1 что такое деятельность в чем коренное отличие деятельности человека от поведения животного

Отличия деятельности человека от поведения животного

Отличие* Пример проявления
Взаимодействуя с окружающей средой, животное приспосабливается к ней. Человек же окружающую среду преобразует В 1936 году в Чёрном каньоне завершилось строительство Плотины Гувера. Плотина является уникальным гидротехническим сооружением, обеспечивающим жителей Невады и Аризоны электричеством и защитой от наводнений. Бобры также строят плотины, но используют лишь природный материал, не изменяя структуру окружающей природы.
Человек самостоятельно и осознанно ставит себе цели, животное же только подчиняется инстинктам Известный русский биолог и селекционер И.В.Мичурин всю свою жизнь посвятил выведению новых сортов плодово-ягодных культур, видя в этом смысл своей жизни.
В своём поведении животное руководствуется целесообразностью, а у людей деятельность носит целеполагающий характер** Голливудский актёр КристианБейл вопреки возможности нанести вред своему здоровью похудел на 28 кг за 4 месяца, чтобы получить главную роль в фильме «Машинист». В то же время большинство домашних животных не могут игнорировать «инстинкт запаса» и в случае постоянного нахождения еды в миске сразу же её едят.
Человек воздействует на природу специальными средствами, усиливающими его физические возможности, животные же используют только части своего тела На севере Чили в центральных Андах расположен самый большой в мире карьер – Чукикамата. Вырыть такое количество земли и горных руд позволило наличие экскаваторов и самосвалов, управляемых людьми. Ни одно животное в мире не способно на такие преобразования природы.
Деятельность животного носит потребительский характер, а деятельность человека – творческий См. таблицу «Отличия человека от животного».

*См. тему 1.1 «Природное и общественное в человеке»

**Целеполагание – процесс выбора одной или нескольких целей, а также процесс выбора наиболее экономичных средств достижения этих целей.

Любая деятельность состоит из определённых структурных компонентов.

Мотивотражение в сознании человека того, что побуждает его к деятельности, направляя её на удовлетворение определённых потребностей.

В качестве мотива может выступать:

· Чаще всего – потребности человека, но не всегда (см. тему 1.6 «Потребности человека»);

· Эмоции и чувства человека (ПРИМЕР: Александра на работе получила премию за выполнение плана. Обрадовавшись, она решила поделиться этой новостью со своим мужем, но не премией);

· Социальные установки (ПРИМЕР: Евгений ненавидит свою работу менеджера среднего звена. Он не любит своего начальника, но вынужден ему улыбаться при встрече и смеяться над его шутками. Потому что так надо);

· Убеждения и идеалы человека (ПРИМЕР:А.С. Пушкин, чтобы отстоять честь своей жены, 27.01.1837 года вызвал Дантеса на дуэль).

Разберем на следующем примере связь структурных компонентов деятельности:

«Дедушка косит траву косой»

Структурный компонент деятельности Структурный компонент по примеру
Субъект Дедушка
Объект Трава
Мотив Заготовить необходимое количество сена для прокорма коровы и лошади зимой
Цель Скосить всю траву на участке за день
Методы и средства деятельности Коса
Процесс (действия) Покос травы
Результат Заготовленное к зиме сено

Виды деятельности

1. Труд* – вид деятельности, которая направлена на преобразование окружающего мира, развитие человека и достижение практически полезного результата.

*Понятие «труд» также используется в разделе экономики для обозначения фактора производства.

а) целесообразен и полезен (иначе – «Сизифов труд» или «мартышкин труд»);

б) предполагает наличие мастерства или каких-либо навыков (в противном случае навыки приобретаются в процессе трудовой деятельности);

в) развивает личность, формирует навыки и способности индивида.

2. Игравид деятельности, которая носит осмысленный непродуктивный характер и направлена на получение удовольствия от процесса.

а) происходит в условной ситуации (любая игра предполагает наличие правил);

б) используются замещающие предметы (например, для игры в «войнушку» нужны заменители реального оружия);

в) всегда способствует развитию каких-либо навыков человека (даже компьютерные игры способствуют развитию таких навыков, как умение работать в команде, скоро;

г) игра предполагает эмоциональное и волевое напряжение.

3. Учениевид деятельности,направленная на получение знаний, умений, навыков.

а) учение может быть как организованным (в рамках социальных институтов, например, обучение в школе), так и неорганизованным (в виде самообразования);

б) учение тесно связано с получением образования (см. тему 1.12 «Образование, его значение для личности и общества»).

4. Общениевид деятельности, при котором возникает контакт между индивидами, проявляющийся в обмене информацией, эмоциями и переживанием.

а) субъект и объект общения совпадают и обозначаются как субъекты общения (ПРИМЕР: В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» диалог Онегина и Ленского привёл к скорой дуэли между ними*);

*Несмотря на то, что в данном примере оба субъекта общения являются вымышленными персонажами, такой пример вполне уместен на экзамене.

б) главным средством общения является язык (см. таблицу «Особенности мышления» выше);

в) общение бывает как непосредственным (ПРИМЕР: Алёна и Катя встретились в кафе обсудить планы на ближайшие выходные), так и опосредованным (т.е., с помощью специальных средств связи – телефона, интернета, письма, ПРИМЕР:В апреле 1564 года князь Андрей Курбский после бегства в Литву стал переписываться с российским царём Иваном IV).

г) основные функции общения:

Классификация видов деятельности:*

Критерий сравнения Виды деятельности
Отношение человека к окружающему миру · Практическая (материальная). Связана с производством и преобразованием окружающего мира; 1. Производственная; 2. Социально-преобразовательная · Духовная (теоретическая). Связана с получением новых знаний и созданием духовных ценностей.
Исторический процесс · Прогрессивная/регрессивная (см. тему); · Созидательная/разрушительная.
Социальные нормы (см. тему) · Моральная/аморальная; · Законная/незаконная.
Формы объединения людей (см. тему) · Индивидуальная; · Групповая; · Массовая.
Сферы общества (см. тему) · Экономическая; · Политическая; · Социальная; · Духовная.

Творчествопроцесс деятельности, создающий принципиально новые материальные и духовные ценности.

1.7Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Понятие «свобода» является многозначным, так как, с одной стороны, его значение интерпретировалось в разное время различным образом, с другой стороны, с этим понятием связываются многие другие.

Читайте также:  Презентация для 3 класса по окружающему миру на тему животные

Свободавозможность индивида самому на основе сознания и понимания развития природы и общества определять свои жизненные цели и задачи, а также нести личную ответственность* за результаты своей деятельности.

*См. тему 5.3 «Понятие и виды юридической ответственности»

Необходимостьявление, которое обязательно должно произойти в конкретных условиях, то есть, закономерность, вытекающая из сущности вещей в определённых условиях.

Свобода и необходимость связаны друг с другом, так как ответ на вопрос «Свободен ли в своих действиях человек?» напрямую зависит от степени его необходимости. Исходя из этого суждения, существует две концепции связи свободы и необходимости.

Концепция и её суть Пример проявления
Фатализм (от лат. fatalis – определённый судьбой) – убеждённость в том, что все события неизбежны или предопределены, возможность осознанного выбора или случайности в действиях исключены 1) Представители исламского течения джабаритов считают, что в жизни любой поступок предопределён, ссылаясь на Коран 33:36 «Не подобает верующему делать выбор решении какого-либо вопроса, когда этот вопрос решён Аллахом и Его посланником»; 2) Депутат Рязанской городской думы А.И. Барулин считает, что всё в нашей жизни предопределено, в том числе и «случайности».
Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – убеждённость в том, что индивид может оказывать непосредственное влияние на события, которые с ним происходят, то есть у индивида есть свобода выбора В спорах один из аргументов Алеши Карамазова, героя романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» сводился к тому, что если Бога нет, то все позволено. То есть, после смерти человек за свое зло не будет наказан. Можно сказать, что с его точки зрения все атеисты были волюнтаристами.

Следует признать, что обе концепции являются крайностями, которые вполне могут быть сопоставимы в реальной жизни. ПРИМЕР: Василиса на перемене решила перекусить в школьной столовой. У Василисы в кармане 30 рублей, на которые она может купить сосиску в тесте или пирожок с капустой. Выбор Василисы падает на пирожок. С одной стороны, выбор Василисы свободен, так как окончательное решение принимает она, с другой стороны, её выбор не свободен, так как она может выбирать только из двух доступных вариаций.

Особенность понятия «свобода»

Особенность Пример проявления
Свобода состоит в умении принимать решение на основе рационального* выбора В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Р. Раскольников после месяца раздумий решился на убийство старухи-процентщицы.
Свобода доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно Выбор, который делает человек, предопределен общественными рамками. В песне Аллы Пугачевой есть такие слова: «Все могут короли, Но жениться по любви Не может ни один, ни один король!»
Абсолютная свобода невозможна, так как всегда будет ограничена социальными нормами** или самоконтролем (совестью) индивида См. статьи Главы2 Конституции России об обязанностях гражданина РФ. Например, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы. Поэтому за граффити на объектах исторического наследия Кодекс об административных правонарушениях предусматривает более суровые санкции, чем за вандализм на обычных домах.

* Рационализм (от лат. ratio – разум) – метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.

** См. тему 3.8 «Виды социальных норм».

В полной степени человек не будет полностью свободен никогда, так как у него есть обязанности. Например, конституционные обязанности гражданина РФ

1) Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности;

2) Основное общее образование обязательно;

3) Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру;

4) Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы;

5) Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы;

6) Защита Отечества является долгом граждан РФ;

Темы для эссе:

1. «Свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности». (А. Камю)

2. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам». (Античный афоризм)

3. «Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен». (А. Бергсон)

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

Основные понятия:мировоззрение, система, обыденное (житейское) мировоззрение, мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, научное мировоззрение

В процессе деятельности человек постоянно взаимодействует с индивидами, природой и обществом. Результатом этих взаимодействий является мировоззрение, в котором индивид осознает себя через своё отношение к отдельным предметам и людям, а также через обобщённое отношение к миру как целому, частью которого индивид и является.

Мировоззрение – система* или совокупность представлений и знаний о природе, человеке и обществе, а также об отношениях между ними.

*Система – это совокупность элементов, которые взаимодействуют (не просто взаимосвязаны, а именно взаимодействуют) друг с другом.

Термин «система» является чрезвычайно важным, так как используется практически в каждой теме предмета.

Мировоззрение является результатом сложных процессов деятельности индивида, поэтому следует знать компоненты, из которых мировоззрение состоит.

Компоненты мировоззрения

Компонент мировоззрения Пример проявления
Знания (познавательный компонент), полученные человеком в процессе жизнедеятельности. Житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни, научные знания позволяют выявлять причинно-следственные связи в полученных фактах** Иван часто обзывал своих одноклассников ругательными словами. С нового учебного года к Ивану в класс перевели новичка. После первого же оскорбления новичок, будучи чемпионом города по боксу, быстро поставил Ивана на место резким хуком справа. С тех пор Иван знает, что оскорблять незнакомых людей нельзя.
Социальные нормы, убеждения и принципы индивида (ценностный компонент) (которые могут противоречить здравому смыслу) В романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» главный герой мстит Ленскому из-за обмана, провоцируя дуэль, на которой Ленский погибает. Ленский не мог не вызвать на дуэль Онегина, так как для порядочного человека дуэль оказывалась единственным средством защитить свою честь и честь своих близких.
Поступки человека (деятельностный компонент), так как человек через поступки выражает своё отношение к миру Согласно библейской традиции один из двенадцати апостолов Иисуса Христа Иуда Искариот предал своего учителя за 30 сребреников. Из-за предательства Иисус был распят на Голгофе. В предательстве Иуды проявилась неустойчивость его мировоззрения, превосходство материального над духовным.
Эмоции человека (эмоциональный компонент), которые связаны с чувствами и переживаниям В пьесе А.Н.Островского «Бесприданница» главная героиня Лариса Дмитриевна призналась бывшему жениху Карандышеву в том, что он для неё слишком мелок и ничтожен и в том, что она готова променять бывшего жениха на статус любовницы у богатого дельца, поехав с ним в Париж. В порыве эмоций Карандышев со словами «Так не доставайся же никому!» выстрелом убивает Ларису.
Читайте также:  2 источниками инфекции при малярии не являются а больные животные б больные люди в паразитоносители

** См. тему 1.3 «Виды знаний»

Деление на эти типы компонентов весьма условно: в чистом виде компоненты никогда не существуют, так как реализуются друг через друга.

Источник

Деятельность человека и животного. Структура индивидуальной деятельности человека

Главные отличия деятельности человека от активности животных:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных носит потребительскую основу, в результате она ничего не производит и не создает.

2. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных ничего не меняет.

3. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им в качестве инструментов, предметов удовлетворения потребностей. Для животных орудия и средства не существуют.

4. Человеческая деятельность продукт исторический. Активность выступает как результат биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей не дана с рождения, ее необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. Активность животных генотипически обусловлена.

6. Деятельность человека направляется познавательной потребностью, активность – инстинктивно биологическая.

8. Человек изготавливает орудия труда с помощи других орудий труда. У животных – начальные зачатки орудийного труда.

Каждая конкретная деятельность имеет своюиндивидуальную структуру,уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия, и, в том числе, навыки (способы достижения общей цели), и психические акты в них включенные, и результаты деятельности.Цель — это мысленный результат деятельности (т.е. то, ради чего действует человек), а мотив — это побудительная сила действия (т.е. то, почему действует человек). Так, например, при выполнении конкретного задания (изготовления какого-либо инструмента) цель — это самостоятельное изготовление этого инструмента, а мотив — это овладение приемами и способами работы, которые входят в состав конкретной изучаемой профессии.

Потребность и активность человека.

Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик, а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Как уже отмечалось, потребности человека многочисленны и разнообразны по своей природе, однако каждой личности присуща определенная система потребностей, в структуре которой есть доминирующие и подчиненные им потребности. При этом доминирующие (преобладающие) могут подавлять, оттеснять все остальные и определять основное направление поведения и жизнедеятельности. Так, человек, который постоянно требует успеха, все свои поступки и действия подчиняет этому. Иногда для нее важен успех сам по себе, без учета средств, средств и способов его достижения, морально-этической ценности. Такой жизненной необходимости могут иногда подчиняться потребности в познании, общении, труде, нередко проявляется в жизни отдельных индивидов, социальных групп, политических партий. Другой пример: поведение человека, чьи мысли и поступки обусловлены потребностью в социальной справедливости, ее реальном достижении. Такой человек, скорее всего, вести таким образом, что потребности в личном успехе, социальной безопасности и другие будут второстепенное значение.

При совместной производственной деятельности важно, чтобы в поведении человека определяющими становились такие общественные потребности, как потребности в труде, общении, общественной деятельности. Ведущей потребностью человека должна стать потребность в труде как жизненно важной и необходимой деятельности, концентрирует все духовные и физические силы человека. Эта потребность хоть и есть практически у каждого индивида, но еще не стала доминирующей, не превратилась для многих людей на стержень их жизненного кредо.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1470 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Специфика человеческой деятельности. Деятельность человека, ее отличие от жизнедеятельности животных

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.

Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

Читайте также:  Домашние животные и их детеныши конспект занятия для яслей

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Система движений, совершаемых животными, обусловлена анатомо-физиологическим устройством организма. С предметами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются гак, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих предметов, т.е. становятся искусственными, более совершенными и социально обусловленными.

Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в ка­честве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные практическим выполнением деятельности.

Источник

Интересные факты из жизни