1 2 3 склонение белорусский язык

Содержание

Реферат по дисциплине «Введение в языкознание» «Сравнительный анализ лексического, грамматического и фонетического строя восточнославянских языков на примере русского и белорусского, их основные сходства и различия» (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8

В белорусском языке большинство существительных имеет две формы числа: адзіночны лік (единственное число) и множны лік (множественное число). Однако есть существительные, которые имеют только единственное число (малако́, хараство́ и др.) или только множественное число (дры́жыкі и другие)

В белорусском и русском языках не всегда совпадает число существительных. Например, слова гру́дзi (грудь), дзьве́ры (дверь), кру́пы (крупа), а так же все названия ягод: жураві́ны (клюква), малі́ны (малина), суні́цы (земляника), чарні́цы (черника) и др. имеют только множественное число. Однако, слово агрэ́ст (крыжовник) употребляется в единственном числе.

1) Мужской род (мужчынскi род)

(во множественном числе)

2) Женский род (жаночы род)

(во множественном числе)

молния, зарница, сполохи

3) Средний род (нiякi род )

(во множественном числе)

Таким образом, большинство белорусских существительных среднего рода во множественном числе имеют окончание –ы, а, если основа оканчивается на –к, то окончание –i. В русском же языке сущестительные среднего рода во множественном числе в большинстве своем имеют окончание –а.

Некоторые существительные при образовании множественного числа изменяются и в своей основе: дзяўчы́на — дзяўча́ты (но дзьве / тры дзяўчы́ны), не́ба — нябёсы, зе́рне — зярня́ты, цяля́ — цяля́ты, птушаня́ — птушаня́ты, кураня́ — кураня́ты.

Падеж, склонение существительных в белорусском языке.

Склонение и падеж у белорусских существительных в целом сходны с русскими, однако, обладают некоторыми отличиями. Прежде всего это падежные окончания, во вторую очередь – принадлежность того или иного существительного к мужскому, женскому или же среднему роду (в русском и белорусском совпадает далеко не всегда). И, наконец, наличие в белорусском звательного падежа (про него подробно рассказано в разделе «Звательный падеж в белорусском языке и аналоги в русском. //Клічны склон у беларускай мове ці анялогі ў рускай.//» данной работы).

Источник

Реферат по дисциплине «Введение в языкознание»

Существительные среднего рода.

назвы маладых істотаў (названия детенышей)

Склонение существительного «чалаве́к»:

Ряд существительных имеет одинаковые формы изменения по падежам. Это позволило разделить их на три класса, которые называются скланеньнем (склонением).

Первое склонение (першае):

Второе склонение (другое):

мужчынскага роду без канчатку: дом, стол, прас, ганак, мурог, пляц, падмурак.

Третье склонение (трэйцяе):

жаночага роду без канчатку: радасьць, Нарач, Беларусь, ноч, мыш, косьць.

Сюда не попали такие слова, как: ара́ты, памага́ты, паляўні́чы, хво́ры, вае́нны, вучо́ны и им подобные. Эти слова образуют так называемую «адасобленую групу назоўнiкаў» (обособленную группу существительных), которые склоняются по типу прилагательных (см. склонение прилагательных).

Род сложносокращённых слов определяется по роду опорного слова, на базе которого образовалось данное сокращение. Например, БНР (Беларуская Народная Рэспубліка) — ж.р., поскольку слово рэспубліка женского рода; ТБМ (Таварыства Беларускае Мовы) — н.р., поскольку слово таварыства среднего рода.

Род заимствованных сложносокращённых слов определяётся по их родовому наименованию. Например, ЮНЭСКА (UNESCO) — ж.р., т.к. это организация, а слово арганізацыя женского рода.

В несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, род определяется по слову, которое обозначает родовое понятие. Например, горад Дэлі (м.р.), горад Сочы (м.р.), горад Тбілісі (м.р.), рака Міссуры (ж.р.), краіна Чылі (ж.р.).

Несклоняемые названия людей относятся к мужскому или женскому роду согласно естественному полу лиц. Например, шаноўная місіс МакАлістэр (ж.р.), паважаны маэстра (м.р.).

Дзеяслоў (глагол) — самостоятельная изменяемая часть речи, обозначает действие предмета или его состояние.

Читайте также:  Английский язык утвердительная вопросительная отрицательная форма

Глагол имеет грамматические категории асобы (лица), трываньня (вида), стану (залога), ладу (наклонения), часу (времени).

Инфинитив может относиться как к глаголу, так и к существительному: пайшлі палуднаваць (пошли обедать), вада піць (вода для питья), машынка стрыгчыся (машинка для стрижки), машынка каву малоць (кофемолка).

Глагол быть в белорусском языке, как и в других славянских языках, используется как в качестве самостоятельного сказуемого, так и в качестве глагола-связки, то есть вспомогательного глагола при составном именном сказуемом со значением состояния, принадлежности и т.п.

Ён ёсьць бізнэсовец (использован глагол-связка ёсьць (есть)). Он бизнесмен

Ён мэнэджэр (здесь нулевая связка). Он менеджер.

Источник

Склонение существительных – что это такое простым языком, как пользоваться таблицей склонения и как отнести существительное к первому, второму или третьему склонению

Это изменение существительного по числам и падежам. Плюс, каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению.

Склонение существительных в широком смысле – это изменение по числам и падежам. Просклонять – значит «прогнать» слово по всем возможным формам, то есть по всем падежам в единственном числе и потом еще раз по всем во множественном.

Но еще склонение – это морфологическая категория. Каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению. Кроме этого есть разносклоняемые, которые «мечутся» между этими тремя типами.

Три склонения существительных

К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, у которых есть окончание «-а» или «-я». Например: мама, папа, бабушка, дедушка, воевода, брателла, синекдоха, тетя, дядя, земля, пуля, лапка.

Ко второму – слова мужского рода с нулевым окончанием и все слова среднего рода.

Например: дом, хром, удод, багульник, пень, хвост, палец; окно, солнце, тепло, пятно, пальто, депо.

К третьему – слова только женского рода с нулевым окончанием. У них на конце всегда есть мягкий знак: ночь, тушь, вонь, глушь, топь, сталь, моль, кровь, любовь, морковь.

Вот еще общая таблица склонения для существительных во множественном числе.

Если у вас плохо с падежами и вы не понимаете, почему у этих слов разные окончания — посмотрите вот это мое видео. Я в нем рассказываю о падежах и о том, как их быстро запомнить.

Разносклоняемые существительные

Чтобы их все запомнить, придумайте небольшой рассказ, в котором будут все эти слова. Например.

Про вождя по имени Стремя

Я прошел длинный путь. И увидел большое племя. Оно называлось «Семя». У него было красное знамя. На знамени нарисовано вымя и маленькое дитя. Вождь все время вспоминал свое имя. И постоянно чесал темя. Он смотрел на пламя. И ему казалось, что его имя – «Стремя». Да, это было тяжкое бремя.

Темя – это верх головы, если кто не знает.

Вот вам таблица форм разносклоняемых существительных.

Слово «дитя» вообще великолепное. Во множественном числе с ним все ок, а вот в единственном… Делаю скрин из Викисловаря.

Склонение – постоянный признак существительных

Если слово относится к первому, второму или третьему склонению – то оно так и будет всегда к нему относиться. Поэтому, когда вы делаете морфологический разбор, склонение указывается в постоянных признаках.

И еще, нельзя говорить «В первом, во втором, в третьем склонении». Правильно: «Первого, второго, третьего склонения». Потому что «в» всегда обозначает какое-то непостоянство – сегодня «в» такой форме, завтра – «в» другой.

Старая система склонения

В древнерусском языке склонений было шесть.

Первое и второе почти не отличались от современных. В третьем было ограниченное число слов. Филологи не знают, почему они выделялись отдельно. Может быть, потому, что обозначали жизненно важные понятия: дом, сын, лед (самая страшная опасность), верх, мед, пол (в значении «половина чего-нибудь»), ряд, пир, дар, чин. Некоторые слова в перечень «самых важных» как-то не очень входят, например «пол» или «ряд».

В 4 склонении были существительные с мягким знаком на конце. Причем без разницы, какого рода. Здесь были и дверь, и путь, и огонь, и голубь.

Пятое склонение – слова, которые оканчивались на «-ы», сейчас они видоизменились: свекры (свекровь), любы (любовь), тыкы (тыква).

Шестое – слова, у которых появлялись особые суффиксы в косвенных падежах. Например: мать – матери, дочь – дочери, ремы – ремня, теля – теляти, имя – имени.

Потом эта система серьезно изменилась и сформировалась современная. Однако следы вот этого прошлого мы можем до сих пор обнаружить в вариантах склонения. Например, мы можем говорить: «ложка сахара» или «ложка сахару», «заблудиться в лесу» или «система персонажей в «Лесе» Островского» (то есть в пьесе).

Читайте также:  Гиф страсть и ласка с языком

Надеюсь, я все вам объяснил понятно. Если нет – покритикуйте статью в комментариях, буду дорабатывать. Хороших вам оценок, высоких баллов на ЕГЭ.

Источник

1, 2, 3 склонение существительных — таблица с примерами

1, 2, 3 скло­не­ние имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют по родо­вой при­над­леж­но­сти сло­ва и окон­ча­нию в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла. Рассмотрим, как опре­де­лить 1-е, 2-е, 3-е скло­не­ние суще­стви­тель­ных.

Склонение явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком име­ни суще­стви­тель­но­го. Большинство слов этой само­сто­я­тель­ной части речи име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию 1, 2 или 3 скло­не­ния.

ОпределениеСклонение — это изме­не­ние име­ни суще­стви­тель­но­го по паде­жам.

Чтобы понять, какое скло­не­ние име­ет сло­во, обо­зна­ча­ю­щее пред­мет, опре­де­лим его родо­вую при­над­леж­ность. В рус­ском язы­ке все суще­стви­тель­ные, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, име­ют один из трех родов:

Начальной фор­мой име­ни суще­стви­тель­но­го явля­ет­ся име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го чис­ла. В соот­вет­ствии с родо­вой при­над­леж­но­стью и окон­ча­ни­ем началь­ной фор­мы сло­ва́ этой само­сто­я­тель­ной части речи отно­сят к 1, 2 или к 3 скло­не­нию.

1 склонение существительных

Первое скло­не­ние объ­еди­ня­ет име­на суще­стви­тель­ные муж­ско­го и жен­ско­го рода с твер­дой или мяг­кой осно­вой, кото­рые име­ют окон­ча­ние -а/-я в началь­ной фор­ме.

Посмотрим, как изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам суще­стви­тель­ные 1 скло­не­ния.

В рус­ском язы­ке слов муж­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния немно­го:

и все корот­кие муж­ские име­на такие, как Коля, Толя, Ваня, Саня, Федя, Яша, Витя и пр.

Большую часть 1 скло­не­ния состав­ля­ют оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода:

В рус­ском язы­ке име­ют­ся суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/-я, кото­рые обо­зна­ча­ют носи­те­лей каких-либо качеств:

Примерысиро­та, под­ли­за, плак­са, невеж­да, неря­ха, чистю­ля, бро­дя­га, непо­се­да и пр.

В одной и той же грам­ма­ти­че­ской фор­ме они могут обо­зна­чать как лиц муж­ско­го, так и жен­ско­го пола:

Это суще­стви­тель­ные обще­го рода, кото­рые в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ской фор­мой отне­сём к пер­во­му скло­не­нию.

Отметим осо­бен­но­сти скло­не­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ия:

У таких слов в фор­ме датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа окон­ча­ние , а не , как у боль­шин­ства суще­стви­тель­ных пер­во­го скло­не­ния.

Сравним:

2 склонение существительных

К это­му типу скло­не­ния при­над­ле­жат сло­ва муж­ско­го рода с твер­дой и мяг­кой осно­вой, кро­ме суще­стви­тель­но­го «путь», с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е:

Посмотрим, как изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам суще­стви­тель­ные вто­ро­го скло­не­ния.

Обратим вни­ма­ние на осо­бен­но­сти скло­не­ния суще­стви­тель­ных, закан­чи­ва­ю­щих­ся соче­та­ни­ем -ий, -ие.

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жит боль­шая груп­па суще­стви­тель­ных сред­не­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ие:

В рус­ском язы­ке суще­стви­тель­ные сред­не­го рода на -ие и муж­ско­го рода на -ий скло­ня­ют­ся по-особому. Если изме­нить сло­ва «созна­ние» и «соля­рий», то уви­дим, что в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла они име­ют окон­ча­ние , а не .

Сравним со сло­вом «крыль­цо», кото­рое име­ет удар­ные падеж­ные окон­ча­ния:

3 склонение существительных

3 скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся мяг­ким соглас­ным или шипя­щим, с нуле­вым окон­ча­ни­ем в началь­ной фор­ме:

После шипя­щих соглас­ных пишет­ся мяг­кий знак, кото­рый ука­зы­ва­ет на жен­ский род сло­ва и его при­над­леж­ность к тре­тье­му скло­не­нию в отли­чие от слов муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния (багаж, борщ, обруч).

В фор­мах трех паде­жей един­ствен­но­го чис­ла, роди­тель­ном, датель­ном и пред­лож­ном, суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния име­ют оди­на­ко­вое окон­ча­ние -и (у при­ста­ни, к при­ста­ни, о при­ста­ни).

Источник

Тесты и самостоятельные работы по теме “Склонение имен существительных”

Тест по теме “Склонение имён существительных”.
Вариант 1

1) Напишите признаки 1, 2, 3 склонения.

2) Распределите слова по склонениям.

3) Определите склонение существительных.

По краям дорожки вдоль изгороди растут кусты сирени, черёмухи.

4) Выберите начальную форму. Определите склонение.

Писать в тетрадке (1. тетрадь, 2. тетрадка),

сидят на ели (1. ёлка, 2. ель),

играл на лужке (1. лужок, 2. лужайка)

малыш (1. громада, 2. кроха, 3. гигант)

ложь (1. истинность, 2. обман, 3. правда)

Тест по теме “Склонение имён существительных”.
Вариант 2

1) Напишите признаки 1, 2, 3 склонения.

2) Распределите слова по склонениям.

3) Определите склонение существительных.

На зелени полыни блестят в лучах солнца капельки росы.

4) Выберите начальную форму. Определите склонение.

Собирал морковку (1. морковь, 2. морковка),

гулял по площади (1. площадка, 2. площадь),

гулял на поляне (1. поле, 2. поляна).

5) Подберите существительные, противоположные по смыслу другого склонения.

зной (1. прохлада, 2. жара, 3. холод)

дело (1. безделье, 2. работа, 3. лень)

2) Напиши вопросы к падежам.

3) Выбери правильное написание.

1. Мальчик вышел из кина.
2. Мальчик вышел из кино.

1. Шарф висел под пальто.
2. Шарф висел под пальтом.

1. Дети слушали передачу по радио.
2. Дети слушали передачу по радиу.

4) Соедини словосочетания с нужным падежом.

1. Вижу Москву 1. Т.п.
2. Сижу на крыше 2. В.п.
3. Пишу ручкой 3. Д.п.
4. Сижу около двери 4. П.п.
5. Озеро расположилось 5. Р.п.
6. Мчится по улице 6. И.п.

5) Определи падеж имён существительных.

Самостоятельная работа

1) Спиши предложения, ставя слова в скобках в указанном падеже.

Весело пробираться (узкая дорожка – Д.п.). Возле (красивая липа – Р.п.) стоит (могучий дуб – И.п.). Озеро расположилось (северная кромка – Т.п.) леса.

2) Придумай 3 предложения со словами кино, радио, шоссе, употребив их с предлогами, укажи падеж.

3) Выпиши существительные, отвечающие на вопрос кто? м.р. в Т.п..

Мечтать о лете, спрятаться за берёзой, наблюдать за медведем, рисовать карандашом, играть с другом, сидеть на лошадке.

Тест по теме “Падежные окончания имён существительных”

1) В каждом столбике найди лишнее слово.

1. к ёлке 1. около ели 1. перед клёном

2. у берёзы 2. с тополя 2. за тополем

3. под елью 3. о сирени 3. близ вишни

2) Напиши, какое окончание (е/и) имеют имена существительные:

3) Выбери правильное написание.

1. писать в тетрад и/е

2. писать в тетрадк и/е

3. рассказать об Андрюш и/е

4. рассказать об Андре и/е

5. прилетели к берёз и/е

6. прилетели к сирен и/е

10. на краю опушк и/е

4) Выбери предлог: о/об

5) Распредели по падежам: Р.п.___________ Д.п.____________ П.п.___________

1. отдыхали на полянке

4. радовались встрече

6. спрятался в норке

Самостоятельная работа по теме:
“Падежные окончания имён существительных”

3) Составь словосочетания, используя предлоги. Укажи падеж и склонение, выдели окончания.

Распустились (сирень), рисовал (бумага), сидят (ракета), растёт (огород), подошли (ель), пролетел (лес).

Тест по теме
“Склонение имён существительных во множественном числе”

1) Обозначь падеж выделенных имён существительных.

Писатели пишут книги.
Книги стоят на полке.

На грядке растут овощи.
Крестьяне выращивают овощи.

2) Выпиши слова в Р.п. мн.ч..

Много игрушек из обрезков бумаги сделали школьники для малышей детского сада.

3) Выбери правильное написание.

Рисовал оленей/олений, сбор помидоров/помидорав, всадники в шлемох/шлемах, насыпать птицом/птицам, дом с окнами/окноми, концерт для героев/героив.

4) Выбери правильное написание.

Самостоятельная работа по теме
“Склонение имён существительных во множественном числе”

1) Поставь существительное школа во множественном числе в Р.п., Д.п., Т.п., П.п..

2) Определи падеж у существительных множественного числа.

3) Запиши данные слова во множественном числе.

4) Поставь имена существительные в Р.п. мн.ч..

Ящик (апельсины), много (дела), одиннадцать (килограммы), пара (носки), чехлы от (кресла), нет (места).

Проверочные работы по теме
“Изменение имён существительных по падежам”

1. Поставь данные им. существительные в указанном падеже.

2. Определи падеж существительного гроза, выписав словосочетания с глаголом.

Вчера была гроза. Я видел грозу из окна. Перед грозой поднялся сильный ветер. До грозы всё засыхало. Благодаря грозе всё ожило и зазеленело. О вчерашней грозе сегодня все говорят.

3. Составь предложения, определи падеж слова вода, подчеркни подлежащее.

увидел, около, я, воды, уток

воду, на, видны, сквозь, дне, камни

в, течёт, речке, чистая, вода

1. Спиши, определи падеж им. существительных.

Идёшь в лес по знакомой тропинке. На лугу широким многоцветным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. А у самой тропинки улыбаются вам знакомые весёлые ромашки.

2. Просклоняй им.сущ. пальто, весна с предлогами.

3. Выбери словосочетания с существительными в П.п. ж.р.

мечтать о лете идти по улице распустились на берёзе
стихи о весне сидеть на берегу разговаривать с другом

Спиши, определи падеж существительного ручеёк.

Бежит вдоль ручейка извилистая лесная тропинка. Над прозрачным ручейком поют свои весёлые песни звонкоголосые птички. Смотрит на ручеёк солнышко, улыбается. Протягивает оно к ручейку свои горячие лучики, греет его. В ручейке плещется чистая родниковая водичка. Журчит по лесу звонкий ручеёк.

Спиши, определи падеж существительного книги.

В библиотеке можно взять интересные книги. Книги бывают разные. Из книг можно узнать много интересного и полезного. В книгах можно найти необходимую информацию. С любимой книгой время пролетает незаметно. К книгам надо относиться бережно, аккуратно.

Спиши, определи падеж существительного ученик.

Любой ребёнок стремится быть старательным учеником. Каждому ученику нравятся разные предметы. Прилежный ученик является примером для подражания во всём. Опрятного ученика отличает аккуратность. О хорошем ученике приятно рассказать. За достигнутые успехи и заслуги ученика награждают грамотой.

Источник

admin
Интересные факты из жизни