03 организм на котором обитает другое животное приносящее вред первому

03 организм на котором обитает другое животное приносящее вред первому

Это происходит из-за понижения соли в воде, еще такие изменения происходят из-за колебаний температуры.

Задание 2. Пресноводные и морские одноклеточные животные отличаются работой сократительных вакуолей. Сократительные вакуоли пресноводных одноклеточных животных при комнатной температуре проделывают весь цикл пульсации за 10-15 секунд. при этом они выводят из организма объем жидкости, равный объему их тела. у морских одноклеточных животных сократительная вакуоль пульсирует очень редко, а иногда отстутствует вовсе. объясните причины различий в работе сократительных вакуолей пресноводных и морских одноклеточных животных.

Задание 3. Используя термин “хозяин”, “паразит”, “переносчик”, “возбудитель”, составьте и нарисуйте схему передачи возбудителя малярии человеку. Укажите среди этой цепи одноклеточное животное.

Задание 4. Выпишите номера характеристик каждого из приведенных понятий.

Характеристики:

1. Животное, которое обитает в рганизме другого животного и человека, приносит ему вред.

2. Животное, которое переносит паразита от одного животного или человека к другому.

3. Организм, на котором обитает другое животное, приносящее вред первому.

4. Малярийный комар.

6. Малярийный плазмодий.

7. Дизентерийная амеба.

Хозяин: 5.

Переносчик паразита: 3, 2.

Задание 5. Укажите правильный ответ.

1. Сократительные вакуоли необходимы:

г) для удаления избытка воды с растворенными продуктами обмена.

2. Эвглену зеленую называют “переходной формой” между растениями и животными, поскольку она:

в) имеет признаки растений и жвиотных.

3. Обитающие в воде одноклетоные животные дышат:

а) растворенным в воде кислородом.

5. Эвглена зеленая отличается от инфузории-туфельки тем, что имеет:

6. Эвглена зеленая передвигается:

7. Процесс расщепления и переваривания пищи у одноклеточных животных происходит:

8. В половом процессе инфузорий основную роль играет:

9. Дыхание эвглены зеленой происходит:

10. Из перечисленных организмов к жгутиковым относятся:

11. Малярийный плазмодий относится к типу:

12. Мел и другие известковые породы образовались за счет отложений таких вымерших представителей простейших, как:

13. К споровикам относятся:

14. Предполагают, что современные одноклеточные животные произошли:

Источник

Влияние домашних животных на здоровье человека

Проживание рядом с домашними питомцами очень полезно для человека, и это давно подтверждено научными фактами. Совместное сосуществование с животными обязательно окрашивает нашу жизнь яркими красками, насыщает и продлевает ее. Но медицинские исследования подтверждают и конкретное влияние домашних животных на наше здоровье.

Остановимся на самых основных фактах пользы общения с питомцами:

Уменьшение уровня стресса и тревоги

Взаимодействие с питомцами особенно благотворно влияет на малышей. Маленькие дети, живущие в семьях, где есть животные, испытывают значительно меньше стресса и тревоги, а также социальных проблем. Такое общение сводит на нет вероятность развития психических, эмоциональных и поведенческих расстройств во взрослом возрасте.

Укрепление сердечно-сосудистой системы и стабилизация кровяного давления

Согласно кардиологическим исследованиям, владельцы домашних животных (в большей степени кошек и собак) значительно меньше подвержены перепадам давления и проблемам с сердцем. Помимо успокоения во время общения и поглаживания домашних питомцев, огромное значение имеют и регулярные прогулки с ними на свежем воздухе.

Повышение физической активности

Ни для кого не секрет, что наличие домашнего питомца заставляет человека больше двигаться. Это относится не только к выгулу и прогулкам, но также к купанию и уборке за животными. Самые активные, разумеется, владельцы собак, однако активные игры с кошками не менее полезны.

Диагностика заболеваний человека

Благодаря удивительному животному обонянию, удается определить малейшие изменения в организме человека. Домашние питомцы, почуяв такие изменения, резко меняют свое поведение рядом с хозяевами. Чаще всего животные могут почувствовать такие заболевания, как рак, нарколепсия, мигрень, диабет и судороги. Собаки особенно чутко чувствуют болезни, определяя их с высоким уровнем точности.

Уменьшение риска возникновения заболеваний

Доказано, что содержание домашних животных позволяет повысить иммунитет, поэтому значительно снижается риск развития аллергических заболеваний и болезней сердца. Однако ученые Калифорнийского и Стэнфордского университетов выяснили, что наши питомцы защищают организм и от некоторых форм рака. Дети, выросшие в семьях с домашними питомцами, намного реже сталкиваются с аллергией, поскольку с рождения привыкают к шерсти и продуктам жизнедеятельности животных.

Целительное воздействие животных на человека

Для облегчения боли, повышения настроения и избавления от болезней во всем мире давно уже используют терапию животными, так называемую зоо- или анималотерапию. К ней относятся иппотерапия (общение с лошадьми), гирудотерапия (лечение пиявками), апитерапия (лечение продуктами пчеловодства), дельфинотерапия и пет-терапия (лечение домашними животными). Чаще всего ее применяют в больницах, домах престарелых и хосписах. Общение с животными позволяет больным быстрее восстанавливаться после перенесенных заболеваний и отвлекаться от проблем.

Расширение социальных связей

Общие интересы сближают и объединяют людей. С помощью домашних животных человеку гораздо легче разговориться, завести новые знакомства или поддержать разговор. Хозяева питомцев часто знакомятся и начинают общаться во время прогулок, в зоомагазинах и в интернете. Ведь им всегда есть что обсудить и о чем поговорить. Таким образом, наши «младшие друзья» помогают нам справиться с одиночеством и избавиться от застенчивости.

Если у вас до сих пор нет домашнего питомца, то возможно сейчас вы задумаетесь об этом.

Источник

Животные, которые наносят экологии земли гораздо больший ущерб, чем человек

Принято считать, что только человек регулярно наносит вред флоре и фауне земли. Однако, по новым данным ООН и других организаций, сама фауна тоже никогда не упускает случая изгадить планету.

КОРОВЫ (лат. — Bos taurus)

Некоторое время назад Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН опубликовала доклад, из которого следовало, что коровы наносят экологии земли гораздо больший ущерб, чем автомобили и самолеты вместе взятые. На те полтора миллиарда коров, которые, по данным ООН, живут сейчас на планете, приходится около 18% всех парниковых газов в атмосфере, что значительно превышает уровень выбросов всего транспорта земли. В целом, отмечается в докладе, на долю коров приходится около ста вредных газов, в числе которых 2/3 всего попадающего в атмосферу аммиака (главная причина кислотных дождей) и 1/3 всего метана (вызывает перегрев атмосферы планеты). В связи с этим экологи предупреждают, что к 2050 году ущерб экологии, наносимый этими животными, может увеличиться в два раза. В рамках все той же работы экспертами ООН была произведена оценка воздействия на окружающую среду кур, овец, коз и свиней. Однако ученые пришли к выводу, что именно поголовье коров является наиболее опасным для экологии. Так, например, в Новой Зеландии, которая является одним из основных поставщиков мясных и молочных продуктов, проживает около 8 миллионов коров. Как предполагается, именно на этих животных приходится до 90% всех выбросов метана, производимых Новой Зеландией. По последним данным, одна корова производит ежегодно около 90 килограммов метана — эквивалент сгорания 120 литров бензина.

Читайте также:  Названий растений и животных которые встречаются только в южной америке

БОБР (лат. — Castor fiber)

До самого последнего времени считалось, что урон, наносимый бобрами природе, сводится лишь к бесцельному уничтожению ими взрослых деревьев, которые бобры все равно не могут использовать в строительстве, ввиду их слишком большой величины. Однако в 1998 году группа ученых из Корнеллского университета (США) обозначила более глобальную проблему, провоцируемую бобрами. Коллектив под руководством Джозефа Явитта указал на то, что построением своих плотин бобры агрессивно влияют не только на экосистему прилегающих к месту их проживания территорий, но также и на состав атмосферы всей планеты. Запружая реки и тем самым заболачивая земли, бобры способствуют гниению и разложению растительности, что приводит к выделению в атмосферу двух главных парниковых газов — метана и диоксида углерода. Вычисления Явитта показали, что при равной площади поверхности бобровый пруд и окаймляющее его болото выделяют в 10 раз больше метана, чем обычная болотистая местность. При этом ученые отмечают, что переувлажненные территории Земли отвечают за 20−40% метана, присутствующего в земной атмосфере.

БЕЛКА (лат. — Sciurus)

Забавная и миловидная белка, по мнению многих ученых, представляет одну из самых страшных угроз для леса, нанося урон росту и развитию деревьев. Как известно, белка питается семенами лесных и садовых деревьев, а также собирает их впрок. Большое количество исследователей указывают на то, что белка также объедает и обкусывает сочные молодые верхушки подрастающих деревьев, тем самым замедляя их рост. Вред, приносимый белкой, тем более значителен, что, не довольствуясь каждодневным пропитанием, она также собирает огромные запасы зерен и семян впрок, очень часто оставляя их нетронутыми. Запасы эти, как правило, хранятся белками в расщелинах, старых дуплах, в норах и под камнями, что делает невозможным их прорастание. Южная, так называемая пальмовая белка наносит не меньший урон тропическому лесу, питаясь в основном почками и бутонами различных растений.

ЕВРОПЕЙСКИЙ КРОЛИК (лат. — Oryctolagus cuniculus)

На сегодняшний день европейский кролик, одомашненный еще во времена римлян, считается одним из самых опасных для природы видов фауны. Неприхотливый и быстро размножающийся кролик использовался моряками времен Великих географических открытий как живые консервы: кроликов завозили и выпускали на волю на островах, лежащих на основных морских путях, как обильную и легкодоступную пищу для последующих судов. На таких островах, ввиду отсутствия естественных хищников, кролики наносили невосполнимый вред местной флоре, поедая редчайшие эндемичные растения. Подобная безнаказанность кроликов, вкупе с прожорливостью и многочисленностью, привели к тому, что на некоторых островах Тихого океана деятельность этих животных вызвала сильнейшую эрозию почвы и, как следствие, разрушение прибрежной зоны, где столетиями гнездились морские птицы. Наибольший ущерб деятельность кроликов нанесла Австралии, куда в 1859 году были завезены всего две дюжины этих тварей, а уже к 1900 году количество их одичавших потомков составляло более 20 миллионов экземпляров. В отсутствие хищников, способных как-то контролировать популяцию, кролики наносят вред местной фауне и флоре, поедая реликтовую растительность и вытесняя местные виды, которые не выдерживают конкуренции с быстро плодящимися грызунами. По различным оценкам, деятельность кроликов привела к вымиранию 1/8 от общего числа всех видов австралийских млекопитающих.

Источник

тесты по биологии и экологии 11 класс
тест по биологии (11 класс) по теме

Представлены тематические тесты для использования на уроках биологии по теме “Основы экологии”

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тематические тесты к урокам биологии и экологии в 11 классе по теме

«Основы эволюции» и «Основы экологии

1. Биологический диктант по теме «Что изучает экология?»

1) Наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой, с факторами окружающей среды и человеком, а также о путях оптимизации таких отношений называется … (экологией).

2) Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется … (средой обитания).

3) Тремя важнейшими компонентами среды, окружающей человека, являются … (абиотический, биотический и социальный).

4) Экологические факторы делятся на группы … (абиотические, биотические, антропогенные).

5) Важнейшими абиотическими факторами являются … (температура, свет, влажность).

6) Для синиц характерна … среда обитания (наземно-воздушная).

7) Плотность внешней среды большая в … (воде).

8) Способность организмов выдерживать изменения условий жизни называется … (толерантностью).

9) Минимум и максимум воздействия фактора … для организма (губителен).

10) Для организма наиболее благоприятным является … интенсивности фактора (оптимум).

2. Тестирование по теме «Типы экологических взаимодействий»

1) Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

2) Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:

3) В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

4) Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:

5) Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:

а) взаимополезных отношений;

Читайте также:  Тундра географическое положение климатические условия растительность почвы животный мир

б) полезно-нейтральных отношений;

в) полезно-вредных отношений;

г) взаимовредных отношений.

6) Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:

7) Отношения «паразит – хозяин» состоят в том, что паразит:

а) не оказывает существенного влияния на хозяина;

б) всегда приводит хозяина к смерти;

в) приносит определенную пользу хозяину;

г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.

9) Хищники в природном сообществе:

а) уничтожают популяцию жертв;

б) способствуют росту популяции жертв;

в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность;

г) не влияют на численность популяции жертв.

10) Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:

а) основным хозяином;

б) промежуточным хозяином;

3 Тема: «Конкурентные взаимодействия живых организмов»

Выберите правильные суждения.

1) Внутривидовые отношения – механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.

2) Межвидовая конкуренция играет важную роль в формировании природного сообщества.

3) Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.

4) Абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух родственных видов.

5) Территориальное поведение у животных – способ регуляции численности популяции.

6) Организмы двух видов одинаково реагируют на повышение плотности их популяции.

7) Конкуренция не является формой биотических взаимоотношений.

8) Конкурентные взаимоотношения, как правило, полезны для обоих организмов.

9) Самоизреживание у елей – это пример межвидовой конкуренции.

10) Примером внутривидовой конкуренции являются взаимоотношения между волками в стае.

4. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ ПОПУЛЯЦИИ

1) Старые особи составляют бульшую долю в популяциях:

б) находящихся в стабильном состоянии;

в) со сниженной численностью;

г) в которых не наблюдается четкой закономерности роста.

2) Если скорость роста популяции N равна нулю, наблюдается одна из следующих возможностей:

а) популяция увеличивается и ожидается сильная конкуренция за пищу и территорию;

б) популяция увеличивается и ожидается высокая активность паразитов и хищников;

в) популяция уменьшается вследствие накопления мутаций;

г) популяция достигает максимальных размеров.

3) Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает:

а) видовое разнообразие;

в) плотность популяции;

г) обилие популяции.

4) Общее число особей популяции, или общая масса особей на определенной территории, – это:

а) индекс численности;

б) обилие популяции;

в) плотность популяции;

г) экологическая пирамида.

5) Соотношение особей популяции по возрастному состоянию на-зывают:

а) средней продолжительностью жизни особей в популяции;

б) возрастным спектром популяции;

в) физиологической плодовитостью;

г) экологической рождаемостью.

6) Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие:

а) из одной генерации (поколения);

г) нескольких генераций и потомков каждой из них.

7) Популяцию характеризуют следующие свойства:

а) рождаемость, смертность;

б) площадь территории;

в) распределение в пространстве;

г) среда обитания, условия жизни.

8) Знания демографических показателей популяции имеет важное практическое значение:

а) в охотничьих хозяйствах;

б) для медико-санитарной службы;

9) Возрастная структура популяции:

а) определяется внешними условиями;

б) не зависит от жизненного цикла вида;

в) зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости;

г) зависит от размеров популяции.

10) Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:

а) одну популяцию одного вида;

б) две популяции одного вида;

в) две популяции двух видов;

г) одну популяцию двух видов.

5. Тестирование по теме «Динамика популяции»

1) В наименьшей степени связано с численностью популяции действие фактора:

б) накопления отходов жизнедеятельности;

2) Популяция может увеличивать численность с возрастающей скоростью, то есть экспоненциально:

а) когда ограничена только пища;

б) при освоении новых мест обитания;

в) только в случае отсутствия хищников;

г) только в лабораторных условиях.

3) Численность популяции из года в год остается примерно одинаковой, потому что:

а) каждый год погибает примерно одинаковое количество особей;

б) организмы размножаются более интенсивно при меньшей плотности и менее интенсивно при большей плотности;

в) организмы прекращают размножение, после того как численность популяции превысит средний уровень;

г) смертность и рождаемость примерно одинаковы.

4) Если n – число организмов, t – время, то формула ∆ n /∆ t означает:

а) среднюю скорость изменения числа организмов в расчете на одну особь;

б) среднюю скорость изменения числа организмов во времени;

в) скорость роста популяции в процентах;

г) скорость изменения числа организмов за единицу времени на определенной территории.

5) Колебания численности популяции связаны:

а) с изменением условий жизни (температуры, влажности);

б) с загрязнением окружающей среды;

в) со средой обитания;

г) с уровнем организации организмов.

6) Показателем процветания популяций в экосистеме служит:

а) связь с другими популяциями;

б) связь между особями популяции;

в) их высокая численность;

г) колебания численности популяций.

7) Численность популяций колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно выросла:

а) из-за благоприятного здесь климата;

б) более снежных зим;

в) более влажного климата;

г) отсутствия врагов этого насекомого.

8) Сохранению популяций и видов промысловых животных способствует:

а) полный запрет на охоту;

б) вселение их в новую экосистему;

в) регуляция численности частичным запретом на охоту;

г) полное уничтожение их врагов.

9) Популяции угрожает гибель, если ее численность:

в) колеблется по сезонам;

г) колеблется по годам.

10) Истребление хищниками больных и ослабленных животных способствует тому, что численность популяций жертв:

в) изменяется по сезонам года;

г) поддерживается на определенном уровне.

6. Тестирование по теме «Структура сообщества»

1) Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:

2) Примером природной экосистемы служит:

3) Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:

в) ее закономерного развития;

г) конкуренции видов.

4) Одна из главных причин сокращения разнообразия видов жи-
вотных:

а) колебания численности растительноядных;

б) межвидовая борьба;

в) чрезмерное размножение хищников;

г) разрушение мест обитания животных.

5) Почему дубраву считают биогеоценозом?

а) Между всеми обитающими в ней видами существуют родственные связи;

б) между обитающими в ней видами отсутствуют родственные связи;

в) особи разных видов скрещиваются между собой и связаны родством;

Читайте также:  Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции животного мира

г) обитающие в ней виды связаны между собой и с факторами неживой природы.

6) Наибольшее число видов характерно для экосистемы:

б) экваториального леса;

7) Наименьшее число видов входит в биоценоз:

а) тропического леса;

в) широколиственного леса;

8) Ярусное строение фитоценоза:

а) дает растениям возможность более полно использовать ресурсы среды;

б) не имеет никакого значения для растений;

в) связано с ярусным распределением животных в сообществе;

г) приводит к уменьшению видового разнообразия.

9) Основными причинами утраты биологического разнообразия может быть:

а) возрастающее потребление ресурсов;

б) эволюционное старение видов;

в) расселение видов в другие экосистемы.

10) К важнейшим показателям, характеризующим структуру сообщества, относят:

а) видовой состав, видовое разнообразие;

б) перемещение (круговорот) веществ и энергии;

в) экологические взаимодействия организмов.

7. Тестирование по теме «Пищевые цепи»

1) Растение «петров крест» в биоценозе функционирует как:

б) консумент I порядка;

в) консумент II порядка;

2) Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те, и другие:

а) поедают растительноядных животных;

б) живут в сходных местообитаниях;

в) имеют примерно одинаковые размеры;

г) имеют разнообразную кормовую базу.

3) Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относят:

4) Азотфиксирующие бактерии относятся:

б) консументам I порядка;

в) консументам II порядка;

5) Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как:

а) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией;

б) на Земле существует огромное разнообразие растений;

в) растения расселились во все среды обитания;

г) численность растений каждого вида очень высокая.

6) Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают ее:

г) сходство с агроценозом.

7) Процессы фотосинтеза, в результате которого неорганические вещества превращаются в органические и дыхание, при котором органические вещества расщепляются до неорганических, составляют основу:

б) круговорота веществ;

г) территориальных связей.

8) Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует:

б) обмен веществ и энергии;

в) колебание численности популяций;

г) круговорот веществ.

9) Определите правильно составленную пищевую цепь:

а) ястреб → дрозд → гусеница → крапива;

б) крапива → дрозд → гусеница → ястреб;

в) гусеница → крапива → дрозд → ястреб;

г) крапива → гусеница → дрозд → ястреб.

10) Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ:

а) реакции, протекающие в земных недрах;

б) органические вещества тел животных;

в) солнечное излучение;

г) хемосинтезирующие организмы.

8. Тестирование по теме « Экологические пирамиды»

1) Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

2) Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

в) остается неизменным;

г) изменяется по синусоидному графику (циклически).

3) Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к последующему происходит передача вещества, называют:

а) экологической пирамидой массы;

б) экологической пирамидой энергии;

4) Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются:

5) Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов к консументам и от них к редуцентам называют:

а) круговоротом веществ;

б) правилом экологической пирамиды;

в) развитием экосистемы;

г) законом превращения энергии.

6) Перевернутая пирамида численности характерна для:

а) водных экосистем;

б) наземных экосистем;

в) не встречается вообще;

г) почвенных биоценозов.

7) Потери вещества и энергии при переходе с одного трофического уровня на другой составляют:

8) Для каждого следующего уровня пищевой цепи:

а) биомасса организмов значительно больше, чем для предыдущего;

б) биомасса организмов сравнима с биомассой предыдущего уровня;

в) сумма биомасс организмов двух следующих уровней равна биомассе предыдущего;

г) биомасса организмов обычно меньше, чем для предыдущего.

9) Пирамида численности отражает:

а) плотность населения организмов на каждом трофическом уровне;

б) скорость самовозобновления (оборота) организмов;

в) количество биомассы на каждом трофическом уровне.

10) Большое разнообразие видов в экосистеме – основа формирования разнообразных цепей питания, сбалансированного круговорота веществ и …

а) устойчивого развития экосистем;

б) колебания численности популяций;

в) появления новых видов;

г) расселения видов в другие экосистемы.

9. Тестирование по теме «Экологическая сукцессия»

1) Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

а) мхи – лишайники – травянистые растения;

б) лишайники – травянистые растения – мхи;

в) лишайники – мхи – травянистые растения;

г) травянистые растения – мхи – лишайники.

2) В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения:

а) смена видового состава растений и животных;

б) уменьшение видового разнообразия организмов;

в) уменьшение биомассы органического вещества;

г) увеличение чистой продукции сообщества.

3) естественная смена одних растительных сообществ другими выражается в том, что:

а) ни один вид не уничтожается полностью другим видом;

б) в экосистеме постоянно происходит колебание численности видов;

в) менее приспособленные виды вытесняются более приспособленными;

г) на смену менее устойчивой экосистеме приходит более устойчивая.

4) Какие организмы первыми заселят остров, залитый вулканической лавой?

а) деревья; в) кустарники;

б) лишайники; г) лисицы.

5) Значительные изменения организмами среды обитания в процессе их жизнедеятельности, в результате чего она становится непригодной для их жизни, – это причина:

б) колебания численности популяций;

г) биологического прогресса.

6) Причинами смены одного биогеоценоза другим являются:

а) сезонные изменения в природе;

б) изменения погодных условий;

в) колебания численности популяций одного вида;

г) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов.

7) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор:

8) К глубоким изменениям экосистемы степи приводит:

а) отмирание надземных частей растений летом;

б) изменение активности животных в течение суток;

г) бурное развитие растительности зимой.

9) Выберите неправильный ответ. Вытаптывание в лесопарке ведет:

а) к повреждению подроста деревьев;

б) уплотнению почвы;

в) исчезновению луговых трав;

г) исчезновению лесных трав.

10) Укажите причину массовой гибели птиц в прибрежных зонах морей:

б) загрязнение воды в морях нефтепродуктами;

Источник

Интересные факты из жизни