Спасибо. Но модули – это тема другой статьи.

Источник

Мастерица