03 детям с зпр свойственны страхи боязнь сказочных персонажей животных темноты типичные для детей

Коррекция страхов у детей

Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под

Коррекция страхов у детей

Другие дипломы по предмету

Наиболее часто встречающимися признаками трудного темперамента у школьников с ЗПР являются:

-повышенная моторная активность;

-нарушения настроения [24, с. 90-91].

Таким образом, уже на уровне темпераментных особенностей у детей с ЗПР имеются предпосылки для формирования эмоционального дисбаланса и возникновения трудностей в организации своего поведения и деятельности. Если к этому добавляется неучет со стороны социального окружения наиболее уязвимых сторон психосоциального развития таких детей, то создаются прямые предпосылки для формирования патохарактерологических особенностей личности в более старшем возрасте.

Поскольку одной из характеристик, которую обусловливает темперамент, является эмоциональность, то можно сказать, что уровень эмоционального интеллекта при ЗПР будет ниже, чем при нормальном развитии, что создает определенные трудности и эффективной социализации.

Как пишет И. А. Коробейников [18], процесс социализации значительной части детей с легкими формами психического недоразвития характеризуется рядом особенностей, в формировании которых заметная роль принадлежит механизму генерализации первично-органической интеллектуальной недостаточности под влиянием негативных микросоциальных факторов. В частности, непосредственно в связи с повышенной эмоциональной неустойчивостью находится сниженный порог к возникновению и закреплению всякого рода страхов.

Общим было наличие страха смерти. По мнению А. И. Захарова, это естественный возрастной страх, возрастное отражение формирующейся концепции жизни с обязательным присутствием в ней и смерти. В остальном детям с ЗПР свойственны страхи, типичные, скорее, для детей более младшего возраста: боязнь сказочных персонажей, животных, темноты. Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию [13, с. 98].

. Итак, страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например неврозах. При прочих равных условиях страхи чаще всего встречаются у эмоционально чувствительных детей, мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно опекающих и предохраняющих их от любых, часто воображаемых опасностей.

. Дети младшего школьного возраста испытывают следующие страхи: нападения бандитов, оставаться одни в комнате, темноты, животных, смерти, крови, боли, уколов, транспорта, врачей, воды, огня. Поскольку это совпадает с бурным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в этом возрасте наиболее “скреплены” эмоциями, в наибольшей степени мотивированы ими.

В результате использования различных методов были выявлены как общие, так и специфические закономерности структуры детских страхов в норме и при ЗПР.

Общим было наличие страха смерти. По мнению А. И. Захарова, это естественный возрастной страх, возрастное отражение формирующейся концепции жизни с обязательным присутствием в ней и смерти. В остальном детям с ЗПР свойственны страхи, типичные, скорее, для детей более младшего возраста: боязнь сказочных персонажей, животных, темноты.

Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию.

Глава II. Экспериментальное исследование коррекции страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

.1 Организация и методики исследования

Целью экспериментальной работы была коррекция страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

выявить страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста.

предложить игровые методы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.

внедрить и оценить эффективность предложенных игровых методов коррекции страхов у детей.

На втором этапе исследования проводилась диагностическая работа с детьми и их родителями и обработка полученных результатов и внедрение методов коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.

На третьем этапе эксперимента проводился анализ и интерпретация полученных результатов, формулировались выводы по работе.

Выборка: исследовательская работа проводилась на базе МОУ № 11 г. Альметьвска. В исследовании принимали участие 30 детей. Возраст детей составил 8-9 лет. Экспериментальную выборку составили учащиеся с задержкой психического развития, родители которых обращались к школьному психологу по поводу страхов у детей (различного рода: страх темноты, животных, школьные страхи и пр.) Данная группа детей была разделена нами на 2 подгруппы (контрольную и экспериментальную группы). В экспериментальной группе было 8 девочек и 7 мальчиков, в контрольной 10 девочек и 5 мальчиков.

В работе использовались следующие методики:

1. Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков (Захаров А.И.)

Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка.

Детям предлагалось рисовать на темы: “Что мне снится страшное или чего я боюсь днём”, “Чего я боюсь”.

Рисунки на тему “Что мне снится страшное или чего я боюсь днём”.

Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам.

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во первых, то, что задание задаёт воспитатель, ребёнок которому доверяет. Во вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого воспитателя.

Преобладание в рисунке серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий.

2. Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчи

Источник

03 детям с зпр свойственны страхи боязнь сказочных персонажей животных темноты типичные для детей

В последние десятилетия в отечественной науке вопросы изучения детей с ЗПР приобретают важное социально-психологическое, психолого-педагогическое, нравственно-этическое значение, что обусловлено ростом числа детей названной категории. Однако, большинство экспериментально-психологических исследований детей с ЗПР направлены в большей степени на рассмотрение особенностей их познавательной деятельности, тогда как данные об особенностях эмоциональной сферы данной категории детей вообще, и о специфики проявления у них тревожности, в частности, в литературе немногочисленны.

Читайте также:  Назовите экологические факторы живой природы важные для животных 5 класс биология ответы кратко

Так как тревожность многие исследователи относят к эмоциональным явлениям, следует рассмотреть особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР.

При ЗПР конституционального генеза эмоциональная сфера детей во многом напоминает нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста, хотя при этом отмечается качественное своеобразие эмоциональных черт личности: преобладание эмоциональных реакций в поведении, игровые интересы, повышенный фон настроения, непосредственность, поверхностность, нестойкость переживаний, внушаемость, недостаточная самостоятельность. Эти особенности эмоциональной сферы в условиях школьного обучения затрудняют социальную адаптацию, и, как указывает ряд исследователей (Т.Е. Сухарева, 1974; В.В. Ковалев, 1979; К.С. Лебединская, 1980), неблагоприятные условия жизни могут способствовать патологическому формированию личности по неустойчивому типу. Исходя из вышеперечисленных особенностей, можно предположить, что дети с ЗПР конституционального генеза не склонны к проявлению тревожности, или, точнее говоря, у данной группы детей нет обусловленных структурой дефекта предпосылок для формирования тревожности как личностного качества.

При соматической задержке, обусловленной длительной астенией, возникшей вследствие хронических заболеваний или пороков развития, тормозится развитие активных форм деятельности и появляется целый ряд невротических наслоений: робость, боязливость, капризность, неуверенность в своих силах, а эти личностные особенности могут способствовать становлению тревожности.

При психогенной задержке раннее возникновение и длительное воздействие психотравмирующего фактора вызывает стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, обусловливает патологическое развитие личности. В условиях безнадзорности она может начать формироваться по неустойчивому типу: неумение тормозить свои желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности; жестокость, либо грубая авторитарность обусловливает невротическое формирование личности, которое проявляется в отсутствии самостоятельности, робости, боязливости, а, следовательно, и тревожности.

При ЗПР церебрально-органического генеза механизм недоразвития связан, прежде всего, с поражением нервной системы, дефицитарностью корковых систем, незрелостью регуляторных функций. Для этого вида инфантилизма характерно отсутствие типичной для здорового ребенка живости и яркости эмоций, наблюдается слабая заинтересованность в оценке. При исследовании клинико-психологической картины органического инфантилизма было отмечено, что дети чаще всего испытывают и нарушения настроения. У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, которые могут маскироваться под детскую непосредственность и жизнерадостность. Для детей с пониженным фоном настроения характерна склонность к робости, боязливости, наличие страхов, что может послужить базой для формирования личностной тревожности.

Е.Г. Дзугкоева (1999) отмечает, что организованные коррекционно-психологические условия обучения и воспитания, комфоргная эмоциональная среда способствуют развитию у детей с ЗПР навыков общения, умений строить отношения в коллективе, снижают тревожность, что приводит к повышению школьной и социальной адаптации и коррекции личности в целом.

Обратившись к конкретным, непосредственно связанным с проблемой тревожности исследованиям в специальной психологии, можно отметить работу Л.Н. Костиной (1992), которая изучала особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием. По результатам исследования ею был сделан вывод, что дети с ЗПР проявляют большую тревожность по отношению к школе и учению, чем их нормально развивающиеся сверстники. Данный исследователь полагает, что дети с ЗПР, обладая неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от воздействия неприятных ситуаций, в результате чего появляются страх, боязнь, тревожность.

Д.Н. Исаевым и П.Г. Елисеевым (1999) были обследованы учащиеся I-IV классов с диагнозом ЗПР для выявления тревожно-невротических симптомов, связанных либо с самим учебно-воспитательным процессом, либо с трудностями социальной адаптации. К сожалению, авторы исследования не приводят результаты обследования, обращая свое внимание прежде всего на отбор методик, применимых для диагностики тревожно-невротических симптомов у детей данной категории. Но некоторые выводы по интересующей нас проблеме они все же делают. В частности, исследователи указывают, что тревожность у младших школьников с ЗПР является в значительной степени ситуативной и не обладает сформировавшимся, выраженным «личностным ядром». Кроме того, по их мнению, в какой-то степени низкие коэффициенты использованных методик можно объяснить известной дефектностью интеллектуальной сферы, в силу которой нервно-психические проблемы недостаточно осознаются детьми с ЗПР, а поэтому не выявляются при психодиагностических обследованиях.

М.Ч. Расщевской (1986) было осуществлено исследование структуры базальных эмоций детей с разным уровнем интеллектуального развития 6, 8 и 10 лет, которое показало, что у детей с ЗПР наблюдается недостаточность положительных переживаний, они менее жизнерадостны. У них чаще проявляются эмоции страха и гнева. По сравнению с нормально развивающимися детьми, дети с ЗПР являются более пугливыми, так как у них менее развита сила процессов возбуждения и подвижность нервных процессов, от которых зависит выносливость и быстрота реакции в тревожных ситуациях. По параметру «страх» оценки детей с ЗПР были ближе к оценкам нормально развивающихся детей, а по параметру «радость» дети с ЗПР находятся ближе к олигофренам. Авторы делают вывод: несмотря на то, что дети с ЗПР не отличаются особой боязливостью, все-таки они менее часто испытывают состояние эмоционального благополучия.

Е.Л. Винникова и Е.С. Слепович (1999) говорят о том, что детей с ЗПР беспокоит и негативное отношение к себе со стороны учителей, и их особое положение в школе. У них обнаруживается переживание безысходности своего положения, отсутствия позитивных перспектив, появляется установка на аддиктивные формы поведения как способ ухода от переживания своей неполноценности. Исследователи отмечает, что детей с ЗПР тяжело переживают низкое их принятие ближайшим окружением, что приводит к внутриличностному конфликту в процессе самовосприятия, к негативным установкам по отношению к себе. А данные личностные особенности детей с ЗПР будут сопровождаться повышенной личностной тревожностью.

Согласно данным И.Ю. Кулагиной (1987), изучавшей эмоциональные реакции младших школьников с ЗПР в оценочной ситуации, ситуативная тревожность, сопровождающаяся понижением результативности деятельности, была наиболее характерна для девочек. Мальчиков было значительно больше, чем девочек среди тех, у кого тревожность не появилась или приводила к повышению продуктивности деятельности. По мнению исследователя, низкая самооценка крайне редко фиксируется в специальной школе. В целом между ситуативной тревожностью и характером самооценки младших школьников с ЗПР не обнаружено четкой корреляции. Как известно, мотив избегания неудачи продуцирует эмоциональное состояние тревожности в противоположность мотиву достижения успеха, не вызывающего тревожности. В начальных классах специальной школы для детей с ЗПР, согласно точке зрения исследователя, доминируют в основном мотив достижения успеха и учебные интересы.

Л.В. Кузнецова и Б.И. Айзенберг (1990) указывают, что у детей с ЗПР, продолжающих обучение в специальной школе-интернате, т.е. у тех, кто в силу разных причин не перешел после начальных классов в массовую общеобразовательную школу, рост личностного самосознания может вызвать новый всплеск социальной дезадаптировапности: в начале обучения в V классе у детей с ЗПР наблюдается крайне неблагоприятное сочетание черт неустойчивости психических процессов с высокой тревожностью и агрессивностью.

В результате экспериментального исследования Б.Н. Никишина (1999) выявила большую склонность к формированию тревожной акцентуации характера у подростков с ЗПР, обучающихся в классах КРО общеобразовательной школы, по сравнению с нормально развивающимися и умственно отсталыми сверстниками. По мнению исследователя, подобная тенденция может быть обусловлена спецификой формирования личности детей с ЗПР, в частности характерной для них нестабильностью эмоционально-волевой сферы и некоторым негативным влиянием социальных факторов, складывающихся на фоне низких учебных возможностей.

Читайте также:  Презентация для дошкольников на тему дикие животные и их детеныши

Таким образом, на основе приведенного анализа, можно констатировать, что отдельные исследователи в рамках специальной психологии, рассматривая проблему тревожности у школьников с ЗПР, чаще всего указывают на повышенную тревожность данной категории детей. Но следует отметить, что подобные работы единичны.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ*

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ*

Выделяются факторы проявления страхов у детей с задержкой психического развития. Раскрывается как положительная роль эмоции страха, так и возможные неблагоприятные воздействия

на личностное становление детей. В процессе диагностического исследования определены ведущие страхи у детей с задержкой психического развития и описаны

возможности игровой терапии в коррекции выявленных страхов.

Ключевые слова: страх, аффект, эмоция, тревожность, игровая терапия, задержка психического развития, коррекция.

Иcследование психологических особенностей страха в дошкольном возрасте, его неблагоприят- ного воздействия на развитие эмоциональной сферы приобретает все большее значение в современном мире. Страх, как и многие отрицательные эмоции, не стоит интерпретировать как однозначно вредные для людей. Любая эмоция, которую испытывает человек, выполняет определенную, присущую только ей, функцию и служит для ориентировки в окружающей предметной и социальной среде. Проявление эмоции страха носит важную защитную функцию от «излишнего риск», при этом человек начинает регу- лировать свое поведение, деятельность, включать защитные и инстинктивные механизмы, предупреж- дающие об опасности и возможности получения травмы. В острых ситуациях опасности проявляется еще одна функция страхов – охранительная.

Детские страхи – это явление переходящее и непосредственным образом сопровождающее дет- ское развитие [1]. Ситуации, в которых человек переживает страх, становятся полезными в том слу- чае, когда данная эмоция выполняет свою базовую функцию. В тех обстоятельствах, когда эмоция страха, сопровождаемая такими ее показателями, как интенсивность и длительность, не препятству- ют проявлению ребенком жизненной непосредственности, детской эмоциональности, когда данная от- рицательная эмоция сопровождает ребенка долгое время, или фиксируется увеличение страхов, в дан- ном контексте диагностируется невротическое состояние ребенка, как проявление патологического состояния. «Невроз страха» проявляется в определенной симптоматике: в эмоциональной и физиче- ской скованности, напряжении мышц, вместо «детской» активности, живости эмоций и открытости, отмечается тревожность, замкнутость, отгороженность, поведение становится пассивным или наобо- рот, агрессивным [15].

В работах ученых встречается различное толкование понятия страх. Так, Л.А. Петровский считает, что «страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существова- нию индивида и направленная на источник воображаемой или действительной опасности» [11, c. 20].

По мнению А.С. Спиваковской, «страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкрет- ной и близкой уже наступившей опасностью» [12, c. 135].

А.И. Захаров, как ведущий исследователь в теории и практики возникновения страхов в детском возрасте, говорил о том, что страх выступает одним из основных источников невротического разви- тия личности. У дошкольников, в соответствии с его научными выводами, наиболее ярко проявля- ются инстинктивные страхи, симптомокомплекс которых виден в триаде: «темнота – одиночество – замкнутое пространство». Описанные в его исследовании формы страха, инстинктивные или эмоцио-

* Работа выполнена под руководством Федосеевой Е.С., кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педаго- гики и психологии ФГБОУ ВО «ВГСПУ».

нальные, трактуются ученым как представляющие угрозу для жизни, т. к. относятся к базовым, реф- лекторным реакциям организма. В тоже время, интеллектуальные формы страха являются следствием их социальной переработки и рационализации. Как пишет А.И. Захаров: «у детей к младшему школь- ному возрасту проявляется от 6 до 9 страхов – это нормальное явление, если только страхи не становят- ся устойчивыми и навязчивыми. С возрастом они обычно сглаживаются или сменяются другими (ха- рактерными для данного возраста страхами)» [3].

Наибольшее влияние оказывают следующие виды страхов: страхи одиночества или/и нападения и страх сказочных персонажей, причем они проявляются у мальчиков в большей степени, чем у дево- чек. Страх одиночества базируется на диффузном чувстве беспокойства и проявляется страхом напа- дения, через воплощение в образах страшных сказочных персонажей. Содержательное толкование та- кого сочетания страхов представлено следующим образом: ребенок, оставшись без эмоциональной поддержки родителей, переживает инстинктивный страх и чувство опасности перед угрожающими его жизни образами сказочных персонажей. Таким образом, он не чувствует себя настолько защищен- ным, чтобы быть способным противостоять в воображении отрицательному воздействию сказочных персонажей. Подтверждение данного положения отражено в следующей цитате: «Страхи животных и сказочных персонажей в дошкольном возрасте имеют максимальную выраженность» – утверждает Ю.В. Щербатых [15].

Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка с задержкой психического развития. Низкий уровень интеллектуальной регуляции эмоций непосредственным образом влияет на проявление у де- тей модально-специфических особенностей переживания эмоции страха, которые проявляется не в чи- стом виде, а в сочетании с агрессией и тревожностью.

Страхи детей с задержкой психического развития в подавляющем количестве ситуаций проявля- ются в конкретных ситуациях или связаны с пугающей информацией, полученной в межличностных контактах с близкими людьми. Такого рода страхи обусловлены социальными источниками, влияющи- ми на их возникновение, и во многом отражают жизненный опыт детей. Характер социальных страхов достаточно реалистичный, и специалистам его проще идентифицировать, дать оценку степени опасно- сти для развития ребенка [10].

Социальную природу страхов детей с задержкой психического развития раскрывает в своих рабо- тах Е.М. Мастюкова. Исследователь связывает их с неблагоприятными социальными условиями, с не- доброжелательным отношением к ребёнку со стороны окружающих сверстников и взрослых, с невер- но выбранным стилем воспитания [6].

В настоящее время идет поиск методов и технологий преодоления страхов у детей с задержкой психического развития. Основополагающими в данном направлении исследования для выбора средств коррекционной работы выступили положения Л.С. Выготского о ведущей деятельности и формиро- вании психологических новообразований ребенка на определенном этапе развития [2]. В результате анализа и описания различных подходов к организации психокоррекционных воздействий, в качестве ведущего средства была определена игровая терапия. Игровая терапия обладает наибольшими возмож- ностями и потенциалом для коррекции страхов, т. к. не напрямую воздействует на сознание ребенка, а бережно, косвенно: через проигрывание роли, через действия с игрушкой, создавая, таким образом, безопасную для него среду в привычной и любимой для ребенка деятельности.

В процессе игротерапии дети учатся адекватно реагировать на пугающие ситуации, приобретают опыт их проживания и преодоления с помощью различных приемов, игра помогает найти выход, ис- пользуя собственные ресурсы. Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребен- ком на условиях последнего, когда ему предоставляется главная роль и возможность свободного само- выражения с одновременным принятием его чувств взрослыми [9].

Актуальность рассматриваемой проблемы определило выбор темы исследования: «Особенности про- явления и коррекции страхов у детей с задержкой психического развития средствами игровой терапии».

Читайте также:  Какая камера жвачных животных является настоящим желудком с выделением кислоты

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МОУ «Детский сад № 263 Дзержин- ского района Волгограда» с 10 детьми 5–7 лет с задержкой психического развития. Диагностический

этап эксперимента был основан на выборе и реализации следующих диагностических методик: опрос- ник А.И. Захарова «Страхи детей»; проективная методика А.И. Захарова «Мои страхи»; «Страхи в до- мике» (модификация М.А. Панфиловой) [8]. В результате обследования по первой методике мы полу- чили следующие данные: низким уровнем выраженности страхов обладают три ребенка (30%): дети имеют наименьшую выраженность страхов (их страхи являются адекватными по отношению к угро- зе своей жизни, боязнь получить повреждение). Средний уровень выраженности страхов наблюдал- ся у четырех детей (40%): страхи детей носили в меру адекватных характер, однако дети утверждали, что боялись и не вполне обусловленных страхов: темноты. Высокий уровень выраженности страхов был установлен у троих детей (30%): страхи детей проявлялись в достаточно большом числовом зна- чении, характеризовались интенсивностью проявления, длительностью и яркой аффективностью. При упоминании пугающего образа дети на физическом уровне реагировали, начиная сжиматься, при- кладывая руки к груди и выражая эмоцию страха на лице.

При анализе результатов по второй методики установлено, что высоким уровнем выраженности страхов обладают 30% детей с задержкой психического развития, т. к. в рисунках наблюдалось пре- обладание черных цветов и ярко-красных, фиолетовых, коричневых. Была характерна прерывистость и дрожание линий или, наоборот, сильный нажим карандаша, широкий диапазон штриховых линий. Для работ детей с задержкой психического развития со средним уровнем проявления страхов (40%) характерными являлись использование менее ярких цветов. Рисунки содержали более теплые оттен- ки, были красочными, линии четкими. Они выполняли свой рисунок спокойно, с умеренным нажатием на карандаш, при рисовании общались с другими детьми, сравнивая свои и чужие работы. Ана- лиз рисунков детей с задержкой психического развития с низким уровнем страхов (30%) показал, что в их изображениях отсутствовали пугающие или агрессивные образы животных, сказочных персо- нажей и т. д.

При анализе результатов третьей методики было определено, что низкий уровень имеют 30% де- тей, т. к. у них было меньше 5 положительных ответов на каждый из вопросов «Боишься ли ты. ». Средний уровень наблюдался у 40%, т. к. они ответили на 8, 10, 16 и 12 вопросы о страхах положи- тельно. Высокий уровень наблюдался у 30% детей: для их ответов был характерен наименьший число- вой показатель стразов, примерно 2–3 раза они ответили утвердительно. Таким образом, в группе детей наблюдалось: у 30% детей с задержкой психического развития – низкий уровень выраженности стра- хов, 40% – средний уровень и 30% – высокий уровень выраженности страхов. Страх темноты, сказоч- ных персонажей и страх перед животными оставались актуальными и преобладающими для детей с за- держкой психического развития видах страхов.

Таким образом, страх сказочных персонажей, темноты и животных остается ведущим среди об- щего количества страхов у детей с задержкой психического развития.

Основываясь на положении о том, что в детском возрасте страхи наиболее податливы для коррек- ционного вмешательства и успешно преодолеваются, т. к. они в большинстве ситуаций обусловлены социальными причинами и эмоциями и еще не вплетены в структуру личности, нами были определе- ны следующие направления опытно-экспериментальной работы:

– организация ступенчатой проработки в игровой форме новых, наиболее адекватных приемов реагирования ребенка в ситуациях, в которых он чувствует эмоцию страха и их интериоризацию;

– приобретение способности у детей с задержкой психического развития к произвольной регуля- ции эмоций на основе выполнения правил и роли, заявленных в игровой ситуации, с участием сказоч- ных персонажей;

– моделирование различных комбинаций социальных отношений на примере организации наглядно- действенных приемов в специально созданных игровых условиях, ориентировка в этих отношениях [7].

Коррекционный процесс осуществляется в процессе принятия психологом установок ребенка, от- ражения и вербализации свободно выражаемых в игре чувств. Игровой терапевт полностью вовлечен в игру ребенка, он сосредотачивает всё свое внимание на эмоциональных состояниях ребенка и отра- жает их. Игра как деятельность, свободная от подчинения, принуждения, зависимости и страха ребенка

от мира взрослых, представляет собой безопасное место, где ребенок приобретает опыт свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний. Коррекционное воздействие осуществляется, по мнению А.И. Захарова и Б.Д. Карвасарского [3, 4], в процессе переноса эмоций страхов и других сопутствующих отрицательно направленных эмоцио- нальных состояний на игровой образ. Мозг ребенка сигнализирует: «Персонажи игры – это не ты. Пер- сонаж может испытывать страх, для тебя это безопасно» [5, с. 66]. В игровой деятельности дети с за- держкой психического развития наделяют страшных и пугающих персонажей, животных собствен- ными отрицательными эмоциями и, таким образом, переносят на игрушку или другой предмет свои страхи. Наиболее эффективными в работе со страхами отмечены такие приемы, как: рисование страха и в дальнейшем происходит его символическое уничтожение, уменьшение страха, превращение стра- ха в веселый образ, раскрашивание страха, сочинение сказки [5] или истории про страх, проигрывание истории, разыгрывание трудных ситуаций [3].

В результате проведенного исследования и повторного диагностического обследования было установлено, что количество страхов и интенсивность проявления значительно снизились. Проведен- ная коррекционная работа на основе игротерапии доказала свою эффективность в работе с детьми с за- держкой психического развития.

1. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. М.: Феникс, 2014.

2. Возрастная психология: хрестоматия для студентов педагогических направлений подготовки / Костюк Г.С., Элько- нин Д.Б., Запорожец А.В. [и др.]. Тула: Тульс. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2019.

3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2010.

4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб.: Питер, 2007.

5. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. СПб.: Речь, 2011.

6. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А.Г. Московкиной. М.: Изд-во «Классике Стиль», 2003.

7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002.

8. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей дошкольного возраста с умственной недостаточнос- тью // Школьный психолог. 2014. № 8. С. 10–12.

9. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. Психотехнические игры и упражнения: техники игровой психокоррекции. М.: ВЛАДОС, 2010.

10. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестомат. / сост. О.В. Защиринская. СПб.: Речь, 2003.

11. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6-ти т. / под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005.

12. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 1. М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2000.

13. Щербатых Ю.В. Психология страха: Попул. энцикл. М.: ЭКСМО-Пресс, 2011.

Источник

Интересные факты из жизни